ОПЫТ РАБОТЫ Сенсорное развитие детей 2-3 лет через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности
методическая разработка (младшая группа)

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г.Холмска

 муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности


Заприкутенко Н.А., воспитатель,

 МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска,

первая квалификационная категория

Холмск 2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность и характеристика понятия "сенсорное развитие"……………....7

1.2. Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников…………………………………..…..11

Глава II. РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

2.1. Разработка критериев, уровней и показателей оценки сенсорного развития детей раннего возраста………………………………………………..13

2.2. Практическая работа использования нетрадиционных техник рисования, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста……………….14

2.3. Результаты работы по сенсорному развитию детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования……………………...…. 22

Заключение……………………………………………………………...……..…24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….26


ВВЕДЕНИЕ

Появляясь на свет, ребенок приобретает многообразие зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Малыш способен целостно воспринимать окружающий мир, интуитивно чувствуя его, и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному. Это чувственное восприятие мира особенно развито у ребенка в раннем возрасте, оно захватывает и полностью поглощает его, направляет к созиданию и поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, присущие каждому ребенку без исключений.

Как говорил Василий Александрович Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». В. А. Сухомлинский

Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой. Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И нетрадиционное рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

По мнению учёных, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью». Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует участия многих психически функций: внимание, воображение, речь память, образное мышление, логическое мышление.

 Рисование тесно связано со зрительными, двигательными, мускульно-осязательными анализаторами, с кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру. В тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета помогает в дальнейшем при его изображении, так как данное движение сохраняется в памяти

Рисуя ребенок выполняет следующие функции в развитии и постепенном осмыслении окружающего мира детей:

  • конструирует зрительные образы;
  • развивает чувственно-двигательную координацию;
  • обогащает сенсорный опыт путем выделения формы, цвета ,размера  предметов;    
  •  обучает движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий.

Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире. В непосредственно организованной деятельности, по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации, развитию мелкой моторики. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Кроме этого, оно играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, помогает установить творческий и эмоциональный контакт с ребёнком создает предпосылки активного общения. Главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

Актуальность. Исходя из вышеизложенного, мы считаем данное направление наиболее актуальным и необходимым, так как оно позволяет наиболее эффективно развивать творческие способности младших дошкольников посредством нетрадиционного рисования. Кроме того, данный опыт является перспективным, поскольку раннее детство – хотя и маленькая, но очень значимая ступенька в развитии ребенка, так как по мере его взросления усложняются психические процессы, развивается творчество, а соответственно усложняется и нетрадиционное рисование, ставя перед собой задачи, способствующие более высокому уровню творческого развития личности.

Целью нашей работы является разработка, систематизация педагогических условий использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей раннего возраста как средства сенсорного развития.

Задачи:

1.Развивать сенсорный опыт детей: формы, цвета, ритма, композиции, творческой активности, желания рисовать.

2.Обучать приёмам нетрадиционных техник рисования.

3. Развивать и укреплять мелкую моторику пальцев, кистей рук.

4. Создать развивающую среду для творческой деятельности. 

5.Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность с детьми, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.

Планируемый результат.

-Повышение уровня сенсорного развития детей через использование нетрадиционных техник рисования.

-Развитие сенсорики, воображения, наблюдательности, мелкой моторики рук детей.

-Пополнение предметно-развивающей среды группы.

-Привлечение родителей к совместной работе.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1.  Сущность и характеристика понятия сенсорного развития.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорным воспитанием является, целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и др. Особое значение сенсорное воспитание приобретает в дошкольном детстве, т.к. именно в этот период интенсивно развиваются сенсорные процессы. Причём основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию разнообразных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Таким образом, под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Содержание и методы сенсорного воспитания опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей:

  • Ощущения и восприятия рассматриваются не как рецепторные процессы, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят не пассивный характер зеркального отражения отдельных качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями;
  • Развитие восприятия у ребенка рассматривается как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивается систему перцептивных (обследовательских) действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего, затем осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для своего сенсорного опыта (система геометрических форм, цветов, величин, материалов, звуков по высоте; нормы произношения в речи; система направлений и т.д.).
  •  Развитие восприятия происходит в процессе содержательных деятельностей: на первом году жизни оно связано с предметной деятельностью ребенка, а в дальнейшем - с более сложными видами деятельности: изобразительной, конструктивной, игровой, трудовой, учебной. Сенсорное развитие ребенка и развитие различных видов его деятельности тесно взаимосвязано.

