Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности
методическая разработка (старшая группа) на тему

Лысцова Олеся Олеговна

В статье выдвинута гипотеза об условиях развития познавательного интереса у старших дошкольников  в опытно-исследовательской деятельности. Приведено понятие познавательного интереса. Рассмотрены особенности старших дошкольников. Рассмотрены особенности метода экспериментирования в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lystsova_o.o._razvitie_poznavatelnogo_interesa.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ  В ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лысцова Олеся Олеговна

Педагог-психолог МБДОУ №206 г. Красноярск

В связи с достижениями в науке и практике, изменениями, происходящими в современном социуме, все более высокие требования предъявляются к воспитанию и образованию подрастающего поколения.

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым. Поэтому именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития познавательного интереса.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является формирование познавательных интересов в различных видах деятельности. У некоторых дошкольников наблюдается снижение познавательных интересов, что обусловлено нестабильными социальными условиями и изменением ценностных ориентаций.

Особой и важной областью феномена «интерес» является познавательный интерес. Познавательное развитие необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период формируются важные качества личности, которые будут необходимы человеку в последующей жизни.

Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Экспериментальные данные Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Н.Г. Морозовой свидетельствуют, что наличие устойчивых познавательных интересов – один из показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Исследования Б.Г. Ананьева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.

Поэтому, формирование познавательных интересов  и их предпосылок начиная с дошкольного возраста – важная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям и учебной деятельности.

Цель исследования – изучить особенности  развития познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности.

Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у старших дошкольников будет успешным, если их опытно-исследовательская  деятельность будет организована по принципам:

  • детской активности;
  • детско-взрослой совместности;
  • систематичности деятельности.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса. Он рассматривается как:  избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рушинштейн);    активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);  специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А.К. Ковалев).

В  развитии ребенка дошкольного возраста существуют определенные закономерности, которые влияют на процесс формирования познавательного интереса.

Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А.Парамонова). Необходимо создавать такие условия, при которых бы раскрывались детские интересы к разным сферам действительности.

Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности:

  1. Создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данной деятельности у детей;
  2. Создание положительного отношения к предмету (дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно) и к деятельности — перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие;
  3. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности;
  4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Одним из основных условий являются участие в различных видах деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной и других). Мы остановимся на опытно-экспериментальной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях детского экспериментирования: экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность; экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний; экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира; экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.; детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.

Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда он слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской экспериментально-опытной деятельности в практику работы с детьми старшего и подготовительного возраста.

Успешное решение проблемы формирования познавательного интереса в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что активность детей, познавательный интерес не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательного интереса требует целенаправленной работы с детьми.

В процессе теоретического изучения данной проблемы мы рассмотрели понятия «интерес» и «познавательный интерес».

 В процессе изучения данной проблемы было установлено следующее:

  1. Познавательный интерес –  избирательная деятельность человека, направленная на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Познавательный интерес складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования.
  2. Условия для развития познавательного интереса у старших дошкольников должны быть следующие: детско-взрослая совместность (доброжелательность, эмоциональная вовлеченность педагога; создание ситуации успеха; благоприятный эмоционально-психологический климат); организованная среда (доступная, насыщенная, многообразная, моделирование элементов естественной среды); провоцирование детских вопросов; организация уголков экспериментирования.
  3. Экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и так далее. В ходе опытно-исследовательской деятельности происходит формирование исследовательской, субъектной позиции.
  4. Важным условием развития познавательного интереса является совместная деятельность педагога и ребенка. Совместная деятельность предполагает партнерские отношения. Одной из главных задач при организации совместной деятельности взрослого и ребенка – это создание равнозначных позиций, но все же с учетом возраста, возможностей и умений ребенка.
  5. Дошкольник как активный субъект деятельности обладает определенными качествами личности: самостоятельностью, инициативностью, способностью к самоорганизации, преодолению трудностей. При работе с детьми должны подбираться такие формы работы, которые буду провоцировать у ребенка новые вопросы, ставить новые задачи, что дает возможность поддержки его активности.
  6. Развитие познавательного интереса у старших дошкольников будет успешным, если их опытно-исследовательская  деятельность будет организована по принципам детской активности, детско-взрослой совместности, систематической деятельности, о чем говорят полученные результаты.

Список литературы:

  1. Арсеньева М.С. Значение детского экспериментирования для детей дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание. – 2012 - №4. – С. 54-57.
  2. Баранова Э.А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников.// Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3 (7). - С. 1.
  3. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012
  4. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст] // Собр. соч.: в 6 т. – Т. 3. – М., 1983.
  5. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.