«Семь ключей к познанию себя. Формирование адекватного образа-«Я» у детей с нарушениями зрения посредством образно-пластической деятельности»
рабочая программа по музыке по теме

Боровкова Надежда Сергеевна

Данная работа посвящена проблеме формирования адекватного образа - «Я» у ребенка с нарушением зрения через образно-пластическую деятельность (тезисы авторской программы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_opd.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Семь ключей к познанию себя. Формирование адекватного образа-«Я» у детей с нарушениями зрения посредством образно-пластической деятельности»

Боровкова Надежда Сергеевна,

учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)

Врастание ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим. Дефект, создавая уклонение от устойчивого биологического типа человека, вызывая выпадение отдельных функций, более или менее существенную перестройку всего развития на новых основаниях, по новому типу, естественно, нарушает тем самым нормальное течение процесса врастания ребенка в культуру. Причина низкой социальной адаптивности детей с нарушениями зрения заключается в том, что зрительный дефект осложняет на ранних этапах развития ребенка процесс активного познания окружающего мира, который связан, прежде всего, с его двигательной активностью. Поскольку от функционального состояния сенсорных систем (зрения, слуха, вестибулярного аппарата) зависит степень овладения навыками ориентировки в пространстве и уровень двигательной активности ребенка, нарушения зрения отрицательно влияют на процесс обучения детей: зрительно-моторная координация не может осуществляться у них за счет быстрого и точного анализа внешних зрительных сигналов. Основным нарушением в двигательной сфере детей с амблиопией и косоглазием является расстройство координации движений, что тормозит развитие способностей сопоставления внешних сигналов с внутренними, мышечными сигналами, следовательно, страдает аналитико-синтетическая деятельность. Эти нарушения и являются главным препятствием развитию таких способностей, как дифференцировка усилий во времени и пространстве, равновесие, ритмичность и симметричность движений, тонкая координация мелкой моторики и др.

Эффект работы по развитию двигательной сферы детей со зрительной патологией обусловливается в значительной степени формированием у них потребности к активному, самостоятельному, осмысленному движению, сформированностью специальных знаний и умений ориентировки в пространстве, преодолением страха пространства.

Коррекционное воздействие на сенсомоторный уровень развития ребенка с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций и является базальным для их дальнейшего развития. Это позволяет нам оценить ведущую роль движения в организации компенсаторных механизмов у детей с нарушением зрения, а, следовательно, и в формировании адекватной оценки возможностей собственного тела.

Дошкольникам присущи двигательная и зрительно-двигательная формы ритмичности, однако эта способность у слабовидящих детей возникает лишь тогда, когда создается ее сложный механизм, основывающийся на единой зрительно-слухо-двигательной связи. Поэтому формирующие воздействия должны одновременно учитывать включение двигательного, зрительного и слухового анализаторов, развивать их слаженную деятельность. Это подтверждает необходимость сопровождения музыкой и стихотворным словом занятий телесной психопластикой.

При построении специальной программы по развитию образно-пластического творчества у детей с нарушениями зрения нами учитывались:

1) закономерности и этапы развития двигательной и эмоциональной сферы в онтогенезе, а также этапы развития чувства ритма;

2)специфичность проявления ритмических движений в различных областях жизни и деятельности ребенка;

3)двигательно-моделирующая основа восприятия и воспроизведения музыкальных и стихотворных произведений у дошкольников;

4)двигательная природа ритма;

5)особенности психического развития ребенка с нарушением зрения, имеющего также другие проблемы в развитии.

Цель работы: Полноценное пластическое проявление индивидуальности ребенком с нарушением зрения; формирование адекватных представлений о своем теле и своих двигательных возможностях; позитивное отреагирование эмоций.

Задачи:

1. Развитие произвольности в двигательной сфере.

2.Развитие импровизационных навыков в двигательной сфере.

3. Развитие умения слушать музыку разного характера, отмечать ее отличительные особенности.

4.Формирование чувства ритма; развитие умения дифференцировать разнообразные ритмы.

5.Развитие умения соотносить пантомимические проявления эмоций со словесным представлением.

6.Развитие творческого воображения.

7-Развитие умения работать индивидуально, в парах, подгруппой.

Исходя из анализа основных видов деятельности детей дошкольного возраста и основных психических новообразований возрастов, определены следующие направления формирования образа -”Я” у дошкольников в рамках работы по развитию образно-пластической деятельности (семь «ключей» к познанию себя):

1.“ДВИЖЕНИЕ – Моё необычное тело”

2.“ИГРА – Я учусь жить! ”

3.“ТВОРЧЕСТВО – Я могу всё!”

4.“РАБОТА С ЗЕРКАЛОМ – реальный Я”

5.“РЕЧЬ – Я говорю и двигаюсь”

6.“ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ – Я – в другом”.

7.“МУЗЫКА – Я чувствую!”

Содержание деятельности распределено на 4 года обучения; материал постепенно усложняется в процессе коррекционной работы. Также содержание деятельности углубляется и расширяется на каждом последующем этапе работы по одним и тем же направлениям, а также дополняются формы и методы работы. Темп деятельности гибко изменяется в зависимости от индивидуального темпа каждого ребенка.

Особое внимание на занятиях по развитию образно-пластической деятельности уделяется детям с сочетанными диагнозами, особенно детям с ДЦП. У таких детей отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации специальных заданий для развития зрительных и тактильных ощущений: упражнений для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц, упражнений на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог, упражнений на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

Основная трудность выполнения упражнений программы для детей с ДЦП заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Детям следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений. Хотя принципы физического развития и здорового ребенка, и ребенка с функциональным расстройством одинаковы, важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого ребенка с ДЦП. В целом, программа коррекционной работы с такими детьми направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.

Для оценки эффективности проводимой с детьми работы были разработаны следующие критерии, отражающие положительные изменения в двигательной сфере детей:

1. Дети свободно совершают различные имитационные движения.

2. Дети с удовольствием двигаются, разыгрывают этюды разного содержания на занятиях.

3. В своих работах дети отражают движение объектов и статику.

4. В пантомимах дети задействуют не только руки или ноги, но и все тело (как пластический материал).

5. Дети достоверно отражают образы задуманных объектов.

6. Дети различают степень мышечных усилий при работе в разных упражнениях.

7. Дети могут показать не только движущиеся объекты, но и неживые предметы, а также различные состояния (погоды, настроения, чувств).

8. В свободной деятельности дети самостоятельно разыгрывают этюды, пантомимы.

9. Дети могут рассказать о своих ощущениях во время движения.

10.Дети свободно ориентируются «на себе» и «от себя», владеют пространственными эталонами.

11 .Создают индивидуальные, отличные от других образы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Образно-пластическая деятельность как способ формирования адекватного Образа – «Я» у детей-дошкольников с нарушениями зрения.

Программа деятельности учителя-дефектолога, педагога-психолога по формированию у детей способностей к полноценному пластическому проявлению индивидуальности, позитивному отреагированию эмоций, формиро...

Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

 Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и     воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции...

Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

    Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и х...

«Формирование речевой активности детей с нарушениями зрения посредством тематических и праздничных мероприятий»

           Одно из интересных мероприятий в 2021-2022 учебном году  - конкурс чтецов, который проводится уже15 раз (год) среди воспитанников, родителей ...