ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»
учебно-методический материал по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Шуракова Марина Михайловна

Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_marina_1.docx59.26 КБ

Предварительный просмотр:

Город-курорт Железноводск

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»

Воспитателя муниципального

 казенного дошкольного

образовательного учреждения

 «Детский сад №3 «Ромашка»

Шураковой Марины Михайловны

2015 год

Рисование является одним из важнейших средств познания мира, развития эстетического восприятия  и творческого воображения, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. 

Рассматривая роль изобразительной деятельности в решении задач всестороннего развития ребенка- дошкольника, особенно важно определять возможность занятий рисованием в подготовке детей в детском саду к школе. Такая продуктивная деятельность, как рисование, имеет неоценимое значение для всесторонней подготовки к школе. Эта подготовка включает формирование психологической готовности, состоящей из компонентов учебной деятельности психологической направленности на учение, осуществление правильной деятельности и умение заниматься, а так же специальную (предметную) подготовку. Для готовности к школьному обучению большое значение имеет формирование элементов учебной деятельности. Исследование Т. Н. Розгоновой показало, что на занятиях в процессе обучения рисованию у детей старшего дошкольного возраста  постепенно формируются действия контроля 3-х видов: контроля по результату, контроля за способом действия и предпосылок предвосхищающего контроля,  которое необходимо для успешного обучения в школе.

Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. В обоих случаях эта графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (Карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным. Сбоку большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец, пальцы сжаты без напряжения). Развитие мышц у детей происходит неравномерно. В начале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее - мышцы кисти рук. Поэтому до шести лет детям дается тонкая работа пальцами, а в 6-7 лет ребенок уже может успешно заниматься такой деятельностью. В этом возрасте возможно постепенное обучение письму. Однако упражнения в письме не должны быть длительными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук. В письме необходимо овладеть написанием элементом букв с учетом каллиграфии, то есть правильного их расположения на линейках и клеточках пропорционального соотношения соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.

При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача - использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов. Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Например на занятиях рисованием в подготовительной группе обучаю детей навыком свободного владения карандашом и кистью, учу регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине. Новым является освоение движений, быстро изменяющих направления на противоположное. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель - восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм.

Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти пуки, управляющих действиями карандашом и кистью.

На занятиях по математике  и совместной деятельности  знакомлю детей  с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учу детей  выполнять задания  в ограниченном пространстве - клетке;  предлагаю сравнить  объекты по величине и форме; начертить  прямые линии разной длины и в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; нарисовать  по клеткам или раскрасить.

В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево» и «право», «лист», «страница» и «строка», не укладывается в общий темп работы.

Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия.

Дошкольники с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых" впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками. В развитии творческого воображения  ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус. Развитие творческого воображения – это творческий процесс, который  учит исследовать, открывать и умело обращаться со  своим миром. Иногда это чувственное восприятие, например скользкой холодной краски на голых пальцах. В другой раз это загадка  смешивания цветов или удивление от того, насколько реалистичная картина возникает из случайной капли краски. Творческий процесс может стать возможностью переключить внимание ребёнка, снять агрессию.

Обучение дошкольников технологиям изобразительного искусства предполагает решению двух взаимосвязанных задач:

  • Во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
  • Во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Главное, что бы  в дошкольном возрасте рисование было не самоцелью, а средством познания окружающего мира.

Опираясь на разработки Г.П.Есафьевой,  И.В.Тюфановой, Т.С. Комаровой  заметила, что общей задачей является развитие творческого воображения  по средствам изобразительной деятельности. Познавая красоту окружающего мира, произведения искусства  ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства, радость восхищение восторг. Для того, начать работу по данной теме я поставила перед собой следующие задачи: 

  1. Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение нарисовать.
  2. Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
  3. Учить детей видеть, и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.
  4. Формирование творческого воображения через привитие интереса к изобразительной деятельности
  5. Формировать у детей знания, умения и навыки в области изобразительной деятельности, развивать у них творческую активность, желание рисовать
  6. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику (графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, сангину, цветные восковые мелки, пастель и др.), разные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа.

Я решила     найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы мне реализовать данные задачи. Основной формой обучения детей является занятие. Здесь я осуществляю систематическое и планомерное развитие каждого ребенка.  Занятия  провожу с использованием   традиционных и  нетрадиционных технологий.  По структуре занятие изменяется  в зависимости от  поставленных целей  и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал. В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом и я провожу индивидуальную работу.
Очень важна
заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается. Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.

Я считаю, что основным принципом стимулирования детского творчества и   развитием творческого воображения у дошкольников – является принцип интегральности. Он заключается в том, что темы заданий,  которые я предлагаю  детям, могут совмещать  разные области науки, искусства. Также  учитываю принципы: от простого к сложному, принцип наглядности, принцип индивидуализации, связь обучения с жизнью. 

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы используются мною  для формирования у детей знаний, умений, навыков, а также развития творческого воображения. В своей работе использую новую классификацию  методов обучения: информативно - рецептивный;

репродуктивный; исследовательский; эвристический; метод изложения материала. Использую  художественные  методы и приемы, которые уводят ребенка от стандарта, например  «Рисунок ветра», а с маленькими - «Мой помощник ветерок». Для рисования в этой технике надо набрать немного больше, чем необходимо краски и воды на кисть, поставить каплю или провести черту и подуть на них в желаемом направлении. И на глазах у детей подрастает трава, веточки, деревья, без помощи кисти расцветает цветок. Застенчивым, ослабленным детям, советую листок бумаги поднести ближе к лицу, что бы струя воздуха стала сильнее. Этот метод рисования я  назвала  и коррекционным: он развивает дыхательный аппарат, контролирует дыхание и активизирует мышление и речь (ребенок должен рассказать о том, что нарисовал ветерок).

 Развивая у детей творческое воображение, учу детей рисовать с помощью плоской бумаги, выдуваемой струей воздуха, жесткой кистью по мокрому фону, на ткани, методом тычка, и т.д. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Приобщая детей к искусству, я использую разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Так, например,  с детьми старшего дошкольного возраста я использую доступную технику – акварельную монотипию. Самое главное в ней попытаться увидеть в этом цветовом пятне основу реального изображения и доработав это “пятно”, превратить в сюжетный рисунок. Следующая техника – “волшебные нити”. Нити пришли в гости к волшебным краскам. Что же произошло? Красочки учат нити играм на бумаге. “Размытый рисунок” или “краски решили искупаться”. Оказывается, плавать любят не только дети, но и краски тоже не прочь поиграть на воде (влажном листе бумаги). Некоторые краски могут быстро плавать, превращаться в другие цвета. И при этом никаких четких очертаний, все словно в дымке. “Печать растений” или “путешествие красок на осенних листочках” очень нравится детям. Посадим на осенний лист краску, перевернем, прижмем пальчиками, уберем листочек. Можно отправить в путешествие несколько красок на одном листочке, чтобы им не было скучно. Своеобразные техники – родственницы: “припечатка поролоном, ватой, бантом” привлекают детей своей простотой. Именно на таких занятиях дети не переживают, что сделают что-то не так.  “Художественный мусор” это своего рода фантазирование на мятом листе бумаги. “Фотокопия”, “граттаж” удивляют ребенка, вызывают восторг. Комбинирование нескольких техник нравится ребятам подготовительных групп. Например: кляксография, набрызг, фотокопия, размытый рисунок в зимних композициях.

Техники нетрадиционного рисования стали на наших занятиях привычными и традиционными. Очень нравится детям рисовать на гипсе. В Работе с детьми использую медицинский или строительный гипс. Он дает возможность изготовить фигурки, барельефы. С их помощью преображаем  групповую комнату, а мелкие игрушки используем вместо медальона, игрушек на елку или дарим другу на День рождения. Я сначала показала, как из простого серого порошка можно изготовить фигурки или барельефы. После того как поделка застыла, мы аккуратно достаем ее из формы и приступаем к самому интересному - раскрашиванию.

