Мастер-класс на тему:"психолого-педагогический подход к развитию связаной речи у детей дошкольного возраста.Инновационнные методы".
методическая разработка (подготовительная группа)

Абазян Татьяна Николаевна

 Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольноговозраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Именно связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь связная речь лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно. Для успешного освоения школьной программы у выпускника ДОУ должны быть сформированы, например, такие умения, как строить диалог, связно высказывать свои мысли и составлять небольшой текст на определенную тему. Таким образом, умение грамотно работать с текстом – это одно из основополагающих умений для человека. Исходя из этого, в настоящее время перед педагогами ДОУ стоит первостепенная задача – сформировать связную речь у дошкольников, что в свою очередь предполагает умения воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_po_innovatsionnym_tehnologiyam.docx61.66 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области

«Детский сад комбинированного вида №28»

   346537 г. Шахты, Ростовской обл.,  ул. Ландау, 5                                           т. 26-00-31                                    e-mail dou28@shakhty-edy.ru

                                                                                                                   Согласлвано:  зам. заведующего ВМР

                                                                                                               

                                                                                                                                              ------------ Ершова.О.В

                                                                                                                                   

   Мастер -класс

    на тему: “Психолого-педагогический подход к развитию связаной речи у детей дошкольного возраста. Инновационные методы”.

 

                                                                             подготовила :Абазян Т.Н

 Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольноговозраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Именно связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь связная речь лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно. Для успешного освоения школьной программы у выпускника ДОУ должны быть сформированы, например, такие умения, как строить диалог, связно высказывать свои мысли и составлять небольшой текст на определенную тему. Таким образом, умение грамотно работать с текстом – это одно из основополагающих умений для человека. Исходя из этого, в настоящее время перед педагогами ДОУ стоит первостепенная задача – сформировать связную речь у дошкольников, что в свою очередь предполагает умения воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания. Вопросы развития связной речи были актуальны во все времена и её проблемами занимались многие исследователи: Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова, Э.П. Короткова,В.И. Логинова и многие другие. Они отмечали, что именно в старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место. Они способствуют дальнейшему формированиюсвязной речи и успешному обучению в школе. Однако анализ проблемы показал, что практический аспект методических основ формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических условий формирования способностей,4меняются детские поколения и соответственно меняется технология работы педагогов. Также причина возникающих трудностей связана с недостатком специальных программ и рекомендаций по использованию средств и методов формирования связной речи у детей.В настоящее время задачи по овладению речью как средством общенияи культуры, по обогащению активного словаря, развитию связной,грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитиюзвуковой и интонационной культуры, фонематического слуха отражаются вФедеральном государственном образовательном стандарте дошкольногообразования .На практике реализовать задачи по развитию связной речи возможнолишь с учётом ведущей деятельности конкретного возрастного периода. Вдошкольном детстве основным видом деятельности является игра, именнопоэтому при планировании работы по развитию связной речи нужно применять игровые виды упражнений, заданий и т.д. Актуальность выбранной темы заключается в том, что важной задачей дошкольного образования на современном этапе является формирование у дошкольников потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. Одно из решающих условий решения этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека.   Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо дошкольники овладеют родным языком, речевыми навыками и умениями.Таким образом, развитие речи дошкольника – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которыеспособствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи,словосочетаниями, предложениями различных типов,словообразовательными моделями.

    Для достижения ребенком коммуникативной компетентности я помогаю ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.

   Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбираю формы работы в зависемости от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения.

Исходя из этого, для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приемами, я использую следующие инновационные методы:

Здоровьесберегающие технологии. Метод проектирования, Икт технология, Мнемотехнология, Педагогическая Арт-терапия, Синквейн, Лего- технология, Лепбуки

   Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация общения.

    Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. Для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др.

   Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий .

   Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи),     «Магазин   волшебных   вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

   Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О.А предлагает игры с готовыми текстами:  подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».

  Кузеванова О.В., Коблова Т.А. приводят примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников: литератрно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры- драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.

   Хочу поделиться своим опытом по применению здоровьесберегающих технологийна своих занятиях с дошкольниками на занятиях по развитию речи. Дети 4 – 7 лет быстро утомляются, они не могут долго сидеть на одном месте и заниматься одним видом деятельности. У них снижается внимание и память, теряется интерес к занятию. Это легко понять потому, что они начинают вертеться на своем месте, разговаривать, т.е. «выпадать» из учебного процесса.

