опыт работы «Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Попова Елена Михайловна

опыт работы Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы» 

     

Воспитатели: Е.Е. Левченко

Е.М. Попова

      «Социальное воспитание ребенка с умственной отсталостью является единственным состоятельным научным путем его воспитания». 

Л.С. Выготский (Лев Семенович)

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателем, являются определяющими в дальнейшем развитии общих способностей ребенка, которые необходимы каждому человеку в любом виде деятельности.

Все дети, посещающие наше дошкольное учреждение, имеют проблемы в интеллектуальном развитии. Учитывая особенности нарушений воспитанников, одним из актуальных направлений своей работы мы определили:  «Создание условий для эффективного обогащения социального – коммуникативного опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы».

    Поставленную цель достигали через решение следующих задач:

  • формировать у детей умение устанавливать эмоционально-личностный контакт со взрослыми и сверстниками;
  • стимулировать у детей коммуникативную и личностную активность;
  •  воспитывать положительные личностные качества и расширять способы позитивного взаимодействия с окружающими людьми.

         Формирование социальных представлений у детей с нарушением интеллекта имеет ряд особенностей. У детей с нарушением интеллекта, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания таких детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. 

            В наш детский сад приходят дети, не адаптированные к условиям жизни в обществе, порой не умеющие умываться, одеваться, держать ложку, общаться со сверстниками и взрослыми. В соответствии с этим для развития социального потенциала ребенка и формирования его позитивных личностных качеств в нашем детском саду создана коррекционно-развивающая среда, проводятся специализированные занятия   с воспитателями,   учителями-дефектологами,  учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем.

 Для успешной социализации дошкольников с ОВЗ необходимо создание специальных условий:

  • коррекция (компенсация) психических процессов;
  • формирование познавательной активности;
  • формирование навыков продуктивного взаимодействия;
  • развитие самостоятельности. 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватное условие и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления. Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Эту задачу  решаем средствами специального образования, при этом постоянно сталкиваемся с определенными трудностями:  воспитанники с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые в дошкольном учреждении. Поэтому при обучении особое внимание уделяем востребованности  знаний в повседневной жизни. Для этого связываем любые теоретические понятия с окружающей действительностью. Воспитательно – образовательный процесс приближаем к реальным, жизненным условиям.   Например, моделируем и обыгрываем различные бытовые ситуации.  Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения со взрослым. Для этого делаем  акцент на лучшие качества ребенка, развивая его коммуникативную сферу, диалогическую речь, учим взаимодействию в том микроклимате, в котором он сейчас находится.

Дошкольники подготовительной к школе группы нуждаются в специальных мероприятиях по включению их в социальный мир. При составлении перспективного плана работы, мы разработали  план мероприятий по включению воспитанников в различные социальные пробы.

Для социализации дошкольников огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, поощряем всевозможные формы игры. Присматриваемся, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в “дочки-матери.

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, “примеряет” на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

В процессе игровой деятельности стараемся включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей.   Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», которая развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность  в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.

В следствие чего наблюдаются следующие  положительные результаты:

- у детей обогатился словарный запас;

- фразовая и диалогическая речь стала более развитой;

- появилось больше возможностей у детей для получения знаний о разных профессиях, окружающей жизни, сформировались определенные отношения к людям, труду, выработались определенные навыки и привычки правильного поведения.

- развились дружеские взаимоотношения.

Воспитанники нашего дошкольного учреждения  регулярно участвуют в ежегодных городских мероприятиях, при обязательной предварительной работе воспитателей и родителей, что эффективно сказывается на обогащении дошкольников новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности, дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Отдельный большой и очень важный вопрос – взаимодействие с родителями. Понимая, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в наши совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

Таким образом, вся система работы по социально-коммуникативной  адаптации детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта ориентирована на стимуляцию их  активности, систематизацию и обобщение личного опыта в сфере человеческих взаимоотношений, воспитание положительных личностных качеств и расширение способов позитивного взаимодействия с окружающими людьми.

Несомненным достижением данной работы является то, что большинство выпускников нашего детского сада, в том числе и дети-инвалиды, учатся в коррекционных классах, и можно порадоваться тому, что они избавлены от надомного обучения и не лишены общения со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организационной работы с детьми с нарушением интеллекта в детском саду по формированию социальной адаптированности.

О содержании работы в ДОУ, направленной на подгтовку детей к обучению в специальной школе....

Программа саморазвития педагога на 2015-2016 год в межаттестационный период тема: Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»

Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...

«Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»

Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...

Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением слуха в условиях сада

Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"...

РМО «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» (из опыта работы)

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации. В связи с этим определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общ...

Адаптация предметно-пространственной среды как условие организации коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с дошкольниками с нарушением интеллекта

Особенности реализации принципов организации развивающей предметно-пространственной среды в работе учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушени...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...