Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"
статья по музыке

Пронько Ирина Николаевна

Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pronko_i.n._razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_2020.docx22.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное учреждение детский сад №51 компенсирующего вида
Василеостровского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Развитие музыкальных способностей у детей
с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью»

Музыкальный руководитель
Пронько Ирина Николаевна

Санкт-Петербург

2020

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом в детском саду увеличивается количество детей не только с тяжелыми речевыми нарушениями, но и соматически ослабленных, психологически незрелых, с резким преобладанием процессов возбуждения или торможения, с неразвитой общей и мелкой моторикой, с неустойчивым вниманием и нарушением пространственной ориентацию.

Наблюдения за поведением детей в первые дни пребывания в детском саду и психолого-педагогическая диагностика показали, что перед детьми стоит проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками, в некоторых случаях ребенок не принят, изолирован или совсем отвергнут.  Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному изображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театрализованная деятельность.  В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другими персонажами, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Музыкально-театрализованная деятельность является источником разбития чувств, глубоких переживаний, открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает мир, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. От лица какого-либо персонажа дети решают многие проблемы, ситуации, что помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное врем, во всех видах образовательной деятельности.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной музыкально-театрализованной деятельности детей в группах созданы «уголки сказки», в также «тихие уголки», где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрацию к сказке, послушать музыку.

В музыкальном зале и в группах есть различные виды театра: пальчиковый, би-ба-бо, теневой, театр фланелеграф, театр плоскостных картинок, а также ширма, набор кукол, маски и полумаски.

Содержание музыкально-театрализованных занятий включает в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним,
  • Игры драматизации,
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок,
  • Упражнение по формированию выразительности исполнения.

Большое внимание я уделяю играм-драматизациям, инсценировкам. Тут важно научить ребенка выразительно передавать игровые образы, настроение и характер персонажа, согласовывать свои действия с другими артистами для достижения этих задач детям помогает музыка. В своей работе я использую упражнения и этюды на развитие воображения, выразительности жестов и мимики, выражения эмоций, развития памяти.

В работе над образом используем один из средств образной выразительности – пантомиму.

После того, как дети поупражнялись над актерской техникой, можно приступать к подготовке драматизации сказки.

Репетиции проводятся с подгруппами детей, т.к. это более эффективно. Включаются танцы, песни и другой музыкальный материал.

Когда спектакль готов, наступает ответственный момент, который можно назвать премьерой. В этот день важен эмоциональный настрой детей, который должны создать педагоги и родители. В день премьеры можно «разыграть» настоящую праздничную атмосферу: раздать билеты, программы.

В процессе работы над спектаклем дети становятся дружнее, у них развивается чувство ответственности, появляется уверенность в своих силах. Каждое ново е выступление становится для них праздничным событием.

Только совместными усилиями детей, родителей, воспитателей, логопедов и музыкальных руководителей можно добиться высоких результат в овладении навыками правильной речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность.

Отличительные особенности опыта

Создана система работы, направленная н развитие музыкальных способностей детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью.

Возраст детей – от 4 до 7 лет

Срок реализации опыта – 3 года

Место в режимном моменте:

  • Организационная деятельность детей (групповые и индивидуальные занятия);
  • Совместная деятельность взрослых и детей;
  • Самостоятельная деятельность детей.

Прогнозируемый результат работы

Высокий уровень развития музыкальных способностей у детей с нарушением речи необходимый для осуществления более продуктивной квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Цель работы

Сформировать музыкальные способности у детей через музыкально-театрализованную художественную деятельность в государственном дошкольном образовательном учреждении детский сад №51 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Задачи

Обучающие:

  • Формирование и совершенствование актерских навыков, речевых умений, фонетических навыков.

Развивающие:

  • Развивать эмоциональную сферу ребенка, память, мышление, воображение, расширять музыкальный кругозор у детей дошкольного возраста.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к театру: к музыкально-художественному наследию;
  • Формировать навыки взаимодействия, сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности и инициативности.

Педагогические принципы:

  • Принцип системности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип комплексности;
  • Индивидуально-личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка.

Методы:

  • Наглядный;
  • Словестный;
  • Игровой.

Формы работы:

  • Регламентированная;
  • Совместная;
  • Самостоятельная.

Средства:

  • Музыкально-дидактические игры;
  • Дидактические пособия;
  • Картотеки пальчиковых игр;
  • Картотеки театрализованных игр, этюдов, упражнений;
  • Картотеки музыкально-пальчиковых игр;
  • Технические устройства.

Используемые педагогические технологии:

  • Театрализованная деятельность;
  • Сказка-терапия;
  • Логоритмика.

Методическое обеспечение:

  • Картотеки дидактических игр на развитие;
  • Картотеки пальчиковых игр «Умные пальчики»;
  • Картотеки театрализованных игр, этюдов, упражнений «Русские потешки и считалки»;
  • Картотеки музыкально-пальчиковых игр «Пальчиковые игры»;
  • Конспекты;
  • Сценарии;
  • Картотека художественно-литературных произведений по возрастам.

Пособия:

Дидактические игры, театрализованные этюды, музыкальное лото и авторские дидактические и развивающие игры.

Авторские разработки:

  • Игра для развития слуха «Кто как идет»;
  • Игра для развития у детей представления о характере музыки «Весело и грустно»;
  • Игра для развития у детей представления о темпе музыки «Карусель».

Для развития выразительного исполнения подобрана система упражнений на выразительность жестов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М., «Сфера», 2003
  2. Бельшева Т.В. «Учимся по сказке», С-Пб, 2005
  3. «Дошкольное воспитание» №6, 2006
  4. