Методическая разработка "Логоритмика как форма коррекции речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Лепехина Светлана Викторовна

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 19  г. Волгограда Ворошиловского района

Методическая разработка на тему:

«Логоритмика

как форма коррекции речи детей

 дошкольного возраста

с нарушением интеллекта»

                                                                                                                         

                                                                                                               

                                                              Составители:

                                                                     учитель-логопед

                                                                 Лепехина С.В.,

                                                                                         Музыкальный руководитель

                                                                            Щурова Е.В.                                                                                                                                               МОУ д/с № 19                                                                                                                                                                              

                                                                                                 

                                                                                                                                                               

        Волгоград  2015 г.

Содержание

Аннотация........................................................................................................    3

Пояснительная записка.....................................................................................   4-5

Аналитическая часть ……………………………………………………......   6-11

Практическая часть………………………………………………………….    12-19

Заключение......................................................................................................     20

Список литературы...........................................................................................   21-22

Приложение №1…………………………………………………………….…  23-27

Приложение №2……………………………………….……………................  28-32

        

 Аннотация

        Методическая разработка на тему: «Логоритмика как форма коррекции речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»  составлена учителем-логопедом и музыкальным руководителем детского образовательного учреждения компенсирующего вида  № 19  г. Волгограда  и содержит:

 Аннотацию

 Пояснительная записка

 Аналитическую часть

 Практическую часть

 Заключение

 Список литературы

 Приложение №1

 Приложение №2

Методическая разработка предназначена для логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, работающих в дошкольных учреждениях с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Наш детский сад посещают дети с нарушением интеллекта. Это дети с различным уровнем развития речи: совсем не владеющие активной речью; владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой; владеющие формально хорошо развитой речью. Нарушения звукопроизношения определяются комплексом патологических факторов. Основные причины нарушений звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта: несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи; позднее развитие фонематического слуха; недоразвитие общей и речевой моторики; аномалии в строении органов артикуляции: губ, твердого и мягкого неба, челюстей.

         Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др., я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.

Пояснительная записка

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. 
    Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда, дефектолога и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того,  логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети  с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции
  • развитие фонематического восприятия
  • расширение лексического запаса
  • развитие слухового внимания и двигательной памяти
  • совершенствование общей и мелкой моторики
  • выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов
  • творческой фантазии и воображения

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Логоритмику логопед может использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия.

Дети, особенно неговорящие, на логопедических занятиях часто начинают скучать и отказываются выполнять задания логопеда. Им не нравится выполнять однообразные артикуляционные упражнения, работать со знакомыми картинками и игрушками, сидя за столом. В этом случае логопеду полезно изменить привычный стереотип занятия: переместиться на ковер, использовать логоритмику.

Во время логоритмических занятий логопед решает несколько коррекционных задач. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, улучшается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, развивается слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Неговорящие дети именно на логоритмических занятиях демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки.
   Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. 

      Занятия логоритмикой направлены на оздоровление:

 1. С помощью различных упражнений (из ритмической, партерной, художественной гимнастики, элементов хореографии, игр, танцев (различных народов и жанров) сформируются важные музыкально-двигательные умения и навыки. Будут всесторонне и гармонично развиваться формы тела и функции всего детского организма, т. е. совершенствоваться физические способности, укрепляться здоровье.

2. Музыкально-ритмические занятия также влияют и на оздоровительно - гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение ребенка. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Аналитическая часть

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

        Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому для детей с нарушением интеллекта просто необходимо проводить занятия логоритмикой.

Я выбрала данную тему потому что: в результате проведенной мною диагностики по развитию музыкальных способностей воспитанников, много детей с нарушением речи, я сделала выводы, что данная тема наиболее актуальна.

В настоящее время достаточно большой процент детей нуждается в логопедической помощи, потому что многие воспитанники имеют отклонения в речевом развитии, поэтому эта тема особо актуальна в настоящее время.

Логоритмика направлена на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

        Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Свою работу я начала с изучения методических рекомендаций и практического материала авторов, занимающихся логоритмикой (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)

Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

         На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

  • Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).
  • Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
  • Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
  • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
  • Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
  • В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом  и особенностями психофизического развития детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.

Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.

Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.

Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.

Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.

Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.

Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества.

Расширение активного запаса детей.

Учитывая принципы систематичности и последовательности, я разработала перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный мной перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

При составлении тематического плана я выделяю следующие направления работы:

  • развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  • формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
  • развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
  • развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
  • развитие мелкой моторики пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

Цель методической разработки

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной методической разработки - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка с нарушением интеллекта посредством сочетания слова и движения.

Основные задачи методической разработки

  • оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей с нарушением интеллекта;
  • создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей с нарушением интеллекта, сохранения и укрепления здоровья данной категории детей, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;
  • разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия;

Принципы построения методической разработки

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются  учителем-логопедом, музыкальным руководителем, учителями начальных классов логопедической группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками ОУ.

3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача педагога  -  соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

 5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.

6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

 8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

        

Актуальность методической разработки

         С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка с нарушением интеллекта. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Перед специалистами, работающими с детьми с нарушением интеллекта, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья детей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Практическая часть

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки, движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Содержание занятий по логоритмике:

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях по рекомендации врача-педиатра используются:

- упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

- выработка продолжительного речевого выдоха,

- тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Для коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей в занятия по логопедической ритмике я включаю: музицирование (вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и упражнения, танцевально-ритмические упражнения, эмоционально-коммуникативный тренинг.
  • Вокальное музицирование представляет собой упражнения для развития голосового аппарата, пение с движением и аккомпанементом. Дети поют слоги мягко, напевно, формируя певческое дыхание, которое, в свою очередь, способствует развитию продолжительного речевого дыхания. Слоговые сочетания помогают устранять гнусавый тембр детского голоса. Разучиваются вокальные партии и обыгрываются с детьми в форме диалога между девочками и мальчиками. Чтобы задание вызывало интерес у детей, создаются игровые ситуации, например «Прогулка». На отрывистое звучание – «короткий бег по горячему песку», на напевное – «спокойная ходьба по мягкой травушке». В ходе работы над текстом песни расширяется активный словарь детей, фонематический слух и фонематические представления, формируется произвольность внимания. Игровое содержание текста помогает формированию грамматического строя речи. Для игры дети делятся на две подгруппы: одна поет, вторая играет, и наоборот.
  • Инструментальное музицирование предполагает игру на музыкальных инструментах и их заместителях.
  • Речедвигательные игры и упражнения способствуют продуктивности вербального запоминания, конкретизации слуховых образов, развитию связной речи. Дыхательно-артикуляционный тренинг служит основой для воспитания правильного физиологического и речевого дыхания, базой для артикуляционного компонента речевой системы. Речевые игры являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, интонационной выразительности. Например, дети поют фразу на одном дыхании, не разрывая ее, с отчетливой артикуляцией (за-за-за, зи-зи-зи, са-са-са, си-си-си и т.д.).
  • Танцевально-ритмические упражнения позволяют расширить представления занимающихся о своих ритмических способностях. Игрогимнастика способствует развитию определенных групп мышц, координации, зрительно-пространственных представлений, регуляции мышечного тонуса. Игроритмика воспитывает пластичность, координированность движений, ритмические способности, учит тонко чувствовать и передавать в движения характер музыкальных произведений.
  • Эмоционально-коммуникативный тренинг включает в себя упражнения, имеющие своей целью осознание и выражение невербальными и вербальными средствами основных эмоций (страха, радости, печали, гнева, злости, спокойствия), а также развитие эмпатии, коммуникативных навыков. Коммуникативные игры и упражнения с использованием хороводов, парного массажа способствует переходу ребенка на новый этап в развитии коммуникации. Релаксационные упражнения направлены на снятие мышечного, эмоционального напряжения и позволяют лучше контролировать эмоции и действия, участвуют в формировании навыка саморегуляции. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярная логоритмическая деятельность способствует формированию положительного эмоционального настроя, учит общению со сверстниками.
  • Театральные этюды.  Очень часто у детей с нарушением интеллекта маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Упражнения по логопедической гимнастике рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировка повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказывается целенаправленную индивидуальную помощь.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с моей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики я также провожу под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

В занятия по логоритмике я включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходит поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр  обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям.

На занятиях по логоритмике я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность.  Важна  координированная работа всех этих составляющих.  На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.

Также на занятиях по логоритмике я использую вокальные упражнения для развития голоса. Пропевание слогов помогает устранять гнусавость голоса, способствует его звонкости. У детей дыхание короткое, поэтому пропевание слогов способствует формированию певческого дыхания. На начальном этапе при разучивании песни проводится речевая игра. Работа над песней требует хорошей дикции, правильного дыхания – незаметного вдоха и бережного распределения дыхания на всю фразу. Пение закрытым ртом восстанавливает силы поющих детей и снимает напряжение голоса. Освоив мелодию с текстом и сопровождением, дети разыгрывают сценические действия. Песня развивает ассоциативное и логическое мышление. Игровое содержание текста помогает формированию грамматического строя речи.

В содержание логопедических занятий я включаю психогимнастику, психодинамическую медитацию, а также речевые упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками».  Приоритетной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью является задача их социальной адаптации. Ребенок с недоразвитием познавательной сферы не имеет возможности осуществлять полноценный интеллектуальный контроль над эмоциональной сферой, в отличие от своих сверстников с адекватным умственным развитием. С помощью игры в сказочном контексте можно помочь ребенку прожить многие ситуации и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме. Рассказывание стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес. Повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка.

 Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.

Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Диагностика неречевых психических функций

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент:        - - .. -

2-й элемент:        - .. - -

3-й элемент:        - - …

4-й элемент:        … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную таблицу:

Задачи диагностики

  • Создание благоприятных условий для детей с нарушением интеллекта, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
  • Диагностика неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана.
  • Проведение активной работы по организации детского коллектива.
  • Развитие коммуникативных навыков детей.
  • Осуществление коррекционной работы:

- закреплять артикуляции звуков  в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;

- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;

- научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;

-  учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;

- развивать музыкальные и творческие способности детей;

- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

- развивать правильное дыхание;

- научить детей основным принципам дыхательной гимнастики по   А. Стрельниковой, развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;

- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

- закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;

- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;

-   развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;

- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат;

- развивать артикуляционную, общую  и пальцевую моторику;

- развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.

  • Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям.
  • Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое здоровье, бережного отношения к окружающему миру.
  • Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к традициям своего народа.

Заключение

При разработке логоритмического занятия я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Список литературы

  • Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
  • Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.-  СПб.: ЛОИРО, 2007;
  • Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. -  М.: ТЦ Сфера, 2008;
  • Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
  • Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  • Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
  • Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». -  М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
  • Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  • Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.:  ТЦ Сфера, 2004;
  • Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
  • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  • Ковалько В.И.  Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. -  М.: ВАКО, 2005;
  • Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и  Д», 2000;
  • Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
  • Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д»,  2005;
  • Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;
  • Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  • Радынова О.П.  Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. -  М.: Просвещение Владос, 1994;
  • Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
  • Тютюнникова Т. Э.  Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
  • Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
  • Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. -  М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
  • Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
  • Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
  • Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
  • Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
  • Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. -  М.: Айрис-пресс, 2007;
  • Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». - М.: Просвещение, 1985г.
  • Гринер В.А. Самойленко Н.С. «Логопедическая ритмика» - М., Учпедгиз, 1941г.
  • Шашкина Г. Р. «Логопедическая ритмика для дошкольников». Методические рекомендации — М., 2001г.
  • Шашкина Г. Р. «Логопедическая ритмика для дошкольников». Учебное пособие — М., 2002г.
  • Клезович О.В. «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей»: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей –М., 2004г.
  • Бутакова Л.Г. «Занятия ритмикой и логопедической ритмикой в детском саду и во вспомогательной школе». М., 1994г.
  • Бехтерев В.Н. «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» - М., 1916г.

        Анисимова Г.И. «Новые песенки». Популярная логопедия - М., 2008г.

Приложение 1

Тематический план

 (логоритмический материал для детей 5-6 лет)

Лексико-грамматическая тема

Звук(и) для автоматизации

Используемый материал

1.

Октябрь

Семья.  Игрушки.  Части тела и лица.

[А]

[О]

[У]

[И]

[Э]

[Ы]

«Песенка мамонтенка»  (фотографии членов семьи)

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Упражнения «Найди маму», « Угадай-ка», «Хлопай как я», «Топай как я», «Топай, хлопай»

«Осенняя песнь»  Чайковский

«Дождь» - под музыку изобразить, как падает дождь на траву, на деревья, как дети надевают сапоги, прыгают через лужи, убегают от дождя.

Дидактическая игра «Что звучит?»

«Вокальные упражнения для развития голоса» Г.И. Анисимова

Упражнения «Цыплята», «Мячик для бегемотика»

Игры «Веселый поезд», «Мяч», «Разноцветные рыбки», «Внимательные ушки», Паровозик У», «Жеребенок  И»

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Психодинамическая медитация «Подсолнух»

«Песня Чебурашки», «Буратино», «Спят усталые игрушки»

Речевые  упражнения без музыкального сопровождения «Котенок-шалун», «Машина», «Часы»

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками» «Вкусный арбуз», «Смелый капитан», «Мы шоферы»

 

2.

