Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»
материал

Бухтиярова Светлана Александровна

Мастер-класс с воспитателями

Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи

как условие развития речевых способностей дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс с воспитателями

Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий

развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

Развитие связной речи всегда было и остается актуальной, так как является первейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

По  результатам  анализа  наблюдений  за детьми  можно  отметить  следующие недостатки:

связные высказывания короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

уровень информативности высказывания очень низкий.

Дошкольники очень пластичны и легко обучаемы, но порой во время образовательной деятельности бывает трудно удержать ихвнимание–составление мнемотаблиц и их перекодировка вызывают интерес у детей, и помогает решить эту задачу. Мнемотаблицы-схемы  служат  дидактическим  материалом  в  работе  по развитию связной речи детей. Их используют для:

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихов

• в последовательности одевания и раздевания и т.д.

Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать обобщённый образ предмета;

- раскрывать существенное в объекте.

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, удержать внимание дошкольников во времяобразовательной деятельности.

Игровое упражнение «Сравни и назови».

Цель: развитие мышления, воображение, активизация речевой деятельности, обогащение словаря.  

 Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

Задания:

1. Как заварить чай?

2. Как приготовить тесто для выпечки печенья?

3. Расскажи, как мама дома варит суп (борщ)?

    Организуя с детьми такие задания, решаю следующие задачи: научить детей планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор, развивать и активизировать речевую деятельность. Целью таких заданий и игровых упражнений является развитие творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы посредством коммуникативной деятельности. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно - печатных игр, интерактивных игр.

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одним из таких технологий является – ЛЕГО. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является  системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребенку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи). Это дает возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.«ЛЕГО» позволяет учиться, играя и обучаться в игре, например овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных).

       При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т.д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

      ТРИЗ - педагогика, как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80 – годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). ТРИЗ – педагогика ставит целью формирование сильного мышление и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Основной формой обучения по технологии ТРИЗ –является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой творческий продукт. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи.

Игра по теме: «По лесным тропинкам (деревья и кустарники)» с использованием методов технологии ТРИЗ.

Метод технологии ТРИЗ «Сенсорный ящик».

Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.

Ход игры.

В сенсорном ящике спрятан плод с какого-то дерева. Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрения, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает воспитатель.

Зрение: Какой он формы? (он овальной формы).

Какого он цвета? (коричневый).

Какого он размера? (по сравнению с яблоком – он маленький, по сравнению с семечком – большой).

Сколько у него частей? (у него 2 части).

Осязание: Какой он на ощупь? (он гладкий, а шляпка шероховатая).

Слух: Он издает звук? (нет).

Обоняние: Он пахнет? (нет).

Вкус: Это съедобный предмет? (для человека – несъедобный, но съедобный для некоторых животных).

Это желудь. Правильный ответ.

Метод технологии ТРИЗ «Системный оператор»

Цель: формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, обогащение номинативного и предикативного словаря, развитие связной речи.

Ход игры.

С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляется рассказ о дубе.

Если мы рассмотрим что-то,

                                     Это что-то для чего-то…

                                     Это что-то часть чего-то…

                                     Это что-то из чего-то….

                                     Чем-то было это что-то…

                                     Что-то будет с этим что-то…

                                     На экране рассмотри…

- Если мы рассмотрим что-то. Это что-то для чего-то. Для чего нужен дуб? (Дуб – это дерево. Дерево нужно, чтобы давать нам кислород, очищать воздух. Летом ветви дуба защищают от солнца. Дуб может быть домом для птиц и животных).

- Это что-то изчасть чего-то…Частью чего является дуб? (Дуб – это часть природы, часть леса).

- Это что-то из чего-то…Какие части есть у дуба? (У дуба есть корень, ствол, ветви, листья и плоды – желуди).

- Чем-то было это что-то…Всегда ли дуб был таким, как сейчас? Чем раньше был дуб? (раньше дуб был желудем. Потом из желудя появился маленький дубок. Потом дубок вырос и превратился в могучий дуб.)

- Что-то будет с этим что-то… Что может произойти с дубом? Чем он станет? (Когда дуб спилят, то останется пенек.Дуб может стать дровами, мебелью (столом, стулом, шкафом), из него могут сделать бумагу).

Таким образом, в результате образовательной деятельности с применением выше представленных образовательных технологий у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива, дошкольники научатся классифицировать предметы, будет развиваться речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

1. Актуальность проблемы. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, ...

Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольниковДошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления ...

"Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

Данный материал предназначен для работы по развитию речи  с дошкольниками....

Статья "Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей. Понятие "игровые технологии речевого развития" включает достаточ...