Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектной деятельности»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Сергеева Елена Игоревна

Данный проект направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста. Он носит комплексный характкр - включает в себя познавательно - исследовательскую, творческую и практическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konf_avgust.docx48.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56»

Опыт работы по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников

 в процессе проектной деятельности»

На  августовской конференции педагогических работников.

«Муниципальная система образования: актуальные вопросы развития»

                                                                                                               

                                                                                                         Представила опыт работы

                                                                 воспитатель

                                                                 МБДОУ «Детский сад №56»

                                                              Сергеева Елена Игоревна

 «Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить.

Мы хотим, чтоб она расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!»

Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста  несомненна.  В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной на свете Земле – матушке, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи, и увы, остающейся по – детски беззащитной перед нами, перед человеком. Получив неограниченную власть над природой, и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя «Венцом природы», забыл, что сам является ее скромной частицей.

«Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня» - горестно восклицает современный русский писатель В.Астафьев.

Это золотые слова и я с ними согласна. И хочу, чтобы дети, наше будущее, тоже научились их понимать.

В связи с этим, считаю важным на протяжении всей своей педагогической деятельности уделять особое внимание экологическому воспитанию детей.

Сегодня в работе с дошкольниками самым оптимальным, инновационным и перспективным методом является метод проектов, поэтому он уже прочно занял достойное место в системе моей работы с дошкольниками.

Вашему вниманию предлагаю небольшой опыт работы по реализации задач экологического воспитания дошкольников на примере образовательного педагогического проекта «Будь природе другом».

Проект был по виду долгосрочным, исследовательским, рассчитанным на реализацию в течение года.

Цель проекта: создание условий для воспитания предпосылок экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.  

Задачи, которые решались для достижения цели:

1.        Формировать у дошкольников осознанное отношение к окружающей природе.

2.        Развивать экологическое мышление, самостоятельность, коммуникативные навыки, инициативу, творческое воображение.

3.        Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей.

Основным средством формирования экологического сознания является непосредственное общение с живой природой, для этого в группе созданы уголок природы, мини лаборатория для поисковой, познавательной и экспериментальной деятельности, центр для детского творчества.

Мною подобран яркий, красочный, дидактический материал: альбомы пословиц, стихов, загадок, гербарии «Растения нашего участка»,

«Лекарственные растения», «Цветы», альбомы «Времена года».

Для совместной деятельности с детьми разработала картотеку игр по экологии.

Реализуя проект с детьми старшего дошкольного возраста, я опиралась на разнообразные виды детской деятельности: игровую, познавательно – исследовательскую, продуктивную, трудовую, двигательную, чтение художественной литературы, коммуникативную.

Огромную роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. Ведь дети – прирожденные исследователи. Поэтому в процессе исследовательской деятельности дети сами учатся наблюдать, рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Для поисков ответов мы проводили опыты, наблюдали за живой и неживой природой, экспериментировали. Дети с огромным удовольствием проводили опыты с песком, со снегом, с водой и т.д. Все это способствовало формированию у детей познавательного интереса, развивало наблюдательность, мыслительную деятельность.

Совместно с детьми в группе вели календарь наблюдения за погодой, в котором каждый день отмечали состояние погоды, наличие ветра, осадки.

На протяжении учебного года в группе функционировал огород на окне. Дети сами сажали семена, поливали, рыхлили, следили за ростом культурных растений.  Еженедельные наблюдения и зарисовки заносили в журнал наблюдений.

Чтение художественной литературы о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми проводила беседу, задавала вопросы, видела в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших.

Особая роль в формировании экологической культуры ребенка отводится театрализованной деятельности. Сказки в детях воспитывают культуру поведения, бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации.

Для повышения эффективности экологического воспитания дошкольников использую разные виды игр.

Большое значение отвожу дидактическим играм. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности, но и включаю в занятие, целевые прогулки, а также в экспериментальную деятельность. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, камни, семена, сухие плоды, шишки).

Анализируя игры, которые имеются в нашей группе, я поняла, что не все из них используются так часто, как хотелось бы. Я пришла к выводу, что самым лучшим вариантом станет создание игр своими руками. Причем совместно с детьми. Это игры «Живое – неживое», «Что в корзинке», «Вершки и корешки».  Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях.

В своей практике применяю игры – путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

Например, «Поездка на выставку Дары осени». Мы рассказываем стихи, загадки об овощах, вспоминаем песенки, фотографируем экспонаты. С помощью игр путешествий мы с ребятами попадаем в степь, лес, в Африку и другие природные зоны. При реализации проекта мы создали настольные макеты «Пустыня», «Северный полюс», при изготовлении которых был использован бросовый материал.

Одной из наиболее полюбившейся детям является квест – игра, где стимулируется активность участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений.

В ходе реализации проекта дети знакомились с птицами, их внешним видом, средой обитания. Дети рассматривали иллюстрации о птицах, составляли небольшие рассказы из личного опыта, раскрашивали силуэты птиц.

Вместе с детьми мы изготовили кормушки и подкармливали птиц зимой, наблюдали за птицами на прогулках.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны.

На протяжении проекта мы занимались продуктивной деятельностью: рисовали, раскрашивали раскраски, лепили из пластилина, делали поделки из бросового материала. Собирали с детьми разнообразный природный материал, который в дальнейшем использовали для изготовления поделок. Это не только сближает детей с природой, но и дает радость созидания, творчества.

Дети с большим желанием приняли участие в региональных, всероссийских конкурсах Байкал – сердце земли», «Зимушка – зима», «Вот и лето пришло», «Елочка – зеленая иголочка». Были отмечены дипломами 1 и 2 степени.

Каждый человек любит то место, где он родился и живет. Знать свой край – его природу, историю – не менее важно, чем знать историю своего государства. Поэтому на протяжении трех лет работала по программе регионального компонента «Я живу в Прибайкалье». Где знакомила детей с природой, историей, культурой и традициями нашего города и всего Прибайкалья. В группе был оформлен уголок «Я живу в Прибайкалье», в котором имеется не только наглядный материал, но и поделки, сделанные вместе с детьми: Рыбы озера Байкал, символ Байкала – нерпа, коренные жители Прибайкалья.

С целью расширения знаний о нашем городе были организованы экскурсии в библиотеку, дом ремесел, в КДЦ «Россия».

Очень тесно вела работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

С помощью родителей организовали сбор книг о природе в книжный уголок и открыли мини-библиотеку о птицах. Родители совместно с детьми изготовили книжки – малышки «Птицы нашего края».

  В акции «Красивый участок детского сада» я хотела донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Вместе с родителями создали красивый, эстетически-оформленный вид участка, изготовили много поделок, красивые клумбы.

В рамках семейных творческих мастерских в детском саду прошли выставки детского родительского творчества: «Осень, в гости просим»,

«Зимняя сказка», «Весенняя фантазия». Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребенка в детском саду.

 Итоговым мероприятием проекта стала деловая игра для родителей и педагогов на тему « Природа – главное средство экологического воспитания дошкольников». Целью игры являлось: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.

Таким образом, использование в работе метода проекта позволило значительно повысить самостоятельную активность детей, сформировать элементарные экологические знания, научить дошкольников экспериментировать, анализировать и делать выводы.

И в заключение хочу сказать: воспитывайте экологическую культуру в себе, в родителях, и тогда Вы увидите своих детей добрыми, отзывчивыми, терпеливыми, трудолюбивыми и милосердными, умеющими восхищаться красотой природы, всегда прийти на помощь, а их родителей - экологически грамотными, любящими природу людьми.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и нас, педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательност...

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

В данном опыте представлены формы и методы работы с детьми, для воспитания гуманного отношения к природе, а также взаимодействие с родителями,   для решения  главной задачи-воспитание ч...

Опыт работы на тему : «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.»

Опыт работы на тему : «Экологическое воспитание детей младшего  дошкольного возраста.»...

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта....

Опыт работы по теме : "Экологические сказки в экологическом воспитании дошкольников"

quot;Экологические сказки в экологическом воспитании дошкольников"...

Опыт работы на тему:«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Цель экологического воспитания: Воспитание экологически грамотного, социально активного  младшего школьника, ответственного  за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам ...