«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и воспитание в нашем дошкольном учреждении направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление плеоптическогои ортоптическоголечения по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности» Выполнила Елисеева Л.В. Воспитатель МДОУ детский сад №100 Город Тверь Т верской области

Слайд 2

Актуальность темы: « Каждый вид аномального развития характеризуется системным проявлением, в котором выделяются первичный дефект и вторичные отклонения» ( Выготский Л .С .)

Слайд 3

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и воспитание в нашем дошкольном учреждении направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление плеоптического и ортоптического лечения по исправлению косоглазия и амблиопии , а также успешную подготовку детей к обучению в школе. В работе с детьми столкнулась со следующими проблемами: Лечение методом прямой окклюзии хотя и заставляет хуже видящий глаз активно работать, но в тоже время лишает ребёнка возможности свободно передвигаться, ориентироваться в пространстве, качественно выполнять необходимые действия; Лечение на аппаратах, специальные коррекционные занятия, как правило, носят малоподвижный характер. Это способствует повышению утомляемости и снижению познавательных и физических возможностей у детей, которые и так страдают из-за зрительно- двигательной недостаточности;

Слайд 4

Индивидуальный характер заданий детям, которые находится на разных периодах лечебно- восстановительного лечения, затрудняет их организацию и проведению занятии с учётом всего образовательного процесса; Из-за того, что в России небольшое количество дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, ощущается недостаток профессионально изготовленного демонстрационного и раздаточного материала с учётом специфики восприятия детей с патологией зрения (соответствующий фон, цвет, размер пособий, четкость контуров, размер деталей и т.п.); Таким образом, стало ясно, что выделение фронтальных занятий для развития и активизации зрения и развития зрительного восприятия в отрыве от всего педагогического процесса не целесообразно, т. к. приводит: переутомлению детей; превышению нагрузки на детей в течение всего дня; перевозбудимости нервной системы ребёнка: к снижению усвоения программного материала В связи с выше перечисленными проблемами назрела необходимость использования наиболее эффективного дидактического материала, который позволил бы тесно объединить развитие познавательных процессов (зрительное ощущение и восприятие, образное мышление, логическое мышление, речь, память, внимание, воображение) и коррекционные задания .

Слайд 5

Плаксина Л.И. в пособии «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике» показала эффективность специально подобранного для детей с патологией зрения дидактического материала. С его помощью комплексно решаются общеобразовательные и коррекционно-восстановительные задачи. Каждый раздел математики (форма и величина предмета, количество и счёт, ориентировка в пространстве и времени) сопровождается коррекционными заданиями. Например, для упражнения детей в составлении числа из двух меньших чисел предлагается обвести по контору соответствующее количество предметных изображений. Чтобы составить число пять, необходимо обвести по контору три квадрата и три пирамидки. В процессе обводки активно упражняется зрение, закрепляется представления о форме предметов, и соответственно формируются математические представления о числе. Подобное задание дети, которые нуждаются в охранительном режиме, выполняют с предметами или игрушками. Так осуществляется индивидуальный подход к детям, которые находятся на разных периодах лечебно­восстановительного лечения. Использование в практике воспитания и обучения на занятиях и в других видах детской деятельности упражнений на активизацию и коррекцию зрения и зрительного восприятия сохраняет детям свободное время для игр, бытовой деятельности, снижает утомляемость, повышает познавательные и физические возможности детей.

Слайд 6

Цель: Повышение качества обученности и воспитанности детей, успешная интеграция ребёнка с нарушением зрения в общеобразовательную школу нормальновидящих сверстников.

Слайд 7

Задачи: Учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения; Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к коррекционной помощи детям с нарушением зрения; Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения, включая применение специальных методов работы, адаптированных дидактических материалов и пособий.

Слайд 8

Механизмы реализации: Разработать коррекционные задачи по развитию зрительного восприятия для всех возрастных групп на фронтальных общеобразовательных занятиях; Разработать схему сочетания общеобразовательных и коррекционных задач на фронтальных занятиях; Составить алгоритм технологии познавательно-­речевой деятельности; Представить в виде схемы модель деятельности воспитателя коррекционной группы; Изучить брошюру Ермакова В.П. «Графические средства наглядности для детей с патологией зрения»; Изучить статью Подколзиной Е.Н. «Адаптация изобразительной иллюстративной наглядности к условиям дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения»; Адаптировать и изготовить схемы и модели для работы с детьми по программе экологического образования «Мы» (модели отражающие существенные признаки живого; модели основных эколого-систематических групп: звери, птицы, рыбы, насекомые, растения); Привлечение детей к созданию новых моделей: среда обитания основных эколого-­систематических групп; классификация птиц; зависимость строения конечностей от среды обитания; Изготовить силуэты животных, птиц, насекомых;