   С целью предупреждения утомления  и усталости детей я применяю различные гимнастики (пальчиковую, дыхательную, для глаз).

   Пальчиковая гимнастика помогает не только снять напряжение, но решить многие проблемы. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Ее можно проводить в любой удобный отрезок времени. Дети всегда с удовольствием выполняют различные пальчиковые упражнения.

  Дыхательная гимнастика. При выполнении дыхательных упражнений у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Дети тоже любят эти упражнения. Мы то запускаем ракету в космос, то руководим запуском из центра управления полетом. Мы устраиваем листопад или снегопад, или отправляем в полет бабочек.

   Также для дыхательных упражнений можно использовать скороговорки, которые нужно произносить на выдохе. Для своих дошкольников я использую коротенькие скороговорки.

Гимнастика для глаз проводится в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Вообще, желательно проводить ежедневно и не только для детей, но и для педагогов. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.Эти упражнения можно выполнять сидя, например: И. п. – сидя, руки на поясе. На счет "1" – поворот головы направо; "2" – и. п.; "3" – поворот головы налево; "4" – и. п.; "5" – плавно наклонить голову назад; "6" – и. п.; "7" – голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 

Очень полезны упражнения для мобилизации внимания и для снятия утомления с плечевого пояса и рук, которые основаны на поворотах, потягиваниях. Упражнения можно выполнять как стоя, так и сидя.

   Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности обучающихся применяюдинамические паузы (физминутки).Они интересны детям, так как проходят в игровой форме. Материала для физминуток очень много на образовательных и родительских сайтах. Можно найти очень интересные стихи.  Из коррекционных технологий в силу направленности моей образовательной программы я используюартикуляционную гимнастику– упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Таким образом, каждая из применяемых мною технологий имеет оздоровительную направленность.

  Метод проектирования.Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого проекта.

С детьми ИКТ используют в процессе ООД по развитию речи в качестве современного наглядного материала.

 Практика показывает, что предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

    В нашей группе формируется банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы воспитателя в развитии речи детей по следующим направлениям:

    1. Воспитание звуковой культуры речи.

     2. Формирование лексико-грамматических средств языка: формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений), развитие словаря.

     3. Развитие связной речи (диалогической и монологической речи).

     4. Подготовка детей к обучению грамоте.

    Мнемотехнология (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

     Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

   1. Развитие связной речи;

    2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

   3. Развитие мелкой моторики рук;

   4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

  Арт-терапия– это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. В нашем случае- это кружковая деятельность по тестопластике.

    Раскрывая свои творческие замыслы в лепке из соленого теста ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении. Дети постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами. Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке.   Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира. Это помогает детям раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

Синквейн– короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. Усинквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн» – его все чаще и чаще используют в детских садах в старших группах.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительноеили местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательныеили причастия), они дают описание признаков и свойстввыбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголамиили деепричастиями, описывающими характерные действияобъекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношениеавтора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее сутьпредмета или объекта.

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Развивая речетворчество дошкольников воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение

    Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях,  в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.

     Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях.

Лэпбук– это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя, родителей и ребенка.    Лэпбук– в дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.),  в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.

Такая интерактивная папка позволяет:пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов; ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков; формировать грамматические категории; развивать связную речь; формировать психологическую базу речи; совершенствовать мелкую моторику.

В своей работе я использую лэпбук на индивидуальных и подгрупповых занятиях по развитию связной речи.Лэпбук - эффективное средство и для привлечения родителей к сотрудничеству.На мой  взгляд, лэпбук –  это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда.Работа с лэпбуками, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие наших воспитанников.

    Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающимся состоянии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие связанной речи у детей дошкольного возраста"

Развитие связанной  речи у детей  дошкольного возрастаПонимание речи и владение ею является важным фактором социализации ребёнка, приобщения его к обществу, полноценной жизни в нем.Умение по...

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речикак условие развития речевых способностей дошкольников»...

Развитие связаной речи у детей дошкольного возраста.

В статье говориться о развитии  связной речи у детей дошкольного возраста....