Коррекция развития детей с нарушением речи на музыкальных занятиях
статья по коррекционной педагогике по теме

Садыкова Ольга Николаевна

Коррекция речевых нарушений требует комплексного воздействия. Гармоничное сочетание музыки, движения и художественного слова вместе с развитием детского творчества дают положительные результаты.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                Садыкова Ольга Николаевна

                                               музыкальный руководитель                                                                      

 

             Коррекция развития детей с нарушением речи на музыкальных занятиях

На сегодняшний день самая актуальная тема в детских садах – коррекция речевых нарушений. Исправление и профилактика дефектов речи требует комплексного воздействия со стороны разных специалистов: логопедов, музыкантов, медиков, педагогов. Учеными доказана естественная связь между движениями рук  и произношением слов благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Поэтому, развитие моторики влияет на развитие речевой зоны. На практике давно уже отмечено, что любые навыки усваиваются быстрее и легче при наличии речедвигательного комплекса, сочетание слова, музыки и движения. Такие логоритмические упражнения включаются в различные виды музыкальной деятельности.

                                         «Научим ножки танцевать»                  С.Каратаева

                  Двигательно-речевые упражнения для дошкольников

Данные модели используются для формирования первоначальных навыков танцевальных движений. При начальном этапе разучивания педагог ритмично произносит текст, в соответствии с которым дети выполняют движения. Затем (по мере усвоения) дети самостоятельно декламируют текст, сопровождая движениями.

                                                                         Шаг

Топ, топ сапожки                                                                  дети ритмично шагают

Шагают по дорожке.

Дорожка кривая –

Ни конца ни края.

Мы идем, идем, идем

И ничуть не устаем.

Так шагают ножки

По кривой дорожке.

Топ, топ, еще топ.

А потом все вместе «Стоп!»                                               все останавливаются                                        

                     

Ритмика – является одним из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект.

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще. Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развития творческих способностей.

«Двигательные реакции на изменение характера, темпа, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным её восприятием» (О. Радынова).

Музыкально-двигательная деятельность, как никакая другая, помогает общению детей не только с музыкой, но и друг с другом. Она учит детей видеть движения других, оценивать их в соответствии с восприятием музыкально-двигательных образов. При этом у детей воспитывается способность не только содействовать, но и сопереживать действиям друг друга, коллективному действию.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:

- развитие, воспитание вербальных процессов у детей: слуховое внимание, память, зрительно-пространственная ориентировка, моторика (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса, а также эмоциональной и коммуникативной сферы.

- направление связано с профилактикой речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха и т. д.

Одной из форм взаимодействия речи и музыки является ритмодекламация – чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Эта форма работы систематически используется на музыкальных занятиях, досугах и праздниках. Удачно подобранные, совпадающие с музыкальным произведением подтекстовки, четверостишия и стихи помогают детям почувствовать ритм, так как, произнося текст, ребенок одновременно активно воспринимает музыку. Использование ритмодекламации помогает формированию естественного звучания голоса, выработке речевого дыхания, дикции, выразительности исполнения.

Модель «Осторожный снег» - пример создания простейшей ритмодекламации, в котором её автор С.Каратаева – удачно нашла и соединила поэтический текст и музыкальное сопровождение, почти полностью дублирующее ритм стихотворения. Исполнение подобных упражнений развивает речевые и певческие навыки, воспитывает выразительность, эмоциональность речи.

Логоритмика осуществляется различными средствами: пальчиковая гимнастика, музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, играми со словом, движениями, песнями, инсценировками. Средства логопедической ритмики представляют целую систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей. Раскованность и непринужденность, формирующиеся у детей при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Главная задача логоритмики - воспитание и развитие чувства ритма через движение путём развития слухового внимания и улучшения речи путём воспитания ритма речи.

При проведении занятий с детьми особое внимание уделяется развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций. Дети ещё не знают, как воспринимать музыку, как согласовывать с ней свои движения. Движения детей резки, быстры, порывисты и в то же время ещё плохо координированы. Важной задачей является создание у детей положительного, эмоционально-окрашенного настроя на общение как со взрослым, так и друг с другом, желание внимательно слушать и выполнять просьбы взрослого, подражать речевым и двигательным образцам, формировать предпосылки к диалогической речи, а в дальнейшем и самостоятельной связной речи у детей. По тому, как ребёнок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его эмоциональном настрое, физическом развитии, умении координировать движения.

Развитие дыхания - один из очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от их речевого развития. Цель дыхательных упражнений - способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.

Развитие чувства музыкального темпа у детей начинается с наиболее простых двигательных заданий, которые ребёнок должен выполнять в соответствии с темпом прослушиваемой им музыки. Умение наблюдать за музыкальным темпом и передавать его с помощью движений помогает детям в дальнейшем восстановить нормальный темп речи.

При выполнении упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма,

сначала привлекается внимание детей к эмоциональному содержанию музыки и её построению. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. В таких заданиях лучше использовать различные предметы: мячи, платочки, бубны, палочки.

На заданиях по слушанию музыки детям предлагается как вокальная, так и

инструментальная музыка. Из инструментальной музыки дошкольникам ближе всего музыка, написанная на какой-либо определённый сюжет, большей частью заимствованный из литературных или живописных произведений, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например: пению птиц, вою ветра, шуму дождя, журчанию ручейка и т. д. Слушая музыку дети могут под нее двигаться. После прослушивания, вместе с детьми, обсуждаем музыкальное произведение. При такой беседе необходимы не только пояснения взрослого, но и применение красочного наглядного материала: игрушки или картинки. Для выражения настроения музыки предлагаются детям карточки с изображением различных эмоциональных состояний: радость, печаль, страх и т. д.

Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным её восприятием. Обсуждая самые разные произведения, дети постепенно учатся вслушиваться в музыку, задумываться о ней и вслух рассуждать. Всё это способствует не только углублению музыкального восприятия дошкольников, но и развивает их речь, интеллект, обогащает чувства.

Мимика тесно связана с артикуляцией. Стимулируя ребёнка изображать на лице различные эмоции, тем самым способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики.

Игра является основным видом деятельности дошкольников и может служить прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру, к разнообразным видам музыкальной деятельности. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринуждённой форме решаются коррекционные задачи.

Подвижные игры способствуют развитию у детей духа соревнования, умения действовать в коллективе, укрепляют эмоционально-волевые качества личности, развивают образность мышления и творческую фантазию. Играя, ребёнок активно слушает музыку и непосредственно на неё реагирует.

Музыкальные игры воспитывают чувство ритма, способствуют уравновешиванию нервных процессов, регулируют мышечные усилия детей. В играх необходима быстрая реакция на изменения в музыке, на движения сверстников, инициативность в выполнении заданий. Весь словесный материал (песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр) служит ещё одной важной цели - закреплению в речи дошкольников различных групп звуков. Кроме того, подвижные игры способствуют овладению детьми разнообразным видам движения –

ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам. В музыкальном воспитании чаще всего используются игры инструментальные (сюжетные и несюжетные, игры с пением, словом), а так же музыкально-дидактические игры. Игры с пением решают многие задачи музыкального воспитания: формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования, а также коррекционные задачи: нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения. К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. Они улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают интонационный и поэтический слух, музыкальность. Текст лучше разучивать в процессе игры, так он лучше запоминается и соотносится с ритмом музыки. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра усложняется под влиянием развития речи. Играя, ребёнок максимально реализует свои возможности и способности.

Танцы с пением и хороводы очень полезны для развития детей, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е. гораздо чаще, чем другие виды танцев.

Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от двигательных умений детей. Такие танцы обычно разучиваются с небольшой группой детей или индивидуально, с учётом развитости двигательных навыков детей.

Каждый ребёнок талантлив от природы, только нужно стремиться помочь раскрыть его способности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, прикладывает усилие. Развивая творческие способности детей, можно вспомнить представления выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Гармоничное сочетание музыки, движения и художественного слова вместе с развитием детского творчества даёт положительные результаты. Ребёнок осознаёт свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых. Надо чаще хвалить ребенка, чем осуждать, подбадривать, а не подмечать неудачи, вселять надежду, а не подчеркивать, что изменить ситуацию невозможно, чтобы ребенок поверил в свой успех.

                                          Список литературы

1.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР. СПб. «Детство-пресс»

2.Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи Под ред. Л.И. Беляковой

3.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб. «Детство – пресс»

4.Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры» СПб. «Детство-пресс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

«Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению у...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи

Данный материал содержит опыт работы  применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи.

Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собс...

Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"

Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....

консультация для педагогов "Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению ...

Особенности развития детей с нарушением зрения на музыкальных занятиях

Музыкальное восприятие дошкольников с нарушением зрения формируется в соответствии с характером нарушения, при котором именно звук с его многообразием тембровых, динамических, темповых оттенков являет...