Адаптация предметно-пространственной среды как условие организации коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с дошкольниками с нарушением интеллекта
статья по коррекционной педагогике

Шек Елена Викторовна

Особенности реализации принципов организации развивающей предметно-пространственной среды в работе учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (из опыта работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация предметно-пространственной среды как условие организации коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с дошкольниками с нарушением интеллекта

Шек Елена Викторовна,

учитель-дефектолог МБДОУ № 9, г. Канск

Целью деятельности учителя-дефектолога по созданию адаптированной предметно-развивающей среды с учетом образовательных потребностей детей является организация в её условиях коррекционно-развивающей работы с дошкольниками по социально-коммуникативному и познавательному развитию, содействие в овладении ими адекватными способами вхождения в социум.  

Основным рабочим местом специалиста является кабинет, оснащенный разнообразными средствами обучения для коррекционно-развивающей работы с детьми, а также систематизированными материалами, в том числе электронными, для диагностической и консультативно-методической работы.

Специфика работы в нашем детском саду предопределяет рабочим полем учителя-дефектолога не только кабинет, но и все пространство группы, в которой он работает. Здесь организуются подгрупповые и фронтальные формы работы с детьми, размещаются в соответствии с изучаемой лексической темой пособия для самостоятельной деятельности детей.

При создании предметно-развивающей среды специалисты руководствуются общими педагогическими принципами, однако для адаптации среды их реализация имеет ряд особенностей.

Учитывая тотальное нарушение познавательной деятельности воспитанников образовательное пространство группы и кабинета в соответствии со спецификой реализуемой Программы и возрастными возможностями детей содержательно-насыщено дидактическими средствами для коррекции и развития разных сфер ребенка с нарушением интеллекта.

Для научения детей новому необходимым является многократное повторение способа действия, использование наглядных опор (картин, плакатов, схем, макетов), игровой и практический характер обучения, создание условий для переноса усвоенных действий в новые ситуации. Это обеспечивается применением в разных видах детской деятельности разнообразных дидактических материалов и пособий для расширения кругозора, сенсорного воспитания, формирования наглядных форм мышления, математического развития, обучения игре, развития средств коммуникации и речи.

Когда у воспитанников имеется выраженное несоответствие психологического и паспортного возраста, требуются дидактические материалы, типичные для детей более раннего возраста. Поэтому в работе с старшими дошкольниками актуальными остаются пособия для сенсомоторного развития детей младшего возраста.

Особенностью групповой формы обучения воспитанников с умеренной умственной отсталостью является одновременное включение всех детей в предметно-игровую деятельность и частая смена её видов, поэтому на занятии должно быть наличие достаточного количества материалов и обеспечена быстрая их сменяемость.

Предметно-пространственная среда кабинета специалиста и группы может трансформироваться в зависимости от вида деятельности и формы организации занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, сменой статической позы, чередованием работы за столом и на ковре и др.

Для предупреждения пресыщенности деятельностью, создания условий для повторения и переноса способа действия, обеспечивается сменяемость дидактических материалов и оборудования (пособия, атрибуты для игры, картины, плакаты) в соответствии с лексической тематикой и сюжетом изучаемой игры, спецификой формируемых умений. Например, при организации сюжетной игры «Прогулка с куклой» после обучения дошкольники с легкой умственной отсталостью каждый «гуляет» со своей куклой-дочкой, дети с умеренной умственной отсталостью с поддержкой педагога выполняют действия с одной куклой по очереди.

Особенностью моделирования предметной среды для детей с РАС является ограничение пространства для занятий, использование предпочитаемых ребенком игрушек, а также наличие мест для уединения и индивидуальной игры.

Полифункциональный характер предметно-развивающей среде обеспечивает возможность использовать переносные ширмы, мягкие модули и маты для преобразования пространства и поддержания благоприятного эмоционального состояния и комфорта детей.

Среда регулярно пополняется многофункциональными пособиями, которые выполнены с учетом образовательных потребностей детей и применяются в модифицированных вариантах. Так, например, вязаные сенсорные пособия для детей младшего возраста, активно применяются на занятиях по математике со старшими дошкольниками при формировании счетных действий.

Принцип доступности реализуется с учетом необходимой безопасности. Не все материалы и пособия находятся в свободном доступе, поскольку у умственно отсталых дошкольников крайне низкие возможности самоконтроля поведения, а применение новых способов действия в свободной деятельности требует руководства взрослого. Тем не менее дети знают, где они размещены и при их необходимости обращаются к педагогу.

Доступность среды обеспечивается и созданием условий для воспитанников с сопутствующими нарушениями двигательной и сенсорных функций.

Для детей с нарушениями ОДА имеется реабилитационное оборудование: кресло-столик на колесах, ходунки, напольные столики для занятий сидя на ковре, мягкие модули для придания ребенку комфортного положения и др. Используется специальный дидактический материал (крупная шнуровка, объемный счетный материал и др.).

Для детей с нарушениями зрения среда насыщается сигнальными опорами, которые облегчают поиск и распознавание объектов. Например, кабинка, место за столом обозначаются меткой путем приклеивания фигуры из вспененной резины или поролона, а красная линия указывает ребенку необходимую траекторию движения. Для адаптации пособий используются контрастные цвета, реалистичные предметы и изображения.

Примером адаптации среды для детей с нарушением слуха является использование для развития понимания обращенной речи и точных представлений об окружающем различных образов одного и того же предмета: изображение − реалистичное, схематичное, стилизованное, контурное, силуэтное, зашумлённое, или игрушка – мягкая, резиновая, большая, маленькая, вязаная и др.

Для повышения компетентности родителей по созданию для ребенка дома развивающей среды практикую такие формы работы как: консультация-презентация для знакомства с новым игровым оборудованием; «Домашняя игротека»  предоставление игрушек и пособий родителям домой во временное пользование; «Электронная копилка» методических и дидактических материалов. По аналогии родители изготавливают свои пособия.

       Создание предметно-пространственной среды с учетом образовательных потребностей детей и организация в её условиях продуктивного детско-взрослого взаимодействия является гарантией развивающего влияния среды на личность ребенка с ОВЗ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если  малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...

Условия организации коррекционно-развивающей работы в условиях интеграции.

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественного взаимодействия между массовым и специальным образованием детей,преодалевая барьеры и делая между нимы гран...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.

В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.   Организация предметно-пространствен...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательному развитию для дошкольников с нарушением интеллекта

Коррекционно-развивающее занятие по познавательному развитию для дошкольников с нарушением интеллекта 6-7 лет "Животные холодных и жарких стран"...