обобщение опыта на тему "Развитие познавательного интереса и инициативности дошкольников через опытно - исследовательской деятельности"
статья

Ахмадеева Светлана Николаевна

Обобщение опыта на тему "Развитие познавательного интересса и инициативности дошкольников через опытно- исследовательской деятельности "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Выбираем материал для строительства дома трёх поросят»

Цель: Формирование первичных  представлений об окружающем мире.

Задачи:

1.Развивать интерес к предметам и явлениям окружающего мира;

2.Формировать первичные представления о свойствах предметов (прочный, твердый, хрупкая, мягкая, легкая, тяжелая);

3. Развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, становление связей;

4.Совершенствовать навыки исследовательской деятельности, развивать мелкую моторику;

5.Поощрять любознательность и наблюдательность

Оборудование: солома, ветки, кирпич; Фрагмент из мультфильма «Три поросенка» , игрушки «Три поросенка»; изображения сказочных домиков поросят из разных материалов, схемы, оборудование для опытов, халаты. Мультимедийное сопровождение.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Скажите, а вы любите сказки? А какие  сказки вы знаете?(ответы детей)

У меня то же есть любимая сказка, которую мне читали в детстве – это сказка  «Три поросенка».

Показ фрагмента мультфильма

Воспитатель: Что сделали поросята? (Построили дома) Из каких материалов дома построены? (Солома, ветки и кирпич.) Хотите узнать, какой материал окажется самым прочным и подходящим для постройки дома? Тогда поспешим в нашу  исследовательскую лабораторию и проведем испытания строительных материалов на прочность. В лаборатории работают учёные, для работы им нужна спецодежда. Надевайте халаты.

Проходите,  рассаживайте на  свои места. В лаборатории учёные придерживаются правил безопасности: в лаборатории нельзя шуметь, ругаться, действовать по инструкции старшего лаборанта и соблюдать порядок на рабочем месте.

Воспитатель: Каждый поросёнок уверен, что его дом окажется самый прочный, крепкий и надёжный.

Сейчас мы узнаем, подойдёт ли солома для постройки дома.

Возьмите соломинку.

Легко ли держать соломинку в руках? Какая она? Лёгкая или тяжёлая? Гладкая или шершавая?

Теперь подуйте на соломинку, что произошло ? (ответы детей) верно она улетела, что можно сказать какая соломинка (Легкая). Ветер легко её унесёт, сдует.  А теперь попробуйте сломать соломинку! Легко ли было сломать соломинку? .Как вы думаете, почему было легко сломать соломинку? (Потому, что она хрупкая, тонкая.) А давай те опустим соломинку в воду, что произошло? Утонула ли она? (ответы детей)

Верно, соломинка не утонула, но стала мокрой, возьмите в руки мокрую соломинку, попробуйте сломать её. Что получилось?

Какой можно сделать вывод? Какой  всё-таки дом получился у  Ниф-нифа? (Непрочный, хрупкий, ненадежный, неудобный.)Молодцы ребята.

Воспитатель: А теперь давайте проверим, какой домик получился у Нуф-Нуфа. Возьмите по веточке.

Дети, легко ли держать ветку в руках? Что можно сказать про свойства ветки, какая она? (легкая, гладкая, тонкая). А теперь подуйте на нее, а если посильнее подуть? что произошло? (ответ детей). Её тоже унесло ветром. А теперь попробуйте ее сломать! Легко ли было сломать ветку? Как вы думаете, почему было легко сломать ветку (Веточка хрупкая, тонкая, поэтому её легко сломать). А теперь опустим ее в воду, что произошло с веточкой? (ответы детей).

Если случится наводнение, дом из веток тоже может унести водой.  Теперь достаньте из воды ветку, попробуйте сломать её. Получилось? Сломалась. Так какой можно сделать вывод, какой  дом получился у Нуф-Нуфа?  (Непрочный, хрупкий, ненадежный ). Верно ребята,

Возьмите в одну руку кирпич, в другую соломинку. Что легче? Что тяжелее? А теперь отложите соломинку и возьмите ветку. Что тяжелее?  Попробуйте подуть на кирпич. Что произошло?(ответы детей). Верно кирпич не сдвинулся с места потому, что он тяжелый и ветром его нельзя сдуть.

Что ещё можно сказать о кирпиче: Какой он? (Шершавый, прохладный, неровный). А теперь попробуйте сломать кирпич! Получилось ли у вас его сломать? Почему не получилось? (Потому, что он крепкий, твердый). А если мы его опусти в воду. Что произойдет? Намокнет? Станет хрупким? (ответы детей)

Ребята, так что мы можем сказать о кирпиче?  (отмечают на схеме)

Так чей же дом получился самым прочным: У Ниф-нифа из соломы, у Наф-нафа из веток или у Нуф-нуфа из кирпича?

Вот видите, каким крепким и надежным материалом оказался кирпич! Это самый прочный и надежный материал и он наиболее всего подходит для постройки крепкого и надёжного дома! Молодцы!!

Наша работа в лаборатории закончилась, снимайте халаты.

Вы, наверное, устали пока проводили опыты? Хотите отдохнуть и поиграть? Тогда выходите скорее сюда.

Физкультминутка «Три поросенка»

Поросенок пятачок (сидят на корточках)

Отлежал себе бочок (Медленно встают)

Встал на ножки, Потянулся (Потягиваются)

А потом присел, встал , нагнулся,

И немножко поскакал,

И на месте пошагал.

А потом опять прилег (Приседают ладони под щеку)

Но уже на левый бок

Ребята, посмотрите, я приготовила для вас сюрприз. Смотрите, что лежит в коробке? Да в ней три поросенка! Только чего то здесь не хватает… Как думаете, чего? Возьмите, пожалуйста, поросят с собой в группу и постройте для них  прочные домики из кирпичиков.

Дети уходят в группу.



Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса и инициативности посредством включения дошкольников в опытно – экспериментальную деятельность

«Чем больше ребенок видел,слышал и переживал, чем больше он знает,

и усвоил, чем большим количествомэлементов действительности

он располагает в своём опыте,тем значительнее и продуктивнее при других равныхусловиях будет его творческая деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Таким образом, детей необходимо включить  в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Это позволяет сделать процесс экспериментирования, который является ведущим видом деятельности дошкольников наряду с игрой. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

 Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условии быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? На эти вопросы я искала ответы. В настоящее время в качестве приоритетного направления используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов которого, является экспериментирование.

 Целью представляемого  мною педагогического опыта является:

развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Значение применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

1.дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

2.идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

3.развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

4.происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

Для решения данных задач Я стала включать в образовательную деятельность элементы экспериментирования. И уже на сегодняшний день, оценивая результаты своей работы, сделала вывод, что экспериментальная деятельность является эффективным средством развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного Образовательно Стандарта дошкольногообразования.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника дошкольной образовательной организации, одним из пунктов портрета является:

“Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе”.

В контексте ФГОС ДОпознавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где взрослый демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

Любопытство – природное качество, в той или иной степени присущее каждому ребенку от рождения. Это склонность человека к проявлению интереса ко всему новому.

Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, что в свою очередь является основой для развития познавательной активности.

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, изобразительную, конструктивную, восприятие художественной литературы, самообслуживание.

Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает проведение экспериментов.

Помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми я  использую так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов.

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использую  наблюдения разного вида:

1.распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

2.за изменением и преобразованием объектов;

Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом;

Словесные методы:

рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;

рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;

беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Формы работы с детьми:

фронтальные;групповые;индивидуальные.

Н.Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов:

1.постановка проблемы;

2.поиск путей решения проблемы;

3.проведение наблюдения;

4.обсуждение увиденных результатов

5.формулировка выводов.

Эксперименты бывают:

индивидуальные или групповые

однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.).

По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:

1.констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление),

2.сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

3.обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти экспериментыпроводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях мы проводим фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей, педагог ведет себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности. В этом есть и свои положительные моменты: закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

В процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).

Подготовку к проведению запланированных наблюдений и экспериментов мы начинаем с определения текущих дидактических задач. Затем выбираем объект, с которым знакомимся заранее – и на практике, и по литературе. Осваиваем технику экспериментирования, если она не знакома нам.

Предлагая детям поставить опыт, мы сообщаем им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Даем время на обдумывание, и затем привлекаем детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы поощряю  детей, которые могут применить  собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем как в словесной форме, так и с использованием графического фиксирования результатов, т.е оформляем, вместе с детьми, в рисунках, схемах.

В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности

Основная задача педагога - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.

Взрослым важно создать условия для продуктивной детской работы.Для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, мною оформлен и оснащен уголок экспериментирования «Почемучки» .

При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка: а также жизненный опыт дошкольника. Ребенок проявляет широкую любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким), поступкам людей, если сам как-то причастен к ним, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей через призму  собственного опыта.

Важную роль в развитии познавательной активности ребенка  несомненно играет семья, та среда в которой ребенок растет, развивается, поэтому очень важно взаимодействовать с родителями и по возможности привлекать их .

Взаимодействия с родителями.

В младшей группе, на родительском собрании, мы показали уголок экспериментирования и рассказали родителям, как важно способствовать удовлетворению познавательных интересов детей не только в детском саду, но и дома.

Родители помогают в  приобретении и пополнении  оборудования для нашего уголка, охотно участвуют в беседах и консультациях, принимают участие в конкурсах. Осенью- поделки из природного материала, зимой- елочные игрушки.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что данные методы и приемы станут фундаментом для развития предпосылок естественно – научной грамотности наших дошкольников.

Эксперимент рождается не просто:

Порой – с наивного вопроса.

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то,

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдаёт себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

Презентация к итогово практико-значимому проекту на тему: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появляются исс...

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности

В статье выдвинута гипотеза об условиях развития познавательного интереса у старших дошкольников  в опытно-исследовательской деятельности. Приведено понятие познавательного интереса. Рассмотрены ...

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности

В статье выдвинута гипотеза об условиях развития познавательного интереса у старших дошкольников  в опытно-исследовательской деятельности. Приведено понятие познавательного интереса. Рассмотрены ...

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности

В статье выдвинута гипотеза об условиях развития познавательного интереса у старших дошкольников  в опытно-исследовательской деятельности. Приведено понятие познавательного интереса. Рассмотрены ...

Проект «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Актуальность. Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.                        ...

«Игра как средство формирования познавательного интереса и инициативности ребенка через различные виды деятельности»

   Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра о...