Главные вкладки

    Тематический план по развитию речи для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 год обучения (4-5 лет)
    учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

    Трифан Елена Вячеславовна

    Аннотация тематического плана для работы с детьми разновозрастной дошкольной группы компенсирующей направленности с нарушением интеллекта

     

    Представленный тематический план разработан в соответствии с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (Проект) и программы обучения и воспитания Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», 2011 год. Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющих легкую степень умственной отсталости (QI в пределах 50 – 69), а так же для детей, имеющих сложную структуру дефекта, при которой имеются два и более первичных дефекта. А так  же учитывалась программа для дошкольных образовательных организаций «Омское Прииртышье» Л.В. Борцова, Е.Н. Гаврилова, М.В. Зенова, и Т. А. Чернобай. Содержание тематического плана учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требования к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников. На занятиях по развитию речи планомерно и поэтапно решаются специфические задачи, направленные на обобщение, систематизацию и обогащение культуры речи ребенка и развитие его языковых способностей. Обучение детей на специальных занятиях предполагает также формирование основ грамотной речи, понятной и самому ребенку, и окружающим его сверстникам и взрослым. При этом именно взрослый создает ситуацию общения, в которой усвоенные навыки и формируемые способности закрепляются и развиваются.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_rechi_2_god_obucheniya.docx33.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тематический план по развитию речи для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 год обучения

    (4-5 лет)

    Мес.

    Нед.

    Тема

    Коррекционно-развивающие задачи

    Знания, умения и навыки

    Словарь

    Дата

    I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

    БЛОК: День знаний. Детский сад.

    Сентябрь

    3

    Детский сад. Профессии в детском саду. Музыкальные инструменты.

    Познакомить детей с помещениями детского сада и их назначением. Познакомить детей с профессией учителя-дефектолога, врача, воспитателя,  с некоторыми профессиональными действиями этих профессий, с предметами – помощниками в их труде. Познакомить детей с музыкальными инструментами (инструменты, фортепиано, металлофон). Учить различать и называть музыкальный инструмент, на котором исполняется знакомая мелодия. Разучить потешку «Ладушки».

    Знать помещения детского сада и их назначение. Знать профессии учителя-дефектолога, врача, воспитателя,  с некоторыми профессиональными действиями этих профессий, с предметами – помощниками в их труде. Знать названия музыкальных инструментов (инструменты, фортепиано, металлофон). Уметь различать и называть музыкальный инструмент, на котором исполняется знакомая мелодия. Знать потешку «Ладушки».

    Детский сад, врач, воспитатель, учитель-дефектолог, помощник воспитателя. Музыкальные инструменты, фортепиано, губная гармошка, баян.

    17.09

    4

    Игрушки.

    Учить детей составлению короткого рассказа по двум – трем игрушкам с помощью педагога по наборам: мальчик и мячик, кукла Катя и Жучка. Познакомить детей с произведением А. Барто «Мишка».

    Уметь составлять короткие рассказы по двум-трем игрушкам с помощью педагога по наборам: мальчик и мячик, кукла Катя и Жучка. Знать содержание произведения А. Барто «Мишка».

    Игрушки, ведерко, совок, лопатка, мяч, машинка, кукла, лошадка, кошка, неваляшка.

    24.09

    БЛОК: Осень

    Октябрь

    1

    Огород. Овощи.

    Познакомить детей с овощами; учить различать овощи по вкусу, на ощупь.

    Познакомить с отрывком из произведения Ю. Тувима «Овощи» (в обработке С. Михалкова).

    Знать название овощей. Уметь различать овощи по вкусу, на ощупь. Знать содержание отрывка из произведения Ю. Тувима «Овощи» (в обработке С. Михалкова).

    Овощи, огурец, помидор, капуста, морковь, картофель, лук.

    01.10

    2

    Сад. Фрукты.

    Познакомить детей с фруктах. Учить составлять рассказ-описание по наводящим вопросам; употреблять в речи простые предложения.

    Познакомить со считалкой «Мы делили апельсин…».

