Программа коррекционно-развивающей деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста (Коррекция звукопроизношения)
рабочая программа по логопедии

Светлана Николаевна Рогачева

Программа коррекционно-развивающей деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста (Коррекция звукопроизношения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-_53_rech_dop.usluga.docx73.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:  

На заседании Педагогического совета                                      

МБДОУ  №53

«___»_______20__г

 Протокол №  ___                                                

СОГЛАСОВАНО:

Родительский комитет                                                                   МБДОУ №53

 «___»_______20__г

Протокол №  ___                                                                                                                                                                                                    

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ №53                                                                                              

__________В.С. Субоч

«___»________20___г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №53 «Радуга»

Программа коррекционно-развивающей деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста

(Коррекция звукопроизношения)

2021-2022 учебный год

Автор – составитель:

Учитель-логопед:

                                                                                                             Рогачева С.Н..

г. Канск

Содержание

1. Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка………………………………………………………3

1.2.Цель и задачи программы  .............................................................................5

1.3.Принципы и подходы к формированию программы ……………………....6

1.4.Возрастные и индивидуальные особенности речи детей с фонетико-фоне      тическим недоразвитием, ОНРIIIуровня и НВОНР……………………...……..7

1.5. Планируемые результаты логопедической работы......................................8

1.6.Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………8

2.Содержательный раздел

2.1. Учебный план………………..……………………………………………….9

2.2.Описание форм, способов и методов реализации программы. ……………9

2.3.Срок реализации программы………………………………………………..10

2.4.Взаимодействие с семьями детей посещающих коррекционно-развивающие занятия по развитию речи……………………………………….11

3. Организационный раздел

3.1.Материально-технические условия организации коррекционно-развивающих занятий……………………………………………………………12

3.2.Структура индивидуального и подгруппового занятия ….........................14

Список литературы………………………………………………………………16

Приложение………………………………………………………………………18

  1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

Актуальность, направленность программы.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых зву-ков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

2. Формирование правильного речевого дыхания.

3. Развитие фонематического слуха.

Программа составлена c учетом нормативно-правовых документов:

  -Закон Российской Федерации 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г.№1155

«Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему.

 - Конституция РФ, с.43, 72.

 -Конвекция о правах ребенка (1989г.).

 -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г.Москва «Об утверждении  СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно-эпиддемиологические требования к устройству, содержанию и организациирежима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29мая 2013г. №28564).

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №300038).

- Устав Муниципального   бюджетного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №53 «Радуга».

- Постановление администрации г. Канска от 05.04.2012 № 482 «О тарифах на платные услуги, оказываемые муниципальными образовательными учреждениями», постановление «О внесении изменений в постановление администрации г. Канска от 05.04.2012 № 482» от 15.07.2019 №659.

-Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, основанная на программе «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой.

-Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3до 7 лет Н.В.Нищевой.

 -Примерная основная адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией                      профессора Л.В. Лопатиной.

1.2 Цель программы

 Целью программы коррекционно-развивающей деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста является: Воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию звукопроизношения.

Задачи:

создавать условия для

  • формирования  полноценных произносительных навыков;
  • развития  правильного физиологического и речевого дыхания;
  • развития артикуляционной моторики;
  • развития мелкой моторики;
  • развития фонематического восприятия, фонематического представления, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

1.3.  Принципы и подходы к формированию программы

   Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:

• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и

потребностей каждого ребенка;

• принцип признания каждого ребенка полноправным участником

образовательного процесса;

• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных

интересов каждого ребенка;

• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия

требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

• принцип постепенности подачи учебного материала.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на исправленном речевом материале осуществляется:

• развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

• обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

• воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

• развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.

Специфика нарушения речи у детей состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены два типа занятий: подгрупповые и индивидуальные занятия. Подгруппы формируются по сходным речевым нарушениям.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

  Программа рекомендована для  коррекционного обучения и воспитания дошкольников старшего возраста, имеющих  фонетические нарушения, фонетико-фонетические нарушения, общее недоразвитие речи III уровня, неярко выраженное общее недоразвитие речи. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются произносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.

1.4.Возрастные и индивидуальные особенности  речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, ОНР III уровнем речевого развития и НВОНР

          Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей

с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия

и произношения фонем.

В речи ребёнка  с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

ОНР III  уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке.

      К НВОНР отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.  Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ОНР III уровня, с НВОНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей.

Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессам.

1.5. Планируемые результаты логопедической работы

  В результате проведенных занятий ребенок

- правильно артикулирует поставленные звуки речи в различных позициях;

- чётко дифференцирует изученные звуки;

- находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове;

- различает понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, на практическом уровне;

- производит элементарный звуковой анализ и синтез;

- владеет интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

1.6.Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения

дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

• ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать

умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования;

• ребенок способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;

• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;

• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

  1. Содержательный раздел

2.1. Учебный план

При составлении учебного плана использовались документы, регламентирующие образовательную деятельность дошкольных образовательных учреждений.

Основными участниками коррекционно-развивающей деятельности являются: ребенок, учитель-логопед, родители (лица их заменяющие).

Формы организации деятельности - индивидуально, по подгруппам.

Продолжительность занятий:

- индивидуальное занятие -15 минут;

- подгрупповое занятие -20 минут.

В середине занятия проводиться физкультминутка.

Подгрупповое занятие проводится с детьми в количестве 2-3 человек. Подгруппы формируются по сходным речевым нарушениям.

Объем недельной нагрузки:  2 занятия в неделю.

2.2.Описание форм, способов и методов реализации программы

Занятия включают: развитие правильной артикуляции, речевого дыхания, фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, формирование правильных грамматических категорий, обогащение и  активизацию словарного запаса, развитие навыков связной речи.

Коррекционно-развивающая деятельность строится с учетом особенностей психической деятельности детей, что связано с воспитанием у них внимания, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Возраст детей

Разделы занятий

Длительность занятий в мин.

Кол-во в неделю

Общее время в мин.

Кол-во в месяц

Общее время в часах

Кол-во в год

Общее время в часах

4-6 лет

Индивидуальное

занятие

15

2

30

8

2

 64

16

4-6 лет

Подгрупповое занятие

20

2,3

40

8

2,6

64

21

Основная цель индивидуальных и подгрупповых занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии.  На этих занятиях ребенок  овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизирует его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

На этих занятиях дети учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Важной в методическом аспекте особенностью подгрупповых занятий является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению  лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях в группе с воспитателем.

 В этой деятельности дети учатся оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Занятия — основная форма коррекционно-развивающей работы с детьми. Эта деятельность имеет большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями проявляются особенности:  неустойчивость внимания, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.

2.3.  Срок реализации программы.

Программа  реализуется  с 1октября по 31мая.

2.4. Взаимодействие с семьями детей посещающих коррекционно-развивающие занятия по развитию речи.

Взаимодействие осуществляется с целью  информирования семьи дошкольников о коррекционно-развивающей  речевой  деятельности и закрепления  правильной речи детей  с помощью

  • информационных стендов в группах, в которых освещаются

-  профилактика речевых нарушений

-  расписание занятий

-  речевой материал для закрепления правильного произношения

  • индивидуальных  консультаций для родителей
  • проведения родительских собраний
  • распространения буклетов с рекомендациями по закреплению правильного произношения звуков
  • проведение семинаров – практикумов  «Говорим красиво вместе с  мамой»
  • фотовыставки « Учимся говорить правильно».

  1. Организационный раздел

3.1.Материально-технические условия коррекционно-развивающих занятий

  • настенное зеркало для логопедических занятий;
  • дополнительное освещение у зеркала;
  • шпатели одноразовые, влажные салфетки;
  • учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование;
  • шкафы для пособий;
  • письменный стол для работы учителя-логопеда;
  • стол для занятий с детьми;
  • стулья детские;
  • ковер напольный

  • Наименование дидактических и развивающих пособий

№ п/п

Наименование

кол-во

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

Игра «Сложи слово»

Развивающая игра «Читаем и составляем слова»

Развивающая игра « Чей малыш?»

Развивающая игра « Противоположности» Развивающая игра « Животные»

Развивающая игра «Время»

Развивающая игра «Ассоциации»

Развивающая игра «Что к чему»

Демонстрационный материал « Часть и целое»

Настольная игра из серии « Читаем вместе» - «Звуки»

Игра – трафареты «Фрукты и ягоды»

Игра – трафареты «Птицы»

Магнитная азбука

Логопедическое лото «Говори правильно»

Развивающая игра « Профессии»

Игра «Развиваем внимание»

Игра-лото «Загадочные животные» из серии «Забавы в картинках»

Игра «Деревенский дворик» из серии «Забавы в картинках»

Игра «Кто как устроен » из серии «Забавы в картинках»

Игра «Большие и маленькие» из серии «Забавы в картинках»

Игра «Развиваем речь» из серии «Забавы в картинках»

Логопедическое лото из серии «Забавы в картинках»

Игра «Назови одним словом» из серии «Забавы в картинках»

Игра «Прочитай по первым буквам» Игра «Знаю все профессии» из серии «Забавы в картинках»

Игра « Истории в картинках » часть 1 из серии «Забавы в картинках»

Игра « Истории в картинках » часть 2 из серии «Забавы в картинках»

Игра «Что быстрее,  кто сильнее?» из серии «Забавы в картинках»

Игра «Развиваем память» из серии «Забавы в картинках»

Демонстрационный материал «Весна – лето»

Кубики «Сложи рисунок» из 4-х штук

Кубики «Сложи рисунок» из 9 –ти штук

Игра «Кто где живет»

Игра «Живая природа»

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

  • Использование компьютерной технологии

- Мультимедийный практический курс «Домашний логопед».

- Компьютерная программа «Учимся говорить правильно».

- Компьютерная игра «Играем и учимся».

  • Методическое обеспечение

- Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой. М.,2015.

- Лопухина И.С. Логопедия.550 занимательных упражнений для развития речи. «Аквариум», Москва, 2015.

- Волина В.В. Занимательное Азбуковедение. Москва, «Просвещение»,2013.

- Максаков А.Н. Правильно ли говорит ваш ребенок. Москва «Просвещение», 2012.

-Смирнова А.Н., Логопедия, играем со звуками. Москва, «Мозаика- синтез», 2014.

- Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. СПб, «Детство-пресс», 2033.

-Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Москва. «Издательство ГНОМ и Д»2016.

- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет.СПб.Литера. 2018.

- Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день. Творческий Центр СФЕРА.2016

- Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звук в речь. СПб «КАРО», 2006.

- Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 3. Звук Р., Москва ВЛАДОС.

-Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 1. Звук Л.

-Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 2. Звук ЛЬ.Москва. ВЛАДОС.

- Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 4. Звук РЬ.Москва. ВЛАДОС.

-Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 5. Звуки С -СЬ.Москва. ВЛАДОС.

-Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 6. Звуки З-ЗЬ, Ц. Москва. ВЛАДОС.

-Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 7. Звуки ш-ж..Москва. ВЛАДОС.

- Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. Астрель.Москва.2016.

- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки  Ш, Ж, Л, Р.Академияразвития. Ярославль.

3.2.Структура  индивидуального  и подгруппового  занятия

Часть занятия

Содержание

Задачи

Вводная

Артикуляционные  и дыхательные упражнения

- заинтересовать, сосредоточить детей, подвести их к теме занятия;

- развивать навыки артикуляционной моторики, правильного речевого дыхания

Основная

 Упражнения для постановки звука и постановка звука

- вызывать звук по подражанию или с помощью артикуляции;

Упражнения  и дидактические игры для закрепления  поставленного звука.

- закреплять поставленный звук изолированно, в слогах, словах, во фразах, предложениях,  в связной речи.

Упражнения на развитие фонематического слуха

- закреплять поставленный звук в любых фонетических позициях;

- развивать фонематическое восприятия  и  представление

Пальчиковая гимнастика, физкультминутка

- снимать напряжение при помощи смены деятельности;

-развивать мелкую моторику, силу, подвижность и гибкость кистей рук и пальцев;

- стимулировать развитие речи, памяти, воображения.

Дидактические упражнения или игры  по развитию речи для закрепления поставленных звуков

-автоматизировать правильное звукопроизношение;

- уточнять, правильное произношение звука;

- вводить поставленный звук в речь,

формируя грамматический строй, связную речь;

- активизировать речь с помощью стихотворений, считалок, потешек;

- развивать логическое мышление с помощью загадок, цепочек слов с закрепляемым звуком, дидактических настольно-печатных игр.

Заключительная

Анализ деятельности

- развивать внимание, память;

- учить радоваться не только своему, но и успеху других

-улучшать эмоциональное состояние, настраивать на последующие занятия

Список литературы

  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015. И др. пособия автора.
  2. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012.
  3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г. В. Чиркиной. — М., 2013.
  4. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. — СПб.: КАРО, 2016
  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2018.
  6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2015.
  7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2015.
  8. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза устарших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
  9. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  10. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  11. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 5-6 лет, Мозаика-синтез 2016.

     12.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №300038).

    13.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, основанная на программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой.

   14. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3до 7 лет Н.В.Нищевой.

    15.Примерная основная адаптированная образовательная программа

для  дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией  Л.В. Лопатиной.

Приложение 1

Планирование коррекционно-развивающей деятельности

по учебным модулям

I  период обучения

(октябрь, ноябрь, декабрь, январь)

Общие

речевые навыки

  1. Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата.
  2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).
  3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.
  4. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

  1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).
  2. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков.

Слоговая структура слова

  1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова.
  2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
  3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).

Грамматический строй речи

  1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.
  2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число.

3. Согласование числительных с существительными.

Языковой анализ

и синтез

  1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
  2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.).
  3. Выделение звука в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине слов (шар, бык, стол и т. п.).
  4. Подбор слов на заданные звуки.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам группы:

  «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Лес, ягоды, грибы», «Перелетные птицы»,  «Моя Родина - Россия», «Мебель», «Дом и его части», «Посуда»,  «Дикие животные», «Одежда, обувь», «Семья»,  « Продукты питания», «Зима, приметы»,  «Зимующие птицы», «Новогодний праздник», «Домашние и дикие животные».

Мелкая моторика

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики.
  2. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).
  3. Работа со шнуровкой и мозаикой.

Промежуточная аттестация

1. Правильное выполнение артикуляционной гимнастики.

2. Подбор слов на заданные звуки.      

3.Четкое произношение поставленных звуков в слогах, словах.

II  период обучения

(февраль, март, апрель, май)

Общие

речевые навыки

  1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
  2. Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Слоговая структура слова

  1. Закреплять слоговую структуру слов со стечением согласных в начале слова, в середине слова, в конце слова.
  2. Учить правильному произношению слоговой структуры трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова  и в середине.

Языковой анализ

и синтез

  1. Продолжать учить определению позиции  поставленного звука в словах.
  2. Учить самостоятельно подбирать слова с поставленным звуком в разных позициях.

Грамматический строй речи

  1. Закреплять употребление падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
  2. Продолжать учить  согласованию прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  3. Закреплять согласование существительных с числительными.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам группы:

«Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов. Рыбы», «День защитников Отечества», «Профессии наших пап».

«Весна. Мамин праздник», «Профессии наших мам», «Транспорт», «Весна. Перелётные птицы», «Животные и насекомые весной».

«День Победы», «Школа. Школьные принадлежности», «Лето. Цветы».

Связная речь

  1. Закрепить умение произносить поставленные звуки в самостоятельной речи.
  2. Находить и дифференцировать поставленные звуки при пересказе и составлении рассказа по картине и серии картин с использованием плана.

Мелкая моторика

  1. Развивать пальчиковую моторику (упражнения для пальцев).
  2. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур.

Итоговая аттестация

1.  Употребление исправленных звуков в свободной речи.

2. Участие в конкурсе чтецов и чтение стихов на утренниках.

Приложение 2

Оценочные материалы

Речевая диагностика развития ребенка

             Для проведения индивидуальной  диагностики учителем-логопедом применяется  «Речевая карта развития речи  ребенка» и стимульный материал для проведения обследования.