Слайд 9

Разработать индивидуальные задания с использованием ранее изготовленных моделей (в соответствии с тематикой занятий по ознакомлению с животным миром); Создание объёмной модели года (круговорот смены времен года); Изготовление действующей модели перекрестка улицы с последовательным переключением сигналов светофора; Изготовить рабочие листы для изучения правил перехода улицы по сигналам светофора; Изготовить рабочие листы для изучения жестов регулировщика в соответствии с сигналами светофора; Изучить опыт работы Соборовской г. Ноябрьск, 2007г. «Развитие невербального общения детей с нарушением зрения» Изготовление сборно-разборной модели лица и тела человека (для изучения строения лица и тела мимики, проявления эмоций и пантомимики); Изготовление трафарета лица ребенка (для самооценки ребёнком выполненных заданий); Составление схемы-плана групповой комнаты; Изготовление карточек выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений; Составление схемы поэтапного выполнения птиц и животных способом оригами; Составление конспектов занятий ( по развитию зрительного восприятия, ознакомлению с окружающим); Диагностирование детей по разделу «Природоведческие знания» (в начале и конце учебного года); Диагностика развития зрительного восприятия (в начале и в конце учебного года); Отслеживание поступления выпускников в школы (специализированные, общеобразовательные, с углублённым изучением предметов, гимназии, лицей);

Слайд 10

Инструментарий Подколзина Е.Н. «Особенности психофизического развития дошкольников с нарушением зрения»; Плаксина Л.И. « Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике»; Плаксина Л.И «Психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением зрения»; Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1У вида (программа детского сада); Ермаков В.П. «Графические средства наглядности для детей с патологией зрения»; Подколзина Е.Н. «Адаптация изобразительной иллюстративной наглядности к условиям дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения»; Программа экологического образования детей «Мы »; Соборовская г. Ноябрьск, 2007г. «Развитие невербального общения детей с нарушением зрения »

Слайд 11

Результат: Разработан и подготовлен материал (демонстрационный, раздаточный, схемы, модели) по всей тематики раздела программы «Ознакомление с окружающим миром»; Применение схематизации и моделирования на занятиях по ознакомлению с окружающим позволило объединить общеобразовательные задачи и коррекционные задания, не нарушая тематики занятий; Выбор показателей подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе и развития зрительного восприятия выбран правильно. А вычисление в процентном отношении (или в каком либо другом исчислении) показателя уровня природоведческих знании у дошкольников затруднено, т. к. в дошкольных учреждениях нет балльной системы оценки знании детей; На основе моделей, отражающих существенного признаки живого и основных эколого­систематических групп, рекомендованных программой экологического образования «Мы», самостоятельно разработаны и совместно с детьми изготовлены модели среды обитания основных эколого-систематических групп; Разработаны индивидуальные задания на основе моделирования; Создана модель «времена года» : Разработана и создана действующая модель перекрёстка улицы : Составы рабочие листы с заданиями для закрепления регулировщика в соответствии с сигналами светофора ; Применение схематизации и моделирования в занятиях по ознакомлению с окружающим миром позволит объединить общеобразовательные задачи и коррекционные задания. Появится возможность составлять различные задания в соответствии с темой занятия, с уровнем развития ребенка, рекомендациями врача-офтальмолога и учителя- тифлопедагога. Что даст положительные результаты психофизического развития ребёнка . Разработанный мною материал поможет воспитателям, специалистам специальных дошкольных учреждений, педагогам дошкольных учреждений общеразвивающего вида в работе с детьми в эколого-ориентированной деятельности. Он поможет развить кругозор детей, повысить интерес детей к занятиям познавательного цикла.

Слайд 12

Содержание приложения: Коррекционные задачи по развитию зрительного восприятия для всех возрастных групп на фронтальных общеобразовательных занятиях; Схема сочетания общеобразовательных и коррекционных задач на фронтальных занятиях; Алгоритм технологии познавательно­речевой деятельности; Схема-модель деятельности воспитателя коррекционной группы; Схемы и модели для работы с детьми по программе экологического образования «Мы» (модели отражающие существенные признаки живого; модели основных эколого-систематических групп: звери, птицы, рыбы, насекомые, растения); Силуэты животных, птиц, насекомых; Индивидуальные задания с использованием ранее изготовленных моделей (в соответствии с тематикой занятий по ознакомлению с животным миром); Объёмная модель года (круговорот смены времен года); Действующая модель перекрестка улицы с последовательным переключением сигналов светофора; Рабочие листы для изучения правил перехода улицы по сигналам светофора; Рабочие листы для изучения жестов регулировщика в соответствии с сигналами светофора; Сборно-разборная модель лица и тела человека (для изучения строения лица и тела мимики, проявления эмоций и пантомимики) Трафарет лица ребенка (для самооценки ребёнком выполненных заданий); Схема-план групповой комнаты; Карточки для выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений; Схемы поэтапного выполнения птиц и животных способом оригами; Конспекты занятий (по развитию зрительного восприятия, ознакомлению с окружающим);