Главные вкладки

    ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»
    статья по коррекционной педагогике ( группа) по теме

    Наумова Елена Николаевна

    В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра. Это связанно с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями, навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка. Говоря о нормально развивающемся ребенке, всё это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий. Но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Кутешова Елена Николаевна

    МДОУ «Детский сад №91 компенсирующего вида» г. о. Саранск

    Должность: Воспитатель

    Телефон: 89271715361

    Эл.почта: lena-rado@mail.ru

    ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

    Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу развития человека соответствует определенный тип ведущей деятельности, которая на данной стадии развития оказывает самое решающее влияние на изменения в его психических процессах и психологических особенностях личности [2].

    В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра. Это связанно с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями, навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка. Говоря о нормально развивающемся ребенке, всё это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий. Но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью.

    Недоразвитие игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта оказывается как бы "запрограммированным" уже в раннем детстве. Причинами этого является низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослым [5].

     Дошкольники данной категории  долго не обнаруживают потребности в игре. Будучи включены в игру, они длительное время не проявляют интереса к ее процессу и игрушкам, действуют безразлично, пассивно подчиняясь требованиям взрослого. Потребность в игре возникает лишь под влиянием обучения и особенно ярко проявляется к 7-8 годам жизни, когда большинство детей сами затевают игры, охотно включаются в игры, предложенные сверстниками или взрослыми. В этом возрасте у некоторых детей появляется избирательный интерес к игрушкам, появляются любимые игрушки, с которыми они предпочитают играть.

    Обучение игре проводится на специальных занятиях, которое стоит в расписании и в специально отведённое для свободной игры время. Тема зачастую соответствует лексическим темам.

    На начальном этапе обучения важно создать у детей эмоциональное отношение к игрушке и данной игровой ситуации через взаимодействие со взрослым, а также формировать ориентировочную деятельность детей. С этой целью первые занятия проводятся по обыгрыванию сюжетных игрушек (зайцы, собачки, кошки, мишки) и т. д. Среди сюжетных игрушек особое место занимают игрушки-куклы.

    Как указывает Д. Б. Эльконин, кукла – заместитель идеального друга, который всё понимает и не помнит зла. Кукла это не только дочь или сынок для ребёнка, это партнёр по общению в игре. Поэтому на начальном этапе важно сформировать у детей эмоциональное отношение к кукле, научить воспринимать её как заместителя человека, а затем научить детей конкретным игровым действиям с нею [7].

    Основной задачей обучения игре является усвоение детьми логики развития бытового сюжета, чтобы дети понимали закономерность развития игрового действия. Для этого под руководством педагога ребёнок выполняет последовательные игровые действия. Обучение позволяет научить правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку.

    В дальнейшем проводится обучение сюжетно-ролевым играм. Главным моментом является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Большое место отводится играм, которые отражают труд взрослых (магазин, больница, парикмахерская).

    Для проведения сюжетно-ролевых игр требуется подготовка воспитанников. Вначале у них формируются представления о каждой профессии, подготавливаются соответствующие атрибуты для игры. В процессе проведения игры основное внимание уделяется обучению детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя. После проведения каждой игры необходимо провести беседу. Во что они играли? Кто кем был? Что делал? и т.д.

    В процессе обучения дети овладевают разнообразными игровыми действиями и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетно-ролевых игр. Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для детей данной категории, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, в игре «Доктор» некоторые дети сначала делают уколы и только после этого спрашивают больного о его жалобах. Зачастую забывают, что следует делать и ждут подсказки от взрослого. В процессе самостоятельных игр дошкольники с нарушением интеллекта воспроизводят отдельные игровые действия и их цепочки в таком варианте, в каком они предлагались в процессе обучения. Поэтому можно говорить, что они шаблонны, стереотипны. Как правило, ребенок не вносит в действия ничего от себя, не проявляя тем самым свою индивидуальность.

    Характерным для детей с нарушением интеллекта является выполнение игровых действий без сопровождения речи. С большим трудом овладевают речевым содержанием, без которого невозможно протекание сюжетно-ролевой игры. В самостоятельных играх используют заученные фразы, не внося в них никаких изменений. Ролевое общение в процессе игры проходит стереотипно, с помощью заученных реплик. Творчество в этом плане может являться показателем интеллектуальной сохранности ребенка. Поэтому принятие роли чаще всего происходит под руководством педагога, который не только помогает детям вспомнить последовательность развертывания сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, участвующими в ней, но и принимает участие в игре. Даже не смотря на то, что некоторые воспитанники с нарушением интеллекта не научатся самостоятельно играть и  будет нуждаться в помощи взрослого, нельзя считать, что время потрачено зря. Главным, на наш взгляд, является то, что ребенок выходит из своего замкнутого мира. У него появляется интерес к окружающему миру и деятельности, в частности, к игре, формируется понимание, возникает положительное эмоциональное отношение к ней и желание участвовать, возникает потребность в налаживании контактов с взрослыми и со сверстниками. А ведь даже посильное участие ребенка с нарушением интеллекта в игре способствует его психическому и физическому развитию.

    И так, игра при правильном её формировании решает задачи умственного, нравственного, физического и эстетического развития каждого ребенка. В играх с первых  этапов её развития формируется личность ребенка, развиваются качества, которые потребуются ему  в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми, что даст возможность для их ранней социализации и в перспективе успешной интеграции в обществе.

    Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод, что при обучении сюжетно-ролевой игре у детей с нарушением интеллекта приобретаются навыки социальной активности. Тем самым, игра становится для них незаменимым орудием интеграции в социум.

    Список литературы:

    1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детсада. / Сост.   А. К. Бондаренко, А. И. Матусик . 2-е изд. – М., 2005.
    2. Выготский Л. С. Игра и ее роль  в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии – 1996- №6-с.62-76
    3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду – М: Гном, 2000.
    4. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии /Под редакцией Л. Д. Баряевой, А. П.Зарина. – СПб. Изд. ЛОИУУ, 1996
    5. Соколова Н. Д.  Игровая деятельность умственно отсталых  дошкольников   //  Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / под редакцией Л.П. Носковой – М:  Просвещение, 1993.
    6. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей – М: Просвещение, 1976.
    7. Эльконин Д. Б. Психология игры. М: Педагогика, 1978.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

    Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....

    Сюжетно – ролевая игра и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

    Доказывается в работе значимость с-ролевых игр для развития речи детей...

    Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

    Целью программы является развитие когнитивного потенциала, социализация ребенка с синдромом Дауна, повышение его самостоятельности и автономности, создание условий для развития эмоционального, социаль...

    Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

    Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

    Тематический план по ознакомлению с окружающим миром и социальному развитию для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 год обучения (4-5 лет)

    Аннотация к тематическому планированию для работы с детьми разновозрастной дошкольной группы компенсирующей направленности с нарушением интеллектаПредставленное тематическое планирование разработано в...

    Тематический план по развитию речи для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 год обучения (4-5 лет)

    Аннотация тематического плана для работы с детьми разновозрастной дошкольной группы компенсирующей направленности с нарушением интеллекта Представленный тематический план разработан в соответстви...