Сказки кузбасской писательницы Т. Яковлевой , как средство темпо-ритмической и интонационной коррекции речи детей с нарушением речи.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Горбунова Наталья Николаевна

Важными средствами интонационной выразительности речи детей являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tempo-ritm.docx82.45 КБ

Предварительный просмотр:

    Сказки кузбасской писательницы  Т. Яковлевой , как средство темпо-ритмической и интонационной коррекции речи детей с нарушением речи.                                                         

У детей ОВЗ( ТНР) дошкольного возраста в той или иной степени отмечается неспособность интонационно оформлять свою речь, правильно использовать выразительные средства языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.

Важными средствами интонационной выразительности речи детей являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.

В настоящее время существуют различные подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, а также авторские методики формирования интонационной стороны речи детей в общей и специальной педагогике.

Вопросы обучения средствам выразительности устной речи, формирования интонационных компонентов речи описываются в работах Османовой Г. А. и Поздняковой Л. А., Шевцовой Е. Е. и Забродиной Л. В., Артемова В. А., Артемовой Е.Э., Лопатиной Л.В., Ушаковой О.С. и Струниной Е.М., Кондратенко И.Ю. и др.

Одним из наиболее действенных и эффективных способов развития интонационной выразительности речи детей является работа со  сказкой и театрализованная деятельность по сказке..

Широкое использование различных видов театра помогает не только:

  • художественному  воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.        

Но и, что очень важно, с театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Театрализованная деятельность включает в себя:

- разыгрывание сказок, сценок,

- ролевые диалоги по иллюстрациям,

- самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.);

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

Единицами устной речи, которые ребёнок должен научиться воспроизводить, являются фонемаслогсловоречевой такт (часть фразы, выделяемая ритмико-интонационными средствами) и фонетическая фраза (законченное по смыслу высказывание, объединённое интонацией).

 Интонационная выразительность речи – одна из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, значительно упрощающая общение, способствующая успешному взаимодействию ребёнка со сверстниками и педагогами, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Формирование же интонационной выразительности у детей процесс достаточно сложный, дети учатся управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к ним речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Многие исследователи предлагают формировать интонационную выразительность различными средствами. Среди которых театрализованная деятельность (Е.С. Петрова, Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева), ТРИЗ технологии (А. Гин, Н.М. Гордеева), дидактические игры и упражнения (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова).

При усвоении речи немаловажную роль играет эмоциональная сфера, воспринимающая выразительность единиц языка. Эмоциональное состояние говорящего, экспрессия, цель высказывания воспринимаются и оцениваются через интонацию. Овладение интонацией происходит одновременно с овладением речью, поэтому восприятие интонации обычно опережает восприятие смысла. Неправильное интонирование может привести к нарушению коммуникации и неадекватному пониманию высказывания. Элементами интонации являются темп речи, её интенсивностьмелодикавысота тонатембр голоса.

Тренировка интонации даёт физические и мускульные навыки, помогает научиться воспринимать некоторые просодемы как знаки, имеющие логический или грамматический смысл.

Звуки, слоги и целые слова могут произноситься с особым мускульным напряжением органов артикуляции, с усилением интенсивности звучания. Способность владеть своим голосом вырабатывается в процессе выполнения упражнений подражательного характера. Учитывая взаимосвязь голосовых, темпо-ритмических, артикуляционных и просодических расстройств при разных формах дизартрии, можно выделить основные направления работы по формированию интонационной выразительности речи детей, используя специальные приёмы, дидактический и игровой материал.

В процессе логопедического воздействия работа по формированию интонационной выразительности проводится в несколько этапов.

I этап — формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

II этап — формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.

Первый этап работы

Задачи: познакомить детей с разнообразием интонаций человеческой речи, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса; показать, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения; научить различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

Реализация этих задач осуществляется по пяти направлениям.

Первое направление – формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

Логопед дважды читает один и тот же рассказ: первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и другие чувства.

Второе направление – знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение). Уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации (спокойное произнесение). Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается горизонтальным движением руки и обозначается графически горизонтальной стрелкой. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

После знакомства со знаком «точка в конце предложения» дети заучивают: «Про точку можно сказать: это точка – точка-одиночка». Затем выделяют повествовательные предложения из текста и поднимают карточки с точкой.

Третье направление – знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.

Логопед обращает внимание детей на то, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос можно о чём-то спросить. При этом в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически. Дети знакомятся со знаком «?» и заучивают стихотворение:

Это кривоносый вопросительный знак,
Задаёт он все вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»

Затем предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком. При предъявлении текстов и стихов количество вопросительных предложений обозначается фишками.

Четвёртое направление – знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями «Ах!», «Ух!», «Ой!», «Ура!» и т.п. По содержанию каждой картинки проводится беседа:

- Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!).

- Девочка разбила любимую чашку. Как она воскликнула? (Ах!).

- Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура).

После этого снова последовательно показываются картинки и даётся задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Логопед обращает внимание на то, как мы говорим эти слова (громко, восклицая). Знакомит с тем, что восклицательно можно произнести целое предложение, при этом голос резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.

Для обозначения восклицания даётся соответствующий знак «!» и заучивается стихотворение:

Чудак – восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

После предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточки со знаком «!» или выкладывая фишки.

Пятое направление – дифференциация различных видов интонации.

Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание, предлагает повторить стихотворения о знаках. Затем даётся задание определить интонацию предложений в тексте, на каждый интонационный тип предложения поднимая карточку с соответствующим знаком.

Например, текст «Сорока и мышь».

- Мышка-трусишка, ты треска боишься?
- Ни крошечки не боюсь!
- А громкого свиста?
- Ни капельки не боюсь!
- А страшного рёва?
- Нисколечко не боюсь!
- А чего же ты боишься?
- Да тихого шороха.

Затем проводятся графические диктанты: при восприятии предложений, текстов, стихотворений различного интонационного оформления дети записывают соответствующие знаки.

Второй этап работы

Задачи: формирование интонационных структур в экспрессивной речи.

Мною подобрана система упражнений для осознанного восприятия и использования просодических элементов на ранних этапах обучения.

Эти упражнения способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работу над голосом начинаем с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Можно включить в упражнения музыкальное сопровождение.

Сила голоса развивается путём произнесения гласных громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. Изменение тональности музыки способствует развитию высотных характеристик голоса.

Полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворений с вопросительной, восклицательной, побудительной интонацией под соответствующую музыку.

I. Развитие силы голоса.

Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания и с использованием сохранных звуков.

1. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков: а-а-а-а-а, у-у-у-у-у, з-з-з-з-з.

2. Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из двух- трёх звуков: ау, ои, ауи, аза, усо.

3. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале гласных звуков и сочетаний из двух- трёх гласных звуков:

у – беззвучная артикуляция – ау, ауи

у – шёпотное произнесение – ау, ауи

у – тихое произнесение – ау, ауи

у – громкое произнесение – ау, ауи и т.д.

4. Увеличение силы голоса (аааААА).

5. Уменьшение силы голоса (АААааа).

6. Чередование силы голоса. Упражнение «Ухабы»: УУУ ууу УУУ, оооо ОООО оооо.

7. Произнесение междометий тише – громче: «ай-АЙ-ай», «ой-ОЙ-ой», «эй-ЭЙ-эй».

8. Произнесение звуков тише или громче в зависимости от удаления объекта. Упражнение «Имитация»: подражаем рычанию собаки «Р», гудку парохода «У», вою ветра «В», жужжанию пчелы «Ж», писку комара «З», насосу «С» и т.д.

9. Пропевание гласных звуков А – Э – И – О – У и слогов МА – МЭ – МИ – МО – МУ по гамме с изменением силы голоса и тональности.

10. Упражнение «Эхо»: логопед произносит звук «А» то громко, то тихо, то длительно, то кратко, то усиливая, то ослабляя звучание. Детям следует также повторить.

11. Упражнение «Три волны»: после вдоха на выдохе произносится звук «Э» тихо, громче, громко с движением рук, имитирующими плавательный жест.

12. Упражнение «От тихого к громкому»: дети изображают, как пыхтит ёжик в лесу, который подходит к ним всё ближе и ближе (пых, пых, пых).

13. Упражнение «От громкого к тихому»: дети представляют, как улетает от них филин всё дальше и дальше (Ух-ух-ух).

Упражнение «Вороны»:

Вот под ёлочкой зелёной
Скачут, каркают вороны.
Кар-кар-кар! (громко).
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали.
Кар-кар-кар! (тише).
Спать ребятам не давали,
Только к ночи умолкали (очень тихо).

II. Развитие диапазона голоса.

Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания.

1. Подражание голосам взрослых животных, птиц и их детёнышей, имитация их движений. Упражнение «Имитация».

2. Повышение и понижение голоса по схеме, в соответствии с движением руки логопеда (гласные, слоги).

3. Понижение и повышение голоса при произнесении гласных звуков, сочетаний из двух – трёх гласных звуков, слогов. Упражнение «Маляр» (имитация движений маляра рукой вверх-вниз).

4. Произнесение односложного слова (бом, дом) с повышением голоса. Упражнение «Этажи».

5. Пропевание пяти основных тонов лада вверх и вниз на слоге «ля» в тональностях ре-мажор, ми-мажор, фа-мажор по 3 раза: тихо (далеко), чуть громче (ближе) и громко (совсем близко). Упражнение «Птичий гомон».

6. Произнесение гласных звуков на твёрдой атаке («бабочки взлетают») и на мягкой атаке («полёт бабочек»).

7. Пропевание слогов и предложений с повышением тона под музыкальное сопровождение:

Ай-ай-ай, рано утром ты вставай.
Ой-ой-ой, будем песню петь с тобой.
Эй-эй-эй, мы поём, как соловей.
Ой-ой-ой, хорошо нам петь с тобой.

8. Разыгрывание сказок по ролям («Три медведя», «Маша и медведь» и др.).

Во всех видах этой работы нужно учить ребёнка слышать изменения силы, тембра, высоты, улавливать нюансы эмоциональной окраски голоса. Активизируются не только собственно слуховые ощущения, но и зрительные, мышечные, резонаторные и тактильные ощущения.

Так, в упражнениях, требующих вокализации с закрытым ртом соноров «М», «Н», дети учатся чувствовать и контролировать ощущения вибрации тканей носа, придерживая крылья носа рукой. Такие упражнения способствуют развитию тембра голоса.

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с дизартрией, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи. 

Темпо-ритмические нарушения - это сложные психофизиологические расстройства, которое связанны с нарушениями в плавности речи. Плавность речи связана в первую очередь с интонационной выразительностью речи, где особое значение имеет её темпо-ритмическая организация. Такие параметры являются так называемыми паралингвистическим средством вербальной коммуникации людей и имеют важное  значение в психологии общения.

 К нарушениям темпа и ритма речи относятся:

  • Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.
  • Брадилалия (замедленный темп речи) замедленное мышление
  • Тахилалия (ускоренный темп речи), течение мысли оказывается быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления,
  • Баттаризм – несоответствие темпа мышления и речи,  дискоординация между скоростью  течения мысли и речемоторной функцией
  • Полтерн – «разбросанность», недостаточная логичность  мышления.

  При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь мало понятна для окружающих. Данные нарушения могут выражаться в разной степени. Лёгкая и иногда средняя степень мало беспокоят ребёнка. При тяжёлой и средней степени нарушается процесс коммуникации и расстройства темпа и ритма речи определяются как патологические.

Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурообразование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Работа по коррекции темпо-ритмической стороны речи проводится в определенной последовательности.

На первом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только лишь затем воспроизведению различных ритмических структур. Сначала отрабатывается ритм повтора, а далее ритм чередования. На занятиях можно применять следующие игры и упражнения первого этапа:

«Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов).

Прохлопать — протопать (повторить за педагогом).

Прохлопать по схеме со слогом «та» (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ).

Педагог отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане.

Послушай, как стучит «дятел», повтори так же.

«Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом. Далее переход на воспроизведение ритма речевых фраз. Отстукивание и отхлопывание речевых фраз. 

«Продирижировать» в такт со стихотворением, чистоговоркой.

Протопать ножками под ритм стихотворения.

Второй этап начинается с формирования представлений о темпе речи, формируется темповая организация высказывания: Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро). Определить подходящий ритм для высказывания, например:

 Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро).

 Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно). Определить темп произнесенной фразы при этом поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т. п.). Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др.

Определить темп произнесенной фразы при этом поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т. п.). Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др. Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи. Повторение фраз за педагогом в заданном темпе. Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе. Произнесение фраз по сигналу педагога (например, после взмаха флажком или удара в бубен). Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа. Выполнение действий под произнесение педагогом одного и того же текста с различным темпом:

Чух, чух, чух, пыхчу, ворчу (Дети делают круговые движения согнутыми в локтях руками.).

Стоять на месте не хочу (Стоя на месте попеременно поднимают ноги).

Колесами стучу, стучу (Топают ногами).

Колесами верчу, верчу (Дети выполняют вращательные движения руками).

Садись, скорее, прокачу. Чу-чу-чу-чу!

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу.

Я ее не разбужу.

Тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук, тук.

Моих пяток слышен стук.

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

Проговаривание фраз под музыку, чтение стихов. Использование сюжетно-ролевых игр, где текст произносится в определенном темпе. Эту работу уместно дополнять занятиями по логопедической ритмике, которые содержат в себе различные речевые игры с разной степенью подвижности.

Таким образом, правильная организация речевой среды способствует нормализации темпо – ритмической стороны речи.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно - ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

          Сказки являются одними из оптимальных приёмов при формировании всех компонентов устной речи.

Это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды упражнении которые можно использовать при работе над сказками :

- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);

- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);

- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);

- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);

- сказки, способствующие формированию связной речи;

- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Сказка помогает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения и воспитания в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.

   

Для решения этой проблемы мною был разработан проект «В гостях у сказок Татьяны Яковлевой»

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Сухомлинский В.А.  

Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного обучения, ни любая творческая деятельность. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

 Проблема : недостаточное развитие  компонентов устной речи детей.

Возможности сказки, в широком понимании, исчерпаны далеко не полностью: сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Почти исчезло традиционное общение с книгой – семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки. Почти исчезло стремление взрослых заинтересовать детей фольклором, найти в ней мораль, нравственный урок.

Сказки не в полной мере используются для развития у детей внимания, воображения, мышления, речевого творчества и для воспитания в них добрых чувств. Ведь можно сравнивать сказки, сказочных героев, пожалеть некоторых из них, придумать сказкам счастливый конец или неожиданное продолжение.

            На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. В “Концепции модернизации российского образования” наряду с задачей – внедрения новых технологий в образовательный процесс ДОУ, обозначена задача воспитания духовности и нравственности у дошкольников.

Цели:

- коррекция и развитие речи детей через использование сказок Т. Яковлевой.

Задачи:

воспитание патриотических чувств старших дошкольников средствами литературного краеведения;

- вызвать интерес детей к книгам , как к произведениям эстетической культуры;

- развивать произвольную память (выразительно читать);

 -повышение интереса у детей к чтению художественной литературы;

- обобщить знания детей о прочитанных сказках, прививать любовь к авторским сказкам и их героям;

-развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на сказочные образы, с опорой на эстетические и нравственные категории понимать и трактовать художественный образ;

-поощрять инициативу и самостоятельность в высказываниях, творческой деятельности;

-дать свободу воображению, фантазии, эмоциональным проявлениям;

-развивать все компоненты устной речи детей (лексическую сторону, грамматический строй речи, звукопроизношение, связную речь);

-совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий.

-создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

-вовлекать родителей в единое пространство «семья – детский сад». 

                   Проект разработан на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», Программа воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Сроки реализации проекта:        2 года обучения.

Направление проекта        Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 5-7 лет и направлен на формирование правильной речи

Вид проекта:           групповой, творческий        

Участники проекта:        дети, родители воспитанников,  воспитатели ДОУ.

Возраст детей: 5-7 лет

Предполагаемый результат  реализации проекта

В результате реализации проекта:

  • Улудшилось качество произношения.
  • Коррекция темпо-ритмической и интонационной  составляющей речи детей
  • Произошло развитие лексико – грамматических категорий у воспитанников..
  • Дети овладели грамотной и связной речью.
  • Повысилась мотивация к занятиям.
  • Создалось плодотворное и дружеское взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

Развивающая среда: оформление в группе уголка посвящённого  с использованием детских рисунков и иллюстраций из журналов. Внесение костюмов военной формы в сюжетно- ролевые игры, совместное создание атрибутов к сюжетно- ролевым играм. СD диск с детскими песнями.

Механизм реализации проекта:

Организационный этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Повысить уровень собственной компетенции, изучив опыт педагогов-новаторов по теме проекта

1.Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

Знакомство с работами исследователей Г.А. Быстрова , Э.А.Сизова ,Т.А.Шуйская ,

А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, С.Ушакова,

Л.Н.Павлова, В.Гербова

Сентябрь

Пополнить предметно-развивающую среду

1.Создание картотеки:

артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

2.Подбор серии упражнений на развитие речевого дыхания, игр на развитие мелкой моторики.

4.Отбор интерактивного материала по сказкам (презентации сказок)

Сентябрь

Подобрать диагностический инструментарий для проведения мониторинга

1.Разработка критериев эффективности реализации проекта.

Сентябрь

Подобрать программно-методическое обеспечение для реализации проекта

1. Разработка цикла сказок на учебный год .

2.Составление перспективного плана.

Рефлексивно-диагностический этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Проанализировать резерв своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений

1.Систематизация собственных знаний

Сентябрь

Выявить уровень знаний детей по теме проекта

1.Диагностика речевых нарушений

1-15

Сентября

Сформировать банк данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы и изучить возможности участия родителей в проекте.

1.Анкетирование родителей

Октябрь

Практический этап

Закреплять у детей приобретенные произносительные умения.

Совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи.

1.Применение сказок в коррекционной работе с детьми (проведение с детьми НОД фронтальной и индивидуальной).

Сентябрь-апрель

Реализовать проект через взаимодействие с коллегами и родителями

1.Консультация для педагогов « Сказки – важное средство коррекции речи детей»

2.Консультация для родителей «Сказки в коррекционной работе логопеда»

В течение года

Повышать информированность родителей относительно особенностей речевого развития детей во время реализации проекта.

1.Индивидуальные консультации

В течение года

Обобщить и распространить опыт работы по теме проекта

1.Защита проекта в рамках образовательного учреждения (презентация )

2.Представление опыта на муниципальном уровне (выступление на МО)

3.Публикация проекта на странице сайта

4.Участие в конкурсе педагогических проектов на всероссийском образовательном сайте «Портал педагога» portalpedagoga.ru

Заключительный этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Проанализировать достижение целей и полученных результатов

Закреплять у детей самоконтроль за собственной речью.

1.Мониторинг речевых процессов у детей.

2.Анализ достигнутых результатов в ходе реализации проекта

3.Итоговое мероприятие «В гостях у сказок кузбасской писательницы Т.Яковлевой».

20 мая

15-20 мая

20 мая

Приемы

работы над словарем детей:

  • вычленение слов из сказки с заданным звуком;
  • рифмовка слов (удалец-молодец);
  • придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
  • подбор эпитетов к сказочному герою;
  • называние сказочного героя по эпитетам;
  • называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
  • подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям — сказочного персонажа;
  • придумывание нового названия сказки;
  • называние пропущенных слов в сказке.

Результат:

  • Дети успешно овладели грамотной и связной речью.
  • Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.
  • Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.
  • Правильно употребляют лексико-грамматические категории.
  • Улучшилось звукопроизношение.
  • Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
  • Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».
  • Повысился культурный уровень дошкольников.
  • Развитие познавательных и творческих навыков, коммуникативных способностей.
  • Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из бесед с родителями.

https://multiurok.ru/files/logopedicheskii-proekt-skazka-za-skazkoi.html

Заключение

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

В начале работы мной была поставлена цель: коррекция речи детей путём использования сказок, в ходе реализации проекта эта цель была достигнута.

Родители и дети познакомились с творчеством кузбасской сказочницы Татьяны Яковлевой.

Литература

  1. Система занятий на основе русских народных сказок для детей разных возрастов рекомендована в книге О.Б.Сизовой «Шесть шагов к развитию речи».
  2. Занятия на основе сказок для детей 6-7 лет разработаны в книге А.А. Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет».
  3. «Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (серия МАСТЕР-КЛАСС ЛОГОПЕДА) О.Г. Ивановская,  Л.Я. Гадасина.  издатльство «Каро», С.-П., 2007г.
  4. «Умные сказки», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
  5. «Сказки. Игры. Загадки», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
  6. «Поиграем в сказку», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
  7. Яковлева Т. К. «А зима она какая?» [Текст] : сказки  :  0+  / Татьяна Яковлева ; худож. Л. Н. Тимофеева. –  Кемерово  :  Кузбасс, 2004. - 24 с. :  цв. ил.
  8. Яковлева Т. К. «Подарок» [Текст] : сказки :  0+   / Татьяна Яковлева  ;  худож. Л. Н. Тимофеева. – Кемерово  :  Кузбасс, 2004. - 24 с.  :  цв. ил.
  9. Яковлева Т. К. «Про воробушка Сашку» [Текст]  : сказки :  0+   / Татьяна Яковлева ; худож. Л. Н. Тимофеева.   -   Кемерово  :  Кузбасс, 2004.  - 16 с. :  цв. ил.  
  10. Яковлева Т. К.«Сказки бабушки Татьяны» [Текст]  : книжка-раскраска :  0+   / Татьяна Яковлева  ;  худож. А. Ф. Фомченко.  –  Новокузнецк  :  [б.и.], 2004. - 58 с. :  ил.  
  11. Яковлева Т. К.«Почему Лягушонок стал зелёным» [Текст]  : сказки  :  0+    / Татьяна Яковлева  ; худож. А. Ф. Фомченко. – Новокузнецк :  [б.и.], 2008. - 58 с. :  цв. ил.  
  12. Яковлева Т. К.«Почему танцуют журавли»  [Текст]  :  сказки :  0+    / Татьяна Яковлева ;  худож. А. Ф. Фомченко. – Новокузнецк :  [б.и.], 2005. - 58 с. :  цв. ил.  
  13. Яковлева Т. К. «Сказка про компьютер» [Текст] : 6+ / Татьяна Яковлева ; худож. А. Творожкова  ;  [ред. Л. С. Скорикова ; оформ. ;  Т. С. Лоскутова].  –  Новокузнецк  :  [б. и.], 2013.  – 12 с.  :  ил.  
  14. Яковлева Т. К. Про бабушку и внучку [Текст] : сказки  :  0+   /  Татьяна Яковлева  ;  [худож. Юрий Утко].  -  Новокузнецк :  [б. и.], 2014.  -  115 с. :  ил.  

 Интернет-ресурсы

http://mincult-kuzbass.ru/vsekuzbasskaya-aktsiya-kulturanadom/detyam.ph

                                                                                           

Приложение№ 1  

                          Кузбасская сказочница_ Татяна Яковлева.

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

 Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями. Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции: лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности; активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок. При пересказе, драматизации — становление речевой культуры; развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу

Необычные сказочные герои живут в сказках новокузнечанки Татьяны Яковлевой. Узнаваемый стиль, чистый и светлый мир детства, память о бабушке Татьяне останется в ее добрых сказках. В основе сказок Татьяны Яковлевой лежит любовь к детям. Герои её книги: девочка Звёздочка, лесные зверята, упрямый воробушек Сашка — живут своей сказочной жизнью, в которой всегда происходит что-нибудь необычное. Сказки эти мудры и радостны. Они учат нас доброте и умению дружить.А еще сказки Бабушки Татьяны очень легко читать – они написаны в прозе, но рифмуются.

 Редакция газеты «Светоч»
(Слово к нашим маленьким читателям… // Светоч. 2003.  Спец. вып. С. 1)

«Все сказки как цветы, и их очень любят не только дети, но и взрослые. Сказки Татьяны Яковлевой необычны и по содержанию, и по форме. Это и проза, и стихи одновременно. Нежная мелодия ее сказок, добрая традиция «зачинов» и «концовок», характерная для русских народных сказок, очень нравится детям всех возрастов. Они и поучительны. Учат добру, вечным истинам: любви, доброте, умению сопереживать, сочувствовать, прощать…. "На лежанке спит Барбос. Котик нос упрятал в хвост. Спят игрушки в уголке. Люстра спит на потолке. Забирайся-ка в кровать, сказку слушать, крепко спать..." С такой или похожей присказки- запевочки начинается каждая сказка, написанная Татьяной Яковлевой.

Сейчас, как отмечают дошкольные педагоги, остро чувствуется дефицит добрых простых детских книг. Поэтому малыши и их родители так сильно полюбили сказки бабушки Татьяны. Сложно определить жанр, в котором Яковлева творит. Это и не стихи, и не проза, но, когда читаешь текст, кажется, что именно так Арина Родионовна рассказывала свои сказки маленькому Саше Пушкину. В сказках бабушки Татьяны, благодаря особому "яковлевскому" слогу, слова льются плавно, с удивительной музыкальностью и напевностью. Некоторые мамы вместо имени Танюшка в запевках вставляют имена своих детей, и тогда сказки становятся не только интересными, но еще и родными. Но все равно из под ее пера появляются новые сказочные герои. Это могут быть мальчики и девочки, кошечки и птички или таинственные Шуршики. Но все они добрые, светлые и лишь иногда чуть грустные, все они учат читателя думать, переживать, оценивать со стороны свои поступки. Как увлекательно рассказывает т она нам свои волшебные сказки, в которых всегда побеждает добро, а герои смотрят по-детски удивленными глазами. В основе сказок Татьяны Яковлевой лежит любовь к детям. Сказки эти мудры и радостны. Герои её книг помогут детям овладеть правильной и красивой речью на занятиях логопеда. 

«Сказки жили со мной всегда, - вспоминала она. – У меня не было бабушки, никто не рассказывал мне их. Я придумывала их сама, рассказывала куклам и подружкам. А когда ко мне пришли книги - чудесный мир ворвался в мою жизнь. В школе Татьяна училась с большим желанием. Главным увлечением были книги. Книги рассказывали о незнакомом огромном мире, раскрывали его тайны и звали в увлекательное книжное путешествие. Любовь к чтению сохранилась навсегда. Первые книги, прочитанные в детстве, обычно помнятся долго, если не всю жизнь. Любимым писателем стал для Татьяны Константиновны Александр Грин. Его романтические произведения о морях и путешественниках, о таинственных странах звали в страну чудесных подвигов и приключений, развивали собственную фантазию.
Родилась она 23 мая 1940 года в Ленинграде, в семье военного врача. В первые дни Великой Отечественной войны отец ушёл на фронт. Капитан медицинской службы Константин Николаевич Иванов погиб, защищая нашу Родину. Зимой 1942 года по Дороге жизни из блокадного Ленинграда семья Ивановых вместе с другими ленинградцами была вывезена в Казахстан. Здесь Татьяна прожила более пятидесяти лет. Работала в газете корректором. Благодаря помощи друзей в 2000 году была издана первая книга сказок, которая называлась «Сказки бабушки Татьяны». Эта книга была очень дорога Татьяне Яковлевой.
В 1990-е годы Татьяна Константиновна была вынуждена уехать из Казахстана. Остальные книги изданы уже в Кузбассе. Её книги «Подарок», «Про воробышка Сашку» напечатаны в Кемеровском издательстве в серии «Детские книжки Кузбасса». Она автор книг «Сказки бабушки Татьяны», «Почему танцуют журавли», «Почему лягушонок стал зелёным» и других. Её сказки печатались в литературном альманахе «Кузнецкая крепость», газете «Кузнецкий рабочий».
В 2010 году стала членом Союза писателей.
Награждена медалями «За веру и добро», «За служение Кузбассу». Узнаваемый стиль, чистый и светлый мир детства, память о бабушке Татьяне останется в ее добрых сказках. «- Я всегда старалась, чтобы в них присутствовала особая былинная напевность, – признается Татьяна Константиновна, – и чтобы сказки учили детей дружбе, состраданию, помогали познавать окружающий мир, чтобы они давали им какую-то полезную информацию. … - Я хочу, чтобы дети вырастали добрыми и в мире, который сегодня очень жесток, царила доброта, – говорит бабушка Татьяна. Поэтому в ее сказках даже Баба-яга и дедушка Леший – добрые персонажи». «… так тонко чувствовать и знать истинную природу малышей может только очень любящий детей человек, для которого "нет радости большей, чем счастье дарить..." Любой маме, бабушке ее сказки помогут сказать своему крохе, что он любим и желанен. А это, согласитесь, для ребенка самое главное!» – это о ней сказал уже детский психолог Е. Г. Литвинова.

                                 Сказка в системе логопедических занятий

 Развитие личности и речи посредством сказки осуществляется по следующим направлениям:

  • Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
  • Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
  • Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
  • Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
  • Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).
  • Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).

Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе. Каждый из нас помнит, как изо дня в день мы просили мам и пап, бабушек и дедушек почитать полюбившиеся сказки. Хотя мы отлично знали, чем закончится любая сказка, и могли продолжить сказку с любого слова, все равно просили прочитать вновь и вновь. Но сказки – это благодатный материал для развития речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.

Возможности сказок огромны:

  • рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к необыгранным упражнениям;
  • сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов — все это значительно облегчает понимание текста теми детьми, которые невнимательны при чтении авторских книг в силу недоразвития способности к восприятию связного текста;
  • если новое слово ребенок впервые слышит в тексте сказки, доступной его пониманию, это способствует лучшему усвоению нового слова, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с другими словами. Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.

Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:

  • Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Эффективность игровой мотивации детской речи.
  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  • Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
  • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики).
  • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

Разыгрывая сюжеты любимых сказок, ребенок научится различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения, получит начальные навыки чтения.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Формы работы:

  1. Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).
  2. Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
  3. Постановка сказок (игры-драматизации).
  4. Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
  5. Театр (пальчиковые, бумажные, куклы, фланелеграф, магнитные, стендовые).
  6. Рисование сказок (спонтанное рисование, раскрашивание, штриховка).

Приемы

для расширения словаря детей:

  • вычленение слов из сказки с заданным звуком;
  • рифмовка слов (удалец-молодец);
  • придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
  • подбор эпитетов к сказочному герою;
  • называние сказочного героя по эпитетам;
  • называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
  • подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям — сказочного персонажа;
  • придумывание нового названия сказки;
  • называние пропущенных слов в сказке.

для формирования правильного грамматического строя

  • составление предложений по опорным картинкам из сказок;
  • составление предложений с определенным словом или с несколькими словами; распространение предложения;
  • составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей;
  • составление предложений с опорой на игрушку;
  • упражнение «Закончи предложение» и т.д.

для формирования связной речи:

  • словесная режиссерская игра;
  • пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”;
  • совместное решения проблемного вопроса к сказке;
  • изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй;
  • моделирование; сказки про самого себя;
  • перевирание сказки;
  • бином фантазии;
  • сказки по-новому.

При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.

Дидактические сказки

Дидактические сказки – это сказки, которые можно придумать для создания положительной мотивации к учебному процессу, для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, предлоги) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок “упаковываются” учебные задания.

Создается дидактическая сказка по следующему алгоритму:

Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.

Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать “злые” сказочные персонажи (ворона Зловреда), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).

Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, отзывчивые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.

Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

Для старшей логопедической группы детского сада лучше брать просты, казалось бы знакомые сказки, несложные по сюжету и структуре: «Три поросенка», «Репка», «Рукавичка», «Царевна-Несмеяна», «Волшебное кольцо» и др. Это обусловлено характером речевых нарушений контингента детей этой группы. Обязательно наличие иллюстраций и картинок к этим сказкам. Ведь картинки – это наглядное изображение предметов, их признаков, а так же событий, ситуаций, эпизодов. По картинкам педагогу легче провести живую, непринужденную беседу, во время которой отрабатываются все компоненты речи.

Начиная работу со сказкой, ребенку необходимо знать, о чем рассказывается в сказке. Поэтому вначале надо прочитать сказку детям и спросить:

  • Все ли ему понятно?
  • Понравилась ли ему сказка?
  • О ком рассказывается в сказке?
  • Кто в сказке добрый, а кто – злой и почему?
  • Кто поступил правильно, а кто – нет и почему?

В ходе чтения надо обязательно разъяснять значение устаревших или непонятных для детей слов (важно, что объяснение должно быть доступным). Например: изба – деревянный дом; сваты – знакомые жениха, которые просят родителей невесты выдать ее замуж. Тут же желательно предложить пословицы, поговорки, доступные по смыслу 5-летним детям (смысл их можно объяснить попутно), которые позволяют понять мораль сказки. Дети, к примеру, на вопрос: «А мышка одна смогла бы вытянуть репку, ведь только с ней ее вытянули?», дают утвердительный ответ. Сказку можно прочитать повторно и привлечь внимание к героям сказки, приводя загадки о них. Загадки, к примеру, о героях-животных, должны быть описывающие действия животного и его признаки, доступными для понимания детей. После их отгадывания нужно уточнить, что делает животное – как разговаривает, как передвигается, ест и т.п., какое оно. Важно задавать вопросы на развитие грамматической подсистемы речевой функциональной системы – в сказке нужно найти ласковые слова (с уменьшительно-ласкательными суффиксами) и слова, обозначающие большие предметы (с увеличительными суффиксами), предлагается разгадать этимологию прозвищ героев ( кошка Мурка – потому что мурлычет, Несмеяна – не смеется). Легко, например, по сказке «Репка» отработать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД, задавая соответствующие вопросы.

Одним из интересных видов работы над сказкой являются занимательные задания. Их можно выполнять после прочтения сказки и по мере чтения. В работе необходимо уделять внимание заданиям, развивающих аналитико-синтетические способности, возможности рядообразования.

С легкостью можно придумать массу интересных и правильных вопросов. В той же сказке «А зима она какая?» можно пересчитать героев-животных, а потом героев-людей; отыскать среди них животных домашних и диких; сравнить их по размеру, по форме; отыскать в сказке хитрых, простоватых, добрых; из ряда персонажей исключить ненужного для конкретной сказки; узнать сказку по отрывку, героям; исправить «ошибки» взрослого (эти ошибки могут быть смысловые , грамматические , фонетические (Шуршик) и др. Дети с удовольствием отгадают животных по следам, соединят последовательно цифры с названиями дней недели, получат контурные изображения героев сказок и др. Педагогу нужно быть готовым к тому, что дети могут выполнить задание не совсем так, как бы сделали вы, и дать не тот ответ, который от них ждут. Например, если бы вы объединили предметы в пары по цвету, он вполне может объединить их по форме, предназначению и т.д. А чтобы понять, ошибся ребенок или просто рассуждал не так, как вы, попросите его объяснить, почему он так решил. Очень понятны детям сказки как инструмент для пересказа. Очень важно умение составлять повествовательный (с опорой на глаголы) и описательный (с опорой на прилагательные) рассказ. В этом виде работы необходимы картинки: их нужно разложить в нужной последовательности, исключить лишнюю или сказать, чего недостает, найти соответствующее место одной из картинок. Можно соединять картинки-эпизоды линиями, попутно пересказывая сказку. Интересно детям составлять схемы сказки с круговой последовательностью действий, т.е. начало и конец совпадают .Зная такую сказку, дети воспроизводят временную последовательность эпизодов в ней. При затруднении в пересказе мы с детьми применяли прием озаглавливания эпизодов.

Большое место уделяется развитию мелкой моторики: раскрашивание картинок-эпизодов, героев, штриховка, составление фигурок из сказок из спичек и счетных палочек.
Понятно, что продуктивность работы зависит от настроения и желания детей. Или просто некоторым детям нужно чуть больше времени. Поэтому педагогу желательно преподносить не все сразу и использовать не все задания, а ориентироваться на то время, когда сказки доставляют детям удовольствие, иначе пользы от этого не будет.

Можно включать «сказочные» задания в занятия: ребенок всегда будет рад переключиться на сказочный лад (например: дети получают письмо от Незнайки, помогают Петушку и т. д.). Для некоторых детей оптимальной является подача материала «маленькими порциями».

Для развития связной речи, воображения, творческого мышления используются дидактические игры: «Шутку продолжи сказкой», «Салат из сказок», «Сказочные задачи» и т. д.
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки на индивидуальном логопедическом занятии предлагалось помочь персонажам, выполнив различные задания

Например: занятие по автоматизации [ш]

 в слогах и словах можно провести на основе сказки «Про шуршиков.».

Звук ш

 Ёжка Ерошка

Про шалунью Наташку и сбежавшую кашку.

Почему у мышонка голый хвостик

Звук щ

Гусенок и бабочка

 Дифференциация звуков  з-с

Про Тишку глупышку

Звук ч

Про Никитушку- лапочку

Звук р

О потерянном слове

Для развития высоты и тембра голоса можно предложить ребенку изобразить, как рычит медведь, медведица, медвежонок в сказке «Про ящик говорящий» или превратиться в зайца, медведя, лису из сказки « Про ежонка Прошку».Можно использовать отрывки  сказок и иллюстраций к ним с необычными заданиями. Часть изображений дается в виде накладывающихся друг на друга контуров. Ребенок должен разглядеть контурные фигуры и обвести нужное изображение (например, солнышко   квадратное, а не круглое,) или выбрать для обводки изображение по своему желанию (например, обвести дедушке валенки или лапти). Это задание чрезвычайно полезно всем детям, так как, тренируясь в различении контурных изображений, они будут меньше путать похожие буквенные начертания при обучении письму.

Небольшие упражнения по рисованию симметричных фигурок и узоров сразу двумя руками потренируют детей в умении координировать свои движения.
В своей работе активно использую авторские сказки для запоминания слов на заданные звуки.

 Участие в театрализованных представлениях помогает развивать речь, внимание, память, воображение; вырабатывает умение двигаться по сцене, выражать эмоции движением тела, рук, мимикой лица; умение работать в партнерстве, в коллективе, учит общению; снимает эмоциональное и физическое напряжение, скованность; помогает приобрести новый жизненный опыт и связать его с реальной жизнью.

                               Календарно-тематический план

месяц

Лексическая тема

Литературное произведение

Задачи

Взаимодействие с родителями, педагогами

Сентябрь

Хлеб

Ягоды

грибы

О хлебе насущном.

Про топтыжку

Грибок

Развитие навыков глубокого вдоха и плавного медленного выдоха. Активизация движения органов артикуляционного аппарата путем выполнения упражнений артикуляционной гимнастики. Воспитание нравственных качеств, умения радоваться и получать удовольствие от совместной деятельности

Индивидуальное консультирование на тему «Методы и приемы дыхательной и антикуляционной гимнастики».

 Рисование, лепка

Перессказ

Диалогическая речь

октябрь

Осень

Перелет-ные птицы

Про старуху замазуху

Почему танцуют журавли

Про горного короля

Развитие мелкой моторики пальцев рук и конструктивного праксиса. Тренировка глубокого вдоха и плавного медленного выдоха. Упражнения в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения. Воспитание доброго отношения и чувства сострадания к животным и птицам.

Совместная с детьми деятельность по изготовлению птиц.

Консультирование с показом упражнений по развитию мелкой моторики.

 Рисование лепка

Драматизация

Диалогическая речь

ноябрь

Дикие животные

Откуда у ёжика колючки.

Про Егорку

Емка-бурундук и его большой сундук

Про хомячка –толстячка

Про Чопа и Чока.

Про снежного зайчика.

Шлеп.

Закрепление умения подбирать прилагательные к существительному. Обучение согласованию числительного с существительным. Развитие мышления, общей и мелкой моторики. Воспитание нравственных качеств.

Совместное с родителямиизготовление атрибутов.

Инсценировка по сказке

декабрь

Зимующие птицы

Новый год

Про ворону Акулину.

О потерянном слове.

Про Чечётку воробьиную тетку.

Про птицу которая зимы не боится.

Кака Дедушка Мороз заболел.

Подарок.

А зима она какая?

Про Звёздочку.

Про ёлочек-сестричек.

Как девчка Мила счастье добыла.

Развитие лексико-грамматических категорий. Автоматизация звуков. Развитие связной речи. Развитие воображения, памяти. Воспитание нравственных качеств.

Совместное зарисовывание персонажей сказок(родители-ребенок, воспитатель-ребенок).

январь

Домашние животные

Дикие животные

Зима

Пребольшущее счастье.

Про кота Василия и кошку Василису.

Про кота Василия ,очень красивого.

Про бедную овечку.

Про хрюшку марфушку.

Почему Вьюга плачет.

Обобщение и закрепление знаний детей о русских народных сказках, их персонажах. Обогащение речи детей антонимами. Упражнение в употреблении увеличительных и уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развитие координации движений. Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

Оформление коллажа просмотренной сказки.

февраль

Животные жарких стран

Животные холордных стран.

Домашние птицы

Бытовые приборы

Про мартышку Иришку

Про пингвиненка Пиньку.

Почему у Бабушки Ёшки избушка на курьих ножках.

Утенок Кряк.

Про ящик говорящий

Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Активизация речевого дыхания. Совершенствование фонематического слуха. Продолжать обучению умения подбирать слова-антонимы и рифмы в чистоговорках. Развитие творческого воображения и связной речи. Закрепление умения вести диалог с помощью карточек-моделей, составлять последовательный пересказ сказки с опорой на схемы.

Рисование лепка

Составление пассказа

Диалогическая речь

март

Ранняя весна

Приметы весны

Весенние первоцветы

Одежда

Мамин день

 Про воробышка Сашку.

Про наташку и куклу.

Про скворушку Егорушку. блестяшку.

Про подснежник.

Про Вареньку,девочку маленькую.

Материнское сердце.

Совершенствование фонематического слуха. Подбор слов-антонимов и добавление рифм в чистоговорки. Развитие творческого воображения и связной речи. Координировать речь с движением. Воспитание нравственных качеств.

Рисование лепка

Составление плана-рисунка

Диалогическая речь

апрель

Жители водоемов

Насекомые

 

Водоемы и их обитатели.Рыбы

Животные весной

Про глупую квакушку

Почему лягушонок зеленым стал.

Про муравьишку,

забавного малышку.

Про шмеленка Шуру.

Про улитку Улю

Про золотые чешуйки

Про китишку-торопыжку.

Почему у мышонка хвостик голый.

Совершенствование фонематического слуха (придумывание слов, начинающихся на звуки [с], [з],[ш],[л], [р]). Тренировка дыхания (сильная возАктивизация воображения, фантазии.

Рисование

 лепка

Изготовление макета

«Водоем»

Диалогическая речь

май

Земноводные и пресмыкающиеся

Экология

Луговые цветы.

Явления природы.

 Про Чомгу

.Про удава

Про солнечный лучик.

Про речку Горлицу

Луговая сказка.

Одуванчик.

Про матвеюшку-Водолеюшку.

Совершенствование фонематического слуха. Закрепление правильного произношения звуков. Развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания. Активизация воображения, мышления. Обогащение словаря(употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных).

Рисование лепка

Изготовление цветов

Диалогическая речь

                                                                                               

Библиографический список:

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М. 2003.
2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб, 2001.
3. Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., Леонтьева С. В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – В. , 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к коррекции речи детей с нарушениями зрения.

Краткая характеристика речи детей с нарушением зрения и описание факторов, которые нужно учитывать в работе с ними....

Развитие речи детей, имеющие нарушения речи

Стоит ли доказывать, что радость общения с окружающим миром, успех в работе, становление личности во многом зависят от того, как человек владеет родным языком, насколько развита его речь, основы котор...

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе развития темпо-ритмических и координаторных способностей у детей с нарушениями речи

Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерным является несформированность таких показателей как темп, ритм, координация движений. Такие двигательные нарушения у детей затрудняют не только ориентац...

Коррекция развития детей с нарушением речи на музыкальных занятиях

Коррекция речевых нарушений требует комплексного воздействия. Гармоничное сочетание музыки, движения и художественного слова вместе с развитием детского творчества дают положительные результаты....