Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "
материал (старшая группа) на тему

Кузнецова Валентина Григорьевна

Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_no2_novyy.docx166.79 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщенный педагогический опыт

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей  

Тема опыта

«Развитие фонематического

 восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр»

КУЗНЕЦОВА ВАЛЕНТИНА ГРИГОРЬЕВНА

    Воспитатель первой квалификационной категории

г. Киржач

                                           C:\Users\comp\Desktop\фото на документы\13.jpg

Кузнецова Валентина Григорьевна – воспитатель первой  квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Киржача «Детский сад №40».

Образование: окончила в 1977 году Муромское медицинское  училище, прошла курсы повышения квалификации ВИПКРО г. Владимир в 2008год, г.Киржач 2013год.

Должность: воспитатель.

Стаж педагогической работы – 37лет.

Награды:

- почетная грамота Департамента образования Владимирской области;

- почетные грамоты от Управления образования г.Киржача;

- благодарственные письма от Управления образования г.Киржача.

Содержание:

  1. Тема опыта……………………………………………………………………….. 1
  2. Сведения об авторе………………………………………………………………. 2
  3. Условия возникновения и становления опыта………………………………… 4
  4. Актуальность опыта……………………………………………………………… 5
  5. Ведущая педагогическая идея…………………………………………………... 6
  6. Теоретическая база опыта…………………………………………………….. 6-7
  7. Новизна опыта…………………………………………………………………… 7
  8. Технология опыта…………………………………………………………….. 8-11
  9. Результативность опыта…………………………………………………….. 11-12
  10. Адресная направленность……………………………………………………… 13
  11. Используемая литература…………………………………………………... 13-14
  12. Приложение…………………………………………………………………….. 15

Условия возникновения и становления опыта

     Данную тему я выбрала потому, чтобы подготовить детей к школе, создать основу для обучения грамоте. А это можно сделать только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия.                                                                                        

     Работая в логопедической группе, я убедилась в том, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление звукопроизношения, а с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.  

     Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Фонематическое восприятие формируется в  период от 1 года до 4 лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте.                                                                      

     Наблюдение за детьми и диагностика показали, что использование дидактических игр и упражнений способствует развитию фонематического восприятия у детей. На формирование опыта оказали следующие факторы: изучение методической литературы по развитию фонематического восприятия и изучение опыта коллег по данной теме.

 «От того, как ребенку будет открыта

                                                      звуковая действительность языка,

                                                 строение звуковой формы слова,

                                          зависит не только усвоение

                                              грамоты, но и всё последующее

                       усвоение языка».

Д.Б.Эльконин

 Актуальность опыта

     В современных условиях важно успешное развитие речи в дошкольном возрасте, что имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в школе. Согласно ФГОС ДО « речевое развитие включает развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха …».                                              

     В ходе работы с детьми я обратила внимание на трудность по ознакомлению со звуками, ошибки по выделению звука в слове, а значит и на формирование фонематического восприятия. Ознакомившись с методическими пособиями Е.В. Колесниковой, Т.Б. Филичевой по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа пришла к выводу, что использование игр и игровых упражнений улучшает восприятие звуков, повышает качество подготовки к обучению в школе.  

     Данный опыт направлен на развитие фонематических процессов у детей с ФФН через основной вид деятельности – игру. Одной из основных задач нашего ДОУ является раннее выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития детей путем создания единого коррекционно – образовательного процесса в условиях ДОУ.  Занимаясь по своей теме с детьми, я также способствую решению этих задач.

Ведущая педагогическая идея

     Доктор педагогических наук, профессор Р.Е.Левина, стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким узловым образованием является фонематическое восприятие.

Теоретическая  база опыта

     Наша логопедическая группа работает по программе «Дети с фонетико- фонематическим недоразвитием», автор Т.Б.Филичева. Работая над своей темой, я за основу взяла учебно – методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет» Е.В.Колесниковой. Е.В. Колесникова в свою очередь за основу взяла работу Т.Б. Филичевой «Развитие графических навыков», где задачи решаются в игровой форме.  

     Теоретическая основа программы опирается на разработки концепции дошкольного образования детей, на федеральный закон «Об образовании», анализ научно-методической литературы по проблеме. Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

     Группа ведущих ученых Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Г.В.Чиркина и др. доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Анализ письменных работ неуспевающих по русскому языку школьников начальных классов позволил им выделить три группы специфических ошибок: - замена букв;- нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов;- нарушения употребления лексико – грамматических категорий;- ошибки в построении предложений.В исследованиях отечественных ученых  (Р.Е.Левиной, Л.Ф. Спировой и др.) нарушение письма рассматриваются как результат недостаточной подготовленности ранних ступени речевого развития к переходу на  последующие его ступени, т.е., как результат недоразвития устной речи ребенка.                                                                                                                          

     Характер ошибок обусловлен, прежде всего двумя причинами:

- недостаточным уровнем сформированности фонематического слуха;  

- проблемами в развитии лексического и грамматического

компонентов языка.

     Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». На основе психолого-педагогических исследований (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова и др.) были сформулированы задачи программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» автор Е.В.Колесникова: сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

Новизна опыта

     Приоритетной формой организации детей в образовательной деятельности является объединение их в малые группы по 2 – 4 ребенка или индивидуальную деятельность. Это позволяет мне удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям. Отдельные задания по развитию речи могут быть в рабочих тетрадях (5-6 минут). Задания реализуются в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала.

Новизна опыта заключается в следующем:

  • использование интерактивных методов работы с детьми и родителями;
  • использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов);
  • наличие комплекта методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения;
  • возможность использования: педагогам – в  детском саду, родителям – дома;
  • возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий;
  • создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.

Технология опыта

Цель: раскрыть значение игр и упражнений для развития фонематического слуха, их роли в подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Задачи:  

развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать графические навыки с целью подготовки ребенка к письму;
  • развивать основные движения (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

           обучающие:

  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
  • делить слова на слоги;
  • дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
  • определять и называть первый звук в слове;
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.

          воспитательные:

  • создать доброжелательную обстановку в детском коллективе;
  • укреплять веру в собственные возможности для развития фонематического восприятия.  

Формы работы с детьми

  1. Ежедневное наблюдение за деятельностью детей для определения индивидуального подхода в проведении игр и упражнений на развитие фонематического восприятия.
  2. Диагностирование детей. По итогам диагностики составляется общая картина развития всей группы и каждого конкретного ребёнка. Это помогает спланировать и организовать коллективную и индивидуальную работу с детьми через определённую систему знаний,  в дальнейшем отследить результаты проведённой работы.
  3. Формирование у детей интереса к образовательной  деятельности, проводимой с использованием игр, игровых упражнений. В ходе образовательной деятельности дети учатся определять позицию звуков в слове, формируется фонематическое восприятие, память, внимание.
  4. Предоставление  детям системы игр и упражнений в игровом центре речевого развития. Здесь детям предоставлена свобода выбора игр и материалов. Созданные условия для развития мелкой моторики, фонематического слуха, речевого дыхания способствуют закреплению навыков правильного звукопроизношения у детей.
  5. Проведение индивидуальной коррекционной работы с каждым ребёнком по закреплению достигнутых в образовательной деятельности результатов с использованием игр и игровых упражнений.                                                                  

     Развитие фонематического восприятия осуществляю на всех этапах работы с детьми и проводится в игровой форме.                                                                        

     Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых игровых заданий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных результатов развития фонематического восприятия.

     Работу с изучаемым звуком провожу в четыре этапа, которые последовательно сменяют друг друга, позволяя детям успешно усваивать задания:

1) ребенок слышит интонационно выделенный звук в словах и может сравнить его со звуком окружающего мира;

2) ребенок сам интонационно произносит заданный звук в словах;                                  3) ребенок может произнести заданный звук изолированно;                                              4) ребенок может определить и назвать первый звук в слове.                                                  

     Дети знакомятся со слоговой структурой слова. Так как они уже научились выделять гласные звуки, для них не представляет особого труда прохлопать или протопать ритмико-слоговую структуру слова.                                                                                        

     Дети знакомятся с графическим изображением слова - прямоугольник; учатся делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове, учатся подбирать схему к слову, к которому она подходит. Опыт работы показывает, что решение данной задачи не вызывает у детей трудностей, а, наоборот, делает процесс обучения работы с моделями слов развивающим, интересным.                                                                              

     В игровых ситуациях дети учатся различать на слух «песенку большого мотора» «р-р-р» и «песенку маленького мотора» «рь-рь-рь»; «песенку большого комара» «з-з-з» и «песенку маленького комара» «зь-зь-зь». Затем предлагаю пары звуков «к-кь», «л-ль» и др., где дети уже на слух определяют мягкие и твёрдые согласные звуки.

      Для успешного решения задачи использую различный словесный материал: стихи, загадки, игры «Подскажи словечко», «Звуки поменялись местами», «Звук потерялся», «Закончи предложение», что делает процесс обучения более интересным, занимательным, доступным.                                                                                                        

     Речевые игры приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, правильному произношению заданного звука в словах. Стихотворения для разучивания демонстрируют изучаемый звук, который встречается чаще других, что позволяет чётко услышать звук, способствует его лучшему произношению. Заучивание стихотворений предлагаю с опорой на сюжетный рисунок, помогающий ребёнку лучше понять и запомнить его содержание. У детей развиваются произвольная память, дикция, темп и выразительность речи.                                                

     Для выполнения игровых заданий каждым ребёнком предлагаю рабочие тетради. Здесь наглядный материал имеет особое значение, так как позволяет:

- создавать условия для ориентировачно - исследовательской деятельности, что достигается через систему действий, включающих и словесно-зрительное ознакомление со словом и звуком;

- развивать различные стороны психики ребёнка: внимание, мышление, память, речь - в процессе практической деятельности; способствовать развитию графических навыков; формировать навыки самоконтроля и самооценки.                                                  

     В рабочую тетрадь включены задания по подготовке ребёнка к технике элементов письма: развитие произвольных движений пальцев рук и формирование элементарных графических навыков. За основу взята работа Т.Б.Филичевой «Развитие графических навыков», где задачи решаются в игровой занимательной форме. Например: «Дорисуй иголки ёжику, водичку из душа, ручку к зонтику» и т.д. С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.                                

     Произвольные движения пальцев рук (мелкой моторики) развиваются во время физкультминуток. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе, слежу за правильностью положения рук и пальцев ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое.

                                                                                                                                 

Формы взаимодействия с родителями.

- групповые и индивидуальные консультации;                                                                           - практикумы;                                                                                                                                 - совместная организованная деятельность детей и родителей;                                                - встречи за « круглым столом»;                                                                                                - наглядная информация.                                                                                                                                                                         

Результативность  опыта

     Результаты своей работы  проверяю в начале и в конце учебного года по показателям развития фонематического слуха. Диагностика показала, что в результате систематической работы у детей повысился  уровень развития фонематического слуха (Приложение №1).                                                                                                

     Использование игр и  игровых упражнений способствовали достаточной сформированности  фонематического восприятия, что положительно повлияло на развитие фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.                  

     Через организацию работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, используя игры и игровые упражнения, добилась следующих результатов:

-  дети различают короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;

- делят слова на слоги, дифференцируют твёрдые и мягкие согласные;

- определяют позицию звука в слове (начало, середина, конец).                                                

     У родителей сформировался интерес к проведению коррекционной работы  по развитию фонематического восприятия через игры и игровые упражнения;  родители активно посещают групповые и индивидуальные консультации; родителями оказана помощь в пополнении дидактического и наглядного материала по речевому развитию и организации развивающей среды в группе.

9.Адресная направленность

Адресная направленность

Мой опыт работы используется:

- в МБДОУ №40;

- в ДОУ района;

- на семинарах;

- районных методических объединениях;

-на сайте http://nsportal.ru/valentina-grigorevna-kuznetsova

http://mbdou-40.jimdo.com/

Используемая литература

1.Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Т.Б.Филичева.

2.Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. Е.В.Колесникова.

3.Рабочая тетрадь для детей 4 – 5 лет « От слова к звуку » Е.В.Колесникова.

4.Развитие фонематического слуха у дошкольников. Н.С.Варенцова.

5.Игры и упражнения со звуками и словами. И.К.Кравченко.

6.Формирование звукопроизношения у дошкольников. Т.В.Туманова.

7.Конспекты занятий по развитию фонетико – фонематической стороны речи у дошкольников. И.Н.Шевченко.

8.Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. З.Е.Агранович.

9.Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. З.Е.Агранович.

10.Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. З.Е.Агранович.

11.Уроки логопедии. З.А.Репина.

12.Логопедическая азбука. Л.Никифорова.

13.Журналы «Дошкольное воспитание».

14.http://maam.ruigry-dljafonematicheskih-procesov.html

15. http://kindergenii.rumetodiki/fonematik-sluh.htm

16. http://kolokolchik67.edusite.ruDswMedia…

Приложение №1

«Развитие фонематического слуха»

                                            2012-2013г.г.  13 детей.

«Развитие фонематического слуха»

2013-2014г.г.       13 детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста....

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Цель¨     создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения Задачи¨...

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

Система работа по формированию и развитию фонематического восприятия у детей с ОНР через игру

В данной работе представлена система работы по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения

Игры, направленные  на развитие фонематического восприятия,способствуют формированию у детей направленности  на звуковую сторону речи, развивают умения, вслушиваться в звучание слова,узнават...