«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"
статья

Дерябина Людмила Алексеевна

для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Луговской детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

Выступление на МО

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

Дерябина Людмила Алексеевна

2019 г

Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Самое «лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф Уолдо Эмерсон. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей педагогической работы. Именно исследовательская деятельность помогает детям соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник детского сада сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность.

Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Дети в старшем дошкольном возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, изобразительную, конструктивную, восприятие художественной литературы, самообслуживание. Ребенок воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.

Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает проведение экспериментов.

Проведение исследовательского поиска требует от детей специальных знаний, умений и навыков.  Целенаправленно обучая детей, мы даем им эти знания, развиваем и совершенствуем необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

Этапы экспериментальной деятельности.

* Постановка проблемы, которая должна быть решена.

* Предположения, что нужно сделать, чтобы эта задача была решена.

* Поиск путей решения.

* Проверка этих путей решения.

* Умозаключения, выводы.

* Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов. Такие этапы работы позволяют активизировать мыслительную деятельность, побуждают детей к самостоятельным исследованиям. В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников мы используем комплекс разнообразных методов и приемов.

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:

распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

за изменением и преобразованием объектов;

Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом;

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Словесные методы:

  • рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;
  • рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;
  • беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные - показывает воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях фронтальные эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей, педагог ведет себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

Для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, в группе оформлен и оснащен центр науки и естествознания, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. Все доступно и безопасно для детей.

В данном центре размещаются:

  • природный материал (глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.);
  • сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал; емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито;
  • разнообразные доступные приборы: разные лупы,
  • набор зеркал для исследования отражательного эффекта;   магниты;
  • пипетки, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля;
  • коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий);
  • схемы, модели, карточки с алгоритмами выполнения опытов;
  • Материалы по сезону, календари, макеты.
  • дидактические игры “Кому нужна вода?”, “ Времена года”, “Живая природа”, “Вершки корешки”, “Кто, где живет”, “Удивительные животные”, “Овощное лото”;
  • энциклопедии, атласы, географические карты, глобус, книги по интересам детей, папки с разнообразным иллюстративным материалом, папки «Опыты с водой», «Опыты с магнитами»

Экспериментирование является эффективным методом для развития познавательного интереса у дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, интеллектуальных и волевых качеств, он учится общаться и договариваться со сверстниками и взрослыми. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Опыт работы «Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» 2016 год

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрас...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Статья о опытно-эксериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

МАСТЕР –КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

***Проект "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВоспитатель: Концова Ольга Юрьевна...