ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Глушко Валентина Викторовна

В статье представлены результаты педагогического опыта по формированию исследовательских умений дошкольников  в процессе экспериментальной деятельности, способствующих развитию у детей наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,  устанавливать  причинно-следственные зависимости,  делать выводы на основании практических и умственных действий.

Главным результатом данного педагогического опыта является приобретение детьми навыка самостоятельной, творческой, исследовательской работы. Полученные в детском саду навыки станут фундаментом для формирования более сложных экспериментальных умений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._eksperimentalnaya_deyatelnost.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Исходя из которых,  составлен желаемый портрет выпускника дошкольной образовательной организации, одним из пунктов портрета является: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

 В контексте ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где взрослый демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

Любопытство – природное качество, в той или иной степени присущее каждому ребенку от рождения. Это склонность человека к проявлению интереса ко всему новому. Старший дошкольный возраст – та важная ступень в развитии личности, когда под чутким и умелым руководством взрослого природное любопытство трансформируется в любознательность, приобретая качественно новые черты. Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, что в свою очередь является основой для развития познавательной активности.

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: познавательно-

исследовательскую, игровую, коммуникативную, изобразительную, конструктивную, восприятие художественной литературы, самообслуживание.

Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время  владение математическими операциями облегчает  проведение экспериментов.

Помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми мы используем  так же  следующие методы при проведении опытов и экспериментов.

  • Метод наблюдения  – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности  мы  используем наблюдения разного вида:
  • распознающего характера, в ходе которых формируются знания о        свойствах и качествах предметов и явлений;
  • за изменением и преобразованием объектов;
  • Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом;
  • Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
  • Словесные методы:
  • рассказы воспитателя,  основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления  о событиях или явлениях;      
  • рассказы детей,  этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых  умений детей;
  • беседы,  применяются для уточнения, коррекции знаний, их  обобщения и  систематизации.

Формы работы с детьми:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Н.Н. Подъязков, в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов:

  1. постановка проблемы;
  2. поиск путей решения проблемы;
  3. проведение наблюдения;
  4. обсуждение увиденных результатов;
  5. формулировка выводов.

Эксперименты бывают:

  • индивидуальные или групповые
  • однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.).

По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:

  • констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние  объекта или одно явление),
  • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
  • обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные  воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях мы  проводим фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей,  педагог ведет себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

Целью представляемого педагогического опыта является: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать;  развитие умения устанавливать  причинно-следственные зависимости,  делать выводы;

создание предпосылок формирования у детей  практических и умственных действий.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:  

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  • развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение) ;
  • расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  • знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песком и глиной;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, нами оформлен и оснащен центр науки и естествознания,  представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для  детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития нами подобрана специальная детская литература, составлены пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов, выполненные на основании методических рекомендаций Тягушевой Г.П., Чистяковой Д.Е. «Экспериментальная деятельность в детском саду». На стенде в форме журнала, дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.  

  В данном центре размещаются:

  • ёмкость для воды и песка пластиковый коврик, халатики, нарукавники; природный материал (глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.);
  • сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал; емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды;
  • разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли;
  • набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта; набор для опытов с магнитом;
  • вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель); оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов; медицинские материалы:
  • пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля;
  • коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий);
  • схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов;
  • дидактические игры «Целый год», « Времена года», «Живая природа», «Сладкое, кислое, горькое, соленое», «Кто где живет», «Зоопарк», «Звук,свет, вода», «Овощное лото».

Грамотное сочетание материалов и оборудования в центр науки и естествознания способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследования объектов, расширению познавательного опыта.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.

Позитивные моменты:

  • закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
  • продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;
  • роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);
  • в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы  чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).      

Совместную деятельность организовываем 1 раз в неделю по 15-20 минут во второй половине дня.

Главным результатом данного педагогического опыта является приобретение детьми навыка самостоятельной, творческой, исследовательской работы. Полученные в детском саду навыки станут фундаментом для формирования более сложных экспериментальных умений.

Библиографический список:

  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
  2. Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
  4. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  5. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
  6. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...

План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...

Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Ребенок открывает мир в процессе любой своей деятельности. но именно в познавательно-исследовательской дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как у...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста...