Главные вкладки

    Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
    рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

    Шалиманова Светлана Алексеевна
    Целью программы является развитие когнитивного потенциала, социализация ребенка с синдромом Дауна, повышение его самостоятельности и автономности, создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГерб Москвы

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

     города Москвы «Школа №2051»

    Юридический адрес: 111674,  г. Москва,  проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2

    Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru

    «Утверждаю»

    Директор ГБОУ г. Москвы «Школа № 2051»

    ___________Семёнова Е.Н.

    «____»_____________________2016

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

    Программа составлена на основе:

    Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой

                                       «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»

    Составитель:

    педагог-психолог

    О.А. Поморцева

    учитель-логопед

    С.А. Шалиманова

    Реализовывает:

    педагог-психолог

    О.А. Поморцева

    учитель-логопед

    С.А. Шалиманова

     

                                                                    Москва 2017 г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.

    Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими умственную отсталость легкой формы (в пределах 50—69). По МКБ-9 (Междуна​родной классификации причин болезней и смертей в детском возрасте) такие нарушения интеллекта определялись как олигофрения в степени дебильности. Вместе с тем апробация программы показала, что дети с умственной отсталостью в умеренной форме (в пределах 35—49) при ранней и целенаправленной коррекционно-педагогической работе овладе​вают основным содержанием предложенного программного материала, что создает условия для раскрытия имеющихся у них потенциальных возмож​ностей развития.

    В программе представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно- ориентированном подходе к ребенку и его близким.

    Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников. При разработке программы авторами учитывались современные тенденции дошкольного образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Истоки» {Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.), «Радуга» (научный руководи​тель Т. Н. Доронова), «Развитие» (Л. А. Ветер, О. М. Дьяченко, И. С. Ва-ренцова и др.), «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, И. А. Нож​кина и др.).

    Как известно, психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с нарушением интеллекта не включается в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психи​ческих функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к умственно отсталому ребенку перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы реше​ния воспитательно-образовательных задач. Из-за такого «выпадения» ум​ственно отсталого ребенка из традиционного образовательного простран​ства нарушаются условия для его «врастания в культуру», не реализуется его право на наследование социального и культурного опыта человечества.

    Возникает объективная потребность в «обходных путях», других спо​собах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить и такому ребен​ку все необходимые условия для «врастания в культуру», реализации сво​его права на наследование общественно-исторического опыта.

    Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии (реализация особых образовательных потребностей) происходят в сфере образования и с помощью его средств. Но в данном случае имеется в виду не массовое и традиционное, а специ​ально организованное, особым образом построенное образование.

    Максимально возможная реализация особых образовательных потреб​ностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ре​бенка на наследование социального и культурного опыта выражают цель и определяют значение реабилитации средствами образования.

    В отечественном специальном образовании обосновано положение о том, что ребенок с отклонениями в развитии — ребенок с особыми обра​зовательными потребностями — не готов к усвоению не только общеобра​зовательных программ, но и жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития.

    Основными целями специального дошкольного воспитания яв​ляются создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.

    В специальном дошкольном образовательном учреждении решаются диагностические, воспитательные, коррекционно развивающие и обра​зовательные задачи.

    В диагностическом блоке ведущей задачей является организация ком​плексного медико - психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации инди​видуальной программы развития ребенка.

    1.​ Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социали​зации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении до​школьника, а также воспитание у него положительных качеств.

    2.​ Коррекционный блок задач направлен,

    - ​ во-первых, на формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;

    - ​  во-вторых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка;

    - ​  в-третьих, на преодоление и предуп​реждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом.

    Наиболее зна​чимым в коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появле​ния психологических новообразований.

    Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повы​шающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами до​школьного учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения.

    1.​ Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действи​тельности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного перио​да. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возмож​ностей каждого ребенка.

    Все перечисленные задачи решаются коллективом специального до​школьного учреждения для детей с нарушением интеллекта, расширенным родительским активом и всеми заинтересованными лицами, оказывающи​ми содействие в воспитании детей данной категории.

       По официальному определению, дети с ограниченными возможностями здоровья - это «инвалиды, а также дети от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке инвалидами, но имеющие временное или постоянное отклонение в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания». В наиболее общем виде основные принципы деятельности специалистов, в первую очередь, психологов, с проблемными детьми были сформулированы еще Л.С. Выготским и в работе ведущих дефектологов и психологов страны. В то же время до сих пор они недостаточно конкретны, не воплощены в реально действующие технологии и не определяют методическое обеспечение психологической деятельности.

    Психологические особенности детей с синдромом Дауна.

        Одной из категорий детей, нуждающихся в комплексной, систематической и регулярной поддержке специалистов, являются дети с синдромом Дауна. Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

       В отечественной медицинской, педагогической и психологической науке на протяжении многих лет утверждалось положение о безнадежности этого диагноза для дальнейшего развития личности. Попытки изменить создавшуюся ситуацию со стороны государственных и правительственных структур в последние годы социально-политических преобразований в Российской Федерации выразились в принятии ряда законов и нормативных актов. Эти нормативно-правовые документы рассматривают лиц, имеющий проблемы в интеллектуальной, физической, психологической сферах, как объект особой общественной заботы и помощи.  

          «Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола.

       Клинический диагноз прост и ставится в родильных домах. К основным признакам относятся: умственная отсталость, мышечная гипотония, брахицефалия, эпикант- вертикальная складка, закрывающая внутренний угол глаза, монголоидный разрез глазных щелей, катаракты, пятна брушфильда (очаги белого цвета на границе наружной и средней трети радужки), косоглазие, реже - помутнение роговицы и хрусталика, толстые губы, утолщённый язык с бороздами (так называемый, складчатый язык), плоская спинка носа, узкое небо, деформированные ушные раковины, избыток кожи на шее, разболтанность, подвижность суставов, поперечная линия на ладони (так называемая, обезьянья линия), клинодактилия мизинцев. Среди аномалий внутренних органов отмечают пороки сердца (дефекты перегородок в сочетании с аномалиями крупных сосудов), желудочно - кишечного тракта, мочевой системы, мозга.

       Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть  интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

       Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребёнка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

       Глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжёлое заболевание ребёнка отражается также на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию. Ребёнок, к сожалению, исключается из общественной жизни. Всё вышеперечисленное определяет значимость проблемы социальной адаптации и коррекции соответствующих контингентов детей.

      Исследования ученых показали, что систематическая ранняя педагогическая помощь детям с синдромом Дауна в условиях семьи с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна в условиях семьи предполагает активное (субъект - субъектное) взаимодействие всех её участников (специалистов, членов семьи, самого ребёнка). Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно- образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

    Новообразования:

        Программа составлена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях, а также с учетом:

     характера ведущей деятельности;

     структуры и степени выраженности нарушения;

     ведущих мотивов и потребностей ребенка;

     целей дошкольного воспитания.

    Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Дауна опирается на сильные стороны их развития:

     относительная сохранность эмоций;

     сохранность зрительно-двигательного восприятия;

     достаточно высокий уровень имитационных способностей;

     относительная сохранность тактильной чувствительности;

     сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;

     сохранность эмоциональной памяти.

    Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению общего развития ребенка имеет коррекционную направленность.

    Цель программы: 

    развитие когнитивного потенциала, социализация ребенка, повышение его самостоятельности и автономности, создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.

     Задачи:

     1.  Формировать интерес к окружающему миру и умение ориентироваться в нем.

    2.   Способствовать формированию сенсорного восприятия, ориентировочно - исследовательских реакций и действий.

    3. Способствовать формированию речевых навыков, обогащению словарного запаса.

    4. Способствовать развитию основных движений и двигательных навыков ребенка.

    5. Способствовать формированию продуктивных видов деятельности (рисование красками, карандашом, лепка)

    6. Развитие ручной умелости, игровых и хозяйственно-бытовых навыков.

    Формы работы, категории и количество участников:

     Программа предназначена для индивидуальной работы с ребёнком с 3 лет.

    Режим проведения: Занятия проводятся 1-2 раз в неделю по 20 минут согласно расписанию.

    Предполагаемый результат первый год обучения.

    Данная коррекционно-развивающая программа должна способствовать комплексному развитию личности ребенка с умственной отсталостью и тем самым способствовать подготовке его к интеграции в социум.

    По окончании работы по программе ожидается, что ребенок будет знать и уметь следующее:

      Слова – приветствия, прощания, просьбы, благодарности; имена близких и педагога.

     Слова, определяющие место занятий и игр (стол, стул, лавка, домик, ковёр).

     Части тела и лица человека и животных.

     Названия четырёх основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

     Понятия большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий, быстро - медленно).

      Названия основных форм (кубик, шар, кирпичик, пирамида), геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

     Названия некоторых основных фруктов, овощей, игрушек, предметов одежды, посуды, мебели, домашних и диких животных.

    • Слова обозначающие действия (лови, кати, неси, иди, бери, открой, дай, возьми, помоги, положи, убери, стой и др.).
    • Пользоваться невербальными формами коммуникации
    • Выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и  ближайшем окружении.
    • Воспроизводить знакомые звукоподражания и лепетные слова.

     Подражать при выполнение общей и пальчиковой гимнастики, некоторые из упражнений к окончанию программы выполнять по инструкции взрослого.

     Выполнять действия по образцу.

     Понимать простые инструкции и следовать им.

      Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;  Добавлять слова, при выполнение речи с движением.

      Отличать, соотносить, сравнивать и группировать предметы по цвету, форме и величине.

     Различать пространственные направления: вверху – внизу, впереди – сзади; уметь ориентироваться в схеме тела и пространстве кабинета.

     Собирать пирамидку (более 7 колец), вкладки с формами, матрешку (5 частей).

     Строить башенки, домики, мебель, машинку из геометрического материала и конструктора.

     Следить пальчиком при пересчёте предметов в пределах 5, показывать пальчиками количество предметов в этих пределах.

     Собирать разрезные картинки из 3-4х частей.

     Определять предметы на ощупь, соотносить их с картинкой.

     Находить животных по голосам и звукам, подражать некоторым из них.

      Рассматривать картинки в течение 10 -20сек.

     Использовать жесты-заместители (дай, да, нет и др.)

      Нанизывать бусы на шнурок.

      Делать дорожки из мозаики.

     Держать фломастер, затем карандаш, обводить ими по контуру, раскрашивать крупные рисунки.

     Держать кисть, легко касаться ею бумаги, наносить мазки, раскрашивать крупные рисунки.

      Мять, отрывать, отрезать, скатывать пластилин в шарик и колбаску, соединять их в предметы.

     Чувствовать и удерживать баланс, идя по лавочке, по следам.

      Хватать и кидать большой мяч, катить и ловить его, кидать в цель.

      Накидывать колечки.

      Сбивать и выстраивать кегли.

     Действовать с различными игрушками, выполнять различные игровые действия, выстраивать сюжетную и сюжетно – ролевую игру при помощи взрослого

    Оснащение занятий

    - Аудио – видеотека;

    - фонотека и фильмотека;

    - настольно – печатные игры;

    - предметные игрушки;

    - доска;

    - цветные маркеры;

    - пластилин;

    - краски, карандаши, фломастеры;

    - писчая и цветная бумага;

    - строительный материал;

    - ковер.

    Принципы проведения занятий

    - Системность подачи материала

    - наглядность обучения;

    - цикличность построения занятия;

    - доступность;

    - проблемность;

    - развивающий и воспитательный характер учебного материала.

    Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

    Этапы:

    1. Организационный этап - создание эмоционального настроя;

    упражнения и игры с целью привлечения внимания ребенка;

    2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний ребенка по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

    3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных;

    задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

    мышления, воображения) и творческих способностей;

    отработка полученных навыков на практике;

    4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

    Индивидуальная работа:

         Включает в себя входную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

    Тематическое планирование психологических занятий на пропедевтический период обучения (март-май 2017 года)

    Месяц

    п/п

    Тема занятия

    Цель

    Количество занятий

    Март

    1.

    Диагностика развития ребенка

    Знакомство.

    Игровая деятельность.

    Установление контакта с ребенком, совместные действия взрослого и ребенка; помощь в освоение нового пространства и ориентировки в нем; знакомство ребенка с рабочим местом, развитие навыков взаимодействия.

    1

    2.

    Пальчиковые игры.

    Массаж «Орешек»

    Дорожка для матрешки.

    «Найди матрешку»

    «Покатай куклу»

    Солнышко и дождик.

    Развитие мелкой моторики.

    Обучение игре.

     Формирование умений действовать по подражанию и образцу, понимать и выполнять элементарные инструкции.

    1

    3.

    Наши игрушки.

    Пальчиковые игры.

    «Узнай, где зайчик»

    «Спрячь игрушку в банку»

    «Раздувайся пузырь»

    Развитие игровой деятельности.

    Знакомство ребенка с новыми игрушками и предметами, их функциональным назначением.

    1

    4.

    «В гостях у матрёшек»  «Поиграем в пирамидки»

    «Сравним пирамидки»

    Уточнение представлений об основных сенсорных эталонах цвета и формы,  учить сравнивать предметы по величине, развивать умение различать контрастные размеры (большой – маленький)

    1

    Апрель

    1.

    «Домики для животных»  

    «Погуляем по дорожкам»

     «Красивые бусы»  

    «Фигуры и формы»

    Развитие способности отличать, сравнивать и группировать предметы по цвету, форме и величине; развитие продуктивных видов деятельности; развитие мелкой моторики.

    1

    2.

    Части тела

    «Наши ручки»

    «Наши ножки»

    «Давайте дружить»

    Знакомство ребенка с частями тела»

    Формирование интереса к эмоциональному контакту.

    2

    3.

    «Такие разные игрушки»

    «Много-мало»

    «Пустой-полный»

    Развитие понимания обращенной  речи (обучение развитию умения давать по просьбе знакомые предметы и игрушки, раскладывать предметы по инструкции)

    1

    4.

    Пальчиковые игры.

    «В гостях у сказки»

    Развитие мелкой и крупной моторики.

    Знакомство ребенка с художественно – творческой (сказками, стихами, потешками, сюжетными рисунками)

    1

    2

    Май

    1.

    Радость.

    Знакомство с эмоцией «радость».

    Создание благоприятной атмосферы.

    2

    2.

    Пальчиковые игры.

    «Кирпичики для гаража»

     «Найди, сравни, разложи»

    Развитие крупной и мелкой моторики (совершенствование захвата, точности движений)

    1

    3.

     Конструирование

    «Строим дом»

    Пальчиковые игры.

    Развитие крупной и мелкой моторики (совершенствование захвата, точности движений

    1

    4.

     «Мебель для кукол»

     Посуда.

    «Покорми куклу Аню»

    «Положи куклу в кроватку»

    Обучение игре.

     Формирование умений действовать по подражанию и образцу, понимать и выполнять элементарные инструкции.

    1

    Тематическое планирование логопедических занятий на пропедевтический период

    (март – май) 2017 г.

    Месяц

    №п/п

    Тема занятия

    Содержание работы

    Кол-во часов

    Март

    1

    Знакомство. «Ножки и дорожки».

    Формировать невербальные формы общения.

    Формировать навык устойчивой и координированной ходьбы.

    1

    2

    ЛК «Игрушки». Кукла. «Барабан – погремушка».

    Знакомить с куклой.

    Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушкой.

    Развивать слуховое внимание, восприятие.

    1

    3

    ЛК «Игрушки». Мишка. «Сорока-белобока»

    Знакомить с игрушкой мишкой.

    Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушкой.

    Учить подражанию животных.

    Развивать мелкую моторику.

    1

    4

    ЛК «Игрушки». Машина. Большой – маленький.

    Знакомить с машиной.

    Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушкой.

    Формировать понятия «большой», «маленький».

    Учить подражать звукам окружающего мира.

    1

    Апрель

    5

    ЛК «Игрушки». Большой – маленький. Много – мало.

    Учить подражать звукам окружающего мира.

    Учить понимать слова обобщающего значения.

    Развивать мелкую моторику и координацию движений.

    1

    6

    ЛК «Игрушки». «Где игрушка», «Лягушата прыгают».

    Учить выполнять простейшие инструкции.

    Учить подражать звукам окружающего мира.

    Учить выполнять движения кистями рук по подражанию вверх-вниз.

    1

    7

    ЛК «Игрушки». Цвет и форма.

    Учить подражать звукам окружающего мира.

