Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
материал (младшая группа)

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020-2021_0tchet_loboda.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.

Воспитатель: Лобода Т.А.

Общее количество детей: 18 из них: девочек: 10, мальчиков: 8.

Возраст детей от 2 до 3,5 лет.

При поступлении детей в дошкольное учреждение возникает много проблем. Все изменения: в режиме дня; в требованиях к поведению; новое помещение; постоянный контакт со сверстниками – обрушиваются на ребенка одновременно, создают стрессовую ситуацию. Поэтому наиважнейшая задача воспитателя – помочь малышам адаптироваться к условиям ДОУ.

При поступлении детей все родители заполняли анкеты, из которых, мы узнали, как ласково называют ребенка дома родители, как засыпает, навыки

самообслуживания, его любимые игрушки, каковы любимые занятия дома и многое другое. Во время адаптации детей воспитателями заполнялись адаптационные листы.

  На протяжении года дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям показали положительную динамику. Работа в группе проводилась исходя из основных годовых задач в соответствии с годовым планом работы МБДОУ на 2020 - 2021 учебный год.

Содержание образовательного процесса определялось примерной общеобразовательной программой «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, Л.Г.

Гогоберидзе, О.В. Солнцева, разработанной и реализуемой в соответствии с ФГОС. Педагогический процесс в течение года был ориентирован на всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей. Также, работа на протяжении всего учебного года была направлена на создание условий для успешной адаптации детей к условиям детского сада. Мы старались обеспечивать эмоциональный комфорт, в группе, побуждали детей к совместным действиям с предметами и игрушками, используя положительную оценку. Адаптация у многих детей нашей группы закончена, у них нормализовался сон, аппетит, поведение.

С детьми систематически проводилось ОД в соответствии с основной общеобразовательной программой и утверждённым расписанием

организационно-образовательной деятельности.

         В группе начала работать с 15 сентября 2020 года. Дети не соблюдали правила поведения в группе, в общении со сверстниками и взрослыми. Они не слышали и не слушали взрослого, не понимали социальную оценку поступков сверстников. Уровень конфликтов среди детей был высоким. Дети не умели общаться спокойно, без крика, не делились игрушками, жадничали, перебивали говорящего. Я сделала вывод, что я должна быть не просто организатором, а активным участником жизнедеятельности группы. Поэтому я стала уделять большое внимание нравственному воспитанию. Утро начиналось с игр на приветствие: ритуал приветствия «Солнышко», «Доброе утро». Игры направлены на создание положительного, эмоционального климата  в группе, на развитие умения использовать в общении друг с другом ласковые слова. Игры на формирование положительных контактов со сверстниками: « Назови ласково», «Вместе играем», «Наше солнце». Установили и повесили  правила поведения со сверстниками и взрослыми в группе, разучивали с детьми считалки, мирилки, потешки, стихи. Создавала игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательного отношения к сверстникам:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

4. Ребёнок плачет – успокой его.

Организовывала сюжетно-ролевые игры: семья, магазин, больница,  автобус, поход в театр. Смотрели сказки с хорошим концом: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Мешок яблок», «Под грибом», хороводные игры: «Кто у нас хороший», музыкальные игры: «У тебя, у меня звонкие ладошки». В гости к ребятам приходили Каркуша,  Хрюша, Степашка,  кукла Маша, они учили детей здороваться и прощаться, излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо», «пожалуйста». На данный момент атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются. Многие дети здороваются и прощаются без напоминания взрослого; благодарят за помощь; соблюдают элементарные правила поведения в групповой и умывальной комнате; отвечают на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения. Дети научились замечать эмоциональное состояние сверстника. Стремятся пожалеть, успокоить, извиниться, порадоваться. Во время игры вместе пользуются игрушками, книгами, помогают друг другу.

Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы за период: ноябрь - май 2020 - 2021 учебный год показал следующие результаты.  

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

В- 8 детей

С- 7 детей

Н- 1ребенок

Образовательная область: «Речевое развитие».

В- 6

С- 9

Н - 1 ребенок

Образовательная область: «Художественно -  эстетическое развитие»

В- 7

С- 8

Н – 1ребенок

Образовательная область: «Познавательное развитие»

В- 6

С- 9

Н – 1 ребенок

Образовательная область: «Физическое развитие»

В- 12

С- 3

Н – 1 ребенок

С детьми систематически проводилась образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой.  В работе с детьми использовались так же парциальные программы:

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» реализовалась парциальная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» реализовалась парциальная программа «Я-ТЫ-МЫ» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной.

Так же в образовательных областях «Социально-коммуникативное» и «Физическое развитие» реализовалась технология «Ясли – это серьёзно» В.Г.Алямовской, которая обеспечила решение проблем адаптационного периода и способствовала созданию благоприятных условий для пребывания детей в детском саду.

Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально- коммуникативное.

 Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы и распределения непосредственно образовательной и совместной деятельности в режимных моментах были предложены новые формы планирования воспитательно-образовательной работы в календарном плане и составлена рабочая программа группы.

В своей работе с детьми мы старались использовать разнообразные инновационные технологии, направленные на реализацию государственного стандарта дошкольного образования: здоровье сберегающие технологии, музыкотерапию, технологию проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технологию исследовательской деятельности. Все проводилось ежедневно. Хотелось бы, чтобы в группе было все необходимое

( компьютер, интернет, интерактивная  доска).

Игра для ребенка – это радость и удовольствие. В моей группе дети очень любят играть. В феврале месяце, я увидела, что появились первые предпосылки сюжетно-ролевой игры. Однако эти игры просты по сюжету, кратковременны и однообразны. Развитие сюжетно-ролевой игры осуществляла по двум направлениям:

  1. Создавала необходимые условия для игр: с помощью родителей приобрели необходимые атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Парихмахерская», «Магазин».
  2. Непосредственное руководство играми детей.

В работе с детьми использую следующие принципы организации игры в детском саду:

  1. Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми.
  2. В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.
  3. В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

Игры проводила утром или после дневного сна.

В работе с детьми старалась организовать игры так, чтобы у детей развивались навыки самостоятельности и самоорганизации, формировались умения договорится друг с другом, играть вместе и дружно, развивать сюжет игры совместно с воспитателем и сверстниками, продолжить действие игрового процесса, начатое партнером.

Как можно чаще хвалила и поощряла каждого ребенка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. Старалась, чтобы каждый ребенок самореализовался, проявлял свое неповторимое творчество.

Сначала старалась, чтобы дети выполняли в игре несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я использовала вопросы, подсказывающие новые действия: « Не проснулась ли твоя кукла Катя? Может она хочет есть?» и предлагала ребенку игрушечную тарелку с ложкой.

Большое место отводили показу действий с разными игрушками.  Например, чтобы привлечь внимание детей, я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию малыша: «Разогреваю кашу на плите», «Кормлю куклу», «Укладываю ее спать». Дети внимательно наблюдают за моими действиями. Я продолжаю игру, а затем передаю куклу детям и словесно направляю дальнейший ход действий.

Использовала и такой прием, как введение куклы в повседневную жизнь детей. Так утром мы с куклой встречали детей в приемной, она здоровалась с детьми, днем укладывала ее спать, вечером, когда малыши уходили домой, кукла прощалась с ними.

Для развития сюжетно-ролевых игр совершали экскурсии, смотрели по компьютеру сказки, мультфильмы, проводила беседы, рассматривали иллюстрации, фотографии, знакомились с атрибутами игры, их названием и назначением.

В заключении хочу сказать, что в конце апреля месяца  дети неплохо справляются с игровыми сюжетно – ролевыми ситуациями, умеют играть самостоятельно, у них формируются навыки игрового взаимодействия друг с другом (в количестве 2-3 человек), дети находят общие интересы в определенной теме игры. Конфликтных ситуаций становится меньше, а если вдруг такая ситуация сложилась то ее легко решить найдя компромисс с помощью воспитателя или самостоятельно. Между детьми налаживаются доверительные, доброжелательные, познавательные, коммуникативные навыки общения. Сделала вывод, что сюжетно-ролевая игра  должна проводиться ежедневно, а не от случая к случаю, систематически, от простого к сложному. На прогулках провожу  подвижные игры, выношу атрибутику. Дети играют с большим интересом.

Планирую приобрести все необходимое для спортивных игр: мячи, кегли, скакалки, кольцебросы, сделать нетрадиционное оборудование из подручного материала.

При создании предметно-развивающей среды я  учитывала возрастные, индивидуальные особенности детей. Для детей моего возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Организуя РППС, я создавала  условия для реализации содержания пяти образовательных областей программы через различные виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкально - театральная, двигательная.  Организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие, поверить в свои силы и способности, научиться выполнять первые мыслительные операции с предметами и игрушками, получая сенсорный опыт взаимодействия. А еще первый опыт активного взаимодействия с взрослыми и со сверстниками, понимая и оценивая их чувства и поступки. Девочки очень любят играть в игровом центре с куклами, используя предметы-заместители, муляжи. Мальчики строительный материал, машинки, конструктор, а также дидактический материал для моторики: пазлы, счетные палочки, мозаику, бусы. Я считаю, что созданная развивающая среда открывает моим воспитанникам весь спектр возможностей, которые развивают познавательную, творческую  и активную деятельность, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, безопасна и комфортна, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.

Использование ИКТ в моей практике не ограничивается деятельностью с детьми и включает в себя следующее:

- подбора иллюстративного материала к образовательной деятельности и для оформления стендов, группы;

- подбора дополнительного познавательного материала к ОД, знакомство в Интернете со   сценариями праздников и других мероприятий;

- обмена опытом, знакомства с наработками других педагогов России и зарубежья.

- оформления групповой документации, отчетов.  

-  компьютерные технологии позволяют не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;

- создания презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний;

 - подготовка консультаций, памяток для родителей и педагогов, оформление буклетов, материалов по различным направлениям деятельности;

 -  работа с сайтом учреждения.

Планирую научиться создавать видеофильмы про своих детей, презентации сопровождающие музыкой.

Существует четыре формы самостоятельной деятельности детей. Среди них:

Игровая

Двигательная

Продуктивная

Познавательно-исследовательская.

 Для правильной организации такого время провождения малышей я создаю условия: выделяю для ОД оптимальное количество времени;  создаю пространство и нужную атмосферу для активности детей; провожу сортировку материала, который подходит для различных форм самостоятельной деятельности; подбираю оптимальное расположение игровых принадлежностей в группе; активное личное общение с детьми.

Для самостоятельной деятельности применяю следующие методы и приемы.

Метод прямого показа: несложная поделка, выполнение самого простого трудового поручения, участие в спортивной игре;

игровой прием с наглядностью, показ познавательных картинок (Мама моет свою дочку);

тематические экскурсии (экскурсия на пищеблок, медицинский кабинет);

инсценировки (знакомят малышей с поведением принятым в обществе);

беседа;

проблемная ситуация.

Для закрепления навыков по самообслуживанию использую следующую схему:

 пояснение и демонстрация действия; выполнение задуманного вместе с ребенком; малыши сами осуществляют действие при словесной подсказке взрослого; дети делают все самостоятельно.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка. Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

В моей группе дети осваивают следующие виды продуктивной активности:

рисование (кроме традиционной техники, малыши осваивают целый ряд нетрадиционных методов: рисование ватными палочками, пальчиками, штампами и пр.);

лепку (из пластилина,  песка, теста);

конструирование (кубики, конструкторов); театрализованную деятельность. 

Продуктивная деятельность  имеет большое значение для всестороннего развития. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что - то красивое.

Продуктивная деятельность является частью всей воспитательно - образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь с игрой.

Организация продуктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях:

совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности.

Продуктивная активность включается не только в образовательную деятельность, но и другие виды самостоятельной и совместной деятельности. На прогулках, например, это реализуется, когда дети делают куличики в песочнице.  

Для меня существует определенный «алгоритм» проведения продуктивной деятельности: 

Мотивация к деятельности,  

знакомство с новым материалом,

работа по усвоению знакомого материала,

показ образца (показ поэтапно),

самостоятельная деятельность детей (помощь),

подведение итога на основе результата,

поощрение,

выставка работ,

рефлексия.

Использую различные методы и приемы: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ способов действия. Широко использую прием объяснения, который имеет, более развёрнутый характер. Например, в работе над рисунком одуванчика отпечатком скомканной бумаги, я даю такой комментарий: «Чтобы получить такой красивый одуванчик, мы должны быть предельно аккуратны. Берём кусочек салфетки и комкаем её в тугой шарик. Обмакиваем шарик в жёлтую краску и прикладываем его по центру листа. Карандашами дорисовываем стебель, листочки. Выбрасываем «печать», складываем карандаши, краски по местам, оттираем руки».  

Для реализации индивидуального подхода и создания ситуации успеха для каждого ребёнка использую поощрение. Этот приём имеет «долгоиграющий» смысл: добрые слова вселяют в малыша уверенность в своих силах, мотивируя на дальнейшую работу. Только когда дети приобрели необходимые навыки и умения, предлагаю заняться любимым делом, а сама наблюдаю за ними, вмешиваюсь в игру или любимое дело детей, если все угасает или конфликт, а дальше предлагаю дополнительный материал для усложнения, продолжения, разворачивания игр. В самостоятельной деятельности дети свободно перемещаются по группе, есть доступ ко всем центрам активности, что способствует развитию инициативы детей, самостоятельности, творчества.

Для исследовательской и творческой деятельности планирую выставлять в свободном доступе:  муку, воду, пену для бритья, крахмал, соду,  пищевые красители, самоклеющий  мягкий пластик, ватные палочки, диски.

Никогда не испытывала трудности при взаимодействии с родителями. Но в марте месяце эта проблема вылезла. Родителям неоднократно проговаривала, что воспитание-это не только одеть, обуть, сладко накормить детей. Из опыта работы с маленькими детьми сделала вывод, что существует непосредственная связь между культурой поведения и стилями воспитания в семье. Дети часто используют непослушание и конфликтные ситуации, чтобы привлечь к себе внимание. Неуверенность и колебания взрослого при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых он может влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Проблему удается решить только совместными усилиями педагогов и родителей. Это нелегкая задача, потому, что главная трудность во взаимоотношениях состоит в том, чтобы найти золотую середину, объединяющую любовь и терпение, доброту и внимательность, требовательность и уважение к подрастающему человеку. Личность процветает только тогда, когда методы воспитания пронизаны  духом уважения и симпатии, тогда непонимание, конфликтные ситуации и нарушение культуры поведения самоуничтожатся. Мы воздвигаем Храм жизни и судьбы. И от нас зависит, насколько этот Храм будет наполнен светом радости и человечности! Поэтому для работы с родителями перед собой поставила цели и задачи:

- объединить усилия семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника.

- распространять педагогические знания среди родителей;

- оказать практическую помощь в воспитании детей;

- способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка.

Систематически  стала проводить  работу по ознакомлению родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Вовлекала семьи в единое образовательное пространство. Способствовала реализации единого подхода к воспитанию и развитию детей в семье и детском саду. Проводила педагогические беседы с родителями, индивидуальные консультации, использовала наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями (видеофрагменты организации различных видов деятельности, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки). Для обратной связи с родителями проводилась работа на сайте группы, где выкладывала фотографии детей в детском саду, публиковала материалы консультаций для родителей по отдельным вопросам, у родителей была возможность задать вопрос и получить ответ на данном сайте. Большую помощь оказал родительский комитет. Использование разнообразных форм работы с родителями позволило мне установить доброжелательные отношения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы,  выражать свое отношение к образовательному процессу: восхищались  результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживают своего ребенка, повысилась компетентность родителей в вопросах воспитания детей. Родители помогли пополнить предметно-развивающую среду: восковые мелки, материал для творчества, атрибутику для сюжетно-ролевых игр, активно участвовали в субботнике, озеленяли и ухаживают за клумбой и т. д.

Я считаю, чтобы адаптация проходила хорошо, необходим постепенный прием детей по 4 ребенка с интервалом 3-4 дня; принимать детей не в сентябре, а в августе;

проводить анкетирование не во время приема детей, а заранее; использовать в период адаптации технологию ИКТ: мультьпесенки, мультфильмы  и сказки с хорошим концом, игры с цветным песком, водой, рисование мыльными пузырями.

 Планирую использовать  технологию проектной деятельности. Темы проектов:

«Жизнь и приключения в детском саду»,

«Сенсорное развитие дошкольников»,

«Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ».

Самообразование: прошла курсы повышения квалификации, приняла участие в семинарах, участие на новогоднем утреннике, утреннике на 8 марта, создала и постоянно пополняю свой персональный сайт и сайт «Дошколка».

Выводы:

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает тесное сотрудничество в работе воспитателей, руководителей, родителей, а также использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.

Знания и навыки, полученные в ОД необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разных видах деятельности детей. В течение летнего периода я буду продолжать использовать дидактические и настольно – печатные игры, наблюдения, совместную творческую деятельность с детьми, досуги и развлечения для закрепления и развития соответствующих знаний, умений и навыков.

В следующем учебном году  планирую:

- Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе;

- Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями;

- Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями, оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическими знаниями о развитии ребенка 2-3 лет, умением применять их в общении;

- Продолжить целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям;

- Продолжить совершенствование предметно-развивающей среды;

- Повышать уровень педагогического мастерства путем самообразования, обмена опытом работы, посещения городских мероприятий (семинаров, практикумов, мастер-классов);

- Активно участвовать в мероприятиях ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МКДОУ "Новохоперский центр развития ребенка - детский сад № 1" на 2014-2015 учебный год

В годовом плане расписана вся работа педагога-психолога по основным направлениям с родителями, детьми и педагогами....

Психолого-педагогическая гостиная - эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в ДОУ

Психолого-педагогическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. ...

«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.

  Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагог...

«Психолого - педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях реализации развития ребенка в дошкольной организации.»

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательной организации. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие»....

«Целостная модель деятельности Службы ранней психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет в условиях дошкольной организации»

laquo;Целостная модель деятельности Службы ранней психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет в условиях дошкольной организации»...