Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки»
рабочая программа (старшая группа)

Мармыш Ирина Борисовна

Данная программа представляет собой универсальный, психолого- педагогический продукт, который выполняет основные требования стандарта разработанного на основе конвенции ООН о правах ребёнка Конституции РФ законодательства РФ.

Программа включает в себя следующие принципы, указанные в ФГОС:

- Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития;

- Содействие благоприятной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;

- Учёт социальной и этнокультурной ситуации развития детей.

Программа соответствует основной цели ФГОС, а именно, поддержке позитивной социализации развития детей дошкольного возраста, включает в себя следующие направления:

- Социально- коммуникативное развитие;

- Эмоциональное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно- эстетическое развитие.

 

Цель программы:

Устранение негативных личностных образований и развитие позитивных качеств личности через развитие  высших психических процессов ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 167_v_gostyah_u_skazki_p.docx75.43 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  

Центр образования № 167 Красносельского района Санкт-Петербурга

 (Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования»)

ПРИНЯТА

на заседании Педагогического совета

(протокол от ______________ №___)

УТВЕРЖДЕНА

                Приказом № ____

от «___» _________ 2020 г.

Программа коррекционно-развивающих занятий

 по сказкотерапии

для детей дошкольного возраста

«В гостях у сказки»

Возраст учащихся: 5 - 6 лет

Срок реализации:1 год                                 

        Разработчик -

        Мармыш Ирина Борисовна,

        Педагог - психолог

 

Санкт-Петербург

2021


Пояснительная записка

Данная программа представляет собой универсальный, психолого- педагогический продукт, который выполняет основные требования стандарта разработанного на основе конвенции ООН о правах ребёнка Конституции РФ законодательства РФ.

Программа включает в себя следующие принципы, указанные в ФГОС:

- Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития;

- Содействие благоприятной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;

- Учёт социальной и этнокультурной ситуации развития детей.

Программа соответствует основной цели ФГОС, а именно, поддержке позитивной социализации развития детей дошкольного возраста, включает в себя следующие направления:

- Социально- коммуникативное развитие;

- Эмоциональное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно- эстетическое развитие.

Цель программы:

Устранение негативных личностных образований и развитие позитивных качеств личности через развитие  высших психических процессов ребенка дошкольного возраста.

Задачи программы:

Образовательные:

формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;

формирование практических навыков и умений двигательного воображения

Развивающие:

развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;

развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);

совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей

Воспитательные:

воспитание интереса к сказкам;

воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.

выявление основных эмоционально-личностных проблем дошкольников;

профилактика негативных поведенческих реакций;

формирование психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности;

 

Отслеживание динамики формирования позитивных качеств личности у дошкольников в процессе применения методов сказкотерапии.

Возрастной состав: 5-6 лет

Количественный состав: подгруппы по 8 человек.

Сроки реализации программы: 2 раза в неделю, 2 подгруппы, в течение учебного года (30 занятий). В течении 9 месяцев (с сентября по май).

Предполагаемый результат:

- Умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение саморегуляции;

- Формирование социальных навыков;

- Совершенствование волевых качеств;

- Повышение педагогической культуры родителей, позитивный сценарий развития детско-родительских отношений;

- Формирование адекватной самооценки;

- Психологическая готовность к школе;

- Улучшение общего психологического климата в дошкольном учреждении;

- Квалифицированная, своевременная помощь родителям и педагогам в воспитании детей.

Занятия со сказками проводятся в любой последовательности.

Сказки составлялись так, чтобы включить в них максимальное количество упражнений, поэтому при необходимости любое занятие можно сократить до минимума.

В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.

Принципы проведения занятий:

- Учет возрастных и физиологических особенностей детей данного возраста;

- Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку;

- Принцип конфиденциальности.

.

 

Планируемые результаты

  • формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
  • формирование у детей практических навыков и умений двигательного воображения;
  • снижение уровня тревожности и агрессии;
  • повышение уровня коммуникативной активности:
  • развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
  • выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
  • овладение навыками публичных выступлений;
  • формирование устойчивого интереса к сказкам у дошкольников;
  • формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
  • повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.

Учебный план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

Опрос

2.

Зачем нам сказки

4

2

2

Наблюдение

3.

Волшебная сказка

15

5

10

Наблюдение

4.

Волшебство эмоций

10

4

6

Наблюдение

5.

Волшебство Дружбы

10

4

6

Наблюдение

6.

Прогоним Страх

10

4

6

Наблюдение

7.

Волшебство Доброты

10

4

6

Наблюдение

8.

Сочиняем сказку

9

1

8

Наблюдение

9.

Я всё умею (итоговое занятие)

3

-

3

Наблюдение

Итого

72

25

47

 

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего

учебных недель

Количество учебных

часов

Режим

занятий

1 год

10 сентября

25 мая

36

72

очный

Продолжительность занятий устанавливается в соответствии с образовательной программой дополнительного образования детей, возрастными особенностями и нормами СанПиН: - для дошкольников – 1 занятие до 30 минут. Продолжительность массовых праздничных и игровых мероприятий устанавливается: - для дошкольников – до 30 минут

Рабочая программа 

Календарно-тематический план

№№ п/п

Наименование урока/содержание

Количество часов

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

1

-

1

Комплектование группы. Работа с родителями. Инструктаж по технике безопасности.

1

-

1

2.

Зачем нам сказки

2

2

4

 Такие разные сказки

1

1

2

Сказка-помощница

1

1

2

3.

Волшебная сказка

5

10

15

 Путешествие в сказку

1

2

3

 Сказка о заветном желании

1

1

2

Нарисуй сказку

1

2

3

Снежинка

1

1

2

Волшебные игры

1

4

5

4.

Волшебство эмоций

4

6

10

Королева Эмоция

2

2

4

Страна Настроения

1

2

3

Сказка о ветре

1

2

3

5.

Волшебство Дружбы

4

6

10

Давай мириться

1

2

3

Королева Капризуля

1

1

2

Ёжик

1

1

2

Лепим сказку

1

2

3

6.

Прогоним Страх

4

6

10

Страх не страшен

1

1

2

Победим страх

1

2

3

Мне не страшен серый волк

1

1

2

Рисуем сказку

1

2

3

7.

Волшебство Доброты 

4

6

10

Времена года

1

1

2

Ты мой друг

1

1

2

Игрушки говорят?

1

1

2

Научим волка добру

1

1

2

Волшебная палочка

-

2

2

8.

Сочиняем сказку

1

8

9

Протяни сказке руку

1

2

3

Сказка про детский сад

-

2

2

Угадай, кто я

-

2

2

Волшебники

-

2

2

9.

Я всё умею

-

3

3

Автор

-

1

1

Художник

-

1

1

Режиссёр

-

1

1

Итого

25

47

72

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Основные элементы содержания

Теория

Практика

Контроль

планируемые результаты обучения

планируемые сроки/дата

1

Вводное занятие

Теоретическое занятие: Комплектование группы. Инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет

1

-

Опрос

Изучение инструкций по технике безопасности. Общие сведения по изучаемому курсу

10.09.2021

2

Зачем нам сказки

2.1.

Такие разные сказки

Введение в предмет.  

1

-

Наблюдение

Настроить детей на работу в группе. Создание положительной эмоциональной атмосферы

 14.09.2021

2.2.

Такие разные сказки

Ознакомление с разными видами сказок

-

1

Наблюдение

 Организация детей при выполнении задания в группе

17.09.2021

2.3.

Сказка-помощница

Ознакомление с героями разных видов сказок

1

-

Наблюдение

Развитие и частичная коррекция эмоционально-личностной   сферы ребенка.

21.09.2021

2.4.

Сказка - помощница

Развитие у детей творческое мышление и фантазию

-

1

Наблюдение

Развитие и частичная коррекция эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

24.09.2021

3.

Волшебная сказка

3.1

Путешествие в сказку

Научить детей анализировать сказку

1

-

Наблюдение

Закрепить знания детей о различных видах сказок и героях сказок

28.09.2021

3.2

Путешествие в сказку

Научить детей анализировать сказку

-

1

Наблюдение

 Развивать умение детей воспроизводить самостоятельно характерные особенности выражения лица, мимики, жестов людей по словесной инструкции.

01.10.2021

3.3.

Путешествие в сказку

Научить понимать содержание сказки и выражать свое отношение к ее героям

-

1

Наблюдение

Развивать умение детей воспроизводить самостоятельно характерные особенности выражения лица, мимики, жестов людей по словесной инструкции.

05.10.2021

3.4.

Сказка о заветном желании

Ознакомление с волшебными сказками

1

-

Наблюдение

 Умение различать волшебные сказки

08.10.2021

3.5.

Сказка о заветном желании

Обучение выражать свои фантазии понятно для окружающих

-

1

Наблюдение

Научить понимать текст сказки и проявлять своё отношение к героям

12.10.2021

3.6.

Нарисуй сказку

Ознакомление с различными видами изображения сказки

1

-

Наблюдение

Научить понимать текст сказки и проявлять своё отношение к героям

15.10.20.21

3.7.

Нарисуй сказку

Ознакомление с техникой рисования эмоций

-

1

Наблюдение

Научить выражать эмоции в красках  

19.10.2021

3.8.

Нарисуй сказку

Ознакомление с техникой рисования эмоций под музыку

-

1

Наблюдение

Научить выражать эмоции в красках  

22.10.2021

3.9

Снежинка

Формирование у детей элементарных  навыков психоконтроля, релаксации, саморегуляции волевых усилий и своих эмоций.

1

-

Наблюдение

Развить способность эмоционально воспринимать окружающий мир

26.10.2021

3.10

Снежинка

Обучение приёмам припоминать сказочный сюжет по музыкальной композиции и передавать чувства героев

-

1

Наблюдение

Научить понимать содержание сказки и выражать своё отношение к героям

29.10.20.21

3.11

Волшебные игры

Ознакомление со способами и приёмами воплощения действий и образов литературного персонажа.

1

-

Наблюдение

Научить способам  и приёмам  воплощения действий и образов литературного персонажа.

02.11.20.21

3.12

Волшебные игры

Обучение способами и приёмами воплощения действий и образов литературного персонажа.

-

1

Наблюдение

Научить понимать содержание сказки и выражать своё отношение к героям

09.11.2021

3.13

Волшебные игры

Обучение приёмам припоминать сказочный сюжет по музыкальной композиции и передавать чувства героев

-

1

Наблюдение

Воспитывать у детей доброту, любовь и уважение друг к другу в межличностном общении.

12.11.2021

3.14

Волшебные игры

Обучение приёмам припоминать сказочный сюжет по музыкальной композиции и передавать чувства героев

-

1

Наблюдение

Воспитывать у детей доброту, любовь и уважение друг к другу в межличностном общении.

16.11.2021

4.

Волшебство эмоции

4.1

Королева Эмоция

Ознакомление с различными видами эмоций

1

-

Наблюдение

Научить детей различать различные виды эмоций и эмоционально изображать сказочных героев

19.11.2021

4.2.

Королева Эмоция

Закрепление у детей знания об основных эмоциях: радость, грусть, страх, злость

1

-

Наблюдение

Научить   личностному, интонационному самовыражению своего внутреннего эмоционального «Я» через игру - драматизацию сказки.

23.11.2021

4.3.

Королева Эмоция

Закрепление у детей знания об основных эмоциях: радость, грусть, страх, злость

-

1

Наблюдение

Научить   личностному, интонационному самовыражению своего внутреннего эмоционального «Я» через игру - драматизацию сказки.

26.11.2021

4.4.

Королева Эмоция

Обучение актуализации в сознании ребёнка сказочных метафор, персонажей  

-

1

Наблюдение

Научить   личностному, интонационному самовыражению своего внутреннего эмоционального «Я» через игру - драматизацию сказки.

30.11.2021

4.5

Страна Настроения

Закрепление знаний о различных видах настроения у людей, о зависимости эмоций от жизненной ситуации

1

-

Наблюдение

Развитие и частичная коррекция  элементарные навыки психоконтроля, релаксации, саморегуляции волевых усилий

03.12.2021

4.6.

Страна Настроения

Обучение управлению эмоциями. Злость

-

1

Наблюдение

Развитие и частичная коррекция  элементарные навыки психоконтроля, релаксации, саморегуляции волевых усилий

07.12.2021

4.7

Страна Настроения

Обучение управлению эмоциями. Жадность

-

1

Наблюдение

Развитие и частичная коррекция  элементарные навыки психоконтроля, релаксации, саморегуляции волевых усилий

10.12.2021

4.8

Сказка о Ветре

Обучение управлению эмоциями на примере сказки «Ветер»

1

-

Наблюдение

Научить определять настроение по эмоциям, передаваемым человеком

14.12.2021

4.9

Сказка о Ветре

Обучение управлению эмоциями на примере сказки «Ветер»

-

1

Наблюдение

Умение определять настроение по эмоциям, передаваемым человеком

17.12.2021

4.10

Сказка о Ветре

Обучение управлению эмоциями на примере сказки «Ветер»

-

1

Наблюдение

Умение определять настроение по эмоциям, передаваемым человеком

21.12.2021

5.

Волшебство дружбы

5.1

Давай  мириться

Ознакомление со сказками о дружбе.

1

-

Наблюдение

Развить желание ценить своих друзей, любить их, заботиться о них, поддерживать доверительные отношения, проявлять интерес к совместной деятельности

24.12.2021

5.2.

Давай мириться

Обучение способам примирения

-

1

Наблюдение

Поддерживать радостное настроение от полученных хороших результатов в работе

27.12.2021

5.3.

Давай мириться

Обучением сочинению сказки.

-

1

Наблюдение

Поддерживать радостное настроение от полученных хороших результатов в работе

30.12.2021

5.4.

Королева Капризуля

Обучение анализу сказки

1

-

Наблюдение

Закладывать у детей основы нравственности через ознакомление их с содержанием сказки

11.01.2022

5.5.

Королева Капризуля

Обучение передачи эмоции с помощью сказки

-

1

Наблюдение

Поддерживать радостное настроение от полученных хороших результатов в работе

14.01.2022

5.6.

Ёжик

Обучение  преодолевать трудности

1

-

Наблюдение

Научить детей быть дружными, толерантными к другим

17.01.2022

5.7.

Ёжик

Обучение  преодолевать трудности

-

1

Наблюдение

Научить взаимодействию в коллективе

21.01.2022

5.8.

Лепим сказку

Ознакомление с изображением животных

1

-

Наблюдение

Передача эмоций через техники художественного творчества

25.01.2022

5.9.

Лепим сказку

Обучение передавать эмоции при помощи лепки

-

1

Наблюдение

Передача эмоций через техники художественного творчества

28.01.2022

5.10

Лепим сказку

Обучение передавать эмоции телом. Упражнение «Сердечко», «Дерево»

-

1

Наблюдение

Научить детей быть дружными, толерантными к другим

01.02.2022

6.

Прогоним страх

6.1

Страх не страшен

Ознакомление детей с причинами страха

1

-

Наблюдение

Научить  различать эмоции радости и страха

04.02.2022

6.2.

Страх не страшен

Обучение преодолеваю страхи и трудности. Игра «Не бойся»

-

1

Наблюдение

Научить  эмоционально обыгрывать роли, уметь характеризовать героев. .

07.02.2022

6.3.

Победим Страх

Ознакомление со способами избавления от страхов.

1

-

Наблюдение

Научить  эмоционально обыгрывать роли, уметь характеризовать героев.

11.02.2022

6.4

Победим Страх

Обучение преодолеваю страхи и трудности. Игра «Я с тобой»

-

1

Наблюдение

Научить  эмоционально обыгрывать роли, уметь характеризовать героев. .

14.02.2022

6.5.

Победим Страх

Обучение преодолеваю страха и трудностей. Игра «Помощник»

-

1

Наблюдение

Научить  эмоционально обыгрывать роли, уметь характеризовать героев.  

18.02.2022

6.6.

Мне не страшен серый волк

Обучение преодолению трудностей в команде

1

-

Наблюдение

Научить действиям в команде

21.02.2022

6.7.

Мне не страшен волк

Обучение преодолеваю страха и трудностей. Игра «Серый волк»

-

1

Наблюдение

Научить  эмоционально обыгрывать роли, уметь характеризовать героев.  

25.02.2022

6.8.

Мне не страшен волк

Обучение преодолеваю страха и трудностей. Игра «Переправа»

-

1

Наблюдение

Научить  эмоционально обыгрывать роли, уметь характеризовать героев.  

01.03.2022

6.9.

Рисуем сказку

Обучение способам изображения страхов

1

-

Наблюдение

Научить пониманию эмоций страха и способов борьбы с ними

04.03.2022

6.10

Рисуем сказку

Обучение избавлению от страхов через придуманную сказку и рисунок

-

1

Наблюдение

Научить пониманию эмоций страха и способов борьбы с ними

11.03.2022

6.11.

Рисуем сказку

Обучение избавлению от страхов через придуманную сказку и рисунок

-

1

Наблюдение

Научить пониманию эмоций страха и способов борьбы с ними

15.03.2022

7.

7.1

Времена года

Ознакомление с понятиями дружбы и доброты в сказке

1

-

Наблюдение

Воспитывать чувство дружбы и доброты

18.03.2022

7.2.

Времена года

Обучать детей готовности понимать и учитывать интересы других

-

1

Наблюдение

Сформировать объективную самооценку и позитивное отношение  к окружающим

22.03.2022

7.3.

Ты мой друг

Игра «Кто твой друг?»

1

-

Наблюдение

Создание благоприятной атмосферы в группе

25.03.2022

7.4.

Ты мой друг

Игра «Давай дружить?»

-

1

Наблюдение

Создание благоприятной атмосферы в группе

28.03.2022

7.5.

Игрушки говорят?

Обучение сочинению коллективной сказки

1

-

Наблюдение

 Развитие и частичная коррекция  элементарные навыки психоконтроля, релаксации, саморегуляции волевых усилий

01.04.2022

7.6.

Игрушки говорят?

Сочинение коллективной сказки «Медведи»

-

1

Наблюдение

Поддерживать радостное настроение от полученных хороших результатов в работе

05.04.2022

7.7.

Научим волка добру?

Обучение сочинения коллективной сказки

1

-

Наблюдение

Воспитывать чувство дружбы и доброты

08.04.2022

7.8.

Научим волка добру

Сочинение коллективной сказки « Добрый Волчёк»

-

1

Наблюдение

Создать условия для позитивного отношения к окружающим (добродетели, поведение, поступки)

12.04.2022

7.9.

Научим волка добру

Сочинение коллективной сказки «Волчёк - дружок»

-

1

Наблюдение

Создать условия для позитивного отношения к окружающим (добродетели, поведение, поступки)

15.04.2022

7.10

Волшебная палочка

Игра «Загадай желание»

-

1

Наблюдение

Воспитывать добрые чувства и умение дружить

19.04.20.22

7.11

Волшебная палочка

Игра «Помоги другу»

-

1

Наблюдение

Воспитывать добрые чувства и умение дружить

22.04.2022

8

Сочиняем сказку

8.1.

Протяните сказке руку

Закрепление знаний о видах сказки и разнообразии героев.

1

 -

Наблюдение

Развитие и частичная коррекция  элементарные навыки психоконтроля, релаксации, саморегуляции волевых усилий

26.04.2022

8.2.

Протяните сказке руку

Закрепление полученных знаний о видах эмоций

-

1

Наблюдение

Поддерживать радостное настроение от полученных хороших результатов в работе

29.04.2022

8.3.

Протяните сказке руку

Закрепление полученных знаний о видах эмоций . Игра «Улыбка»

-

1

Наблюдение

Поддерживать радостное настроение от полученных хороших результатов в работе

04.05.2022

8.4.

Сказка про детский сад

Обучение сочинению сказки

-

1

Наблюдение

Развитие и частичная коррекция  элементарные навыки психоконтроля, релаксации, саморегуляции волевых усилий

06.05.2022

8.5

Сказка про детский сад

Обучение сочинению сказки и работы в группе

-

1

Наблюдение

Развитие и частичная коррекция  элементарные навыки психоконтроля, релаксации, саморегуляции волевых усилий

11.05.2022

8.6

Угадай, кто я

Обучить умению передавать в движении эмоциональность героев

-

1

Наблюдение

Поддерживать радостное настроение от полученных хороших результатов в работе

13.05.2022

8.7

Угадай, кто я

Обучать умению передавать в мимике и движениях эмоциональность героев

-

1

Наблюдение

 Научить передавать в мимике и движениях эмоциональность героев

17.05.2022

8.8

Волшебники

Обучать припоминать сказочные элементы по музыкальной композиции

-

1

Наблюдение

Научить определять сказочных героев по музыкальным композициям

20.05.2022

8.9

Волшебники

Обучать выразительно имитировать голоса реплики героев в проблемных ситуациях

-

1

Наблюдение

Научить  выразительно имитировать голоса реплики героев в проблемных ситуациях

24.05.2022

9.

Я всё умею

9.1.

Автор

Закрепить умение творчески мыслить, фантазировать

-

1

Наблюдение

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание заниматься

27.05.2022

9.2

Художник

Развивать воображение, умение эмоционально воспринимать мир

-

1

Наблюдение

 Развить умение чувствовать и понимать другого

30.05.2022

9.3

Режиссёр

Закрепить умение работать в группе

-

1

Наблюдение

Формировать доброжелательность и коммуникабельность

31.05.2022

Содержание программы

  1. Вводное занятие.

Теоретические занятия: Комплектование группы. Работа с родителями. Инструктаж
по технике безопасности.

  1. Зачем нам сказки

Теоретическое занятие: Введение в предмет - рассказ о пользе сказки, виды сказок. 

Практическое занятие: 

Развивать у детей творческое мышление, фантазию, воображение, уверенность в своих силах, креативный подход к созданию новых образов.

Развивать воображение, образное мышление, умение эмоционально воспринимать окружающий мир.

Воспитать положительное отношение к детскому саду.

Научить понимать текст сказки и проявлять свое отношение к героям.

  1. Волшебная сказка

Теоретическое занятие: Особенности волшебных сказок

Практические занятия:  

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа. Учить припоминать сказочный сюжет по музыкальной композиции, передавать ритмизацией чувства героя.

Развивать у детей внимание, память, умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров, координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание заниматься.

Довести до детей замысел сказки. Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев, их эмоциональные ситуации. Активизировать в речи фразеологизмы.

 Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание заниматься.

 Воспитывать чувство дружбы, коммуникабельность, уверенность в себе.

Дать понятие о добре, сочувствии.

Научить понимать содержание сказки и выражать свое отношение к ее героям.

  1. Волшебство эмоций

Теоретическое занятие:   Разновидность эмоций .

Практические занятия:  

Способствовать созданию положительного чувственно-тактильного и эмоционального контакта детей и психолога, детей между собой, создания атмосферы теплого общения между всеми участниками процесса.

Закрепить знания детей о различных видах настроения людей и детей, о зависимости определенных эмоциональных состояний от жизненных ситуаций, о том, что своими эмоциями в поведении следует управлять.

Развивать умение детей воспроизводить самостоятельно характерные особенности выражения лица, мимики, жестов людей по словесной инструкции. Помочь детям личностному, интонационному самовыражению своего внутреннего эмоционального «Я» через игру - драматизацию сказки.

Продолжать формировать у детей элементарные навыки психоконтроля, релаксации, саморегуляции волевых усилий и своих эмоций.

Воспитывать у детей доброту, любовь и уважение друг к другу в межличностном общении.

Развить способность эмоционально воспринимать окружающий мир.

  1. Волшебство Дружбы

Теоретическое занятие:  Сказки о дружбе, герои сказок.

Практическое занятие:  

Развить желание ценить своих друзей, любить их, заботиться о них, поддерживать доверительные отношения, проявлять интерес к совместной деятельности.

Воспитать дружбу, общительность.

Поддерживать радостное настроение от полученных хороших результатов в работе.

Закладывать у детей основы нравственности через ознакомление их с содержанием сказки.

Способствовать объединению детей в коллектив и созданию позитивной атмосферы в группе (упр. «Сердечко-солнышко» и «Деревья»).

Формировать у детей умение выражать собственное мнение.

  1. Прогоним Страх

Теоретическое занятие:  Страхи.Почему?

Практическое занятие:  

Обогащение знаний и понимания эмоций страха за счет осознания того, что страх может быть результатом незнания.

 Учить различать и понимать эмоции радости и страха и их экспрессивные проявления . Развить творческое воображение.

