Главные вкладки

    Тематический план по ознакомлению с окружающим миром и социальному развитию для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 год обучения (4-5 лет)
    учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

    Трифан Елена Вячеславовна

    Аннотация к тематическому планированию для работы с детьми разновозрастной дошкольной группы компенсирующей направленности с нарушением интеллекта

    Представленное тематическое планирование разработано в соответствии с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (Проект) и программы обучения и воспитания Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», 2011 год. Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющих легкую степень умственной отсталости (QI в пределах 50 – 69), а так же для детей, имеющих сложную структуру дефекта, при которой имеются два и более первичных дефекта. А так  же учитывалась программа для дошкольных образовательных организаций «Омское Прииртышье» Л.В. Борцова, Е.Н. Гаврилова, М.В. Зенова, и Т. А. Чернобай. Содержание тематического материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требования к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников. Занятия по ознакомлению включают в себя: ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тематический план по ознакомлению с окружающим миром и социальному развитию

    для детей 2 года обучения с нарушением интеллекта(4-5 лет)

    Мес.

    Нед.

    Тема

    Коррекционно-развивающие задачи

    Знания, умения и навыки

    Словарь

    Дата

                                                                                       I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

                                                                                   БЛОК: День знаний. Детский сад.

    Сентябрь

    3

    Детский сад. Профессии в детском саду. Музыкальные инструменты.

    Познакомить детей с помещениями детского сада и их назначением. Познакомить детей с профессиями: учитель-дефектолог, врач, воспитатель,  с некоторыми профессиональными действиями этих профессий, с предметами – помощниками в их труде, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду. Познакомить детей с музыкальными инструментами (инструменты, фортепиано, губная гармошка, баян, ложки, гитара). Формировать умение различать и называть музыкальный инструмент, на котором исполняется знакомая мелодия.

    Знать названия помещений детского сада и их назначение для чего он нужен, кто в нем работает. Знать профессии: учитель – дефектолог, врач, воспитатель, и некоторые профессиональные действия этих профессий, предметы – помощники в их труде, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.  Знать и различать музыкальные инструменты. Знать музыкальные инструменты (инструменты, фортепиано, губная гармошка, баян, ложки, гитара). Уметь узнавать музыкальный инструмент, который исполняет знакомую мелодию.

    Детский сад, врач, учитель-дефектолог, воспитатель. Музыкальные инструменты, фортепиано, губная гармошка, баян.

    14.09

    4

    Игрушки.

    Познакомить детей с игрушками, для чего они нужны, уметь ими играть. Познакомить их с ведром, совком, лопатой, лошадкой,  неваляшкой, кошкой, мячом. Развивать умение узнавать материал, из которого они сделаны (деревянные, пластмассовые, мягкие).

    Знать названия игрушек, для чего они нужны, уметь ими играть. Знать ведро, совок, лопату, лошадку,  неваляшкой, кошкой, мяч. Уметь определять материал, из которого они сделаны (деревянные, пластмассовые, мягкие).

    Игрушки, ведерко, совок, лопатка, лошадка, машинка, мяч, неваляшка, кошка.

    21.09

                                                                                                               БЛОК: Осень

    Октябрь

    1

    Огород. Овощи.

    Познакомить детей с овощами; учить различать овощи по вкусу, на ощупь.

    Знать название овощей. Уметь различать овощи по вкусу, на ощупь.

    Овощи, огурец, помидор, капуста, морковь, картофель, лук.

    28.09

    2

    Сад. Фрукты.

    Познакомить детей с фруктами. Развивать умение различать фрукты по вкусу, на ощупь.

    Знать названия фруктов. Уметь различать фрукты по вкусу, на ощупь.

    Фрукты, яблоко, груша, лимон,

    апельсин.

    05.10

    3

    Дары леса. Грибы. Ягоды.

    Познакомить детей с дарами леса (грибы и ягоды). Формировать умение дифференцировать на съедобные и несъедобные грибы.

    Знать называния даров леса-грибы и ягоды. Уметь дифференцировать на съедобные и несъедобные грибы.

    Дары леса, грибы, лисичка, мухомор, съедобные и несъедобные грибы,  малина, земляника.

    12.10

    4

    Осень. Деревья осенью.

    Познакомить детей с временем года осень и научить выделять признаки осени (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди); Познакомить детей с листьями разной формы и окраски (о жёлтом, красном цветах в природе).

    Знать время года осень и уметь выделять признаки осени (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди). Уметь находить листья разной формы и окраски (жёлтый, красный цвет в природе).

     Осень, холодно, дождь, пасмурно, похолодало.

    19.10

    5

    Перелетные птицы.

    Познакомить детей с перелётными птицами, внешний вид (голова, туловище, клюв, крыло, лапы, перья), звукоподачей.

    Уметь называть перелётных птиц. Знать: внешний вид, чем питаются.

    Перелетные птицы, грач, скворец, кукушка.

    26.10

                                                                                                 БЛОК: Животный мир.

    1

    Животные жарких стран.

    Познакомить детей с животными жарких стран. Учить рассказывать о внешнем виде.

    Уметь правильно называть животных жарких стран. Уметь рассказывать о внешнем виде.

    Животные жарких стран, слон, зебра, обезьяна, тигр, лев.

    02.11

    Ноябрь

    2

    Дикие животные и их детеныши. Подготовка к зиме.

    Познакомить детей с дикими животными. Учить рассказывать о внешнем виде, пище, жилище.

    Уметь узнавать и  называть диких  животных, Уметь рассказывать о внешнем виде, пище, жилище.

    Волк, лиса, медведь, еж, заяц, белка.

    09.11

    3

    Домашние животные и их детеныши.

    Познакомить детей с домашними животными (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных.

    Уметь узнавать и называть домашних животных. Знать: внешний вид,  какую пользу приносят домашние животные людям, о том, как заботится человек о домашних животных.

    Домашние животные, собака, коза, кошка, свинья, корова, лошадь.

    16.11

    4

    Домашние птицы.

    Познакомить детей с домашними птицами, с внешним видом (голова, туловище, клюв, крыло, лапы, перья), звукоподачей, чем питаются, какую пользу приносят.

    Знать домашних птиц, внешний вид (голова, туловище, клюв, крыло, лапы, перья), звукоподачу, чем питаются, какую пользу приносят.

    Домашние птицы, курица, петух, утка, гусь,  голова, туловище, клюв, крыло, лапы, перья.

    23.11

    II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

                                                                                                  БЛОК: Здравствуй, зимушка-зима.

    Декабрь

    Декабрь

    1

    Зима.

    Познакомить детей с признаками зимы. Формировать умение определять по изображениям зиму. Познакомить детей с зимними явлениями в природе.

    Знать характерные признаки зимы. Уметь определять по изображениям зиму. Знать зимние явления в природе.

    Зима, снег, снегопад, холодно.

    30.11

    2

    Зимующие птицы.

    Познакомить детей с зимующими птицами; с условиями их жизни. Развивать умение заботиться о птицах, подкармливать их зимой.

    Знать зимующих птиц и их  условия жизни. Уметь заботиться о птицах, подкармливать их зимой.

    Воробей, сорока, синица, голубь, снегирь.

    .

    07.12

    3

    Новогодний калейдоскоп.

    Познакомить детей с зимними забавами и играми (игра в снежки, катание на коньках, лыжах, с горки, постройка снежного городка, лепка снеговика из снега), учить в них играть и объяснять  правила игры друг другу. Познакомить с традициями новогоднего праздника.

    Знать зимние игры и забавы, уметь в них играть и объяснить правила игры другу. Знать традиции новогоднего праздника.

    Снежки, катания с горки, на коньках, лыжах, снеговик, снежный городок. Новый год, праздник, подарки, зима, елка, Снегурочка, Дед Мороз.

    14.12

    4

                                                                               Промежуточная диагностика

                                                                                           БЛОК: Я и мой мир.

    2

    Дружная семья.

    Учить детей узнавать и называть по имени правильно членов своей семьи. Учить называть свою фамилию. Учить выделять по общей фотографии себя, маму, папу, бабушку, дедушку. Называть родственные отношения в семье.

    Уметь правильно называть членов своей семьи по имени. Уметь называть свою фамилию. Уметь выделять по общей фотографии себя, маму, папу, бабушку, дедушку.

    Знать родственные отношения в семье.

    Имя, фамилия, папа, мама, дедушка, бабушка.

    11.01

    3

    Человек (части тела).

    Учить детей называть правильно свои имя и фамилию, имена близких взрослых и сверстников, участвующих в повседневном общении. Повторить названия частей тела и их назначения. Формировать понимание и осознание своего возраста и пола.

    Уметь правильно называть  свои имя и фамилию, имена близких взрослых и сверстников, участвующих в повседневном общении. Знать названия частей тела и их назначения,  свой возраст и пол.

    Имя, фамилия, части тела, рука, нога, голова, лицо, туловище, девочка, мальчик.

    18.01

    4

    Одежда.

    Обувь. Головные уборы.

    Познакомить детей с названиями предметов верхней одежды; подбирать её с соответствующим временем года. Учить дифференцировать по временам года (летняя, осенняя, зимняя, весенняя).

    Познакомить детей с обувью, ее назначением; познакомить с отдельными деталями обуви; учить ухаживать за обувью. Познакомить детей с головными уборами, их назначением;  учить соотносить с сезоном и по возрастному признаку.

    Уметь правильно называть предметы верхней одежды, подбирать её с соответствующим временем года. Уметь дифференцировать по временам года (летняя, осенняя, зимняя, весенняя).

    Уметь узнавать и называть обувь, знать ее назначение, соотносить обувь с сезоном, возрастному признаку; уметь ухаживать за обувью. Уметь узнавать и называть головной убор, соотносит его с сезоном,  и по возрастному признаку.

    Одежда, шуба, пальто, кофта, брюки, шарф, рукавицы.

    Обувь, сапоги, валенки, ботинки, туфли, тапки. Головной убор, шапка,  косынка, кепка.

    25.01

    Февраль

    1

    Дом. Мебель.

    Познакомить детей с основными видами мебели; учить правильно обставлять комнату. Познакомить с частями мебели.

    Уметь узнавать и называть основные виды мебели. Уметь правильно обставлять комнату. Знать названия частей мебели.

    Мебель, стул, стол, кровать, диван, шкаф, ножка, спинка, сиденье.

    01.02

    2

    Посуда.

    Познакомить детей с названиями и назначением отдельных предметов посуды. Познакомить с блюдцами, ножом, кастрюлей, чайником, сковородой.

    Знать названия и назначение отдельных частей посуды; Знать блюдце, нож, кастрюлю, чайник, сковороду.

    Посуда, тарелка, чашка, нож, блюдце, кастрюля, сковорода, вилка, ложка,

    чайник.

    08.02

    3

    День защитников Отечества. Военные профессии.

    Познакомить детей с военными профессиями (лётчик, танкист). Учить составлять предложения о защитниках.

    Знать, военные профессии (лётчик, танкист),  праздник «23 февраля».

    Родина, защитники, лётчик, танкист.

    15.02

    4

    Продукты питания.

    Познакомить детей с понятиями «еда», «продукты», «напиток». Познакомить детей с культурой питания, значимостью питания. Учить детей правильному поведению за столом.

    Иметь представление о еде, продуктах, напитках. Учить детей культуре питания, поведению за столом.

    Еда, продукты питания, хлеб, яйца, молоко, масло, шоколад, сыр, курица, рыба,

    напиток.

    22.02

                                                                                          БЛОК: Весна пришла.

    1

    Мамин праздник.

    Познакомить детей с праздником «8 Марта». Разучить к празднику стихотворение о маме, бабушке.

    Иметь представление о празднике «8 Марта». Знать к празднику стихотворение про маму или бабушку.

    Мамин праздник, весна, мама, бабушка.

    01.03

    2

    Весна. Прилет птиц (закрепление).

    Познакомить детей с признаками весны. Учить детей  рассказывать о приметах наступающей весны, составлять фразы - описание. Закрепить представление о перелётных птицах, об  особенностях внешнего вида (части тела, повадки, звукоподача).

    Знать характерные  признаки весны (весной снег и  лед тают, становится теплее, солнце греет). Уметь рассказывать о приметах наступающей весны, составлять фразы - описание. Иметь представление о перелётных птицах. Знать особенности внешнего вида (части тела, повадки, звукоподача).

    Весна, праздник, капель, солнце. Грач, скворец, кукушка, части тела.

    08.03

    3

    Деревья, кустарники.

    Познакомить детей с деревьями и кустарниками. Учить детей  дифференцировать на деревья и кустарники. Познакомить со строением деревьев (корни, ствол, ветки, листья) и кустарников (корни, ветки, листья). 

    Знать характерные  отличительные признаки деревьев и кустарников. Знать строение деревьев и кустарников.

    Дерево, кустарник, яблоня, береза, сосна, сирень, ствол, ветки, листья.

    15.03

    4

    Комнатные растения.

    Познакомить детей с комнатными растениями (герань, кактус); правилами ухода за растениями. Познакомить со строением цветка (корень, стебель, листья, цветок).

    Знать комнатные растения и как ухаживать за ними. Знать строение цветка (корень, стебель, листья, цветок).

    Комнатные цветы, герань, кактус, корень, стебель, листья, цветок.

    22.03

                                                                                                 III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

                                                                                 БЛОК: Мой город. Моя страна.

    1

    Транспорт (наземный).

    Познакомить детей с наземным транспортом, с его назначением и правилами поведения в транспорте;  с профессией шофера.

    Знать наземный транспорт: машина, автобус, поезд и правила поведения в транспорте; знать  профессию шофер.

    Наземный транспорт, машина, автобус, поезд, шофер.

    29.03

    2

    Транспорт (водный, воздушный).

    Познакомить детей с водным и воздушным транспортом, с его назначением. Познакомить  с профессиями летчик, моряк,

    Знать водный и воздушный транспорт: самолет, вертолет, корабль, пароход; знать профессии: летчик, моряк.

    Водный транспорт, воздушный транспорт, самолет, вертолет, летчик, моряк, корабль, пароход.

    05.04

    3

    Красота земли сибирской. Мой город Омск.

    Познакомить детей с понятием «город» (количество людей, многоэтажные дома, длинные улицы); название города, в котором живешь.

    Знать свой город,  название города, в котором живешь. Уметь различать многоэтажные дома, длинные улицы.

    Город, Омск, улицы, люди.

    12.04

    4

    Профессии. Инструменты.

    Познакомить детей с понятиями «профессия, работа», значение для человека. Познакомить с распространенными профессиями (врач, воспитатель, учитель, шофер, парикмахер, продавец) и инструментами. Уточнить знания о профессиях родителей.

    Иметь представление, что значит профессия, работа, какими инструментами пользуется человек конкретной профессии. Знать распространенные профессии (врач, воспитатель, учитель, шофер, парикмахер, продавец). Уметь называть профессии родителей.

    Работа, профессия, врач, шофер, воспитатель, учитель, продавец, парикмахер.

    19.04

    5

    Стройка.

    Познакомить детей с понятием «стройка», с профессией строитель. Познакомить с трудом людей на стройке (укладывают кирпичи, строят дома).

    Иметь представление, что значит стройка, знать профессию строитель. Знать о труде людей на стройке (укладывают кирпичи, строят дома).

    Стройка, кирпичи, дома, строитель.

    26.04

                                                                                                        БЛОК: Скоро лето.

    1

    Насекомые.

    Познакомить детей с насекомыми, их характерных признаках. Познакомить со строением насекомых, о пользе человеку.

    Уметь называть и различать насекомых. Знать строение насекомых, какую пользу приносят человеку.

    Насекомые, жук, пчела, муха, кузнечик, комар, божья коровка, бабочка.

    03.05

    2

    Скоро лето. Первоцветы.

    Познакомить детей с временем года  лето, его признаками. Учить строить фразы из двух слов: «Летом тепло», «Светит солнышко», «Деревья зеленые». Познакомить с первыми признаками лета. Учить детей определять состояние природы и погоды (солнечный день). Познакомить детей с первоцветами, со строением цветка (корень, стебель, листья, бутон, цветок).

    Иметь представление о признаках лета. Уметь строить фразы из двух слов: «Летом тепло», «Светит солнышко», «Деревья зеленые». Уметь  определять состояние природы и погоды (солнечный день). Уметь называть и различать цветы (луговые и садовые), строение цветка  (корень, стебель, листья, бутон, цветок).

    Лето, тепло, солнышко, светит, солнечный день. Первоцветы, садовые, луговые, ромашка, тюльпан, роза, одуванчик, колокольчик.

    10.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

    Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....

    Сюжетно – ролевая игра и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

    Доказывается в работе значимость с-ролевых игр для развития речи детей...

    ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

    В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра. Это связанно с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знания...

    Мастер – класс для родителей: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

    Цель:        повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей посредством применения нетрадиционных техник рисования....

    Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

    Целью программы является развитие когнитивного потенциала, социализация ребенка с синдромом Дауна, повышение его самостоятельности и автономности, создание условий для развития эмоционального, социаль...

    Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

    Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта...

    Тематический план по развитию речи для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 год обучения (4-5 лет)

    Аннотация тематического плана для работы с детьми разновозрастной дошкольной группы компенсирующей направленности с нарушением интеллекта Представленный тематический план разработан в соответстви...