Содержание сенсорного воспитания - круг свойств и качеств предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности.

Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, не отчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.

Таким образом, ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания ребенка. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. В раннем дошкольном детстве ребенок еще только начинает накапливать представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений проходит через игру, через игровые ситуации, в которые вносят те цели, те задачи, те умения, которые необходимо усвоить детям. Это в результате помогает им перейти от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни.

1.2. Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

 К традиционным изобразительным техникам относятся: создание изображения гуашью, акварелью, фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками. К нетрадиционным – акварель по сырому листу, по мятой бумаге, рисование углем, ладонная и пальцевая техники, печатание «штампиками», коробками, предметами, природными объектами – листьями, набрызг по трафарету и другие техники.

Чем же хороши нетрадиционные техники рисования для развития сенсорного восприятия? Они способствуют развитию у детей фантазии, воображения, моторики рук и пальцев, глаз. Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Развитие у детей творческих способностей по изобразительной деятельности - процесс длительный, и без специального последовательного обучения невозможен. Всю работу по развитию изобразительных навыков и умений можно разделить на два этапа. Учитывая особенности восприятия детей, подготовительный этап строится на основе совместной деятельности взрослого и ребенка.  Способ нанесения краски такой же, как и на пальчики. Краска губкой или кисточкой наносится на всю ладонь и делается отпечаток. Затем пальчики вытираются салфеткой. Дети учатся работать печатками и трафаретами. Вспомогательные средства развивают руку ребенка. Развивают восприятие формы и цвета. Например, рисуем дерево, а дети печатают много деревьев и кустарников. Вот и получился лес. Заполняем лес животными, птицами, растениями. Одновременно решаем и познавательные задачи. Научив ребенка изображать предметы разной формы и величины, можно приступить к обучению детей другим интересным изобразительным технологиям.

ГЛАВА II РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

2.1. Разработка критериев, уровней и показателей оценки сенсорного развития детей раннего возраста.

     Работа проводилась в 2021 - 2022 году с воспитанниками 1-й младшей группы «Одуванчики» МБДОУ «Золушка» В группе: 13 детей.  

Свою работу мы начали с разработки критериев.

В данном пункте рассматриваются основные задачи по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет, на основе которых определяются критерии и показатели, позволяющие определить уровень сенсорного развития ребенка.

Ребенок в 2-3 года должен уметь:

  1. Форма
  • Уметь ориентироваться в трех формах (шар – куб, кубик –
    кирпичик); находить предметы этих форм по просьбе взрослого
  • Уметь подбирать предмет такой же формы, как на образце
  • Уметь группировать однородные объекты, ориентироваться на слова «такой», «не такой»

       2. Цвет

  • Уметь ориентироваться в цветах: красный, желтый, зелёный, синий. Уметь группировать предметы по цвету, т.е. соотносить их.
  • Уметь называть 4 цвета
  • Находить такого же цвета игрушку, как просит или показывает взрослый, т.е. понимать название цветов
  1. Величина
  •   Уметь нанизывать и снимать трёх-четырех размерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу каждой величины
  • Уметь ориентироваться в трех величинах одной формы (большой – поменьше – маленький).

2.2. Практическая работа использования нетрадиционных техник рисования, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста.

 На первых порах мы рисуем сами, вслух проговаривая детали рисунка. В дальнейшем мы рисуем, а дети комментируют сюжет и детали изображения. Живое и эмоциональное общение усиливает интерес к рисованию. На этом этапе мы проводили специальные игры и упражнения: «На что похоже?», «Найди такой же», «Что ты увидел в пятнах?». Проводятся специальные упражнения на развитие сенсорики (игры с цветом, формой, на развитие руки. Например, «Помоги найти похожий цвет», «Что бывает этого цвета?» и др.

На втором этапе уже вводили нетрадиционные способы изображения. Дети учатся рисовать пальчиком и ладошкой, получая красивые цветы, облака и разноцветные рыбки.

Рисование пальчиками.

Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Малыши в возрасте 2-3 лет еще не могут изображать предметы. К тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй. Способ простой и понятный детям. Ребенок обмакивает пальчики в краску и наносит пятна на лист бумаги. И уже готовы интересные, доставляющие радость рисунки: «Красивые цветы», «Солнышко гуляет». Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц.

К тому же в последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются с рук и хорошо отстирываются с одежды. Можно и самим приготовить краски для рисования пальчиками.

Самый легкий способ - развести гуашь, небольшим количеством воды, добавив в неё несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал.

Более сложный рецепт - сварить густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и стакана воды, остудить, разделить на несколько частей. В каждую порцию добавить пищевой краситель разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые краски готовы.

Ход работы:

1. Ребенок опускает кончик пальчика в краску. Мы следим, чтобы малыш неглубоко опускал пальчик в баночку с краской.

2. Показываем малышу, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. При необходимости берем руку ребёнка в свою и рисуем несколько точек.

3.При смене цвета пальчик промываем в мисочке.

Варианты работ:

Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку интереснее украшать точками, заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочки на платье) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят). Для начала можно предложить ребенку рисовать пальчиком на подносе с манкой, солью или речным песком.

Видя успехи детей в рисовании пальчиками, мы начали использовать

Метод «Силуэтный (тампонирование)».

Перед тем, как научить ребенка обводить силуэты карандашом, мы познакомили его с другим увлекательным способом передачи контуров предмета – тампонированием. Это намного легче и впечатлительнее!

Получается, как фокус. Поднимаешь шаблон и видишь на бумаге пушистый, легкий, воздушный, прозрачный контур, а дальше остается довести его до задуманного образа.

Материалы: альбомный лист, вырезанный из картона силуэт медвежонка, мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью, поролоновый тампон (или тампон из марли), гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

1. Прикладываем силуэт к листу бумаги придерживаем его левой рукой.

2. В правой руке – поролоновый тампон. Набираем на него гуашь и методом «тычка» легкими прикосновениями тампона обводим силуэт по контуру.

3. Осторожно убираем шаблон и получаем на бумаге четкий и ясный силуэт медвежонка.

4. Тонкой кисточкой оформляем медведю мордочку, дорисовываем мелкие детали.

Варианты работ:

С помощью такого тампонирования мы передавали контуры пушистых животных: зайчат, цыплят, бельчат, щенят или добрых снеговиков.

Большой эмоциональный отклик детей, решение многих задач сенсорного развития дает метод Рисование ладошками.

Научив ребенка аккуратному обращению с краской, начинаем рисовать ладошкой.

Один из самых первых инструментов, при помощи которого можно создавать яркие и оригинальные шедевры, – это детские ладошки. Шлеп, и отпечаток готов! А теперь вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след? Добавим несколько штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым медведем или ёжиком. Дети очень любят такие увлекательные превращения. Ведь знакомые ребенку ладошки могут преобразовываться во вполне узнаваемые предметы.

Материалы: альбомный лист или цветная бумага любого цвета, широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной водой гуашью (или пальчиковыми красками), гуашь, тонкая и широкая кисточка, мисочка с водой, чтобы помыть руки, тряпочка.

Ход работы:

1. В начале занятия тренируем ребенка делать отпечаток сухой ладонью.

2. Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в мисочку с гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой краски непосредственно на ладонь малыша.

3. Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком «вверх ногами».

4. Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет, доводим его до нужного образа, например, свинье дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны - хвост-крючок.

Варианты работ: из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист.

Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка.

Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека).

Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью, чтобы не пачкать другую.

Рисовать ладошками можно на листах бумаги большого формата.

Разнообразные материалы, применяемые в нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей раннего возраста позволяют поддерживать у них интерес к этому виду деятельности, например:

Тычок жѐсткой полусухой кистью.

«Метод тычка» не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы или только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.

Прежде чем приступить к обучению детей рисованию способом тычка, важно понять технику рисования тычком.

  1. При рисовании этим способом, гуашь должна быть густой, кисточка жесткой (предпочтительнее из натуральной щетины) и, самое главное – сухой, то есть её не нужно перед началом рисования окунать в воду.
  2. При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая, «пушистая» точка.
  3. На листе заранее простым карандашом рисуем контур какого-либо предмета.
  4. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета.
  5. Начав рисовать, ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жѐсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

 Следующий вид: «Рисование ватными палочками» очень увлекательная техника.

Развивает творческий потенциал ребенка, его фантазию, сосредоточенность, согласованность движений, внимание, координацию, усидчивость и, конечно же, мелкую моторику пальцев рук, что прямо связано с развитием ребенка. При помощи рисования ватными палочками можно изучать цвета, времена года.

 Малыши 1-3 лет либо рисуют одним цветом по шаблонам, либо делают точками завершающие штрихи на полноценном рисунке
При создании рисунка ватными палочками окружающие поверхности почти не загрязняются. Поэтому защитное клеенчатое покрытие не требуется.

Правила нетрадиционного рисования ватными палочками просты:

  1. Палочек должно быть достаточно. По одному экземпляру на каждый используемый колер.
  2. Ватные палочки не нужно смачивать. После нанесения пятен обмывать тоже не требуется.
  3. Для нанесения точки опустите ватный кончик в ячейку с краской, затем аккуратно прижмите к бумаге.
  4. Не допускайте слияния пятен разных цветов. Расстояние между точками возможно любое, зависит от того, какой представляется картина.
  5. Палочку прижимайте к бумажному листу перпендикулярно. Делайте короткие движения, не держите ватный кончик на бумаге долго.

Средства выразительности: пятно, фактурность окраски, цвет.

Материалы: половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски).

     Для совсем маленьких воспитанников мы подготовили примитивные шаблоны, для разукрашивания которых необходим один колер:) солнышко (желтый), листок (зеленый), дождик (синий). Помимо шаблонов, малышам предлагаем довести до конца полноценный рисунок: дорисовать глаза животному, сделать лепестки цветку, падающие на елку снежинки или ягодки на ветке рябины. 

Дети 1-3 лет ловчее рисуют палочкой, чем кистью. Сначала покажите воспитаннику, как правильно ставить пятна и штрихи разных цветов. Малыши обычно быстро понимают технику, потому что аналогично рисовали пальчиками.

Для рисования ватными палочками в младшей группе предварительно придумываем тематику, выбираем соответствующие загадки, стихи, чтобы вызвать заинтересованность ребенка. В середине занятия обязательно проводим пальчиковую гимнастику в игровой форме: она поможет малышу не заскучать.

Рисование на манке или песке

Рисование манкой или песком положительно сказывается на развитии мелкой моторики пальчиков, тактильных ощущений, сенсорики, мышления, фантазии, воображения, речи, мозга малыша. К тому же такой вид творчества действует успокаивающе на ребенка, что актуально для непоседливых малышей. В процессе рисования манку можно зажимать в кулак, пересыпать с ладошки на ладошку, рисовать причудливые узоры пальчиками, ладошками.

Занятия «Рисование на манке» так же вызывают у малышей очень большой интерес. Насыпав на поднос крупу тонким слоем, показываем ребенку, как можно оставлять следы от пальчика, кулачка, ладошки, различных предметов. Желание маленького ребенка рисовать ярко легко, можно реализовать при использовании поролоновой губки. 

Сначала равномерно рассыпаем на подносе манку (песок) и демонстрируем ребенку, как можно рисовать на ней пальцем, изображая волнистые линии, прямые, либо геометрические фигуры. Берем палец ребенка и проводим им по крупе. В результате получится контрастная линия. Предоставляем возможность малышу самостоятельно ознакомиться с техникой рисования манкой на подносе. Пусть он нарисует несколько хаотических линий. Затем предлагаем попробовать вместе изобразить определенный предмет. К примеру, волны, забор, дождик, солнце. Дети искренне радуются тому, что у них получилось. Страх перед рисованием пропадает, возникает желание рисовать ещё и ещё.

 Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: подносы с различным цветом дна, манка (песок).

Направление работы с родителями

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь воспитателя и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей. Мы придаем большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Проводим с родителями консультации, беседы по данной теме. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается интерес к художественному творчеству.

Самая традиционная и необходимая форма работы с семьей - родительские собрания, целью которых является согласованность действий педагогов и родителей. На групповых собраниях мы не только даем теоретический материал для родителей, но и привлекаем их совместной деятельности. С родителями была организована выставка совместных работ родителей и детей «Рисуем без кисточки». Предварительно мы познакомили родителей с нетрадиционными техниками рисования.  Выставка принесла родителям новые знания и опыт.

Очень важно, чтобы родители формировали у своих детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступными средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления.

2.3. Результаты работы по сенсорному развитию детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

На протяжении учебного года проводились занятия, игры по сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

В процессе творчества наши дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.

По результатам работы к концу года прослеживается положительная динамика.

Для оценки эффективности использования нетрадиционных способов изображения мы провели диагностическое обследование (в основу, которой легла педагогическая диагностика Т.С. Комаровой) по 4 критериям:

  • оценка уровня владения нетрадиционными техниками изображения
  • оценка процесса деятельности.
  • оценка продуктов деятельности.
  • оценка творческого воображения.

Диагностика позволила проанализировать и сравнить уровень сенсорного развития детей.

Результаты диагностики в начале года показали:

Выше среднего 1 - 8 %

Средний    3 - 23 %

Низкий     9 – 69 %

В конце учебного года показатели значительно улучшились – только у двух детей уровень низкий:

Выше  среднего  8 – 62   %

Средний    3 – 23 %

Низкий     2 – 15 %

Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения.

А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, у большинства детей сформированы сенсорные эталоны: цвет, форма, величина. Повысился уровень понимания речи, пополнен активный словарь, многие дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов.

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ранний возраст– период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть уши, глаза, его кожа обладает тактильной чувствительностью, позволяющей осязать предметы.  Но это все лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. В процессе работы мы выяснили, что сенсорное воспитание — это воспитание, направленное на развитие восприятия детей о внешних свойствах предметов. Такое воспитание должно строиться с учетом изученных психологией закономерностей этого развития и с учетом ведущего вида деятельности. Таким ведущим видом деятельности является игра. В процессе сенсорного воспитания мы использовали такой вид игры как дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Развитие сенсорного восприятия, является связь познавательной задачи с эстетической. Без развития эстетического отношения ребенка к окружающей действительности сенсорное восприятие невозможно. Поэтому считаем, что через игры специально организованные, зрительное восприятие формируется готовность ребенка к рисованию в нетрадиционной форме. Тем самым в процессе рисования у детей, развивается: наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Для выразительности рисунка, умений детьми применять цвет, форму, размер ритмичного изображения, на занятиях по рисованию применяются вместе с детьми нетрадиционные методы и приемы. Тем самым способствуют развитию у детей фантазии, воображения, моторики рук и пальцев, глаз. Работы детей нестандартны и оригинальны. Изобразительная деятельность дошкольников – эмоционально насыщенная, результативная, выполняемая с помощью ярких, привлекательных материалов, располагает большими возможностями в обогащении духовного мира ребенка, способствует развитию его творческих способностей.

В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.  

Нетрадиционное рисование - эта деятельность, которая делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль движений руки. Помогает образованию связи рука – глаз.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования. Целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования способствует развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, а также формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Венгер, Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 3 – С. 37 – 38.
  2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателей детского сада / под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 2003. – 128с., ил.
  4. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144с
  5. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой.
  6. Шипкова В.Н. Развитие творческих способностей младших дошкольников. Нетрадиционные материалы в изобразительной деятельности / Шипкова В.Н. //Дошкольная педагогика. – 2012. - № 1(76). – С. 25-29.
  7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2014.
  8. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  9. Фомина Л.И. Развитие у младших дошкольников восприятия цвета / Фомина Л.И. // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 2(77). – С. 18-21.
  10. Шипкова В.Н. Развитие творческих способностей младших дошкольников. Нетрадиционные материалы в изобразительной деятельности / Шипкова В.Н. //Дошкольная педагогика. – 2012. - № 1(76). – С. 25-29.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Рабочая программа в соответствии с ФГОС ДО по теме: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2013 – 2015 учебный год

Дополнительная образовательная программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» составлена в соот...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»

Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей является изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий. т. к. в...

«Развитие у детей познавательно речевой активности через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности»

Консультация для родителей. Развитие речи детей с помощью использования нетрадиционных техник в рисовании. Различная характеристика таких техник. Пример занятия по этапам рисования нетрадиционными тех...

Проект «Развитие творческих способностей детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности».

          Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства - наибо...