Учить детей преодолевать трудности, страх. Помочь обрести уверенность в себе. Учить эмоционально обыгрывать роли, уметь характеризовать героев. Учить работать в коллективе, добросовестно выполнять поручения, доводить начатое дело до конца.

  1. Волшебство Доброты

Теоретическое занятие:  Беседа о понятиях Дружба, Доброта.

Практическое занятие:  

Воспитать добрые чувства, желание дружить.

Сформировать у детей объективную самооценку и позитивное отношение к окружающим (добродетели, поведение, поступки), поддержать стремление малыша производить хорошее впечатление на окружающих.

Создать радостное настроение во время работы.

(при использовании конспекта воспитателем или как бинарное занятие)

 Способствовать развитию такой черты, как готовности понять и учитывать интересы и потребности других детей и взрослых;

Создание благоприятной атмосферы в группе.

  1. Сочиняем сказку.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образ литературного персонажа.

Учить припоминать сказочный сюжет по музыкальной композиции, передавать ритмизацией чувства героя. Знакомить с фразеологизмами и образными выражениями.

Имитировать голоса животных с разной силой голоса.

Подводить детей к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях. Учить передавать ритмизацией движения героя.

Побуждать к умению выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний.

Развивать у детей внимание, память, умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание заниматься.

Развить умение чувствовать и понимать другого.

Воспитать доброжелательность, коммуникабельность.

Сформировать представление о необходимости быть бережным к другим.

Научить детей управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать по желанию.

(при использовании конспекта воспитателем или как бинарное занятие)

  1. Я всё умею

Практическое занятие: Отчётные занятия по курсу программы

 

Оценочное и методическое обеспечение программы

№№ п/п

Тема и раздел

программы

Форма организации учебного процесса

Особенности и формы

образовательного процесса

Формы

аттестации

1.

Вводное занятие.

Беседа

Очная, групповая

Опрос

2.

Зачем нам сказки

Беседа, игра

Очная, групповая

Наблюдение

3.

Волшебная сказка

Беседа, игра

Очная, групповая

Наблюдение

4.

Волшебство эмоций

Беседа, игра

Очная, групповая

Наблюдение

5.

Волшебство Дружбы

Беседа, игра

Очная, групповая

Наблюдение

6.

Прогоним Страх

Беседа, игра

Очная, групповая

Наблюдение

7.

Волшебство Доброты

Беседа, практика

Очная, групповая

Наблюдение

8.

Сочиняем сказку.

Беседа, игра

Очная, групповая

Наблюдение

9.

Я всё умею

Беседа, игра

Очная, групповая

Наблюдение

В качестве диагностических методик, позволяющих определить достижения планируемых результатов, используются проективные методики.

Литература

  1. Александрова Е. В., Жиганова О. С., Лайшева С. С. Использование элементов сказкотерапии в работе воспитателя // Вестник научных конференций. –2019. – № 3-1 (43). – С. 9-10.
  2. Архипова А. М. Метод сказкотерапии в коррекции тревожности детей дошкольного возраста // Родная словесность в современном культурном и образоваельном пространстве / под ред. Е. Г. Милюгиной. – Тверь, 2016. – С. 118-122.
  3. Былкина Н.Д.,Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27. 
  4. Вежнович И.Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы» //Школьный психолог. 2005. № 17.С. 14-17. 
  5. Зинкевич-Евстигнеева  Т.Д.,    Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии.- Речь.-Санкт-Петербург 2005
  6. Изотова Е.И.,Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004. 
  7. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 160 с.
  8. Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004. 
  9. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002. 
  10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002. 
  11. Поляк Л.Я.Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001. 
  12. Русанов В.Л.Степкина Е. В. Сказкотерапия для детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сб. материалов X Межд. научно-практ. конф. / под ред. О. Н. Широкова. – М., 2019. – С. 19-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Коррекционно - развивающая работа с детьми ОНР старшего дошкольного возраста"

Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, «От рождения до ш...

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....

Конспект СОД по развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста "В гостях у сказки""

Викторина поможет выявить и развить литературные способности воспитанников...

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста....

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с  ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.А...

Программа коррекционно-развивающей деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста (Коррекция звукопроизношения)

Программа коррекционно-развивающей деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста (Коррекция звукопроизношения)...

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...