Тема по самообразованию учителя-дефектолога Морозовой Э.И. ”Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектно-исследовательской деятельности. Экологическая тропа”.
материал на тему

Морозова Эмма Игоревна

Описание: данный проект можно использовать(изменив задачи в соответствии с возрастом детей)в работе с детьми детского сада, начиная с младшей группы, включая подготовительную(возраст детей от 3 -ех до 7-и лет).

 

Актуальность темы:

 Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

    *    Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.

    * Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod.docx1000.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Департамент образования САО г.Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Инженерно-техническая школа г.Москвы имени дважды героя Советского Союза П.Р.Поповича

(дошкольное отделение)улица Черняховского,д.15,корпус 3

 Тема по самообразованию  учителя-дефектолога Морозовой Э.И.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектно-исследовательской деятельности. Экологическая тропа”.

                                              Москва ,2016г

Тема по самообразованию :”Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектно-исследовательской деятельности. Экологическая тропа”.

Описание: данный проект можно использовать(изменив задачи в соответствии с возрастом детей)в работе с детьми детского сада, начиная с младшей группы, включая подготовительную(возраст детей от 3 -ех до 7-и лет).

Актуальность темы:

 Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

    *    Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.

    * Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

     * В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

     *  Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность  дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

    * Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.                        

    *   Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Поэтому тему для самообразования я выбрала :””Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектно-исследовательской деятельности .Экологическая тропа.”.

Цель работы по теме самообразования :значение проектно-исследовательской деятельности  в экологическом воспитании дошкольников.

 Задачи:

1.Развивать познавательный интерес ребенка к миру природы, прививать чувство ответственности за ее сохранность, формировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2.Формировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3. Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

4 .Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

5. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

6. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

 7. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

        Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе. Всем детям нравится получать знания без особого напряжения. Проект “Экологическая тропа”дает возможность наблюдать за изменениями природы в течение года, что еще больше обогащает представления детей об изменениях в природе.

 На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление, моторика. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного,  воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Изучение методической литературы:

1.Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе.-Волгоград:Учитель,2014.

2.Нищева Н.В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности.-Санкт.-П.:Детство-Пресс,2013.

3.Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет.

М.: Мозаика- Синтез,2013.

В результате работы над данной темой мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и заинтересовать и в дальнейшем привлечь некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Участие детей в экологической тропе благоприятно сказалось на их познавательной активности. Дети чаще стали задавать вопросы о природных явлениях, стали пытаться самостоятельно проводить простейшие опыты. В дальнейшем необходимо всячески поддерживать интерес детей к природе, что является хорошей предпосылкой к обучению в школе.

Мониторинг достижений выявил следующие показатели :

 дети стали проявлять познавательную активность;

  • стали устанавливать логические связи между явлениями, предметами и действиями;
  • научились сравнивать ,классифицировать, отражать результаты в речи;
  • стали активно принимать участие в проекте ”Экологическая тропа.”, оценивают свои результаты;
  • улучшились психические процессы и моторика рук.

Таким образом, совершенствуя процесс познания в освоении знаний детей,необходимо включать проектно-исследовательские методы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"

Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....

Формирование экологической культуры дошкольников через организацию проектно-исследовательской деятельности

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Д...

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектной деятельности»

Данный проект направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста. Он носит комплексный характкр - включает в себя познавательно - исследовательскую, творческую и практическую де...

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Инновационный опыт «Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»

Обоснованиe актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процессаВопрос качества экологического воспитания детей дошкольного возраста возрастает в на...

Инновационный опыт «Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»

laquo;Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»...