Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Звёздочка»

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»  

К. Е. Тимирязев      

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.

     Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

     В своих детях стараюсь воспитывать, в первую очередь, такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

       Приоритетным направлением моей деятельности является  «Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности»

Актуальность: 

Все дети по своей природе любознательны.

И тому подтверждение - постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.  Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментирования дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как добывают их в ходе собственных творческих изысканий.

Моя задача, как педагога, поддерживать склонность детей к исследованиям, желанию самостоятельно искать истину. Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности является эффективной формой работы в воспитании экологической культуры.

Цель моей педагогической деятельности - создание условий для воспитания экологически грамотного, социально активного дошкольника; развитие у детей познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности в процессе экспериментирования.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

-Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности;

-Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

-Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;

-Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.

В своей работе по проектно - экспериментальной деятельности я опираюсь на ведущие принципы развития дошкольников:

-Принцип  психологической комфортности (снятии  стрессовых  факторов);

-Принцип природосообразности (индивидуальные особенности детей);

-Принцип дифференцированного  подхода (создание специальных  педагогических ситуации, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников);

-Принцип деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность);

-Принцип творчества (приобретение ребёнком собственного опыта творческой деятельности).

      Чтобы повысить эффективность экологического образования использую   различные методы и приёмы: циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и участке, за трудом взрослых. Ведение календаря природы, занятия, целевые прогулки, экскурсии в природу, трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде. Чтение познавательной литературы, стихотворений, пословиц и поговорок. Экспериментирование, дидактические и речевые логические задачи, рассматривание демонстрационного материала, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Оформление выставки детских работ.

Свою работу с детьми веду по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими тематическими блоками:

Живая природа:

– тематический блок “Животный мир”;
– тематический блок “Растительный мир”.

Неживая природа:

– тематический блок “Земля”;
– тематический блок «Воздух»;
– тематический блок “Вода”.

Вся система работы с детьми должна быть направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать.

     Одно из важных условий воспитательно–образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды.  Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:  «Уголок природы», в котором находятся  комнатные растения, мини- огород, аквариум, художественная литература, альбомы о природе, календарь природы.

«Исследовательский уголок»: в данном месте дети проводят исследования, занимаются экспериментированием. В уголке есть приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, емкости для игр с водой разных объемов и форм; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); природный материал: камешки, глина, песок; жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, семена подсолнечника), ракушки, шишки и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи. В свободное от занятий время дети изготовляют из природного материала поделки. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка в результате экспериментирования с природным материалом. В группе создан мини-музей «Подводное царство» для того, чтобы знакомить детей с разнообразием подводного мира, формировать навыки исследовательской деятельности.

Работая по данной теме, я составила перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, я подбирала содержание, доступное их пониманию, использовала  только  элементарные  опыты  и эксперименты. Их элементарность заключается:

1- в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

2-в процессе этих опытов не происходит научных открытий,  а  формируются  элементарные  понятия  и  умозаключения;

3-они практически  безопасны;

4-в такой работе  используется обычное бытовое  и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.).

Актуальны и эффективны в работе с дошкольниками экологические проекты, в рамках которых они проводят исследовательскую работу.

Мной разработаны исследовательские проекты: «Как зимуют птицы?», «Что растёт в огороде?», «Насекомые»,  «Хлеб – всему голова» и другие.

К выбору темы проекта «Как зимуют птицы?», привела необходимость формирования у детей гуманного отношения к природе.

Во время реализации проекта «Что растёт в огороде?» у детей формировался интерес к исследовательской деятельности. Дети учились различать семена растений, познакомились со способами выращивания овощей. Опытным путём дети ответили на вопросы: «Зачем растениям вода?», «Какие условия необходимы растениям для роста?» и т.д.

Цель проекта «Хлеб всему голова»: в процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о хлебе. Во время экскурсии на хлебозавод дети познакомились с процессом выпечки хлеба и хлебобулочных изделий. Уже группе дети проращивали зерна пшеницы, сажали зёрна в землю, превращали зерна в муку (мололи в ступке, кофемолке), замешивали тесто, выпекали хлеб в домашних условиях, в хлебопечке.

Исследовательский проект «Магия кристаллов», целью которого было вырастить кристаллы солей в домашних условиях, развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей, развивать наблюдательность. Дети смогли ответить на вопросы: «Что такое кристаллы? Откуда берутся кристаллы? Какие бывают кристаллы? Какой формы бывают кристаллы?», учились ставить цели, анализировать.

Проект «Насекомые», его цель углублять знания детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчелах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях; формировать реалистическое представление о роли насекомых в жизни человека; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Через познавательно-исследовательскую деятельность дети расширяли представления о зимних природных явлениях, знакомились со свойствами снега и льда, учились анализировать и делать выводы (проект «Зимнее царство», «Снег и лёд»). Опытным путём узнали: «Нужен ли растениям снег?», «Как освободить пуговицы из ледяного плена?», «Почему снег мягкий и хрустит под ногами?», «Откуда берётся иней?» и «Как самим сделать фруктовый лёд».

С помощью экспериментов доказали вредное влияние «Кока-колы» на организм человека.

Систематизировали элементарные знания о свойствах воздуха, воды, песка, глины, магнита (проект «Юные исследователи»).  Занимательные опыты с воздухом, с водой, с песком, со статическим электричеством вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

На прогулках дети знакомятся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Зимой дети через увеличительное стекло рассматривали снежинки, измеряли глубину снежного покрова, раскопав снег, видели на земле зелёную травку, посыпали песком и солью ледяные дорожки, лепили из песка и глины. Исследуя окружающую действительность, дети сами стремятся найти объяснение многим явлениям. Например: Из чего легче лепить: из песка или глины?; снежинка растаяла на ладошке потому, что она тёплая; надувной круг не тонет, потому что наполнен воздухом; воздушный шар летит с помощью нагретого воздуха и т.д. Играют в  игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. В ходе наблюдения за насекомыми, на прогулке детей с воспитателем, дети отметили, что насекомые есть почти везде. Их можно найти около деревьев, около кустарников, под корой деревьев, на стенах у себя дома. Дети, совместно с воспитателем сформулировали проблему: “Кто такие насекомые?”, “Где они живут?”, “Какие у них есть отличия?”. Детям хочется узнать -  зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка.

В своей работе я использую разнообразные игровые упражнения:  «Найди по описанию», «Что где растёт?», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.

На своих занятиях я широко использую художественную литературу – произведения К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова.

В работе с детьми использую различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Например, если дождь идёт при солнышке значит, скоро прекратиться, ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками педагогического процесса. Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью я провожу консультации для родителей «Развитие познавательно- исследовательской деятельности дошкольников», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», на которых пытаемся объяснить, что главное – создать для ребёнка условия для самостоятельного поиска. Результатом этой работы служат интересные рассказы детей  и родителей о том, как они вместе выращивали дома кристаллы, делали мыльные пузыри, мыло, изготавливали цветные льдинки и т.д.
Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Совместно с родителями организовываем выставки «Зоопарк на огороде», «Чудо урожай», «Фантазии из природного материала» и т.д.

Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:

– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
– у них развита высокая творческая активность, самостоятельность, инициативность;
– дети быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи  взрослого;
– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

г.Горняк-2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса и инициативности старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности (опыт работы)

Сообщение из опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....

Тема по самообразованию учителя-дефектолога Морозовой Э.И. ”Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектно-исследовательской деятельности. Экологическая тропа”.

Описание: данный проект можно использовать(изменив задачи в соответствии с возрастом детей)в работе с детьми детского сада, начиная с младшей группы, включая подготовительную(возраст детей от 3 -ех до...

Инновационный опыт «Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»

Обоснованиe актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процессаВопрос качества экологического воспитания детей дошкольного возраста возрастает в на...

Инновационный опыт «Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»

laquo;Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»...

Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе исследовательской деятельности

На летних каникулах для детей и родителей был объявлен сбор природного материала для будущих занятий в детском саду. Дети и родители откликнулись с удровольствием. в начале учебного года одним из ребя...