Опыт работы по теме: «Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр»
статья по математике (старшая группа) по теме

Представляем опыт работы воспитателя МБДОУ №430 Якимычевой Ирины Сергеевны по теме:«Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр».

 

                Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением действовать по намеченному плану, делать выводы. Представленый занимательный материал, который окажет помощь воспитателю,  способствует формированию основных мыслительных операций через использование логико-математических игр, ,как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.

                Работа будет интересна не только воспитателям детских садов, но и родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_k_pechati_v_internet_-_kopiya.doc808.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование  логико – математических игр»

                                                                                             

              Современная жизнь, научно-технический прогресс, новые информационные и компьютерные технологии выдвигают особые требования к интеллектуальному и творческому развитию человека. Сегодня от детей, поступающих в школу, для успешного обучения требуются несколько иные качества, чем даже 3 – 5 лет назад.

        И не случайно в федеральных государственных требованиях и в проекте ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам   относят такие социальные и психологические характеристики личности ребенка как инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, развитое воображение, развитые творческие способности, любознательность, умение наблюдать, экспериментировать, принимать собственные решения.  

                Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением действовать по намеченному плану, делать выводы.

                  Многолетний опыт работы в детском саду позволил мне сделать вывод о том, что, как правило, дети способны выполнять прямые инструкции педагога («поставь столько же», «сосчитай») и затрудняются в выполнении творческих заданий, где необходима гибкость мышления.

                  Я очень хочу, чтобы мои выпускники были успешны в школьном обучении, умели творчески мыслить, самостоятельно решать поставленные перед ними задачи – тогда они будут готовы отправиться во взрослую жизнь с нашего дошкольного причала.

Огромную возможность для развития  ребенка дают развивающие игры.

Мы знаем, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Суть игры – не в передаче конкретных знаний, умений и навыков, а в развитии определенных психических процессов и способностей ребенка.  Я использую развивающие игры в своей работе уже много лет. Благодаря проделанной работе удалось достичь хороших результатов в развитии у воспитанников математических представлений. В связи с этим, на мой взгляд, игра, развивающая и обучающая должна быть основным методом обучения дошкольников математике.        

 - Игра не перегружает детей, вызывает интерес, отсюда развивается интерес к математике.

- Логико-математические игры формируют не только элементарные математические понятия, но и логические структуры мышления и умственные действия, что готовит детей к усвоению школьных предметов.

- Логико - математические игры помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

                                                                1

Таким образом мы пришли к следующим выводам:

1. Требование времени и начальной школы диктует необходимость развивать у детей старшего дошкольного возраста не только наглядно-образное, но и словесно-логическое мышление.  Дети должны не только уметь считать, выполнять разные действия, но и могли доказывать, обосновывать правильность своих решений.

2. Развивать мышление детей, способность к рассуждению, формировать элементарные математические представления, целесообразнее всего в игровой деятельности.

Я поставила перед собой следующие задачи:

     1. Способствовать формированию основных мыслительных операций через использование логико-математических игр.

  1. Учить понимать суть задачи и выполнять ее самостоятельно.
  2. Обучать детей умению планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.

      Изучение уровня развития умственных возможностей и в частности, способностей к математике наших воспитанников, позволил  мне определить те условия, которые необходимо создать для решения вышеназванных задач.

К ним относятся:

1. Создание необходимой предметно-развивающей среды, насыщение ее играми и пособиями, направленные на развитие логического мышления детей.

2. Использование логико-математических игр, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.

      В группе были созданы условия для игровой деятельности. Организован уголок занимательной математики – игротека, где были подобраны игры, различной степени сложности, которые были как покупные, так и сделанные своими руками:  игры на перестановку фигур («Поменяй местами», «Сделай также»);

-        на нахождение пути следования, признаков сходства и отличия
«Лабиринты», «Найди дорожку», «Чем похожи, чем отличаются»),

-на составление фигуры из отдельных частей («Сложи квадрат», «Собери сервиз», «Танграм», объёмных фигур «Куб-хамелеон», «Уголки»).

-логические задачи на поиск недостающих фигур («Продолжи ряд», «Найди фигуру»),

-игры на умение выявлять и абстрагировать в предметах свойства по блокам Дьенеша, а также на развитие способности к замещению, моделированию свойств - логические карточки, кубики с разрешающими и запрещающими свойствами,

  • задания на смекалку со счетными палочками;

-палочки Кюизенера, которые позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними;

-игра «Сложи узор» др.


        Работа строилась в несколько этапов:

-1 этап: освоение простейших игр математического содержания;

-2 этап: овладение умением самостоятельно ставить цель, искать пути её реализации, осуществлять самоконтроль;

3 этап: формировать умение проявлять инициативу, творчество, самостоятельность

       

         На 1 этапе, задачи  решались, как в непосредственно образовательной деятельности,  так и в процессе  совместной деятельности с детьми  в утренний и вечерний отрезок времени.

В содержание НОД, прежде всего, включались те игры и упражнения, в которые дети не могли играть самостоятельно. К ним относятся логические задачи на выявление закономерности следования. Также использовались игровые упражнения на группировку фигур и предметов, на нахождение отличительных признаков, задачи-шутки, математические загадки, игры и упражнения с палочками Кюизенера, игры «Танграм», «Головоломка Пифагора».

           Взяв в своей работе палочки Кюизенера, которые позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины, вначале я использовала их, как игровой материал. Во время игры с ними, дети открыли некоторые отношения: одинаковость длины палочек, одинаковость сечения. Затем предлагаются игры в разных вариантах с элементами комбинаторики (перестановки); действиями сложения, с действием вычитания.

Первичное ознакомление с игрой «Танграм», а несколько позже и с «Головоломкой Пифагора» проходило в НОД. Дети рассматривали элементы игры, называли их, группировали, Составляли из 2-3 элементов новые геометрические фигуры, силуэты предметов, животных. Также детям предложила составить силуэт по расчлененному образцу. Дальнейшее усвоение игры проходило в самостоятельной деятельности. В ходе занятий с целью развития воображения, пространственного мышления дошкольникам предложила задачи на смекалку с использованием счетных палочек. Дети строили по названию, по образцу, по заданию.

 На данном этапе работы использовались различные приемы повышения интереса детей к играм математического содержания. Игровые ситуации «Научи Незнайку», «Помоги Буратино найти ошибку», «Проверь, правильно ли гномик выполнил задание», с последующим помещением игрушечного персонажа в уголок занимательной математики вместе с соответствующим игровым материалом стимулировали самостоятельную деятельность детей. Я предлагала ребенку поиграть, отгадать, найти выход из лабиринта, указывала на допущенную ошибку, побуждала к ее исправлению, поощряла появление самостоятельности, в случае угасания интереса подсказывала направление поисков.

        В дальнейшем, на II этапе работы происходит  усложнение игрового материала. Предлагается  решение несложных логических задач и упражнений; работа с логическими блоками Дьенеша.

        В процессе данных логико-математических игр,  дети обучаются определенной последовательности действий, работе по алгоритму: внимательно рассмотреть образец, рассказать о строении предмета, поставить перед собой цель (что надо сделать?), выделить составляющие части или значимые признаки предмета, спланировать последовательность действий, выполнить их и осуществить контроль (правильно ли я сделал?).

            Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.  Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать сразу по двум свойствам, позже - по трем и по четырем свойствам

Использование карточек, обозначающих свойства из логических блоков позволяет развивать у детей способность к размещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают перейти от наглядно-образного мышления к наглядно- схематическому, а карточки с отрицанием свойств - крохотный мостик к словесно-логическому мышлению.       

Особое место в моей практике по данному вопросу занимает место логические задачи на поиск недостающих фигур в ряду. Для того чтобы мои ребята успешно справились с этими заданиями, я учила их обобщать ряд фигур по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого.

     

        На III этапе работы, основное внимание уделяется выполнению творческих заданий, придумыванию новых логических задач. Постановка перед детьми следующих заданий стимулировала самостоятельность:

  • придумай свое;
  • составь что-нибудь интересное, новое.

Предлагались игры: «Танграм», «Сложи узор», «Уникуб», «Колумбово яйцо», игры Б.Никитина, «Тетрис» (одна из покупных игр). Вот несколько примеров использования логико-математических игр:

Например, в игре «Сложи узор»  дети составляют картинки по нерасчленённому образцу. Я заметила, что вначале дети применяли лишь отдельные сочетания известных им способов воссоздания силуэтов, комбинирование. Так они стали придавать иные позы составляемым силуэтам животных (лисы, кошки) в игре «Танграм», «Сложи узор». Наблюдалась и одноименность в тематике при различении конструктивных решений: составляемому силуэту петушка придавали различные позы, кораблики были разнообразной конструкции.

В дальнейшем дети овладевали умением ставить перед собой цель («Составлю робота», «Придумай свою задачу»), реализовать ее, не прибегая при этом к заимствованию тематики, способов воплощения замысла. Из этого следует, что, творчеству детей предшествовал перенос освоенных ранее способов действия в новую ситуацию.

Используя различные занимательные, развивающие игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше осваивают программный материал, выполняют сложные задания.

Представляю каталог-описание некоторых логико - математических игр, а также конспекты непосредственно-образовательной деятельности старших дошкольников с использованием игр математического содержания.

  1.  Логическая задача: «Как изменилась фигура?»

Упражнения  для решения этой задачи построены на трансформации (изменение цвета, формы, расположения и проч.) предметов, изображенных на карточках. Дидактический материал: карточки-задания и карточки-ключи (ответы) к этим заданиям.

       1 упражнение – на трансформацию цвета объекта. Предложить ребенку рассмотреть первую карточку: используя карточку-ключ определить, как изменить фигуру. Вопросы к детям: Что сделала карточка? - изменила цвет. Как изменился круг?

       2 упражнение – на трансформацию размера объекта;

       3 упражнение – на трансформацию количества объектов;

       4 упражнение – на трансформацию контура, конфигурации объекта путем добавления части или целой фигуры (добавление);

       5 упражнение – на трансформацию контура, конфигурации объекта путем раздвижения объекта путем убавления части или целой фигуры (убавление);

       6 упражнение – на изменение месторасположения фигур путем раздвижения частей или фигур (раздвижение);

       7 упражнение – на изменение месторасположения путем наложения, соединения фигур (наложение, соединение);

       8 упражнение  – на изменение  месторасположения фигур или их частей путем разворота (разворот).

  1. Дидактические игры по блокам Дьенеша.

              Игра «У кого в гостях Винн и – Пух  и Пятачок?

Цель: развитие способности к анализу, синтезу, сравнение, обобщение.

Материал: карточки с логическими таблицами, логические фигуры.

Содержание: 1 вариант – детям предлагается карточка-домик, нужно найти недостающую фигуру и положить в клетку, где нарисованы Винни-Пух и Пятачок.

       2 вариант – от поиска одной фигуры, дети переходят к поиску двух недостающих фигур. Если интерес к прежней игровой задаче угаснет, предложить новую, например, угадать, какой сундук с драгоценностями украли пираты.

       3 вариант – где используются таблицы с задачами, которые требуют анализа, синтеза, сравнения и обобщения по трем свойствам.

Можно предложить новые игровые задачи: «Угадай, какие камни утеряны в ожерелье королевы?», «Какой кусочек сыра стянул у кота Тома, мышонок Джерри?».

             Игра «Украсим елку бусами».

Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета.

Материал: изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических  фигур.

Содержание: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус.

  1. Палочки Кюизенера.

                       Игра «Цветные коврики» (салфетки, флажки).

Состав чисел первого десятка. Зависимость между длиной стороны и площадью, между числом и количеством вариантов его расположения.

Алгоритм - определенная последовательность практических действий.

Материал: палочки Кюизенера, карточки с изображением-схемой «ковров».

Содержание: 1 – вариант: алгоритм, состав чисел. Научить детей «плести» такие же красивые узоры. Чтобы научиться «плести», нужно соблюдать следующие правила «алгоритм»:

- выбрать одну полоску для начала плетения;

- следующие ряды образуются из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой;

- все ряды должны быть разными;

- закончить ковер бахромой из белых полосок;

- «прочитать» ковер цветами и числами.

Желтый - белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый и т.д.

Пять – один и четыре, четыре и один, два и три, три и два т.д.

      2 вариант – длина сторон и площадь (зависимость). Дети самостоятельно выделяют и формируют зависимость: чем длиннее полоска, тем больше размер ковра, и чем больше число (первая выбранная полоска), тем больше вариантов его разложения.

  1. Игра «Танграмм».

Цель: воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

        1 вариант.

Цель: упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.

Материал: наборы фигур к игре «Танграмм», фланелеграф и набор к нему.

Например: отобрать все треугольники, сосчитать, сравнить по размеру, накладывая один на другой.

        2 вариант.

Цель: упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся - по образцу и замыслу.

Например: «Составить четырехугольник из большего и среднего треугольников», «Составить такие же фигуры, как на таблице».

        3 вариант.

Составить фигуру-силуэт «Зайца» по расчлененному образцу.

Цель: учить детей анализировать способ расположения частей, составить фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

Материал: набор фигур к игре «Танграмм», образец.

        4 вариант.

Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся.

Цель: учить детей рассказывать о предложенном способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий.

Материал: набор фигур к игре «Танграмм», фланелеграф, образец, доска, мел.

        5 вариант.

Составление фигуры-силуэта домика.

Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способ, расположения фигур, проверяя его практически.

Материал: набор фигур к игре «Тнграмм», образец, доска, мел.

       6 вариант.

Составление изображения по собственному замыслу. Занятия включают элемент творчества. Дети воссоздают общие очертания формы, а составные элементы отдельных частей располагают иначе, чем по образцу.

Сценарии игровых проблемных ситуаций:

   Тема:  «Путешествие по Стране  математики».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- Учить детей находить заданную геометрическую фигуру с помощью кода, символа (по блокам Дьенеша).

- Закреплять знания детей о свойстве числа.

- Упражнять в  складывании квадратов из 4-5 частей.

- Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

- Учить решать логические задачи на основе слухового и зрительного восприятия.

- Продолжать учить объяснять свои действия.

Развивающие задачи:-

- Способствовать развитию образного и логического мышления, комбинаторные способности.

- Помочь детям овладеть умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение) с помощью игр «Найди недостающую фигуру», «Собери квадрат», «Найди лишнее».

- Развивать психологические процессы: внимание, память, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать целеустремленность, настойчивость при выполнении заданий, взаимовыручку.

- Поддерживать интерес к занимательным играм математического содержания через создание игровой проблемной ситуации.

Основные методы и приёмы:

1. Словесные: вопросы к детям, в т.ч. поискового характера, решение словесных логических задач.

2.Игровые: 1) создание проблемно-игровой ситуации;

                    2) логико-математические игры: «Собери квадрат», «Сложи цветок», «Соедини по точкам».

      3. Использование музыкального сопровождения, аудиозаписи голоса персонажа.

Предварительная работа:

- Игры на классификацию фигур и предметов: «Разложи по домикам», «Дорисуй», «Найди лишнее»- на развитие логического мышления, зрительного восприятия;

Развивающие игры: «Сложи квадрат», «Танграмм».

- Игры-упражнения с блоками Дьенеша: « Где чей гараж?», «Автотрасса»- на выявление и абстрагирование свойств: цвета, формы, размера, толщины.

- Решение логических занимательных задач, проблемных ситуаций.

Материал и оборудование:

- костюм и головной убор для капитана.

- бескозырка для матроса.

 - штурвал, якорь.

- ширма с куклой волшебником.

- лист ватмана с заданием «Соедини по точкам».

- вырезанные из картона цветы, на лепестках которых написаны загадки, вопросы,  упражнения.

- билеты с символами, геометрические фигуры, прикрепленные к спинкам стульев (на каждого ребёнка).

- карточка- таблица и картинки к игре «Найди недостающую фигуру» - на каждого игрока.

 - квадраты, разрезанные на 4-5 частей.

- три желтых бумажных круга – серединки ромашек, на которых написаны цифры 6,7,8, бумажные лепестки на которых написан в виде примеров состав этих чисел (все варианты).

Ход  игровой проблемной ситуации.

- Капитан - Ребята, я знаю, что вы скоро пойдёте в школу, и наверное уже многому научилиcь и многое узнали в детском саду. Что вы умеете?  (ответы детей)

 - Я думаю, что вы будете очень хорошо учиться в школе. А вот чтобы проверить так ли это, я предлагаю отправиться в путешествие по очень интересной стране –стране Математики. Хотите? Эта страна расположена на небольших островах, и на каждом острове есть свои обитатели-волшебники. Им очень нравится загадывать детям загадки и задавать хитрые вопросы. Я уверена, что вы любите математику, и это путешествие будет для вас интересным.

 - Я вам открою один секрет - в этой стране находиться волшебная книга. Если мы сумеем её отыскать, то математика откроет вам свои тайны, и вы будете учиться в школе только на "хорошо" и "отлично".

 - Но на чём мы отправимся в путь? (предложить детям изображение корабля на ватмане). Вы видите на листе точки, рядом с каждой стоит цифра. Все точки надо соединить между собой линиями по порядку, который подскажут цифры, последнюю точку соединить с цифрой 6, а цифру 1 - с цифрой 4.

     Дети выполняют задание: "Соедини по точкам" (Во время выполнения задания предложить детям проговаривать: цифру 1 соединяем с цифрой 2 и т.д.)

- Что у нас получилось? (корабль)

 - Итак, в путешествие мы отправляемся на корабле. Матрос, корабль готов к отплытию?

- Матрос – Так точно, товарищ капитан!

- Капитан - Разрешаю занять борт корабля и раздать билеты с символами, по которым каждый пассажир найдёт своё место. (Напомнить детям о значении символов: черный силуэт обозначает геометрическую фигуру,  _ цветное пятно обозначает цвет геометрической фигуры, а большой или маленький домик – ее размер)

     Дети читают символы, находят соответствующие фигуры, прикрепленные к спинке стульев, и занимают свои места.

- Капитан - Поднять якорь! Полный вперёд!

- Матрос - Есть поднять якорь! Есть полный вперёд!

                               ( Звучит музыка морского прибоя)

- Капитан - Мы приплыли на остров загадок. Только где – же хозяин этого острова?

- Волшебник (голос волшебника звучит в аудиозаписи) - Здравствуйте дети! Я, волшебник, хозяин Острова загадок, приветствую вас! Добро пожаловать на мой остров!

     Дети сходят на берег, находят цветы, на лепестках которых написаны загадки и вопросы, отвечают на них. На одном из лепестков написано, что искать волшебную книгу надо на другом острове.

- Капитан - Молодцы, с загадками и вопросами вы справились. Займите свои места на корабле и отправляемся на другой остров. Полный вперёд!

      ( Звучит музыка моря).

- Мы подплыли к другому острову. Сойти всем на берег!

- Волшебник (аудиозапись)- Здравствуйте ребята! С вами говорит хозяин Острова геометрических фигур. Я знаю, вы ищете волшебную книгу. Где она вы узнаете в глубине острова, а попасть туда вы сможете, если выполните мои задания.

     Дети выполняют задание: "Найди недостающую фигуру" (задания рассчитаны на каждого ребёнка). Ребята, давайте спросим у Волшебника, может быть, у него для нас есть еще какие-нибудь задания.

- Волшебник (голос в аудиозаписи) - На этом острове живут волшебные квадраты, которые очень любили распадаться на части, гордились друг перед другом этим умением. Однажды все части перепутались  и не смогли снова стать квадратами. Вы сможете помочь моим друзьям, нужно скорее их собрать.

      (Дети выполняют задание: "Сложи квадрат" - на каждого ребёнка.  Во время выполнения задания можно задать дополнительные вопросы – Из каких  геометрических фигур состоит твой квадрат? На сколько  частей распался твой квадрат?) .        

- Волшебник - Молодцы! Вы правильно выполнили задания. Спасибо за помощь! Ищите волшебную книгу на острове цифр. Попутного вам ветра!

- Капитан - Занять свои места! Я слышу сигнал SOS. Этот сигнал подают с острова цифр. Наш путь лежит именно туда.

       (Звучит музыка).

- Сойти всем на берег.

- Волшебник (кукла из-за ширмы). Здесь случилась беда. Был страшный ураган. У ромашек, которые растут на этом острове, осыпались все лепестки. Ромашки здесь не простые, а волшебные, цифровые.

Капитан - Необходимо приложить лепестки к серединкам и цветы вновь расцветут. Но есть одно условие: у ромашки с серединкой, на которой написана цифра 6 (показать жёлтый круг с цифрой 6), на лепестках записан состав числа 6 и т.д. с 7 и 8. (После выполнения задания предложить детям назвать состав каждого числа)

- Волшебник (кукла из-за ширмы). Молодцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями. Я вижу, вы очень умные, внимательные, сообразительные и в награду я дарю вам волшебную книгу (передаёт детям книгу).

А сейчас я прощаюсь с вами. До свидания!

- Капитан - Нам пора покинуть эту замечательную страну и возвратится в детский сад! Всем занять свои места на корабле! Полный вперёд!

       Звучит музыка.

-Вот мы и возвратились из путешествия по Стране математики. Что было для вас интересно? Хотели бы вы ещё там побывать? Я думаю, ваше желание сбудется, и вы ещё не раз побываете в этой замечательной стране, учась в школе, а эта умная книга поможет вам в этом.

До новых встреч!

 Игровая проблемная ситуация:        

 «Поможем Дюймовочке» (для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

Образовательные задачи:

-Совершенствовать умения выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, используя блоки Дьенеша.

- Совершенствовать умения пользоваться условными знаками разрешающими и запрещающими, умение определять правила и направления движения.

- Учить решать логические задачи на основе слухового восприятия.

- Продолжать учить объяснять свои действия.

Развивающие задачи:

- Способствовать развитию образного и логического мышления, комбинаторных способностей.

- Помочь детям овладеть умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение) с помощью логико-математических игр «Сложи узор», «Собери бусы». Развивать психические процессы: внимание, память, творческое воображение.

- Развивать у детей умение рассуждать, доказывать, делать логические выводы.

Воспитательные задачи.

-Воспитывать целеустремленность, настойчивость при выполнении заданий, взаимовыручку.

- Поддерживать интерес к занимательным играм математического содержания через создание игровой проблемной ситуации.

Основные методы и приемы:

Словесные: художественное слово, вопросы к детям, в т.ч. поискового характера, решение словесных, логических задач;

Игровые: создание проблемно – игровой ситуации, логико-математические игры: «Лабиринты», «Сложи узор», «Собери бусы»

Использование музыкального сопровождения.

Предварительная работа.

-Чтение сказки Андерсена «Дюймовочка»,

- Игры на классификацию фигур и предметов «Разложи по домикам», «Дорисуй» - на развитие логического мышления, зрительного восприятия; развивающие

игры  «Сложи квадрат», «Сложи узор».

- Игры-упражнения с блоками Дьенеша «Где чей гараж?» «Автотрасса» на выявление и абстрагирование свойств: цвета, формы, размера, толщины.

- Решение логических, занимательных задач, проблемных ситуаций.

Оборудование.

Конверт с письмом, «ковер-самолет», карта-схема «Где чей домик» с запрещающими и разрешающими знаками, чепчик, фартук, очки, игра «Собери бусы», наборы развивающей игры «Сложи узор» с карточками-схемами и силуэтами, лабиринты на каждого ребенка разной степени сложности, шапочка жука на ребенка, кукла Дюймовочка.

Ход  игровой проблемной ситуации.

Вводная часть:  создание проблемно-игровой ситуации – надо отправиться в сказку и спасти Дюймовочку, выручить ее из беды.

Воспитатель:         -Кто-то бросил мне в оконце

                                 Посмотрите – письмецо.

                                 Может это лучик солнца,

                                 Что щекочет мне лицо ?

                                 Может это воробьишко,

                                 Пролетая, уронил?

                                 Может кот письмо, как мышку,

                                 На окошко заманил?

- Вы хотите узнать, от кого это письмо?

(Сообщает, что письмо принесла ласточка. Она просит помочь спасти Дюймовочку от злой жабы.)

Основная часть:организация серии развивающих математических игр на составление фигур, на классификацию и сериацию, лабиринты.

Воспитатель  задает вопросы: - Как можно попасть в сказку? На чем путешествуют сказочные герои? ( На лошадке, на Коньке-Горбунке,  на метле, на Сером волке и др.)

- Но на этих сказочных героях или предметах может путешествовать только один человек, а нас много. На чем же мы отправимся в сказку? ( на ковре-самолете)

- Злая Жаба разрезала ковер-самолет на мелкие кусочки. Что же делать? (Подвести детей к самостоятельному решению -  попробуем сложить их. Проводится математическая игра «Сложи квадрат»).

Индивидуальная работа – предложить детям разного уровня подготовки игровые наборы разной степени сложности.

- Из каких геометрических фигур состоит твой коврик? Какой формы твой ковер?  Сколько фигур ты взял, чтобы сложить квадрат?

Воспитатель достает большой «ковер-самолет», сшитый из разноцветных квадратов» (Дети встают на ковер,  «попадают в сказку»)

- Как же нам найти добрую женщину, у которой жила Дюймовочка? Нам поможет вот эта карта!

(Рассматривают карту. С помощью разрешающих и запрещающих знаков определяют, в каком домике живут разные герои. Ответы детей: - В этом домике не может жить жук, т.к. стоит запрещающий знак, значит, он живет в этом домике и т.п.).

Вопросы к детям:

- Сколько домиков на сказочной улице?

- Кто в них живет? Как ты догадался, что здесь живет жук?

Сюрпризный момент- появление Доброй Женщины (воспитатель одевает элементы костюма) Вопросы к детям:

- Кто вы? Зачем пожаловали в сказку?

- Для того чтобы выручить Дюймовочку, надо много знать и уметь, быть ловким и сообразительным. Я сейчас проверю, какие вы сообразительные. У меня рассыпались бусы. Помогите мне их собрать.

(Математическая игра  «Собери бусы» (с помощью определенного кода)

Индивидуальная работа: предложить детям с высоким уровнем подготовки карточки-коды  с числом фигур до 10, средним уровнем – 6, низким – до 5.

Вопросы к детям:

- Сколько  геометрических фигур  в твоих бусах?

- Под какой цифрой у тебя треугольник?

- Какая геометрическая фигура под цифрой  5?

После выполнения задания Добрая женщина показывает дорогу: «Вам необходимо переправиться через речку. Там на поляне вам встретиться жук».

-Как же нам перебраться через речку? Нам помогут вот эти животные. Мы соберем изображенных на картинках животных и «переплывем» на другой берег.

Индивидуальная работа: предложить детям с высоким уровнем подготовки карточки-силуэты изображения, средним и низким уровнями - расчлененные изображения разной степени сложности. (Проводится математическая игра «Сложи узор». У детей разного уровня подготовленности карточки различной степени сложности. Дети собирают силуэты  животных по карточкам и «переплывают» на другой берег).

Сюрпризный момент – появление «Жука»

(Ребенок в маске Жука предлагает пройти лабиринты, чтобы найти Дюймовочку)

Индивидуальная работа: детям разного уровня подготовленности  предлагаются лабиринты разной степени сложности.

(Решение занимательных задач)

1.У бабушки Даши внучка Маша,

Кошка Пушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков?

2. В году у деда 4 имени.

    Скажи, какие.

3. Нас семь братьев. Летами мы равные,

    а именем разные. Угадай, кто мы?

Игра «Отгадай, в каком цветке» Дети выполняют задание на поиск недостающей фигуры

После выполнения задания – появляется кукла - Дюймовочка

Заключительная часть (анализ и самоанализ) Вопросы к детям:

-Понравилось ли вам путешествие в сказку?

- Что было интересного?

- Какие задания были для вас трудными?

- Что нам помогло выполнить все задания и спасти Дюймовочку?

(Игровой момент – «возвращение»   на ковре-самолете)

 В заключении  хочу сказать, что обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

Я считаю, что проводимая мною работа, по формированию логического мышления ведётся успешно. Мы создали условия и нашли эффективные формы взаимодействия  для формирования логического мышления у детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "

Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "...

Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...

Опыт работы по теме: «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через познание своего края»

В связи с реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социальн...

Развитие познавательной и творческой активности у дошкольников через использование в образовательном процессе интерактивных игр–презентаций.

Развитие познавательной и творческой активности у дошкольников через использование в образовательном процессе интерактивных игр–презентаций....

Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...