    Знать названия фруктов. Уметь составлять рассказ-описание по наводящим вопросам; употребляя в речи простые предложения. Знать содержание считалки «Мы делили апельсин…».

    Фрукты, яблоко, груша,

    апельсин, лимон.

    08.10

    3

    Дары леса. Грибы. Ягоды.

    Познакомить детей с дарами леса (грибы и ягоды). Учить дифференцировать на съедобные и несъедобные грибы. Познакомить с отрывком из стихотворения «По малину».

    Уметь правильно называть дары леса-грибы и ягоды. Уметь  дифференцировать на съедобные и несъедобные грибы. Знать содержание отрывка из стихотворения «По малину».

    Дары леса, грибы, лисичка, мухомор, съедобные и несъедобные грибы,  ягоды, малина, земляника.

    15.10

    4

    Осень. Деревья осенью.

    Познакомить детей со временем года осень (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди); систематизировать представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки осени. Закреплять представления детей о листьях разной формы и окраски (о зелёном, красном цветах в природе). 

    Знать и уметь выделять время года осень (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди),    уметь рассказывать об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки осени. Уметь находить листья разной формы и окраски (зелёные, красные цветом в природе). 

    Осень, холодно, дождь, пасмурно, похолодало.

    Мнемотаблицы.

    22.10

    5

    Перелетные птицы.

    Познакомить детей с прибауткой «Гуси, вы гуси». Учить отвечать на вопросы по тексту произведения, разбирать прочитанное, добиваясь понимания смысла.

    Знать прибаутку «Гуси, вы гуси». Уметь отвечать на вопросы, разбирать прочитанное, добиваясь понимания смысла.

    Гуси, улетели, перелетные.

    29.10

     

    БЛОК: Животный мир.

    1

    Животные жарких стран.

    Познакомить детей с животными жарких стран. Учить составлять рассказ-описание по схеме; употреблять в речи простые предложения. Познакомить с произведением А. Барто «Слон».

    Уметь правильно называть животных жарких стран. Уметь составлять рассказ-описание по схеме; употреблять в речи простые предложения. Знать содержание произведения А. Барто «Слон».

    Животные жарких стран, слон, зебра, обезьяна, тигр, лев. Мнемотаблицы.

    05.11

    Н

    2

    Дикие

    животные и их детеныши. Подготовка к зиме.

    Познакомить детей с дикими

     животными (внешний вид, пища, жилище); умение узнавать и  называть  животных. Разучить с детьми потешку А. Барто «Зайка».

    Уметь узнавать и  называть  животных. Знать внешний вид диких животных, чем питаются. Знать потешку А. Барто «Зайка».

    Волк, еж, медведь, лиса, заяц, белка.

    12.11

    3

    Домашние животные и их детеныши.

    Познакомить детей с домашними животными (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных. Познакомить с потешкой «Идет коза рогатая».

    Уметь узнавать и называть домашних животных. Знать, какую пользу приносят домашние животные людям. Знать потешку «Идет коза рогатая».

    Домашние животные, собака, кошка, свинья, корова, лошадь.

    19.11

    4

    Домашние птицы

    Познакомить детей с домашними птицами. Познакомить детей с потешкой «Петушок, золотой гребешок».

    Знать домашних птиц. Знать потешку «Петушок, золотой гребешок».  Уметь отвечать на вопросы по тексту произведения.

    Домашние птицы, курица, петух, утка, гусь.

    26.11

    II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

    БЛОК: Здравствуй, зимушка-зима.

    Декабрь

    Декабрь

    1

    Зима.

    Познакомить детей с признаками зимы. Повторить с детьми характерные признаки зимы. Учить определять по изображениям зиму. Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе. Познакомить детей со стихотворение «Улетают, улетели»

    Знать время года зиму, характерные признаки зимы.

    Уметь определять по изображениям зиму,  знать зимние явления в природе.

    Знать зимние явления в природе. Знать стихотворение «Улетают, улетели»

    Зима, снег, холодно.

    03.12

    2

    Зимующие птицы.

    Познакомить детей с зимующими птицами. Познакомить с понятием «зимующие птицы», с условиями их жизни, подкармливать их зимой. Разучить с детьми потешку «Сорока-белобока». Научить детей самостоятельно рассказывать потешку. Вызывать у детей эмоциональный отклик, стремление отхлопывать ритм или совершать ритмичные действия, побуждать к совместному и отраженному декламированию.

    Иметь представление о зимующих птицах. Знать понятие «зимующие птицы»,  условия их жизни. Знать потешку «Сорока-белобока». Уметь  самостоятельно рассказывать потешку, вызывая у детей эмоциональный отклик, стремление отхлопывать ритм или совершать ритмичные действия, побуждать к совместному и отраженному декламированию.

    Воробей, сорока,  синица, голубь.

    10.12

    3

     Новогодний калейдоскоп.

    Продолжать знакомить детей с зимними забавами и играми: игра в снежки, катание на коньках, лыжах, с горки, постройка снежного городка, лепка снеговика из снега. Познакомить детей с отрывком из произведения О. Высотской «На санках». Продолжать знакомить с традициями новогоднего праздника. Учить детей составлять рассказ о празднике по опорным картинкам. Разучить с детьми стихотворение к Новому году, учить рассказывать наизусть.

    Знать зимние игры и забавы: игра в снежки, катание на коньках, лыжах, с горки, постройка снежного городка, лепка снеговика из снега.  Уметь понимать рассказанный отрывок из текста О. Высотской «На санках». Знать традиции   новогоднего праздника. Уметь составлять рассказ по опорным схемам-картинкам о празднике. Знать стихотворение к Новому году, уметь рассказывать наизусть.

    Снежки, катания с горки, на коньках, лыжах, снеговик, снежный городок, ледяная крепость. Новый год, праздник, подарки, зима, елка.

    17.12

    4

    Промежуточная диагностика

    нварь

    БЛОК: Я и мой мир.

    2

    Дружная семья.

    Учить детей знать и называть по имени правильно членов своей семьи, знать свою фамилию. Учить выделять по общей фотографии себя, маму, папу, бабушку, дедушку. Познакомить с родственными отношениями в семье. Познакомить детей с произведением Е. Благининой «С добрым утром».

    Уметь правильно называть по имени членов своей семьи. Уметь выделять по общей фотографии себя, маму, папу, бабушку, дедушку. Знать родственные отношения в семье. Знать  и понимать рассказанный текст Е. Благининой «С добрым утром».

    Имя, фамилия, папа, мама, дедушка, бабушка.

    14.01

    3

    Человек (части тела).

    Учить детей называть правильно свои имя и фамилию, имена близких взрослых и сверстников, участвующих в повседневном общении.

    Учить видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Познакомить детей с потешкой «Водичка - водичка».

    Уметь правильно называть  свои имя и фамилию, имена близких взрослых и сверстников, участвующих в повседневном общении. Уметь видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Знать и понимать потешку «Водичка - водичка».

    Имя, фамилия, части тела, рука, нога, голова, лицо, туловище, девочка, мальчик.

    21.01

    4

    Одежда.

    Обувь. Головные уборы.

    Познакомить детей с предметами верхней одежды; подбирать её с соответствующим временем года. Учить составлять рассказ-описание по схеме; употреблять в речи простые предложения. Познакомить с украинской сказкой «Рукавичка». 

    Познакомить детей с обувью, ее назначение; познакомить с отдельными деталями обуви; учить ухаживать за обувью. Познакомить с головными уборами, соотносит его с сезоном, возрастному признаку.  Познакомить детей с произведением О. Высоцкая «Холодно».

    Уметь правильно называть предметы верхней одежды, подбирать её с соответствующим временем года. Уметь составлять рассказ-описание по схеме; употребляя в речи простые предложения. Знать украинскую сказку «Рукавичка».

    Уметь узнавать и называть обувь, соотносит обувь с сезоном, возрастному признаку; ухаживать за нею. Уметь узнавать и называть головные уборы, соотносит его с сезоном, возрастному признаку. Знать содержание произведения О. Высоцкой «Холодно».

    Одежда, шуба, пальто, кофта, брюки, шарф, рукавицы.

    Обувь, сапоги, валенки, туфли, туфли, тапки, ботинки. Головной убор, шапка, кепка, косынка. Мнемотаблицы.

    28.01

    Февраль

    1

    Дом. Мебель.

    Познакомить детей с основными видами мебели; учить правильно обставлять комнату; воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели. Познакомить детей с произведением Б.

    Иовлев «У крылечка».

    Уметь узнавать и называть основные виды мебели, уметь правильно обставлять комнату, воспитывая чувство красоты. Знать содержание произведения Б. Иовлев

    «У крылечка».

    Мебель, стул, стол, кровать, диван, шкаф, ножка, спинка, сиденье. Крылечко.

    04.02

    2

    Посуда.

    Познакомить детей с названиями и назначениями отдельных предметов посуды. Познакомить с блюдцами, ножом, кастрюлей, половником, чайником, сковородой. Познакомить детей с произведением К. Чуковский «Федорино горе». 

    Знать  названия и назначения отдельных предметов посуды. Знать блюдце, нож, кастрюлю, половник, чайник, сковороду. Знать  произведением К. Чуковский «Федорино горе».

    Посуда, тарелка, чашка, нож, блюдце, кастрюля, сковородка, вилка, ложка,

    чайник. Мнемотаблицы.

    11.02

    3

    День защитников Отечества. Военные профессии.

    Познакомить детей с праздником «23 февраля», военными профессиями (лётчик, танкист). Разучить с детьми стихотворение к празднику.

    Знать праздник «23 февраля», уметь называть военные профессии (лётчик, танкист). Знать стихотворение к празднику.

    Родина, защитники, лётчик, танкист. Мнемотаблицы.

    18.02

    4

    Продукты питания.

    Познакомить детей с понятиями «еда», «продукты», «напиток». Познакомить детей с культурой питания, значимость питания. Познакомить детей с произведением С. Капустин «Маша обедает». 

    Иметь представление о еде, продуктах, напитках. Знать о культуре питания и о поведении за столом. Знать содержание текста С. Капустин «Маша обедает». 

    Еда, продукты питания, хлеб, яйца, молоко, масло, шоколад, сыр, курица, рыба, напиток.

    25.02

    Март

    БЛОК: Весна пришла.

    1

    Мамин праздник.

    Познакомить детей с праздником «8 Марта». Разучить к празднику стихотворение о маме, бабушке.

    Знать праздник «8 Марта». Знать стихотворение про маму или бабушку.

    Мамин праздник, весна.

    04.03

    2

    Весна. Прилет птиц (закрепление)

    Познакомить детей с признаками весны. Учить детей составлять фразы по опорным картинкам о приметах весны. Закрепить представления у детей  о перелётных птицах. Познакомить со стихотворением «На зеленом на лужку…».

    Знать характерные  признаки весны (весной снег и  лед тают, становится теплее, солнце греет). Знать перелётных птиц. Знать стихотворение «На зеленом на лужку…».

    Весна, праздник, капель, травка, солнце. Грач, скворец, кукушка.

    11.03

    3

    Деревья, кустарники.

    Познакомить детей с деревьями и кустарниками. Учить дифференцировать деревья и кустарники. Познакомить детей с произведением И. Токмакова «Деревья».

    Знать деревья и кустарники. Уметь дифференцировать деревья и кустарники. Знать произведение И. Токмакова «Деревья».

    Деревья, кустарники. Ветки, ствол, листья, корни. Мнемотаблицы.

    18.03

    4

    Комнатные растения.

    Познакомить детей с комнатными растениями, их строением. Познакомить со стихотворением Н. Нищева «На окне в горшочках».

    Знать названия комнатных растений, их строение. Знать стихотворение Н. Нищева «На окне в горшочках». 

    Комнатные цветы, герань, кактус, корень, стебель, листья, цветок.

    25.03

    III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

    БЛОК: Мой город. Моя страна.

    1

    Транспорт (наземный).

    Познакомить детей с наземным транспортом, с его назначением;  с профессией шофера. Познакомить детей с произведением А. Барто «Грузовик»

    Знать названия наземного транспорта, его назначение. Знать  профессию шофер. Знать произведение А. Барто «Грузовик»

    Наземный транспорт, машина, автобус, поезд, шофер.

    01.04

    2

    Транспорт (водный, воздушный).

    Познакомить детей с водным и воздушным транспортом, с его назначением;  с профессиями летчик, моряк. Познакомить детей с произведениями А. Барто «Самолет», «Кораблик». 

    Знать водный и воздушный транспорт. Знать  профессии, летчик, моряк. Знать произведения А. Барто «Самолет», «Кораблик». 

    Водный транспорт, воздушный транспорт, самолет,  вертолет, летчик, моряк, корабль, пароход.

    08.04

    3

    Красота земли сибирской. Мой город Омск.

    Познакомить детей с понятием «город» (количество людей, многоэтажные дома, длинные улицы); название города, в котором живешь.

    Иметь представление о городе(количество людей, многоэтажные дома, длинные улицы), знать название города, в котором живешь.

    Город, Омск, улицы, люди. Мнемотаблицы.

    15.04

    4

    Профессии. Инструменты

    Познакомить детей с понятиями «профессия, работа», значение для человека. Познакомить с распространенными профессиями.

    Иметь представление, что значит профессия, работа. Знать распространенные профессии.

    Работа, профессия, врач, шофер, воспитатель, учитель, продавец, парикмахер. Мнемотаблицы.

    22.04

    5

    Стройка.

    Познакомить детей со стройкой, профессией строитель. Учить составлять рассказ – описание по серии худ. картинок «Как волк, заяц и медведь строили дом».

    Иметь представление, что значит стройка. Знать профессию строитель. Уметь составлять рассказ – описание по серии худ. картинок «Как волк, заяц и медведь строили дом».

    Стройка, строитель, дом, кирпич. Серия худ. картинок.

    29.04

    Май

    БЛОК: Скоро лето.

    1

    Насекомые.

    Познакомить детей с насекомыми, их характерных признаках; воспитывать бережное отношение ко всему живому. Познакомить со строением насекомых, их пользе человеку. Познакомить со сказкой К. Чуковского «Муха - цокотуха».  

    Уметь различать и называть насекомых, уметь бережно относиться ко всему живому. Знать строение насекомых, какую пользу приносят человеку. Знать содержание сказки К. Чуковского «Муха - цокотуха».

    Насекомые, жук, пчела, муха, бабочка, кузнечик, комар, божья коровка.

    06.05

    2

    Скоро лето. Первоцветы.

    Познакомить детей с признаками лета. Учить строить фразы из двух слов: «Летом тепло», «Светит солнышко», «Деревья зеленые». Расширять и уточнять знания детей о цветах, их строению (корень, стебель, листья, бутон, цветок). Воспитывать бережное отношение к природе.

    Знать признаки лета. Уметь строить фразы из двух слов: «Летом тепло», «Светит солнышко», «Деревья зеленые». Уметь называть и различать цветы, их строение (корень, стебель, листья, бутон, цветок). Воспитывать бережное отношение к природе.

    Лето, тепло, солнышко, светит, солнечный день, первоцветы, одуванчик, тюльпан, колокольчик, роза, ромашка. Мнемотаблицы.

    13.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект "Елочка -красавица"(для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта)

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервы.  Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие е...

    Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

    Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....

    Сюжетно – ролевая игра и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

    Доказывается в работе значимость с-ролевых игр для развития речи детей...

    ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

    В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра. Это связанно с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знания...

    Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

    Целью программы является развитие когнитивного потенциала, социализация ребенка с синдромом Дауна, повышение его самостоятельности и автономности, создание условий для развития эмоционального, социаль...

    Методическая разработка "Логоритмика как форма коррекции речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

    Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений...

    Тематический план по ознакомлению с окружающим миром и социальному развитию для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 год обучения (4-5 лет)

    Аннотация к тематическому планированию для работы с детьми разновозрастной дошкольной группы компенсирующей направленности с нарушением интеллектаПредставленное тематическое планирование разработано в...