Развитие воображения совершенствуется и на занятиях по аппликации. Дети, пользуясь шаблонами, и  на основе  готовых форм  создают новую, вырезают симметричные фигуры из бумаги сложенной вдвое, используют приём - мозаичная аппликация, создают объёмные формы, одновременное использование разнообразных материалов (картон, бумага, ткань, ленточки, шнурочки), создают коллаж и «рисунок» ножницами и т.д. В работе  с детьми  подготовительной группы, я использую нетрадиционную технику биоархитектура. На основе данной техники  дети учатся  у природы создавать свои композиции. Для развития творчества предлагаю детям  задания двух типов:

  1. найти технические объекты, для создания которых, люди пользуются аналогиями с живой природы.
  2. с помощью разнообразного технического материала сделайте автомобиль (самолёт, пароход и т.д.) похожий на «божью коровку», «щуку» и т.д.

На занятиях по лепке я использую  технологии: оттиск мелкими предметами на пластилине в виде украшений, лепка с комбинированным материалом, рельеф, барельеф, и т.д. Дети в своих работах  умело применяют разные виды стек, от этого работа   становится интересней и непохожей на другие. Данная работа способствует развитию  наблюдательности, развивает глазомер,  прививает художественный вкус, трудолюбие, усидчивость и терпеливость. Детям нравится  создавать  работы на воображаемые темы («необитаемая планета», «космический корабль будущего», «необычное животное», «человек будущего» и т.д.), объединять несколько видов изобразительных материалов при изготовлении работы (природный и бросовый материал, ткань, картон, бумага и т.д.). Работы получаются ещё более интересными и содержательными.

На основе проделанной работы,  у детей повысился  интерес к нетрадиционной техникам  изобразительного искусства.  Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Дошкольники создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Работы детей стали более интереснее, содержательнее, идея и замысел богаче, а главное  - творение ребёнка кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолели «болезнь чистого листа бумаги», и начинают чувствовать себя маленькими художниками.

У детей повысился  интерес к изобразительному искусству. Творчество обогатило жизнь ребёнка новыми переживаниями и чувствами, работы детей  доставляли  удовольствие другим. Это порождало у детей новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствовало всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

В содружестве с семьей  мы смогли подготовить детей к письму, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

Сравнительный анализ  педагогического обследования    дошкольников с целью формирования навыков письма  через  использование нетрадиционных техник  по  изобразительной деятельности

за 2012 – 2015 уч.г.

Динамика   развития  дошкольников

за  2012 – 2015 уч. г.

Система работы способствовала формированию у ребёнка умений управлять процессами творчества, развитию детской фантазии и  творческого воображения, а главное развитие мелкой моторики. Данная работа показала ещё, на сколько можно сформировать творческие мыслительные способности.

Используемая литература:

  1. Н. Ветлугина «Художественное творчество и ребёнок. М.,1989
  2. Есафьева Г.П. «Учимся рисовать» - Ярославль: Академия развития, 2007г.
  3. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детейдвух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России, 2000
  4. Комарова Т.С. «Формирование графических навыков у дошкольников». - М., 1970.
  5. И.В. Тюфанова «Мастерская юных художников» 2детство – пресс!, 2004.
  6. «Рисование для дошкольников. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». Под ред. Р.Г.Казаковой – М., 2005г.
  7. Подготовка детей к школе в детском саду. / Под ред. Сохина Ф.А., Тарунтаевой Т.В. - М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"

Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....

Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...

Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».

quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....

Организованная образовательная деятельность в старшей группе с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности.

Цель: развитие у детей изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционные приемы при изготовлении открытки для мамы.Задачи:-расширять и уточнять знания детей о рябине, узнавать её по внеш...

Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"

Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной  системы посредством игровой деятельности"...

Опыт работы на тему: "«Формирование экологических представлений старших дошкольников посредством ознакомления с животным миром Прибайкалья»

Цель: формирование экологических представлений о природе Прибайкалья для повышения экологической культуры старших дошкольников...