Р Е Ч Е В А Я     К А Р Т А

Фамилия, имя

Возраст

 Домашний адрес  

Дата  начала занятий  

Данные о ходе речевого развития

Состояние общей и мелкой моторики

Слух  

Общее развитие ребенка  

Внимание, работоспособность  

Общее звучание речи  (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание)

Состояние артикуляционного аппарата   (строение, подвижность)    Произношение и различение звуков

Анализ и синтез звукового состава слова

Произношение слов сложного слогового состава

Грамматический строй речи  

Словарь  

Речевое заключение

Дата обследования  

Учитель - логопед            _____________              

( подпись)        

Речевая диагностика развития ребенка проводится в начале первого периода и в начале второго - промежуточная диагностика. Результаты диагностики указываются в речевой карте.  Итоговая диагностика проводится в конце второго периода. Формы итоговой диагностики:  отзывы родителей, дипломы, грамоты, участие детей в конкурсах чтецов, участие  дошкольников в развлечениях и календарных праздниках ДОУ.

Приложение 3

Расписание коррекционно -развивающих занятий

Время

Занятия

Кол-во детей

Понедельник

12.00-12.20

12.20- 12.40

подгрупповое

подгрупповое

2

2

Вторник

12.00-12.20

12.20- 12.40

подгрупповое

подгрупповое

2

2

Четверг

12.00-12.20

12.20- 12.40

подгрупповое

подгрупповое

2

2

Пятница

12.00-12.20

12.20- 12.40

подгрупповое

подгрупповое

2

2

Приложение 4

Перспективное календарно-тематическое планирование

Ф.И.ребенка

Дата

Содержание занятия

1 подгруппа

2 подгруппа

05.10

08.10

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи: сказка о веселом язычке «Зоопарк».

Развитие внимания, памяти: «Собери кубики» по образцу

12.10

15.10

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие фонематического слуха: игра «Поймай звук» Автоматизация звука Ш  изолировано. Пальчиковая гимнастика «Дружба».

19.10

22.10

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ш  в слогах, словах, фразах.

26.10

29.10

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ш  в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в  речи.

02.11

05.11

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ш  в слогах, словах.

09.11

12.11

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ш  в слогах, словах.

16.11

19.11

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ш  в слогах, словах.

23.11

26.11

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ш  в слогах, словах.

02.12

05.12

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи: сказка «Про воробья». Автоматизация звука Ш  в слогах, словах.

Развитие мелкой моторики: д.игра «Собери и назови»

30.11

03.12

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие фонематического слуха: игра «Поймай звук» Автоматизация звука Ж изолировано. Пальчиковая гимнастика «В гости»

07.12

10.12

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие фонематического слуха «Поймай звук».

Уточнение правильного произношения звука Ж. Автоматизация звука Ж   в слогах: игра «Что к чему».

14.12

17.12

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики: «Лошадка – шнуровка». Развитие слухового внимания: игра «Угадай, что звучит?»Уточнение правильного произношения звука Ж. Автоматизация звука Ж   в слогах: игра «Что к чему».

21.12

24.12

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ж,  в слогах, словах, фразах.

11.01

14.01

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ж,  в слогах, словах, фразах, чистоговорках.

18.01

21.01

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика «Дружба».

Автоматизация звука Ж,  в слогах, словах, фразах.

25.01

28.01

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ж,  в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в  речи.

01.02

04.02

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ж,  в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в  речи.

08.02

11.02

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ж  в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в текстах.

15.02

18.02

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики.

Дифференциация звуков  Ш-С в слогах, словах. Употребление падежных окончаний существительных.

22.02

25.02

Артикуляционная гимнастика.

Дифференциация звуков  Ш-Ж  в слогах, словах. Употребление падежных окончаний существительных.

01.03

04.03

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  Автоматизация звука Л в слогах.

Развитие внимания, памяти.

08.03

11.03

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Развитие внимания, памяти.

22.03

25.03

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Развитие внимания, памяти.

05.04

08.04

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

12.04

15.04

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

19.04

22.04

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

26.04

29.04

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

03.05

06.05

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Формирование слоговой структуры слов односложных.

10.05

13.05

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Формирование слоговой структуры слов двусложных.

17.05

20.05

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Формирование слоговой структуры слов двусложных.

24.05

27.05

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Формирование слоговой структуры слов двусложных.

Ф.И.ребенка

Дата

Содержание занятия

3 подгруппа

4 подгруппа

04.10

07.10

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи: сказка о веселом язычке «Зоопарк».

Развитие внимания, памяти: «Собери кубики» по образцу

11.10

14.10

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие фонематического слуха: игра «Поймай звук» Автоматизация звука Ш  изолировано. Пальчиковая гимнастика« В гости».

18.10

21.10

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ш  в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в  речи.

25.10

28.10

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ш  в слогах, словах, фразах, в  речи.

01.11

04.11

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ш  в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в  речи.

09.11

12.11

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ш  в слогах, словах,.

15.11

18.11

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ш  в слогах, словах.

22.11

25.11

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ш  в слогах, словах.

29.11

02.12

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Сказка «Божья коровка ». Автоматизация звука Ш  в слогах, словах.

Развитие внимания, памяти  -дид. упражнение «Собери картинку»

06.12

09.12

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие фонематического слуха: игра «Поймай звук».

 Автоматизация звука Ж изолировано. Пальчиковая гимнастика «В гости»

13.12

16.12

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие фонематического слуха «Поймай звук».

Уточнение правильного произношения звука Ж. Автоматизация звука Ж   в слогах: игра «Что к чему».

20.12

23.12

27.12

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики: «Лошадка – шнуровка». Развитие слухового внимания: игра «Угадай, что звучит?»

Уточнение правильного произношения звука Ж. Автоматизация звука Ж   в слогах: игра «Что к чему».

10.01

13.01

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ш,  в слогах, словах, фразах, чистоговорках.

17.01

20.01

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика «Дружба».

Автоматизация звука Ш,  в слогах, словах, фразах, чистоговорках, игра «Большие и маленькие».

24.01

27.01

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ш,  в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в  речи.

31.01

03.02

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ш,  в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в  речи.

07.02

10.02

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Автоматизация звука Ж  в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в текстах.

14.02

17.02

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Дифференциация звуков  Ш-С в слогах, словах. Употребление падежных окончаний существительных.

21.02

24.02

Артикуляционная гимнастика.

Дифференциация звуков  Ш-С  в слогах, словах. Употребление падежных окончаний существительных.

28.02

03.03

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах.

Развитие внимания, памяти.

07.03

10.03

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Развитие внимания, памяти.

14.03

17.03

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Развитие внимания, памяти.

21.03

24.03

28.03

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Развитие внимания, памяти.

04.04

07.04

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

11.04

14.04

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

18.04

21.04

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

25.04

28.04

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

02.05

05.05

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

09.05

12.05

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Формирование слоговой структуры слов односложных.

16.05

19.05

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Формирование слоговой структуры слов односложных.

23.05

26.05

Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи.  

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Формирование слоговой структуры слов односложных.

Приложение 5

Артикуляционные упражнения

а) «Улыбка» - губы растянуты в улыбку, ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены;

б) «Хоботок» - губы вытягиваются в трубочку, ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку;

в) «Лопаточка» - открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой, удерживать позу под счет до 5;

г) «Иголочка»  -рот открыт, узкий  язык вытягивается вперед, пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

Это  статические упражнения. Они способствуют развитию мышечной силы.

а) «Качели» -кончик языка двигается поочередно то к верхней, то к нижней губе, ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении, движение ладони вниз-вверх;

б) «Часики»-рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два;

в) «Почистим зубки» - язык двигается по зубам, под губой, согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами, ладонь выпрямляется, опять сгибается, затем согнутая ладонь движется влево-вправо;

г) «Вкусное варенье» - широкий язык поднимается вверх, облизывая верхнюю губу, ладонь в форме чашечки, сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Метод проекта является совместной формой сотрудничества ребёнка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективны...

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Материал для воспитателей, специалистов ДОУ, а также для родителей....

«Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях реализации ФГОС»

ДОКЛАДк педагогическому советутема: «Организация образовательной деятельностипо речевому развитию детей дошкольного возрастав современных условиях реализации ФГОС»...

Программа Круглый стол "Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Круглый стол "Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста "...

Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития «Как устроен человек. Органы чувств»

Цель: развитие у детей познавательной и речевой активности, любознательности и интереса.Задачи:коррекционно-обучающие: обобщить и систематизировать знания и представления детей о строении тела че...