Ноябрь

Туалетные принадлежности. Одежда. Обувь.

[М], М]

[В], [В]

[Н], [Н]

[П], [П]

Хоровод  «По малину в сад пойдём»

Подвижные игры «Умывалочка», «Брюки», «Тапки»

Упражнения «Баю-бай», «Умные пальчики», «Как красиво!», «Хлопки», «Топ-топ! Тук-тук!»

Игры «Дождик», «Слушай внимательно», Почини мишке штанишки», «Тапки и тапочки» (работа над тембровой окраской голоса, высотой тона).

Дидактическая игра «Надеваю-снимаю»

Вокальные упражнения – петь слоги мягко, напевно и связно (му-му-му – мо, ну-ну-ну –но)

Речевые  упражнения без музыкального сопровождения «Ветер», «Дождик», «Лужи»

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками» «Проказник ветер», «Ученые мартышки», «Радость»

3.

Декабрь

Обувь. Мебель. Новый год. Елка.

[Т], [Т’]

[К], [К’]

[С], [С’]

[З], [З’]

[Х], [Х’]

Хоровод «В лесу родилась ёлочка…»

Упражнения «Внимательные ушки», «Паровозик и жеребенок»,  « Ежик», «Пион», «Маша и Вова» (Какую песенку поет Маша? Не забудьте широко открыть рот, когда будете петь), «Наша елочка-краса», «Ледяной шарик», «Как чудесно пахнет елка!»

Подвижное упражнение «Елка»

Игры «Где звенит?», «Что звучит?»

Вокальные упражнения для развития голоса(дети поют фразу за-за-за, зи-зи-зи, зэ-зэ-зэ- на одном дыхании, не разрывая ее, с отчетливой артикуляцией – это активизирует пение детей, имеющих глухой тембр голоса)

Речевые упражнения без музыкального сопровождения «Колокольчик», «Маленькие ножки», «Веселые ноты»

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками» «Юные спортсмены», «Мамины помощники», «Утренние заморозки»

4.

Январь

Посуда. Продукты питания.

[Б], [Б’]

[Д], [Д’]

 «Песенка кота Леопольда»

Упражнения «Маша и жеребенок», «Пить – есть» (с мячом), «Повторяй за мной» (ды-ды-ды – я хочу воды; бы-бы-бы – ели мы бобы), «Чашка»

Вокальные упражнения для развития голоса

Упражнение для развития мимической моторики «Мартышка»

Пальчиковая гимнастика «Пирожки»

Подвижная игра « Каша»

Вокальные упражнения для развития голоса. Пение фраз связно и отрывисто. Упражнение содержит игровой момент – два контрастных музыкальных образа, которые дети могут воплощать в любимых ими персонажах сказок, мультфильмов(Красная Шапочка и Волк, Лиса и Заяц и др.)

Речевые упражнения без музыкального сопровождения «Непослушная неваляшка», «Мышка и кошка», «Старый дом»

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками «Снежная баба», «Лужи-зеркала», «Сосулька»

5.

Февраль

Посуда. Домашние птицы. Домашние животные.

], [Я]

[Г], [Г’]

[Ш], [Ж]

Игры «Веселый оркестр», «На прогулку», «Вышли гуси», «Лошадки»

Упражнения «Моем посуду», «Обезьянка», «Эхо», «Кто как голос подает?», «Где поет петушок?»

Подвижная игра «Утки», «Петух»

Вокальные упражнения для развития голоса

Психогимнастика «Медведь», «Зайка»

Речевые упражнения без музыкального сопровождения «Мышки-шалунишки», «Поросята-трусишки», «Друзья помогли»

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками «Обжора», «Мамины помощники»

6.

Март

Мамин праздник. Домашние животные. Дикие птицы.

[Ц], [Й]

[Ч], [Щ]

[Л], [Л’]

«Во саду ли в огороде» обр. Римского-Корсакова

«Яблочко» (матросский танец)

«Мы делили апельсин»

Упражнения «Наши мамы», «Бульдог», «Где пищит мышка?», «Голуби летят», «Чьи следы?», «Красивая птичка», «Грачата», «Перышко, лети» (дыхательная гимнастика)

Подвижные игры «Подарок маме», «Репка», «Ворона», «Воробей»

Игры «Мы увидели коня», «Собака со щенком», «Что умеют гуси?», «Весной»

Пальчиковая гимнастика «Игрушки-зверюшки»

Вокальные упражнения для развития голоса

Речевые упражнения без музыкального сопровождения «Часы», «Пришла весна», «Дождик»

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками «Облака», «Хочу быть птичкой», «Станем мы деревьями»

7.

