Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сорокина Валентина Александровна

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной  и другим видам детской деятельности.  Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней, вместе с тем способствовать коррекции психических процессов – важнейшие задачи, которые решаются в процессе реализации  инновационного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt_raboty_sorokinoy_va.docx337.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое  воспитание

дошкольников

с нарушением интеллекта»

Инновационный опыт работы

Сорокиной Валентины Александровны

воспитателя

МДОУ «Детский сад №91  вида компенсирующего вида»

городского округа Саранск

                                                    Всё хорошее в людях – из детства!

                                                    Как истоки добра пробудить?

                                                    Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                                    Удивиться, узнать, полюбить!

                                                    Я хочу, чтоб земля расцветала,

                                                    И росли, как цветы, малыши,

                                                    Чтоб для них экология стала -

                                                    Не наукой, а частью души!

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной  и другим видам детской деятельности.  Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней, вместе с тем способствовать коррекции психических процессов – важнейшие задачи, которые решаются в процессе реализации моего инновационного проекта.

         Человек не может жить без общения с природой, тем более ребенок, поэтому рядом должен быть другой человек – источник внимания и поддержки, партнер по игре и труду, носитель знаний об окружающем мире, человеческих отношениях.

          Дошкольное детство – это начало познания жизни, мира природы, мира людей. Это время начала формирования ребенка, как личности, а взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его многообразии.

          В настоящее время все острее ощущается необходимость пересмотра отношение человека к окружающей природе и своему месту в ней.

          Природа – часть мира, окружающая ребенка и важность экологического образования дошкольников с нарушением интеллекта  неоспорима. Экологическое воспитание должно начаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.

          Поэтому,  с раннего детства необходимо ввести детей в мир природы, терпеливо и доброжелательно обучать детей правильному общению с природой и способствовать  коррекции психических процессов через общение с ней.

  Предлагаемый педагогический опыт  представляет собой  обеспечение обновления и обогащения коррекционно-воспитательного процесса дошкольников  с интеллектуальной недостаточностью на 3-ем и 4-ом годах обучения,  их развития в процессе ознакомления с природой.

       

Актуальность и перспективность опыта

 Проблема экологического воспитания дошкольников с отклонениями в развитии является одной из проблем, наиболее важной и актуальной в коррекционной педагогике.

  Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно.  Для детей характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с недоразвитием   познавательных психических  процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи), у них также наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы, трудности в общении с детьми и взрослыми.

         Развитие и воспитание детей с нарушением интеллекта осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии.  Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при  общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношение к растениям и животным.

         Отсутствие социального опыта у детей с интеллектуальной недостаточностью ощущается особенно остро (несформированность знаний о природном окружении, неадекватное и неправильное поведение в  природе)  давно тревожат педагогов и родителей.

         Актуальность проблем, связанных с экологическим воспитанием дошкольников с нарушением интеллекта бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к освоению детьми "азбуки природы».    Ребенку необходимо научиться войти в окружающий его мир:  научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

         Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, цветы, бабочки, жуки, птицы, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для их развития.

         Окраска, форма, запах цветов, пение птиц, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – всё это позволяет детям чувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного и умственного воспитания.

         Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

          Опыт работы показал, что в подразделе «Ознакомление с окружающим»  в программах для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта  недостаточно раскрывается проблема экологического воспитания детей. На сегодняшний день существует множество исследований детей с ОВЗ, но, к сожалению, не существует адаптивных программ по экологическому воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

 Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость разработки проекта, как дополнение и обогащение коррекционно-воспитательного процесса, осуществление социально-личностного развития детей, как  одно из приоритетных направлений,  как в коррекционной педагогике, так и компонентов проекта Федерального государственного стандарта дошкольного образования, позволяющий сделать детям первые шаги не только в познание природы, но и в познании самих себя – своих возможностей и способностей.

         Так определилась цель реализации данного опыта: формирование экологических знаний и экологического сознания в процессе ознакомления с природой.  

         Для решения поставленной цели  и был разработан творческий  проект «Мир природы детей – в наших руках», который определил систему коррекционно-воспитательной работы с детьми по обозначенной цели.

         Выбранная технология проектирования  деятельности  направлена на использование таких организационных форм  адекватных возрасту и развитию детей, которые способствуют формированию представлений о природе и развивают умственные психические процессы.

Практическая значимость проекта

Данный проект помог отрегулировать имеющиеся у детей неуверенность, тревожное состояние, страхи, которые препятствуют полноценному развитию личности. Дети научились открытому проявлению эмоций различными социально - приемлемыми способами. А также у них проявляется потребность в общении со сверстниками, взрослыми и природой. Дети стали более внимательными по отношению друг к другу, осторожнее в общении с природным окружением.

Обобщен и систематизирован материал по данной теме «Мир природы детей – в наших руках»: составлена серия конспектов непосредственно образовательной деятельности, развлечений, картотека дидактических игр; подобран и изготовлен наглядный материал; составлена серия консультаций, открытых мероприятий для педагогов, студентов факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «МГПИ им.М.Е.Евсевьева» и родителей дошкольного образовательного учреждения.

Условия возникновения опыта

        В настоящее время экологическое воспитание ребенка с интеллектуальной недостаточностью не представлено самостоятельным содержанием  в коррекционных программах.

Экологическое воспитание ребенка, в существующих коррекционных программах, связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, нравственного, трудового и других направлений  развития и достаточно сложно его ограничить от остальных направлений. Это осложняет педагогам осмысление задач экологического воспитания, осознание их значимости в личностном развитии ребенка-дошкольника с ОВЗ.

Изучение запросов родителей по отношению к учреждению дошкольного образования и воспитания показывает, что от 70 до 80% родителей, как никогда раньше, главной  задачей ДОУ считают "научить ребенка общаться и вступать в безопасные отношения с окружающим социумом, в том числе с природой.

Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего адаптироваться в любой социальной и природной среде.

Своеобразие и новизна опыта

Своеобразие и новизна опыта заключается в осуществлении  экологического образования детей  с особыми образовательными потребностями (дети с интеллектуальной недостаточностью). Это позволяет  дополнить традиционную систему работы с детьми  по формированию представлений о многообразии мира природы,  осознанном отношении к ней. 

         В работе:

    - показано, что формирование экологических представлений успешно

 достигается в условиях специально организованной среде через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний

о взаимодействии с окружающей природой;

   - обоснована необходимость на ранних этапах формировать представления

 о природе, как основы для более успешной адаптации в окружающем социуме;

        - прослеживается интеграция образовательных областей;

         - предложены для практического применения: мини-проект, конспекты

непосредственно образовательной деятельности, тренинги, этюды, которые могут использоваться воспитателем в различных видах деятельности.

         Реализация основных концептуальных идей воспитания  базируется на следующих принципах: гуманизма, демократизации, индивидуализации, дифференциации и интеграции, принцип развивающего обучения.

        Принцип гуманизации заключается  в коренном изменении характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.

        Принцип демократизации предполагает совместное участие воспитателей, специалистов и родителей в воспитании и образовании детей, подготовку выпускников, адаптированных к новым условиям жизни.

       Принцип индивидуализации предполагает  внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его интеллектуальное  развитие.

        Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем коррекционно-воспитательной работы.

        Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.

       

Наличие теоретической базы

Опыт работы опирается на исследования значимости системы экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Е.И.Сергеенко П.Г. Саморуковой,  Т.А. Серебряковой  о роли экологического воспитания. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что период дошкольного детства – наиболее благоприятен  для закладки основ экологической культуры, экологического сознания как личностных образований, характеризующих специфику познания дошкольниками природы и отношения к ней.

По мнению Т.А. Серебряковой особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. В процессе дидактических игр дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактические игры оказывают влияние на развитие мыслительных операций дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (сравнение, обобщение, классификация), развивают память и внимание, способствуют становлению личностных качеств.

         Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития.  К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, « чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В.А. Сухомлинский).

Современная олигофренопедагогика уделяет значительное внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.

          Психологической методологией представленного опыта являются положения И.Г.Песталоцци « Природа окружает ребенка с ранних лет. Это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы».  

         Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

Ведущая педагогическая идея

          Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу, взаимодействовать с ней, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

 Анализируя свой  опыт, считаю, что неумение детей взаимодействовать с природой – это  фактически  следствие неумения взаимодействовать с самим собой.  Поэтому,  одним из главных средств решения  воспитательных задач заключается в  формировании  у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру:

         - природа несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания окружающего мира;

         - потребность в общении с природой связана с тем, что в ней с наибольшей доступностью раскрыта  исследовательская деятельность: ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные психические процессы;

         - природа дарует ни с чем несравнимые чувства радости и восторга, что положительно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

         - именно в процессе общения с природой, у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.

         В процессе ознакомления детей с природой у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эмоционального и психофизического развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении положительных эмоций.

        Считаю, что природа научит ребенка видеть прекрасное, зародит стремление самому внести свой вклад в преобразование природы. Таким образом, природа поможет  ребенку развиваться всесторонне.

Оптимальность и эффективность средств

 Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания комплексному изучению природы. Природа окружает ребенка с самого рождения и своей необычностью, новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, вызывает радость, восторг, удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. В связи с этим большую важность приобретает вопрос возможной коррекции недостатков развития у детей с ограниченными возможностями здоровья через ознакомление с природой, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное развитие дошкольников

           Ознакомление дошкольников с природой -   это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на её чувственном опыте. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. В процессе воспитания в детском саду осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности.  Основу содержания любой деятельности ребёнка составляют те знания, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой -  одно из главных средств их развития.

          Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы, используя эффективные средства. Без приближения детей к природе и широкое использование её в коррекционно-воспитательном процессе, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине.

