Система работа по формированию и развитию фонематического восприятия у детей с ОНР через игру
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Коряковцева Галина Николаевна

В данной работе представлена система работы по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работа по формированию и развитию фонематического восприятия у детей с ОНР через игру

   У детей с ОНР наблюдается нарушение всех сторон речи: произносительной, лексико-грамматической, связной. Поэтому коррекция ОНР подразумевает коррекцию всех сторон речевого развития. Однако замечено, что эффективная динамика коррекции речи наблюдается при опережающем развитии фонематического восприятия. Фонематическое восприятие является фундаментальным для коррекции звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи. Без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и правильное их произношение. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, общие суффиксы, приставки в однокоренных словах. Впоследствии это оказывает положительное влияние на освоение письма. Чтобы развитие фонематического восприятия было достаточным для овладения грамотной речью, необходима длительная планомерная систематическая работа в данном направлении. Этот коррекционный процесс непрост для дошкольников, они ещё малы, поэтому целесообразно работу строить на основе игр и игровых упражнений.

   Для детей с ОНР характерна и недостаточная сформированность процессов, связанных с речевой деятельностью, в частности, нарушены внимание и память. Если нарушено слуховое внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Работу по развитию фонематического восприятия у детей необходимо начинать с развития внимания и памяти вначале на материале неречевых звуков, а затем, постепенно охватить все звуки речи, начиная с легко и правильно произносимых всеми детьми группы. Постепенность ( от простого к сложному), последовательность ( от знакомого материала к новому), многократность и длительность образуют систему работы. Эту систему работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР можно представить в таблице:

Этап

Цели

Предлагаемые игры

I этап

II этап

   III   этап

Подготовительный этап

1.        Развитие слухового сосредоточения, внимания, памяти

2.        Развитие способности узнавать и различать силу, высоту звука

   

3.        Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки, вначале далёкие друг от друга по своему звучанию, а затем – схожие по звучанию

4.       Развитие способности узнавать и различать одинаковые звукокомплексы, речевые звуки с изменением характера, тембра, эмоциональной окраски

5.        Развитие способности различать слова, близкие по звуковому составу, подбирать слова, близкие по звучанию

Развитие простых форм фонематического восприятия

1.        Выделение заданного звука из ряда других звуков

2.        Выделение начального ударного звука

3.        Выделение конечного ударного звука

4.        Выделение начального и конечного согласного звука

5.        Выделение гласных звуков в коротких словах, типа: «Лук», «Мак», «Лак» «Лиза»

6.        Выделение звука на фоне слова

7.    Определение места звука в слове          

Развитие высших форм фонематического восприятия

  1. Определение последовательности звуков в слове и количества звуков в слове

  1. Осознанные действия со звуками в словах ( перестановка, замена, включение новых звуков, исключение звуков из слов, составление новых слов из звуков данного слова)

1.        «Звуки улицы» *

2.        «Звуки группы, д/с»

1.        «Три медведя»*

2.        Игры из серии «Большие и маленькие»

1.        «Угадай, что звучит»

2.        «Назови и покажи»

1.        Ты загадку угадай, кто позвал тебя – узнай

2.        «Кто это сделал,  не скажу, а голосом подскажу»

1.        «Учим попугая»

2.        «Покажи, где..»

3.        «Скажи складно..», «Добавь словечко»

  1. «Сигнальщики»

  1. «Хлопни, если услышишь»

  1. .«Подними фишку»
  2. «Кто вперёд»

  1. «Составь поезд»

  1. «Я называю ваши имена, узнай, чьё»

  1. «Сыщики»,
  2. «Хлопни, если услышишь»,
  3. «Рыболов, рыболов, разложи-ка свой улов»

  1. «Гусеница, помоги, места звука укажи»

  1. «Пишем слово цветом» (схема)
  2. «Читаем по кружкам»

  1. «На картинки посмотри и слово нам прочти»
  2. «Телефонисты»
  3. «Волшебная палочка»
  4. «Замени звук», «Какой звук ушёл, какой пришёл»..
  • Эти игры желательно проводить вне занятий, на прогулке..когда накрывают столы.

I этап – подготовительный

  Этому этапу необходимо уделить особое внимание. Он является как бы пусковым моментом по развитию фонематического восприятия. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия. Игры-занятия на этом этапе учат детей прислушиваться, вслушиваться и запоминать, что способствует развитию слухового внимания и слуховой памяти.(Без чего невозможно научить детей различать фонемы). Будет замечательно, если все специалисты детского сада будут задействованы в работе на данном этапе: и музыкант, и физрук, и воспитатель.

Игра   «Звуки улицы»

   Ход игры: Взрослый подзывает детей к себе и предлагает помолчать, послушать и сказать, какие звуки они слышат на улице.  В случае затруднения можно подсказать вопросами: Что шумит?, Что гудит?, Жужжит, разговаривает. Смеётся, кричит.. и т.д.

Примечание: После того, как дети без наводящих вопросов называют «звуки улицы», можно спросить, «А машина гудит далеко или близко?», громко или тихо?»

Итог: Игра учит детей организованности и сосредоточенности, развивает слуховое внимание и его концентрацию,  память.

                                             

                                               Игра: «Угадай, что звучит?»

            Игровой материал: Материал берётся, исходя из решаемых задач, или сходные по звучанию предметы или отличные по звучанию предметы. Н-Р: бумага, ножницы, погремушка, колокольчики , разные по звучанию, бубны разной величины и т.п

        Ход игры: Взрослый предлагает детям посмотреть, что находится на столе, затем предлагает послушать и запомнить, как звучит каждый предмет. Затем за ширмой взрослый манипулирует с предметами, звучит ими, а дети слушают и отвечают, что звучало.

II – формирование и развитие простых форм фонематического восприятия

   На этом этапе дети должны научиться узнавать и различать фонемы родного языка, находить место звука в слове. Начинать знакомство со звуками лучше с гласнхы : Ф. У, И, О, Э, Ы. Эти звуки чаще всего доступны детям в произношении, их можно длительно и громко произнести, их можно петь и в это время слушать себя, на них падает ударение. Они образуют слог. Из них можно образовывать маленькие слова: АУ, УА, ИА, и уже прислушиваться и определять,  какой звук за каким идёт. Работе над гласными звуками необходимо уделить большое внимание, т.к. именно их чеще всего дети пропускают при письме. После гласных дети знакомятся с доступными в произношении согласными: М, Н, К, Т.. Уже с ними можно составлять и разбирать простые слова Ум, МУ, ОН, НО, КО, МАК, ТАК, ТОК, КОТ…Одновременно со звуками дети знакомятся с буквами, их обозначающими и с цветными символами звуков. Так же на этом этапе необходимо научить детей произносить слова медленно, позвучно, интонируя каждый звук, научиться слышать себя. Только освоив задачи II этапа, можно переходить к III этапу.

Игра «Сигнальщики»

   Игровой материал: У каждого ребёнка фишки красного, синего, зелёного цвета

   Ход игры: После того, как дети ознакомились с очередным звуком, взрослый предлагает им поиграть в игру «Сигнальщики». Взрослый произносит ряд звуков и дети на пройденные звуки поднимают фишку определённого цвета. Или взрослый произносит слово и просит детей обозначить – просигналить- фишкой первый или последний звук

   Итог: Игра развивает слуховое внимание, умение узнавать, различать звуки, обозначать их знаками-символами, развивает фонематическое восприятие.

Игра «Мы –сыщики»

     Игровой материал: на столе картинки, типа, гусь, стул, стол, лук, мышь, волк, лиса..

    Ход игры: 3-4 ребёнка сидят за столом. Взрослый предлагает детям поиграть в сыщиков, отыскать нужные картинки.

--Посмотрите на эти картинки, они вам всем знакомы. Послушайте, как они звучат. ( произносит название картинок, интонируя гласные звуки). Я буду называть только гласные звуки из слова, ваша задача – отыскать, какую картинку я назвала. За каждый правильны ответ вы получаете фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

  Итог: слуховое внимание, фонематическое восприятие, умение выделять гласные звуки в коротких словах.

Игра: «Составь поезд»

   Игровой материал: Карточки в форме вагончиков с предметными картинками. Можно играть с одним ребёнком или с 2-3. Картинки –вагончики лежат в центре стола

   Ход игры: Взрослый говорит, что они будут составлять поезд. Паровоз уже ждёт свои вагончики. Первым вагончиком будет вагончик, на котором есть цифра 1. Послушаем последний звук в картинке первого вагончика, потому как следующим, вторым вагончиком будет вагончик с картинкой, которая начинается на последний звук первой картинки..

   Итог:  Игра развивает фонематическое восприятие, формирует навыки звукового анализа, развивает внимательность, умение выделать первый и последний звуки, слушать себя.

Игра: Рыболов, рыболов, расскажи про свой улов»

   Игровой материал: Коробка-озеро с маленькими предметными картинками, в названии которых встречается один и тот же звук, например, «С». На картинках скрепка. Удочка с крючком-магнитом. На столе машина-цистерна «Живая рыба» У цистерны 3 люка, которые указывают на место звука в слове: начало, середина, конец.

   Ход игры: В игре участвуют 3-4 ребёнка, которые правильно произносят данный звук. Дети вылавливают рыбки-картинки, называют их, определяют место звука в слове и кладут картинку в соответствующий люк цистерны.

   Итог: Игра развивает фонематическое восприятие, умение определять место звука в слове, а также автоматизирует данный звук.

III этап - Развитие высших форм фонематического восприятия

На этом этапе дети продолжают вслушиваться в слова, произносить из позвучно, определять последовательность звуков и их количество в слове, менять звуки местами, добавлять их в слова, исключать их из слова. Накануне, на II этапе, дети научились анализу и синтезу простых слов. Хорошо развитое фонематическое восприятие способствует овладению детьми фонематическим анализом и синтезом. Поэтому дети должны научиться не только слышать звуки, но должны уметь считать, представлять, что такое «первый, второй, последующий, предыдущий..», Так же должны уметь работать с рядом предметов слева-направо. Определять последовательность, количество звуков в слове, менять их местами моно уже на таких простых словах, как «УА-АУ, ОН-НО, УМ, МУ», вначале с опорой на букву, потом только по представлению.

Игра: «Живое слово»

   Ход игры: Взрослый называет детям слово и просит назвать, какие звуки они слышат в нём. Ребёнок, который назвал какой-то звук из заданного слова, становится звуком этого слова. Затем дети, которые назвали другие звуки этого слова, выходят, строятся в последовательности звуков заданного слова и, начиная с первого ребёнка, озвучивает свой звук – получается «живое слово». Или взрослый называет слово, например, «РУЧКА». Затем говорит детям: «Слушаем слово «РУЧКА»». Будьте внимательны, на кого укажу, тот называет очередной звук этого слова.

   Итог: игра развивает фонематическое восприятие, анализ, синтез, умение устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

Игра: «На картинки посмотри и слово мне прочти»

   Игровой материал: Карточки, на которые наклеен ряд предметных картинок, по первым звукам которых можно прочесть слово.

   Ход игры: Детям раздаются карточки, уточняется, все ли картинки им знакомы. Затем предлагается в каждой картинке выделить первый звук, запомнить его, затем соединить первые звуки картинок и сказать, какое слово получилось

   Примечание: можно предложить детям прочесть слово по вторым, по третьим звукам картинок.

   Итог: Игра учит выделять звуки в словах, держать их в памяти и синтезировать их в слова.

                                Игра: «Телефонисты»

   Игровой материал: У каждого ребёнка телефон, на диске которого вместо цифр написано слово. Можно использовать большой демонстрационный телефон.

   Ход игры: Взрослый говорит детям, что сейчас они будут телефонистами. Их задача, как можно больше набрать, составить номеров-слов из букв данного слова. За каждое слово даётся фишка. Выигрывает тот, кто составил больше всех слов.

   Итог:  Игра развивает фонематическое представление, умение производить осознанные действия со звуками, переставлять звуки, получая новые слова, активизирует словарь.

Игра: «волшебная палочка»

   Ход игры: Дети работают только на слух, без зрительной опоры. Задания моно давать самые различные: на замену первого звука, последнего, поменять один звук на другой, не зависимо от его местоположения.

--У меня есть волшебная палочка, я ей буду прикасаться к словам, и они будут меняться, превращаться в другие слова. Например, меняем первый звук в словах на звук Р. Хобот – Робот Танец – Ранец…Далее ..вставляем новый звук после первого звук: кошка – кРошка, кот – кРот….

--- послушайте и скажите, какой звук каким заменился.. сыН – сыТ, кОт – кИт… и т д.

   Итог: Игра помогает свободно ориентироваться в звуковой структуре слова, меняя её путём перестановки звуков, замены звука, изъятия звука, включения нового звука.

    К концу коррекционного периода дети свободно ориентируются в звуковой структуре слова: находят звук, представляют его местоположение относительно других звуков, определяют последовательность и количество звуков в слове, составляют схемы, заменяют одни звуки другими, составляют слова из звуков другого слова, у детей формируется хороший контроль со стороны речеслухового анализатора за работой речедвигательного анализатора, пробуждается интерес к письму и чтению. Хорошо развитое фонематическое восприятие – залог успешного обучения в школе.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "

Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Цель¨     создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения Задачи¨...

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.

Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...

Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»

Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения

Игры, направленные  на развитие фонематического восприятия,способствуют формированию у детей направленности  на звуковую сторону речи, развивают умения, вслушиваться в звучание слова,узнават...