    Учить выполнять простейшие инструкции.

    Учить узнавать игрушки по цвету, форме.

    1

    8

    ЛК «Игрушки». Пирамида. «Курочка зовет цыплят»

    Учить выполнять простейшие инструкции.

    Учить соотносить предметы по цвету и размеру.

    Учить использовать приказание: «На».

    Учить выделять указательный палец своей руки, пользоваться им при выполнении определенных действий.

    1

    Май

    9

    ЛК «Игрушки». Мяч. Квадрат – круг. «Мы на цыпочках идем»

    Учить выполнять простейшие инструкции.

    Учить подражать звукам окружающего мира.

    Учить различать круг и квадрат.

    Формировать навык устойчивой и координированной ходьбы, учить ходить на носочках.

    1

    10

    ЛК «Игрушки». «Веселые игрушки», «Играем в прятки».

    Учить выполнять простейшие инструкции.

    Учить подражать звукам окружающего мира.

    Учить понимать слова обобщающего значения.

    Учить фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть на губы.

    Развивать подражательную деятельность.

    1

    11

    ЛК «Части тела». «Со мной играй, за мной повторяй».

    Развивать подражательную деятельность.

    Учить выполнять простейшие инструкции.

    Учить воспроизводить звукоподражания.

    Познакомить с частями тела. Учить показывать части тела на себе и других.

    1

    12

    ЛК «Части тела». «Где колокольчик».

    Развивать подражательную деятельность.

    Учить выполнять простейшие инструкции.

    Учить воспроизводить звукоподражания.

    Развивать слуховое внимание и восприятие

    1

    Список используемой литературы:

    1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
    2. Т.Ю. Бардышева «Мой мизинчик, где ты был?», «Привет, ладошка!» -

          «Карапуз», 2016г.

    1.  Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам (Итернет-ресурсы).
    2.  Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

    -  Москва, «Просвещение», 2003 г.

    1.  Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.- М.1991
    2. Светлова И.Е. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и      творческого мышления малыша. – М. Эксмо. 2008г.
    3. Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки» - М.;УЦ «Перспектива», 2015г.
    4. Н.Ю. Куражева «Цветик-семицветик» 3-4 года – СПб.:Речь; М.:Сфера, 2016 г.
    5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
    6.       Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
    7.        Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
    8.         Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и  Д», 2000;
    9.        Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
    10.        Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
    11.        Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
    12.         Радынова О.П.  Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада/О.П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. -  М.: Просвещение Владос, 1994;
    13.    Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
    14.     Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
    15.    Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н. Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
    16.    Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
    17.  Музыкальные занятия и логоритмика для детей с синдромом Дауна. Книга для родителей./сост. Л.В. Лобода; ред. Е.В. Поле. – 2-е изд. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010
    18.  Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. - Москва, «Сфера», 2006
    19.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - Москва, «Академия», 1998
    20.  Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. - Москва, «Сфера», 2007
    21.  Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - Москва, «Академия»,2001
    22.  Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - Москва, «Владос»,2008
    23.  Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей. - Москва, «Дом»,2008
    24. Игнатьева С.А., Блинов Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. - Москва, «Владос», 2004
    25. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. - Москва, «Сфера», 2007
    26. Коррекционная педагогика в начальном образовании./ Под ред Кумариной. - Москва, «Академия», 2003
    27. Маллер А.Р., Цикато Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - Москва,»Академия», 2003
    28. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. - Москва, «Академия», 2003
    29. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи./Сост. Г.В. Чиркина. – Москва, «Просвещение», 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект "Елочка -красавица"(для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта)

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервы.  Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие е...

    Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии

    В последнее время мы можем наблю­дать, как стремительно меняется от­ношение общества к теме детской ин­валидности, связанной с врожденными пороками развития. Доступность при­меров развитых стран...

    «Песочная терапия как форма укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста с нарушение интеллекта ».

    «Песочная терапия как форма укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста с нарушение интеллекта »....

    Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

    В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

    Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

    Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....

    ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

    В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра. Это связанно с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знания...

    «Модель системы коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения».

    Коррекционно-развивающая деятельность с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с комплексом лечебно-восстановительного процесса на основе максимального сближения медицинских и педагогических сре...