  Основная работа с детьми по экологическому воспитанию проводится в центрах природы группы и на прогулке. Основной формой воздействия на ребенка являются совместная деятельность детей и взрослых

  Особую роль в формировании положительного отношения дошкольников к природе играют наблюдения.

  Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем рядом с ними, знакомятся с правилами поведения в природе, разучивают или вспоминают стихи, загадки о природе. После таких прогулок они изображают свои впечатления в рисунках, игровой и трудовой деятельности.

На территории детского сада создана экологическая тропа, объектами которой являются различные деревья, кустарники, лужайки, цветники, огород.

Экологическая тропа дает большие возможности для проведения систематических наблюдений, в процессе которых развивается эмоциональная сфера детей, формируются чувство единения с природой и умение сопереживать всему живому.

Дети ухаживают за растениями, помогают птицам в зимнее время, учатся выращивать растения в группе и на огороде в процессе трудовой деятельности. Они с желанием трудятся и на участке: убирают территорию, участвуют в посеве семян цветов и овощей, ухаживают за растениями, развешивают кормушки, подкармливают птиц.

Особое внимание уделяется правилам поведения в природе. Для закрепления норм и правил поведения в природе проводятся «уроки доброты». На них используются музыкальные и художественные произведения, обсуждаются и проигрываются различные ситуации.

Одним из важнейших средств обучения являются игры (дидактические, сюжетно-ролевые, имитационные, игры-путешествия). В игре ребенок психологически готовится к реальным ситуациям в природе, овладевает приемами общения со сверстниками, взрослыми, объектами природы. Этой цели и служат дидактические игры. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

 Для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется многократное повторение. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, получить ребенку собственный опыт

 Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать её связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по ознакомлению с окружающим. Таким образом, процесс коррекции осуществляется через разнообразные виды деятельности и развитие всех органов чувств, взаимодействие с родителями, что способствует усилению качества усвоения материала, обогащению чувственного опыта и адаптации в социальном и природном окружении.

Результативность опыта

  Взаимодействие ребенка с миром природы имеет большое значение:

  1.Взаимодействие с животными и растениями помогает  нормализировать работу нервной системы, психики в целом.

  2. Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который  способствует как психической, так и социальной ее реабилитации.

  3. Общение с природой способствует развитию эстетических чувств.

 4. Удовлетворяет познавательные потребности личности, способствует ее интеллектуальному развитию.

 5. Позволяет удовлетворять потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других.

 6. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия человека с ними – это общение.

 В конкретном случае у детей:

 - проявился интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни растений, животных;

- имеют элементарные экологические представления о природе;

- эмоционально реагирует при взаимодействии с объектами природы и передает свои чувства в доступных видах творчества, с желанием участвует в трудовой деятельности, связанной с объектами природы;

- знают, и выполняет правила поведения в природе;

- ориентируются  в окружающем  мире, готовы к самостоятельному познанию;

- развиты физические и трудовые навыки.

При взаимодействии с родителями проявилась:

- активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);

- желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми;

- возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.

            Опыт работы представлен мини-проектами «Мир природы», «Мир природы детей – в наших руках»,  конспектами непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Лесовичка», «Осеннее путешествие», викторинами, развлечениями;  консультациями  родителям, детскими рисунками, данными мониторинга развития дошкольников.

           

Практическая значимость проекта

Представленный инновационный  педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов, работающих с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

Перспективы дальнейшего развития проекта

 1. Распространение опыта работы по данному направлению педагогическому сообществу: в форме методических публикаций, представления опыта на интернет – сайтах, участия в конкурсах и фестивалях различного уровня.

 2. Расширение контингента участников проекта (практическое использование проекта педагогами других коррекционных групп).

        3. Реализация проекта в работе с воспитанниками последующих наборов.

   

Адресная направленность

       Опытом работы   могут воспользоваться в практике  воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

         

Список используемой литературы

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: «Просвещение», 2005.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. 1999. № 6.

3. Ералиева С.Г. Особенности временных представлений и ориентации во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. 1989. № 1.

       4. Рыжова Н.А.,Экологическое образование в детском саду, М, «Просвещение», 1999.

       5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры у дошкольников, М, «ЛИНКА-ПРЕСС», 2010.

6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: « Просвещение», 1991.

7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: «Владос», 1998.

8. Козлова С.А., Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000.

9. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5.

10. Сергеенко, Н. И. Общение с природой как средство коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями развития / Н. И. Сергеенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 1. - С. 22-25.

11. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012

        12. Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников //Дефектология, 1994.

        13. Серебрякова Т.А. Детям об экологии, СПБ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта

laquo;Каждый человек имеет право на образование»,- так записано в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека. Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив по...

Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики

Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...

опыт работы «Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»

опыт работы Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

В статье рассматривается коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта...

Консультация для родителей: «Сенсорное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта».

Сенсорное развитие ребенка - это развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сен...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...