Доклад с презентацией на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Доклад с презентацией на тему:
«Экспериментальная деятельность как средство развития
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
Образовательное учреждение комбинированного вида
Детский сад «Солнышко»р.п. Чишмы
муниципального района Чишминский район
Республики Башкортостан
Доклад с презентацией на тему:
«Экспериментальная деятельность как средство развития
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Сазыкина Л.С.
Февраль
2023
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
И мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирующие развитие речи.
Я строю свою работу на основе комплексно-тематического планирования по трём взаимосвязанным направлениям:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек.
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации. При выборе темы соблюдаю следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Цели и задачи:
- Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
- Задачи: -Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- Обеспечивать переход от предметно- практического действия к образно- символическому( схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством; наблюдательность;
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Для развития опытно-экспериментальной деятельности детей создан «Уголок экспериментирования», который оснащен всем необходимым для проведения экспериментальной деятельности детей, где отведены места для приборов, природного и бросового материала, выделено место для проведения опытно-экспериментальной деятельности. Все материалы расположены в доступном месте и в достаточном количестве.
Дидактический компонент предоставлен схемами, таблицами, моделями с алгоритмами выполнения опытов, книгами познавательного характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.
В своей работе использую различные эксперименты :
- демонстрационные провожу сама, а дети следят за выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре (солнце, дерево и т. д.) или же когда он не может быть дан в руки детей, так как представляет собой определённую опасность (например, при использовании горящей свечи или уксуса).
- фронтальные эксперименты — это такой вид практических работ, когда все дети одновременно выполняют однотипный эксперимент, используя одинаковое оборудование. Соответственно на занятии используются 20-25 комплектов приборов для фронтальных работ. Такой вид деятельности позволяет ребенку приобрести собственный опыт. (В качестве примера можно привести экспериментирование с солью, воздухом и т. д.).
- случайные эксперименты специальной подготовки не требуют, провожу экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. К таким экспериментам относится «Полет семян одуванчика».
- эксперименты как ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, не отвечаю на него, а советую детям самим установить истину, проведя несложный эксперимент. Например, ребята, Костя говорит, что осенью деревья погибают, а я считаю, что нет. Как это можно узнать? Проверить уснувшие почки на деревьях.
- сравнительные эксперименты позволяют увидеть сходства и различия предметов и явлений. Наблюдение двух экспонатов (например, комнатных цветов - фиалка и сансевьера).
Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
По результатам проведенного мониторинга у детей 5 – 7 лет наблюдается положительная динамика развития познавательных процессов. Данные результаты подтверждают эффективность выбранных форм работы по совершенствованию процесса экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте. У детей повысился уровень развития любознательности, исследовательских умений и навыков (дети научились видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).
Кроме этого, повысилась компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
И свой ДОКЛАД хочу закончить словами известного китайского мудреца Конфуция: То, что я слышу – забываю. То, что я вижу – я помню. То, что я делаю – я понимаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Доклад для воспитателей по теме: «Техническое конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
У детей старшего дошкольного возраста возрастает интерес к конструированию и строительным играм. Особый интерес у детей вызывает техническое конструирование....

Краткосрочный проект на тему: «Спортивные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре»
Краткосрочный проект на тему: «Спортивные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре»...

Краткосрочный проект на тему: «Спортивные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре»
Краткосрочный проект на тему: «Спортивные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре»...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В статье представлены результаты педагогического опыта по формированию исследовательских умений дошкольников в процессе экспериментальной деятельности, способствующих развитию у детей наблюдател...