Апрель

Дикие животные. Транспорт.

[Е], [Е]

[Р], [Р]

[Ф], [Ф’]

«Во поле берёза стояла» русская народная песня

 «То берёзка, то рябина», песенка Колобка

Упражнения «Как рычат мишки?», «Скворушка»,

«Люди-деревья» - под музыку изобразить дерево (руки подняты вверх над головой): подул ветер, дерево качается, листья кружатся и падают на землю, «Веселые зверята», «В лесу», «Пароходик и трамвай», «Гусеничный транспорт» (массаж ступней), «Пароходик и самолет»

Подвижные игры «Зайка», «Медвежонок», Поливальная машина»

Игры «На лесной лужайке», «Эхо», «Грузовик», «На машине»

Пальчиковая гимнастика «Шишки для мишки»

Психогимнастика «Бабочка»

Речевые упражнения без музыкального сопровождения «Заботливое солнышко», «Веселый ручеек», «Весенняя березка»

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками «Дождевые червячки», «рыбка плавала в пруду», «Лягушки-хохотушки»

8.

Май

Лето. Цветы. Насекомые. Игры с водой.

[Ь], [Ъ]

 «Разноцветная игра-танец с зонтиками»

Упражнения «Шмель», «Веселые жуки», «Красивый букет», «Рыбаки», «Облака»

Подвижная игра «Одуванчик»

Игры «Жмурки с колокольчиком», «Ромашки»

Психодинамическая медитация «Зверюшки», «Цветы», «Волшебный лужок»

Вокальные упражнения для развития голоса. Песня «По тропинке» сопровождается ходьбой детей, на проигрыш – подражательные движения, соответствующие движения ежика, зайчика, медведя. Мягкие слоги «ле», «ем», «ми» способствуют звонкости звучания голоса.

Приложение 2

Календарно-тематическое планирование

Октябрь

  1.  Семья.  Игрушки.  Части тела и лица.
  • Закреплять и расширять знания детей по теме с помощью наглядных пособий.
  • Выработка правильного диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков; преодоление твердой атаки голоса.
  • Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
  • Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.
  • Обучение соотнесению предметов с их словесным обозначением.
  • Развитие речевого слуха. Воспитание усидчивости.
  • Уточнение артикуляции звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [э].
  • Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [ау], [уа] в вокальных упражнениях для развития голоса.
  • Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных [а - у].
  • Уточнение артикуляции звука [ы], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
  • Уточнить артикуляцию звука [ы] в длительном и коротком пропевании.
  • Учить детей выделять звуки [ы - и]  из ряда гласных звуков.
  • Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
  • Развивать координацию движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
  • Развитие мимической моторики, подражательности, чувства ритма, тактильной чувствительности.
  • Закреплять умение различать на слух гласные звуки.
  • Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
  • Развивать мелкую и общую моторику детей в пальчиковых и подвижных играх.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.

Ноябрь

  1. Туалетные принадлежности. Одежда. Обувь.
  • Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме.
  • Отличие согласных звуков от гласных.
  • Знакомство с согласными звуками [м], [в], [н], [п] и их  мягкими парами.
  • Учить петь распевно нисходящий звукоряд из трех звуков (ма-ма-ма, ва-ва-ва, на-на-на, па-па-па).
  • Пропевание прямых и обратных слогов типа «ам», «ма».        
  • Активизировать движения языка, губ, нижней челюсти.
  •  Четко пропевать губные согласные, сочетающиеся с гласными [а], [у],  [э], [и].
  • Петь напевно и связно фразы на одном дыхании сверху вниз в диапазоне кварты (му-ма-ми, нэ-на-ни и т.д.).
  • Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
  • Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
  • Развитие зрительного восприятия и внимания, конструктивного праксиса, фонематического слуха, артикуляционной, тонкой, общей моторики, подражательности.
  • Совершенствование координации речи с движением.
  • Снятие психофизической напряженности; формирование произвольных движений кистей рук; устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса кистей рук.
  • Развитие чувственно-двигательной координации, выражение чувств удовольствия и радости; успокоение, расслабление, энергетическая «подзарядка».

Декабрь

  1. Обувь.  Мебель.  Новый год. Елка.
  • Закрепить знания детей по лексическим темам.
  • Знакомство с согласными звуками [т], [с], [з], [к] [х]  и их  мягкими парами.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Петь фразу на одном дыхании, не разрывая ее, с отчетливой артикуляцией (за-за-за, зи-зи-зи и т.д.). Бесшумно, не поднимая плеч, делать короткий вдох между фразами.
  • Учиться простукивать песенку на барабане палочками; петь на разной высоте: та-та-та.
  • Развитие тонкой моторики, тактильной чувствительности, координации речи с движением, слухового внимания и восприятия, чувства ритма.
  • Развивать мелкую и общую моторику детей в пальчиковых и подвижных играх.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.
  • Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.
  • Воспитывать у детей любовь к природе.
  • Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.

Январь

  1. Посуда.  Продукты питания.
  • Закреплять знания детей по теме.
  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [б-б], [д-д], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Закреплять артикуляцию звуков [б], [д]  с помощью дыхательных упражнений.
  • Учить детей дифференцировать звуки [п - б], [д - т] в речевых играх, логопедических распевках.
  • Петь мотивы фраз связно и отрывисто.
  • Осваивать звонкие согласные с гласными для устранения глухого тембра голоса и пассивного звукоизвлечения.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
  • Воспитывать у детей любовь к природе.
  • Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.

Февраль

  1. Посуда. Домашние птицы. Домашние животные.
  • Уточнение словаря по лексическим темам.
  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [г-г]; закреплять правильную артикуляцию звуков [г], [ш], [ж] в логопедических распевках.
  • Учить петь ровно закрытым ртом протяжный звук в начале фразы и мягко заканчивать ее (гу-гу-гу-гу  - гу, жу-жу-жу-жу  - жу и т.д.).
  • Развитие тактильной чувствительности, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движениями, подражательности, эмоционально-выразительных движений.
  • Развивать коммуникативные навыки и творческие способности детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.

Март

  1. Мамин праздник.  Домашние животные. Дикие птицы.
  • Закреплять знания детей по лексическим темам.
  • Уточнение артикуляции звуков [ц], [ч], [щ], [й], [л].
  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [л], [л’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Закреплять представление о звуке [j] в пении вокализов.
  • Петь отрывисто нисходящий звукоряд из четырех звуков с четкой артикуляцией слога «ай».
  • Развивать слуховое внимание и быстроту реакции на звуковой сигнал.
  • Учиться исполнять песню ласково, напевно, в умеренном темпе и ровным звуком. Сохранять и равномерно распределять дыхание на фразу. Окончания фраз пропевать мягко, протяжно, чуть не дотягивая половинную длительность, чтобы спокойно и без напряжения сделать вдох.
  • Учить соотносить содержание песни с изображением на картинках; воспитывать внимательность и сосредоточенность; учить выразительности речи и пения.
  • Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.
  • Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.

Апрель

  1. Дикие животные. Транспорт.
  • Уточнение и обогащение словаря по лексическим темам.
  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [р], [р’], [ф], [ф’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Закреплять правильную артикуляцию звуков [р], [ф]  в логопедических распевках, дыхательных играх.
  • Учить детей дифференцировать звуки [ф - в], [л - р]  в речевых играх.
  • Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.
  • Закреплять умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, животным.

Май

  1. Лето. Цветы. Насекомые. Игры с водой.
  • Закреплять знания, умения и навыки по лексическим темам.
  • Закреплять представление о буквах: «ь», «ъ».
  • Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Разучить с детьми комплекс игрового массажа.
  • Развивать координацию движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
  • Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.
  • Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
  • Развивать интонационную выразительность голоса, осознанность выполнения изобразительных действий через позу, мимику, характерные движения.
  • Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.
  • Закреплять умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к коррекции речи детей с нарушениями зрения.

Краткая характеристика речи детей с нарушением зрения и описание факторов, которые нужно учитывать в работе с ними....

«Логоритмика как форма коррекции речи детей младшего дошкольного возраста»

В совместной деятельности с детьми используя логоримические упражнения- корректирием речь детей....

Методическая разработка «День игры». Для детей с нарушением интеллекта.

Методическая разработка «День игры». Для детей с нарушением интеллекта....

Развитие понятийно - образной речи дошкольников с нарушением интеллекта на основе синектических методов обучения

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНО - ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ОСНОВЕ СИНЕКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯВоробьева Е.В., Калининград, Россия Аннотация. В статье рассматривается...

Сказки кузбасской писательницы Т. Яковлевой , как средство темпо-ритмической и интонационной коррекции речи детей с нарушением речи.

Важными средствами интонационной выразительности речи детей являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок ...