Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи
статья по теме

Семёнова Тамара Павловна

Данный материал содержит опыт работы  применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовательном процессе: теория, практика, инновации".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бутров Виталий Евгеньевич

педагог-психолог МДОУ № 13 «Буратино»

Семёнова Тамара Павловна

Музыкальный руководитель МДОУ № 13 «Буратино»

г.Волжск

Сказкотерапия – как  метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи

 

В условиях перехода на новые образовательные стандарты проблема речевого развития является  одной из важных в воспитании детей  дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи, следует заботиться о развитии свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

Сегодня  вопрос о развитии личности ребенка-дошкольника ставится с особой остротой не только учеными, но также родителями и государством. Уже можно смело говорить о том, что полноценное образование и гармоничное развитие  детей дошкольного возраста – это дело государственной важности.

Мы, работая ДОУ № 13 компенсирующего вида, г. Волжска, куда поступают дети  с различными  речевыми расстройствами с 3х-летнего возраста, ищем пути, которые бы повысили эффективность и качество профилактической и коррекционной работы с ребенком, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие.  Кроме   патологии речи  у наших воспитанников выявляются  нарушения психоэмоционального состояния: невысокая самооценка, низкая степень самоприятия, эмоциональная лабильность, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Однако, если  вовремя помочь, постоянно использовать все способы развития речи и личностной сферы,  серьезные проблемы можно успешно решить.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, находясь в постоянном поиске, мы пришли  к выводу, что самым приемлемым и близким  методом для  нас является сказкотерапия.

Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Один из самых авторитетных в этой области психолог Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.

Она считает, что сказкотерапия это и «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими», и «процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем», и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни», и «процесс объективации проблемных ситуаций», и «процесс активизации ресурсов, потенциала личности», и «процесс экологического образования и воспитания ребенка», и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта», и «процесс подбора каждому клиенту его особенной сказки».

Используя в работе сказкотерапию, детскому психологу необходимо учитывать следующие психологические механизмы воздействия сказок:

Во-первых, волшебные сказки есть символическое отражение древних ритуалов, важнейшим из которых для сказок выступила инициация. Преодолевая разнообразные трудности, герой получает возможность   изменения – перехода  на иной качественный уровень.

Во-вторых, сказки описывают глубинный опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Воздействуя на бессознательном уровне, сказки включают адекватные механизмы защиты «я», в частности, адаптационные механизмы, помогающие преодолеть кризис.

В-третьих, воспроизводя кризисные жизненные ситуации, сказка учит ребенка продуктивно переживать страх и обращаться со страхом, направляя, проецируя его в конкретные сказочные образы.

В-четвертых, образы сказок помогают ребенку пережить реальную жизненную ситуацию, моральные нормы и принципы взаимоотношений между людьми в близкой и понятной ему форме.

Проводя занятия по сказкотерапии, мы  поняли что, лучших результатов можно добиться при совместной работе педагога-психолога и музыкального руководителя, где ведущей является роль психолога. Поскольку для руководства всей этой работой требуются музыкальные знания и навыки, (если он сам не музыкант), работает совместно с музыкантом, которому даёт необходимые разъяснения. Следует всегда помнить, что усилиями одного какого-то педагога на занятиях без поддержки других трудно добиться желаемых результатов в развитии детей. Важен союз педагогов, соблюдение принципа интеграции, установленного Федеральными Государственными Требованиями, который даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Почему же отводится большая роль  использованию музыкальных произведений?

Музыка творит чудеса – это известно с незапамятных времен. В настоящее время музыка становится все более популярным средством психотерапевтического воздействия, способствующая интеграции и укреплению  психического здоровья.

Сказоктерапия предусматривает использование музыки в качестве сопровождения: музыка служит своеобразным звуковым представлением каждого персонажа, помогает создать нужный образ сказочного героя. Важно умело использовать на занятиях самую разнообразную музыку в жанровом отношении.

Музыкальный репертуар должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Чаще всего используем музыкальные произведения П.И. Чайковского, Камиля Сен-Санса, М.П. Мусоргского, М.И.Глинки, русские народные песни и мелодии, а также современные детские песни и фонограммы для изображения того или иного героя. Музыкальный репертуар соответствует заданиям педагога-психолога: индивидуальным способностям ребенка, разграничивается по степени трудности. Более  развитый ребенок (группы детей) получает задания сложнее и соответственно он может воспринимать музыку и более сложного характера, менее развитый – доступные ему, но обязательно развивающие его способности.

На занятиях по сказкотерапии применяются различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах, музыкорисование и обязательно элементы театрализации.

Сказка и сама музыка, используемые на занятиях по сказкотерапии, является важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, мышление и память.

Наряду  с народными, бытовыми сказками, сказками о животных, волшебными, на занятиях мы используем и свои наработки.

Основными принципами занятий по сказкотерапии являются:

  • Добровольность    участия    детей        центральный момент сказкотерапии. Этому способствует ритуал «вхождение в сказку»;
  • Связь с реальностью: через сказки происходит    приобщение ребенка   к   общечеловеческим   ценностям.   Человек   имеет   возможность восстановить утраченные   силы, укрепить веру в добро, при этом уровень   тревоги снижается и наступает ощущение спокойствия и удовлетворения;
  • Учет индивидуальных особенностей детей: от степени психологического комфорта     участников  зависит  их  активность,  глубина  эмоциональной включенности;
  • Внимание   двигательной   активности   детей:   усталость   после
    многократного   выполнения   психогимнастических   этюдов   приводит   к непроизвольному    расслаблению    организма    и,    следовательно,    снятию эмоционального напряжения;
  • Поощрение самостоятельности детей относительно сюжета сказок, действие сверстников, собственных переживаний.

Основные правила проведения занятий:

Занятия по сказкотерапии проводятся  один раз в неделю. В младшей и средней группе  длительность 15-20 минут. В старшем дошкольном возрасте   продолжительность достигает 25-30 минут. Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Оптимальное количество участников – 8 – 10 человек. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии  могут проявляться особенно ярко.

Регулярность проведения способствует  закреплению положительного  эффекта в развитии личности и речи ребенка.

Для проведения занятий  создается безопасное пространство. Место для занятия должно быть достаточно много. На полу необходим больших размеров ковер.

В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы,  потому что процесс «слушания
себя» очень отвлекает внимание детей и легко разрушает созданную ведущими атмосферу. Поначалу дети могут испытывать некоторое неудобство от неподвижности. Ведущему предстоит очень мягко и терпеливо объяснить детям, как        научиться «слушать» себя, преодолевать неприятные ощущения, быть мужественным и сильным.

В процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя».

«Вхождение в сказку» является очень важным моментом. Это — момент
волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией».  Для того, чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», «сверх сила» или, по крайней мере, преодоление барьера, препятствия,

Роль педагога-психолога в этих занятиях ключевая. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создает, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Ведущий должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать количество и интенсивность упражнений. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога – психолога на протяжении всего занятия.

Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизация (их надо поощрять особо) являются успешными, удачными, раскрепощенными, помогают ребенку поверить в себя и в свои силы. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Подводя итог вышесказанному, мы отмечаем, что сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, это делает её эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере, а занятия с использованием  музыки  детям безумно нравятся, а если ребенок что-то выполняет с желанием, то и результаты поражают. Тому подтверждение использование  метода  сказкотерапии в работе с детьми с патологией речи.

Литература:

  1. Зинеквич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоуст», 1998. – 352 с.
  2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. – М.: Владос, 1998. – 176 с.
  3. Поваляева М. Взаимодей специалистов «Коррекционная педагогика». – Ростов на Дону, «Феникс», 2002., -  352 с.
  4. Шорохова О.А.  Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия  по развитию связной речи  дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с. – (Программа развития).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи Бутров Виталий Евгеньевич педагог-психолог МДОУ № 13 «Буратино» Семёнова Тамара Павловна Музыкальный руководитель МДОУ № 13 «Буратино» г.Волжск

Слайд 2

Актуальность Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи, следует заботиться о развитии свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. Сегодня вопрос о развитии личности ребенка-дошкольника ставится с особой остротой не только учеными, но также родителями и государством. Уже можно смело говорить о том, что полноценное образование и гармоничное развитие детей дошкольного возраста – это дело государственной важности .

Слайд 3

Сказкотерапия Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Слайд 4

Цель: активизация ресурсов и потенциала личности. Задачи: научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи или ошибки. научить ребенка осознавать и ставить перед собой определенные цели, добиваться решения поставленных задач, проявлять инициативу, независимость, развивать терпеливость и выдержку. создать условия для того, чтобы ребенок на подсознательном уровне стремился к совершенствованию и гармонии. пробуждение фантазии и образного мышления.

Слайд 5

Практика показала, что участие нескольких педагогов в занятии снижает утомляемость детей, повышает их интерес к материалу и в конечном итоге результативность занятия.

Слайд 6

Почему же отводится большая роль использованию музыкальных произведений? Музыка творит чудеса – это известно с незапамятных времен. Сказкотерапия предусматривает использование музыки в качестве сопровождения. Музыкальный репертуар должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Сказка и сама музыка, используемые на занятиях по сказкотерапии, является важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, мышление и память

Слайд 7

Связь с реальностью: через сказки происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям Учет индивидуальных особенностей детей Поощрение самостоятельности детей относительно сюжета сказок, действие сверстников, собственных переживаний Внимание двигательной активности детей Добровольность участия детей Принципы

Слайд 8

В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы, «Вхождение в сказку» является очень важным моментом. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка Занятия по сказкотерапии проводятся один раз в неделю Правила Для проведения занятий создается безопасное пространство

Слайд 9

Игровые приемы Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды Словесное комментирование, пантонимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию Фантазирование по музыке, словесное рисование, пантонимические упражнения на преодоление телесных барьеров

Слайд 10

Этапы: Ритуал «входа в сказку» (вступление). Повторение. Расширение. Закрепление. Интеграция. Резюмирование. Ритуал «выхода из сказки» (заключение ).

Слайд 11

Ритуал «входа в сказку». Создать настрой на совместную работу. Коллективное упражнение. Слушание музыки.

Слайд 12

Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз. Какие выводы для себя сделали. Какой опыт приобрели. Чему научились. Вопросы о том, что было в прошлый раз. Использовали ли они новый опыт. Как им помогло то, чему они научились.

Слайд 13

Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает сказку. Спрашивает, хотят ли помочь кому-либо из персонажей.

Слайд 14

Закрепление Приобрести новый опыт. Закрепить новые качества личности ребенка. Игры Превращения Путешествия Упражнения Рисование (лепка)

Слайд 15

Интеграция Связать новый опыт с жизнью. Обсуждение и анализ опыта.

Слайд 16

Резюмирование Обобщение приобретенного опыта. Связать его с уже имеющимся. Итоги занятия : Вспомнить ход занятия. Значимость нового опыта. Конкретные ситуации, где его можно использовать.

Слайд 17

Ритуал «выхода из сказки» Закрепить новый опыт. Подготовить ребенка к взаимодействию. Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами. Все, чему мы научились.

Слайд 19

Методики исследования качеств личности дошкольника Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейна. Тест тревожности для детей дошкольного возраста, разработанный американскими психологами Р. Телом, М. Дорки, В. Аменом. Методика Луизы Дюсс тест «Сказка» (оценка эмоционально-волевой сферы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические средства физического развития ребенка

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. В этом возрасте интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма. Ребенок продолжает прибавля...

Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"

Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи.

Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собс...

Коррекция развития детей с нарушением речи на музыкальных занятиях

Коррекция речевых нарушений требует комплексного воздействия. Гармоничное сочетание музыки, движения и художественного слова вместе с развитием детского творчества дают положительные результаты....

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка....