Развитие познавательного интереса и инициативности старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности (опыт работы)
статья по окружающему миру на тему

Шеленок Майя Борисовна

Сообщение из опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_m.b._shelenok_pedsovet.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 187»

   Развитие познавательного интереса и  

  инициативности старших дошкольников в  

  процессе познавательно-исследовательской  

 деятельности

 (опыт работы)

                                   Выступление на педсовете

                                                         воспитателя подготовительной группы

                                     Шеленок Майи Борисовны

май 2015 г.

г. Саратов

2015 г.

        Познавательное развитие в контексте с ФГОС дошкольного образования предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) через познавательно-исследовательский вид детской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Работа с элементарными опытами и экспериментами начала нами ещё в средней группе, когда мы впервые познакомились с воспитанниками и пришли к идее увлечь ребят познавательной деятельностью. Учитывая, что ребёнок начинает обследовать окружающий мир практически с пелёнок, мы поддерживали любые инициативы детей по обращению к познавательно-исследовательской деятельности. Сначала наша деятельность была сосредоточена в основном на элементарных опытах с песком и водой в теплое время года. Эксперименты с песком в сочетании с песочной терапией помогали  стабилизации психо-эмоционального состояния детей, снятию детской раздражительности, агрессивности, плаксивости. При помощи игр с песком и водой мы разнообразили способы сотрудничества детей между собой и с педагогом.

Наблюдая за детьми, мы убедились, что их приводит в восторг более широкое понятие: эксперимент. Поэтому, изучив пособия Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» (2008), мы разработали программу экспериментальной деятельности для старших дошкольников.

Цель данной программы состоит в создании условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет как основы интеллектуально-личностного и творческого развития. Акцент ставится не на усвоение детьми знаний по разделам программы («Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир»), а на развитие способностей самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, что способствует формированию у ребёнка активной жизненной позиции.

        С введением ФГОС ДО мы сопоставили наши цели с целевыми ориентирами и убедились в правильности наших педагогических действий        .

Так целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования включают следующее:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности,

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,

- активно взаимодействует со сверстниками,

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать,

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;

- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т.п.;

- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В начале текущего учебного года мы скорректировали перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности для подготовительной группы, а также проанализировали условия для организации данной работы.

        В течение всего периода работы по данному направлению в группе планомерно  пополнялась  развивающая предметно-пространственная среда, приобреталось оборудование уголка         детского экспериментирования. В этом принимали активное участие родители воспитанников, которые поддерживали наши начинания. Также мы приняли участие в оформлении детской лаборатории ДОУ.

В ходе совместной деятельности воспитателей с детьми провели серию опытов и экспериментов по таким направлениям: «Живая природа», «Неживая природа», «Человек. Органы чувств», «Рукотворный мир», «Свойства материалов», «Преобразования».

        На протяжении всего периода дети показывали высокую степень заинтересованности поисково-познавательной деятельностью, проявляли активность в подготовке, проведении опытов и экспериментов.

В разделе «Живая природа» дошкольники на практике узнали, как растения и животные приспособились к жизни в разных условиях: почему птицы летают, лягушки плавают, заяц меняет шубу и т.д., научились определять причинно-следственные связи.

        В разделе «Неживая природа» дети познакомились со свойствами воздуха, света, веса, температуры, звука, почвы; научились их исследовать и делать выводы.

        В разделе «Свойства материалов» мы пополняли практические знания детей о стекле, резине, пластмассе, металле, магнитах. Серия опытов позволила детям научиться различать эти материалы, определять их свойства.

        Раздел «Преобразования» стал для детей самым любимым видом деятельности. Каждый из детей научился преобразовывать одни предметы в другие. Чаще всего мы из бросового материала (коробочки, бутылочки, бумага, нитки, пуговицы и др.) изготавливали игрушки (куклы, машинки, бабочки и др.)

        Диагностическое обследование развития поисково-познавательной деятельности детей показало, что  высокий уровень развития у 92% детей, дети успешно освоили программу.

        Все дети задают интересующие вопросы, самостоятельно пытаются искать на них ответы в ходе экспериментов, прогнозируют результат, способны работать самостоятельно или совместно с воспитателем. Большинство из них могут выполнять инструкции из 2-3 поручений, хорошо понимают простейшие причинно-следственные связи, самостоятельно выполняют элементарные зарисовки эксперимента. К концу учебного года у детей сформировано умение делать выводы (называть причины наблюдаемых явлений и результат).

        В рамках изучения и обобщения положительного опыта работы педагогов по данному направлению, были подготовлены и проведены итоговые мероприятия по темам:

- «Воздух-невидимка»,

- «Секреты яблока».

Таким образом, можно отметить, что все дети проявляют повышенный интерес к проведению опытов, активны при выполнении экспериментальных заданий, успешно справляются с решением поставленных перед ними задач.

Опытно-экспериментальная деятельность положительно влияет на интеллектуальное развитие детей, мировоззрение и мировидение детей,  повышает их познавательный интерес и инициативность. Дошкольники овладели способами практического взаимодействия с окружающей средой, научились преобразовывать объекты с целью выявить их скрытые существенные связи.

        Результаты нашей работы показали, что дети дошкольного возраста способны осваивать такие функциональные понятия как изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение и свойства материалов, преобразование предметов, знания о себе. Данная работа мобилизовала активность детей в познании реальности, в получении и преобразовании личного опыта.

Работу по развитию поисково-познавательной деятельности детей необходимо продолжать и расширять в соответствии с современными требованиями.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр»

Представляем опыт работы воспитателя МБДОУ №430 Якимычевой Ирины Сергеевны по теме:«Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр...

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

Опыт работы «Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» 2016 год

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрас...

Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"

Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса  детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"...

План работы по самообразованию " Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: изучение необходимой литературы, проведение открытых мероприятий для анализа с...