Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Бубнова Екатерина Станиславовна

      Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства.

      Именно в этом  возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка и реализуются первые проявления творчества.

      У современных детей фантазии и воображения более чем достаточно. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.

     Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и

     воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенса-

     ции зрительной недостаточности. Детям, имеющим нарушения функций зрения, нелегок    путь познания. Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности, необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их характерные признаки. 

Процесс рисования сказывается на детях весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.

        Доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.   

        Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов  и техник способствует развитию у ребенка:

     - мелкой моторики рук и тактильного восприятия

     - пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия

     - внимания, усидчивости

     - изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмо

      циональной отзывчивости.

           Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира в нетрадиционной технике рисования  или с нетрадиционными материалами, ребенок получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством. В совместном творчестве с детьми, используя нетрадиционные материалы и техники, ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.

           Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы совместной деятельности и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Все это говорит о том, что с детьми, страдающими нарушением зрения, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных приемов изображения.

           Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, т.е. позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.r._khudozh-est_razvitie.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида

Методическая разработка раздела образовательной программы

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник  и материалов  в изобразительной деятельности.

Выполнила воспитатель: Бубнова Екатерина Станиславовна

г. Кулебаки  2013 г.


Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи раздела.
  3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала воспитанниками в соответствии с возрастными особенностями.
  4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
  5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников.
  6. Система знаний и система деятельности.
  7. Календарно-тематическое планирование.

 

Пояснительная записка

                                                         …Это правда! Ну, чего же тут скрывать?

                                                                             Дети любят, очень любят рисовать!

                                                                             На бумаге, на асфальте, на стене

                                                                             И в трамвае на окне…

                                                                                                                      Э.Успенский

      Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства.

      Именно в этом  возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка и реализуются первые проявления творчества.

      У современных детей фантазии и воображения более чем достаточно. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.

     Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и

     воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенса-

     ции зрительной недостаточности. Детям, имеющим нарушения функций зрения, нелегок    путь познания. Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности, необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их характерные признаки.  

Процесс рисования сказывается на детях весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.

        Доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.    

        Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов  и техник способствует развитию у ребенка:

     - мелкой моторики рук и тактильного восприятия

     - пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия

     - внимания, усидчивости

     - изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмо

      циональной отзывчивости.

           Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира в нетрадиционной технике рисования  или с нетрадиционными материалами, ребенок получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством. В совместном творчестве с детьми, используя нетрадиционные материалы и техники, ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.

           Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы совместной деятельности и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Все это говорит о том, что с детьми, страдающими нарушением зрения, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных приемов изображения.

           Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, т.е. позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

           

Цели и задачи

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» посредством использования нетрадиционных техник и материалов направлено на достижение целей  формирования у детей с нарушением зрения первоначальных изобразительных навыков и умений, интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • знакомство детей с различными изобразительными материалами и разнообразными технологиями исполнения;
  • совершенствование навыков изодеятельности посредством внедрения новых техник;
  • развитие графических умений, ориентировка в ограниченной плоскости;
  • формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
  • формирование нравственных качеств личности, эмоциональной отзывчивости к изобразительной деятельности;
  • формирование сенсорных эталонов;
  • формирование предметных представлений и способов обследования предметов,
  • развитие восприятия сюжетных изображений;
  • развитие осязания и мелкой моторики.
  • формирование, уточнение и обогащение представлений об объектах окружающего мира;
  • развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук, движений обеих рук под контролем зрения;

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала детей с нарушением зрения 5- 7 лет

Психофизическое развитие слепых детей имеет те же закономерности, что и развитие детей с нормальным зрением, но отсутствие ряда зрительных образов, визуальной ориентировки не может не сказываться на социальном опыте ребенка, его понимании окружающего мира.
Так как зрение в значительной степени управляет развитием моторики и обусловливает общение с окружающими, то крайне необходимо стимулировать функциональное развитие разных органов чувств. Только при условии грамотно построенной работы родителей и тифлопедагогов с ребенком можно скорректировать отклонение в развитии ребенка.

Изобразительная деятельность тесно связана с умственной деятельностью ребенка с нарушением зрения, с его личностными качествами, а также со специфическими особенностями, которые обусловлены зрительной патологией.

При нарушении зрения у дошкольников страдает восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование представлений об окружающем. Именно поэтому необходима предварительная работа по формированию специальных приемов использования нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов при обследовании предмета, его качеств и свойств. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта способствует более полному формированию предметных представлений. Таким образом происходит развитие аналитико-синтетической деятельности: способности видеть отдельные свойства предмета и объединить их в целостных образ.

Изобразительной деятельности всегда предшествует наглядно - практическая. Это могут быть сюжетно-ролевые и дидактические игры, наблюдения на прогулке, экскурсии. Целесообразно использование следующих игр и упражнений:

1. Сравнение предметов и их изображений (нахождение сходства и отличия) .

2. Соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений и реальных объектов.

3. Обводка по контуру, силуэту, трафарету.

4. Определение и поиск недостающих деталей в изображении.

5. Определение и устранение ошибок и неточностей в изображении.

Необходимо помнить о том, что дети со зрительной патологией зачастую не умеют пользоваться своим нарушенным зрением. Кроме того, для них характерно нарушение зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточных зрительный контроль за движением рук. Именно поэтому необходимо повышать уровень сформированности навыков обследования. Выделяют следующие этапы обследования предмета:

1. Характеристика предмета педагогом.

2. Анализ основных частей и деталей предмета детьми.

3. Соотнесение выделенных частей с сенсорными эталонами цвета, формы и величины.

4. Определение строения предмета, определение пространственного положения всех составных частей.

5. Повторное восприятие предмета в целом.

Объект для обследования должен быть достаточно крупного размера, яркого цвета, контрастно выделяющимся на фоне. Желательно, чтобы дети могли тесно контактировать с объектом.

Важное значение имеет организация осязательного обследования предмета. Педагог берет обе руки ребенка в свои и показывает, как обхватить предмет обеими руками, как продвигать руки сверху вниз, демонстрирует способы действия пальцами при осязании.

В процессе осязательного обследования дети анализируют округлость формы, наличие граней, углов, плоскости, вогнутости и другие осязательные признаки предмета.

Большие трудности возникают у детей с нарушениями зрения при восприятии и отображении пространственных отношений предметов. Понимание и правильный перенос пространственных признаков предмета на плоскость листа во многом зависит от того, как организованы занятия по рисованию. Необходимо развивать восприятие перспективы через наблюдение объектов вблизи и вдали. Дети учатся понимать таким образом величину предметов в зависимости от их расположения в пространстве. Для этого следует подбирать иллюстрации, на которых можно показать изображение перспективы. Например, дома вдали очень маленькие, а на переднем плане люди - по размеру больше, чем дома.

На занятиях по рисованию для коррекции и развития цветовосприятия дети упражняются в различении, назывании цвета, учатся воспринимать цветовую гамму. При некоторых видах глазных патологий нарушается цветоразличение и цветовосприятие, поэтому рассматривание цвета в реальных предметах способствует обогащению опыта и знаний о цвете. Дети определяют цветовую насыщенность, тональность и контрастность в окраске предметов. Когда ребенок затрудняется в подборе красок, ему на помощь приходит педагог, который учит его способам получения нужного цвета, тональности, насыщенности в изображении. Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное влияние на ребенка с нарушением зрения, поэтому педагог учит детей ориентироваться в эталонах цвета соответственно спектру цвета. При этом он обращает внимание детей на то, что цвет является одним из выразительных средств, используемых в изображении, и им надо правильно пользоваться.

Таким образом, можно говорить о том, что изобразительная деятельность в целом и подготовительная работ к ней в частности является важным средством развития и коррекции зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Это касается таких важнейших разделов как:

- формирование сенсорных эталонов;

- формирование предметных представлений и способов обследования предметов,

- восприятие сюжетных изображений;

- развитие осязания и мелкой моторики.

Подобный комплексный подход является залогом успешности коррекционного процесса.

 Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности.

      С помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов,их пространственном расположении степени удаленности. Функциями зрения являются : острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения, глазодвигательные функции.

      При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего.

      На первый взгляд, кажется,что дети с ограниченными возможностями здоровья и развитие творческих способностей – понятия несовместимые. Исследования показали, что по сравнению со здоровыми детьми, уровень самооценки дошкольников с нарушением  зрения ниже и менее устойчив. У слабовидящих детей формирование оценки своих возможностей и осознание своего дефекта начинается уже в дошкольном возрасте.

      Работая в детском саду для детей, имеющих нарушения функций зрения, я поняла, как нелегок для них путь познания. Этим и обусловлен выбор темы моей работы, которая позволяет научить растущего человека думать, фантазировать, любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества.

      Дети, посещающие мою группу, страдают не  только зрительными дефектами, но и отстают в физическом и психическом развитии. У них плохая координация движений, память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Некоторым детям тяжело выполнять, даже самые простые,  отдельные рисовальные движения. Чаще всего это касается детей, у которых недостаточно сформированы координированные зрительно – моторные реакции. Движения рук у этих скованные, неуверенные. Изображаемые линии часто набегают одна на другую, нет точности в направлении руки. В связи со слабыми изобразительными навыками у детей, я решила в своей работе использовать пять основных направлений в коррекции изобразительных навыков. Они включают:

      - точность направления движения руки;

      - регулирование размаха рисовального движения;

      - коррекцию по усилению нажима на карандаш, кисть;

      - коррекцию формообразующих движений руки;

      - коррекционную работу по формированию графических умений и навыков.

     Используемая многократность повторения однородных рисовальных движений в задании, позволяет развивать у ребенка зрительно – двигательную память на это движение, а значит и зрительно – моторную двигательную координацию.

     Для тренировки и коррекции мышечных возможностей руки ребенка, перед каждым занятием по изобразительной деятельности, я провожу с детьми гимнастические упражне-

ния для мелкой мускулатуры пальцев, каждое из которых позволяет корригировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга. Доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершенней взаимосвязь с развитием речи м мышлением дошкольника.

      Гимнастика для пальцев:

     «Здравствуй, пальчик!» - поочередно «здороваются» пальцы правой руки с пальцами

левой руки.

     «Коза – дереза» - вытягивание указательного пальца и мизинца, остальные пальцы согнуть.

   «Веселые человечки» - указательный и средний пальцы бегают по столу, остальные пальцы согнуть.

    «Щелчок» - сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.

    Учитывая специфику жизненного опыта детей (ограниченность и несистемность знаний,недостаточность традиционных для развития ребенка методов), формирование изобразительных навыков следует связывать как с реальными действиями, так и с обучаю-

щими задачами. Это обуславливает важность и необходимость в самом начале определить конкретные индивидуальные «уровни развития» и степень «обучаемости» каждого ребенка. Без выполнения данного условия невозможно достичь ожидаемого положитель-

ного результата. С этой целью необходимо провести  диагностику знаний, умений, прак-

тических навыков детей. Результаты диагностики показали, что большинство детей имеют низкий уровень знаний: о цвете, величине, по использованию технических навыков.

     При организации работы я учитывала возрастные особенности детей, характер зрительных диагнозов, а также сочетание разнообразных форм и методов работы с ними.

     Помимо традиционных приемов изображения, эффективно использовать в работе с детьми по изобразительной деятельности и нетрадиционные техники изображения, спо-

собствующие развитию детской художественной одаренности, что особенно важно для детей со зрительной депривацией. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

     В настоящее время обучение дошкольников изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения, расматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно – педагогической работы.

     Для привлечения детей к рисованию в нетрадиционной художественной технике в свободное время, желательно создать в группе развивающую пространственную среду, способствующую активизации различных творческих проявлений детей и оснащенную разнообразными пособиями и материалами: трафареты, печати, клише, мелки, фломастеры, разнообразные крышечки, пробочки, фигурки и т.д.

     В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения, можно условно выделить три этапа:

     1 этап – развитие у детей положительного эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования;

     2 этап – учить детей правильно держать и пользоваться инструментами для рисования;

     3 этап – закреплять умения и навыки работы в разнообразных техниках изображения.

     На протяжении всех трех этапов, я стимулирую детей отвечать на вопросы об изобра-

жаемых объектах, выделять их их сенсорные характеристики: цвет, форма, величина; рас-

сказывать о создаваемых ими образах.

     Практический опыт работы с детьми позволяет сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения, раскрывают перед нашими детьми с нарушениями зрительных функций большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют проявлениям в изобразительной деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.

     

 Ожидаемые результаты освоения раздела программы

  • развитие познавательной активности и творческого потенциала детей с нарушением зрения;
  • сформированность интересов к изобразительной деятельности, стремление заниматься ею по собственной инициативе;
  • скоординированная работа мелкой моторики рук, ловкость, умение управлять своими движениями;
  • умение использовать разнообразные материалы и техники;
  • сформированность навыков речевого общения с окружающими, навыков совместной работы, умения понимать, сочувствовать, общаться со сверстниками.

Данная работа направлена на художественно – эстетическое воспитание дошкольников посредством использования нетрадиционных техник и материалов изобразительной деятельности, которая  предполагает развитие  следующих интегративных качеств:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками - сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
  • любознательный, активный  - принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; проявляет  интерес к изобразительной деятельности, экспериментированию; развиты сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.
  • эмоционально отзывчивый - проявляет активность и эмоциональный отклик при восприятии произведений искусства; испытывает желания отразить свои впечатления в изобразительной деятельности; охотно участвует в коллективной изобразительной деятельности.
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками - адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве); способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения - планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам. 
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту - инициативен и творчески активен в процессе собственной деятельности: может как самостоятельно определить замысел будущей работы, так и охотно принимать тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники, создает оригинальные выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности.
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – способен работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; 
  • овладевший необходимыми умениями и навыками - сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления изобразительной деятельности; освоил различные изобразительные техники (способы создания изображения, способы использования изобразительных материалов и инструментов); демонстрирует хороший уровень технической грамотности, аккуратность в создании изображения. 

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

В развитии художественно - эстетического восприятия окружающего мира детей  посредством  использования нетрадиционных техник  и материалов  в изобразительной деятельности использованы виды деятельности: продуктивная, трудовая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие (обогащение знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними, содействие сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления и познавательных способностей.) 

- физическое развитие (формирование у детей мелких, точных и координированных движений, которые впоследствии облегчают овладение навыками работы с кистью, карандашами, фломастерами и ножницами, укрепление мелкой моторики детей.)

-художественно - эстетическое развитие (совершенствование изобразительной деятельности детей, способствование становления позиции художника-творца, активизация творческих проявлений детей, стимулирование самостоятельных проявлений эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях)

-социально-коммуникативное развитие (развитие  коммуникативных навыков: доброжелательности, усидчивости, аккуратности, взаимопомощи и сотрудничества со сверстниками и педагогом.)

-речевое развитие (обогащение словаря посредством усвоения названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений; формирование связной речи и коммуникативных навыков в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников; развитие у детей образной, выразительной речи в ходе образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов)

Система знаний и система деятельности

При организации изобразительной деятельности я соблюдала следующие принципы:

  1.  Многогранность – введение игровой направленности во все сферы совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.
  2.  Вариативность – использование различных вариантов, методов и приёмов взаимодействия с детьми в зависимости от их интересов и возможностей, а также конкретной ситуации.
  3. Адаптивность – приспособление содержания образования к индивидуальным особенностям и возможностям каждого ребёнка с нарушением зрения.
  4.  Гибкость – оптимальный и плавный перевод ребёнка с одного уровня сформированных возможностей на другой в целях обеспечения поступательности процесса всестороннего развития.
  5. Открытость и обратная связь – готовность к встрече с иным, незнакомым, неожиданным. Максимальная открытость ко всем видам партнёрства и сотрудничества.

При организации изобразительной деятельности я придерживалась следующих особенностей руководства со стороны взрослого:

  1. Учёт индивидуальных личностных особенностей и возможностей каждого ребёнка с нарушением зрения при организации совместной практической деятельности;
  2. Своевременная корректировка динамики развития изобразительных способностей ребёнка и выявления декомпенсации;
  3. Предоставление детям свободы выбора вида деятельности и способов действий;
  4. Предоставление детям возможности привносить добытые ими навыки и умения в процессе овладения новыми приёмами;
  5. Мотивацию благополучия через создание ситуации успеха в целях самоутверждения ребёнка в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых, привитие «вкуса успеха»;
  6. Обеспечение различными изобразительными материалами для самостоятельной художественной деятельности;

Перспективно – тематический план работы в старшей  группе                   

« Когда оживают альбомные листы»

 

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

 

 

Сентябрь

Тема: « Мы любим рисовать»

Дождик, дождик кап, кап, кап.

(пальчиками)

Грибная полянка.

(кисть)

Витамины в тарелке.

(оттиск

поролоном)

Ветка рябины.

(оттиск сухих листьев, пальчиками)

 

 

Октябрь

Тема: «Краска и цвет»

Утята на пруду. (трафарет + тычок кистью)

Лебединое озеро.(тра-фарет +тычок поролоном)

Краски осеннего Урала.

(пятнами)

Дерево настроения.

(техника по сырому)

 

 

Ноябрь

Осенний листопад.

(печать сухих листьев)

Чудесные рыбки.

(восковые мел-ки + акварель)

Домик и дерево ночью.

(оттиск пенопластом)

Сегодня я волшебник.

(живопись по мокрой бумаге)

 

 

 

Декабрь

Тема: «Работа с линией»

Рисуем штрихом.

(фломастеры,  карандаши- тех-ника тиснение)

Чудо игрушки разноцветные зверюшки.

(дымковская игрушка)

Синица – вестница пороши.

(карандаши)

Северное сияние.

(по мокрому слою + тычок кистью)

 

 

Январь

Тема: «Работа с формой»

Превращение кружков.

(дорисовывание)

Снег, снег идёт.

(свеча + акварель)

Смешной портрет.

(дорисовка геометрич. форм)

Сказочная птица.

(техника «ладошка»)

 

Февраль

Весёлый снеговик(тычок, дорисовка)

Кто же там спрятался.

(от пятна)

Зимнее настроение.

(коллаж)

Разные силуэты.

(простой каран-даш +гуашь)

 

Март

Тема: «Композиция»

Тема: «Развивающее задание»

В глуши лесной.

(акварель,кисть)

 

Мы рисуем, что хотим.

(материал по выбору)

Мой портрет.

(чёрно- белый граттаж)

Капельки- кляксы нам с детства знакомы.

(кляксограф)

 

 

Апрель

Тема: «Делаем вместе»

Тема: «Декоративная роспись»

Ракеты в космосе.

(набрызг)

Вечерний город.

(отражение в воде)

Ростом разные подружки…

(русская матрёшка – украсить узором)

Хохломские чудеса.

(составление узора)

 

 

Май

Тема: «В гостях у Пчёлки»

Одуванчик, улыбнись солнышку.

(восковые мелки +акварель печать +фломастеры)

Бабочка – красавица.

(монотипия)

Я цветок! Какой?

(коллективное рисование)

Мой мир в ладошке.

(выставка

детских работ)

 

 

Перспективно – тематический план работы  

в подготовительной к школе группе  «В мире творчества»

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

 

 

Сентябрь

Приглашение в « Творческую мастерскую»

Летний луг.

восковые мелки + акварель, печать по трафарету

Художник и          его инструмен-ты. (изменчи-вость формы)

 

 

Ах, какой натюрморт.

(тёплые, холодные тона)

Фруктовая сказка.

(отпечаток + дорисовка

 

 

 

Октябрь

Тема: «Сказка про осень»

Коллаж: «Осенние фантазии»

Я шагаю по ковру из осенних листьев.

(печать листьев, восковые мелки)

Ветка калины.

(карандаши +краски)

Птички клюют ягоды.

(продолжение работы – карандаши, фломастеры)

 

Хмурая поздняя осень.

(акварель, оттиск, монотипия)

 

 

 

Ноябрь

Моё любимое дерево осенью.

(оттиск печатком набрызг по трафаретумонотипия)

Я люблю пушистое, я люблю колючее.

оттиск скомканной бумагой,поролон

Узор на разделочной доске.

(городецкая роспись)

 

 

 

 

 

Первый снег.

(монотипия,рисование пальчиками)

 

 

 

 

Декабрь

Тема: «Волшебница зима»

Коллаж: «Зимнее настроение»

Мороз рисует на стекле.

(свеча + акварель)

Зимняя ночь.

(чёрно – белый граттаж)

Мои любимые снежинки.

(украшение подносов узором)

 

Карнавальные маски.

(свободная роспись)

 

 

 

Январь

Еловый лес.

печать «ладошкой»

Ёлочка нарядная.

(рисование пальчиками,

акварель+

восковые мелки)

Волшебные деревья.

(раздувание, тушь)

Птицы волшебного сада.

(городецкая роспись)

 

 

Февраль

Пингвины на льдинах.

(холодные тона, тычок жёсткой кистью)

Я в подводном мире.

(восковые мелки, акварель, кляксография)

 

 

На сугробах сидят снегири.

(гуашь)

Открытка для папы.

(шаблон,оттиск)

 

 

 

Март

Тема: «Весенняя песня»

Коллаж: «Разноцветный дождь»

Мамочка милая мама моя.

(портрет  мамы-

материал по выбору)

Великолепная посуда.

(хохломская роспись)

Весёлая капель.

(«очеловечива-ние»,

дорисовка)

Птица счастья.

(ассоциативное рисование)

 

 

Апрель

Космическое небо.

(печать, набрызг)

Мои любимые животные.

(карандаши, тиснение)

Сказочная гжель.

(гуашь)

Жостовский орнамент.

(украшение борта подносов)

 

 

Май

Волшебная поляна.

(материал по выбору)

Чудесные бабочки.

(тычкование)

Цветущий месяц май. светлые, тёплые тона, пейзаж

Разноцветный мир красок.

(выставка детских работ)

 

 Тиражирование

Предлагаю использовать материал данной разработки в работе воспитателей своего детского сада и воспитателей других детских садов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

 Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и     воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»

Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....

Формирование эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества

Презентация по формированию эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества...

Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...

Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие » с использованием нетрадиционной техники по изобразительной деятельности (рисование) «Путешествие в мастерскую художника»

Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие »  с использованием нетрадиционной техник...

Педагогический проект на тему "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Предлагаю вашему вниманию педагогический проект "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисов...