Опыт работы «Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» 2016 год
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме

Лепихина Татьяна Николаевна

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового,  развивающего  продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым  заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому  особый интерес для детей представляет экспериментирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

1 слайд.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового,  развивающего  продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым  заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому  особый интерес для детей представляет экспериментирование.

2 слайд.

 В результате наблюдений, бесед с родителями мы увидели, что многие дети не проявляли интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; не все дети проявляли интерес к поисковой деятельности; познавательный интерес у большинства детей выражен недостаточно. Данные диагностики свидетельствовали о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, необходимого для успешного перехода на новую ступень обучения - обучение в начальной школе. Изучив психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что опытно-экспериментальная деятельность является уникальным средством для развития познавательного интереса у старших дошкольника (Д. Дидро, К.А. Гельвеция, И.Г. Песталоцци, А.Н. Радищева, Ж.Ж. Руссо и др.).

3 слайд.

 Цель: развитие  познавательного интереса детей путём вовлечения их в экспериментальную деятельность.

Для достижения поставленной цели были определены следующие  задачи:

1. Повысить уровень развития любознательности в исследовательской деятельности.

2.Совершенствовать умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов.

3.Создать условия для  развития познавательного интереса детей.

4 слайд.

В соответствии с этим в нашей группе создана развивающая среда, необходимая для проведения познавательно - исследовательской деятельности и развития поисковой активности детей. Оформлена мини-лаборатория. Работа в лаборатории проводится в игровой форме. Дети  в роли  юных ученых проводят опыты в белых халатах, к которым прикрепляются опознавательные эмблемы, например «Ученый». Дети с интересом экспериментируют  с водой, снегом, льдом, паром, растениями, воздухом и т. п.

5 слайд

В лаборатории имеется   разное оборудование.

  • Сосуды из различных материалов разного объема и формы;
  • Природный материал, собранный вместе с детьми (камни, глина, песок, ракушки, перья, шишки);
  • Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и металлические  предметы);
  • Разные виды бумаги, пластилин;
  • Красители пищевые и непищевые;
  • Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты);
  • Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики);
  • Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар).
  • Детские фартуки;
  • Схемы проведения опытов;
  • Карточки по проведению исследовательской деятельности.

6 слайд.

Опытно – экспериментальная  деятельность воспитанников проводится  по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов,  приспособление к окружающей среде и др.);
  • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
  • человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства,       преобразование предметов и явлений и др.)

7 слайд.

Темы опытов усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:

  1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

8 слайд.        

Работа строится по следующему алгоритму:

  • Постановка проблемы;
  • Целеполагание  (что нужно сделать для решения проблемы)
  • Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)
  • Проверка гипотез, предположений;
  • Анализ полученных результатов
  • Формулировка выводов

Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную           деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

9 слайд.

  Для положительной мотивации деятельности детей используются  различные стимулы:
    - внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

     - тайна, сюрприз;

     - мотив помощи;

     - ситуация выбора.

10 слайд.

В экспериментальной деятельности необходимо использовать различные формы работы и опираться  на ведущие принципы развития дошкольников:

  • принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;
  • принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.
  • принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школой.

 Учитывая возрастные особенности детей наряду с репродуктивными методами используются продуктивные (частично-поисковый, исследовательский).

11 слайд.

Для повышения эффективности проведения работы по данному направлению придерживаюсь главного условия - проведение занятий от простого к сложному.

Согласно тематическому плану, с детьми старшего дошкольного возраста начали с экспериментов с водой. Совместно с детьми изучили свойства воды: (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре). Были проведены следующие опыты:

  • «Уводы нет запаха» - дать представление о том, что чистая вода не имеет запаха, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус;
  • «Фильтрование воды» - знакомство с процессами очистки воды разными способами.
  • «Приключение капельки» - круговорот воды в природе.
  • «Разноцветные льдинки» - дети узнали, что снег и лед – это тоже вода.

Провели эксперименты: какая вода быстрее замерзает – чистая или подкрашенная; в большой или маленькой форме. Наблюдали за цветом снега в разное время года.

Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представления о процессе испарения и процессе конденсации воды. Узнали, как образуется иней от пара. Сделали вывод, что иней и снежинки – это пар, который замерз (на стекле, на ветках деревьев).

12 слайд.

 С помощью практической деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть и нужен всему живому. В игре «Буря в стакане» дети через соломинки дули  в стакан с водой и узнали, что внутри человека есть воздух. На организованной совместной деятельности «Бумажный кораблик плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха. Научились определять ветер (ураган, вихрь). Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.

13 слайд.

 На НОД дети познакомились со свойствами магнита. Усвоили понятие «Магнетизм». Решили проблему, как достать скрепки из воды при помощи магнита. Дети научились рисовать при помощи магнитных опилок. В свободной самостоятельной деятельности магниты лучшие игрушки для детей.

Так же были проведены опыты и эксперименты с разными материалами (ткань, бумага,  пластмасса,  металл и т.д.).

14 слайд.

Дети с нетерпением ждут  экскурсий на реку Кама (изменения, жизнь обитателей, подготовка к зиме, наблюдения за ледоходом, за рыбками у песчаного берега).

Летом около реки дети экспериментировали с камнями и получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму и цвет. При бросании камней в воду дети выяснили, что камни тонут и чем тяжелее камень – он больше образует кругов на поверхности воды. Когда дети сравнивали два камня взятых из воды  и с берега, то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок глины  – что камни твердые. Из камней дети выкладывали разные рисунки, а из песка и глины делали запруды.

На песчаном берегу, дети познакомились со свойствами песка. Они  рассматривали песок через лупу, наблюдали  и описывали  крупинки, пробовали лепить  из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце с детьми  подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой песок может сыпаться. С помощью  игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. Нашли растения, которые могут расти на песке, на камнях и на глине.

15 слайд.

Опытно - исследовательскую деятельность с детьми организую не только в лаборатории, но и на участке детского сада. Так с ребятами провели такие опыты:  «Нужен ли  растениям снег?»,  «Что есть в почве?», «Что любят растения?», «Где живут зёрнышки?», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?», «Как влияет солнце на живое» и т.д. Кроме запланированных экспериментов бывают и случайные эксперименты. Например, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий. Убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта: дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.

16 слайд.

Исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы проводится по методике А.И.Савенкова.

 Методы исследования: схемы картинки (Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри в книге», «Посмотри по компьютеру», «Проведи эксперимент».)

 Познакомившись с дикими животными нашего леса, задумались – зачем ежик несет яблоко на иголках. Так возникла идея исследования и желание познакомиться с повадками ежей.

Выдвижение гипотез: (еж ест яблоки; заготавливает на зиму; кормит своих ежат).

Сначала дети, опираясь на свои знания, рассказали о еже: (где живет, в какое время        суток охотится, как спасается от врагов, что делает зимой).

Спросили у специалиста: чем питается еж? Узнали что еж – млекопитающее. Яблоки в пищу не употребляет.

В энциклопедиях рассмотрели иллюстрации и пришли к выводу, что ежиха кормит ежат молоком.

Провели эксперимент: дети пытались наколоть яблоко на массажную расческу.

Посмотрели по интернету ролик «Интересные факты о ежах». По результатам проведённого исследования сделали  вывод: ежик несет яблоко на иголках в гигиенических целях.

Таким образом, наши гипотезы не подтвердились. Но дети много интересного узнали о ежике и сделали для себя маленькое открытие.

После каждого метода исследования дети фиксируют полученные сведения пиктографическим письмом и делают небольшие сообщения.

Таким образом, дошкольник самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственной исследовательской деятельности.

Темы исследований исходят от самих детей, от их интересующих вопросов. В результате с детьми были проведены исследования:

«Зачем рыбаки делают зимой  лунки в реке?»

«Зачем человеку песок и где его можно применить».

«Для чего принцессе нужен веер?».

«Почему в море вода соленая?»

«Зачем кошке усы?»

17 слайд.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на открытых занятиях, родительских собраниях через наглядную агитацию родители убеждаются в необходимости развивать познавательный интерес детей, совместно знакомиться со свойствами предметов в домашних условиях. Родители помогли пополнить необходимым материалом уголок экспериментирования. Изготовили дидактические пособия: «Узнай на ощупь», «Цвет, вкус, запах». Приобрели фигурки мелких животных. Помогли собрать коллекцию семян. В группе регулярно проходят выставки поделок из природного материала. Стали традиционными праздники «Капустные посиделки» и праздник «Екатерины Санницы»

18 слайд.

Результативность опыта отслеживалась посредством мониторинга.  Итоговый мониторинг, проводился по тем же критериям и показателям, что и первоначальный мониторинг (материалы мониторинга разработаны с учетом психолого-педагогических и методических материалов А.И. Ивановой, Н.Н. Поддьякова, М.В. Кларина) с целью выявления уровня сформированной познавательно-исследовательских способностей детей.

Итоговый мониторинг показал, что на 25% увеличилось количество детей с высоким уровнем, с 35% до 60% - со средним уровнем, снизилось количество детей с низким уровнем с 65% до 15 %. Качество освоения материала составило – 85%

Это позволило достичь определенных результатов: произошли позитивные изменения по всем критериям и показателям в уровне сформированной познавательно-исследовательской активности детей. Увеличилось количество детей с ярко выраженной любознательностью, дети стали проявлять интерес к наблюдениям и экспериментированию, повысился уровень самостоятельности, настойчивости при решении поставленных задач, дети научились планировать свою деятельность, работать с различными источниками информации.

19 слайд.

В ближайшее время планирую разработать сборник  экскурсий на реку Кама. Считаю, что данный сборник  будет полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Опытно- экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Лепихина Татьяна Николаевна МБОУ СОШ с. Бисерово Афанасьевского района

Слайд 2

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования Любознательно - активный, способный решать интеллектуальные задачи, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми, склонен наблюдать, экспериментировать…»

Слайд 3

Результаты диагностики на начальном этапе

Слайд 4

Цель: развитие познавательного интереса детей путем вовлечения их в экспериментальную деятельность Задачи: 1.Создать условия для развития познавательного интереса детей 2. Повысить уровень развития любознательности в исследовательской деятельности 3.Совершенствовать умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов

Слайд 5

Направления опытно- экспериментальной деятельности Характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде и др. Живая природа Воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др. Неживая природа Функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др. Человек

Слайд 6

Критерии при выборе темы экспериментирования Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности

Слайд 7

Структура экспериментирования Постановка проблемы Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы) Выдвижение гипотезы(поиск возможных путей решения) Проверка гипотез( сбор данных, реализация в действиях) Анализ результата Формулировка выводов

Слайд 8

внешние (новизна, необычность объекта); - тайна, сюрприз; - мотив помощи; - познавательный мотив (почему так); - ситуация выбора Стимулы

Слайд 9

Принципы - Принцип психологической комфортности : создание особой предметно- развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса - Принцип сознательности и активности , основанной на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность - Принцип непрерывности –обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школой

Слайд 10

Исследовательская деятельность (по методике А. И. Савенкова) Пиктографическое письмо

Слайд 11

Взаимодействие с родителями - Индивидуальные беседы - Консультации - Родительские собрания - Наглядная агитация - Выставки поделок из природного материала - Традиционные праздники: «Капустные посиделки», «Екатерины Санницы»

Слайд 12

Результативность Сроки Высокий урове нь Средний уровень Низкий уровень Качество освоения Первоначальный мониторинг Сентябрь 2013г 0% 35% 65% 35% Промежуточный мониторинг май 2014г 8% 42% 50% 50% Итоговый мониторинг май 2015г 25% 60% 15% 85%

Слайд 13

перспективность Мой адрес, и интернет -ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста». Дошкольники прирожденные исследователи. Тому подтвержден...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Статья о опытно-эксериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

МАСТЕР –КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

***Проект "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВоспитатель: Концова Ольга Юрьевна...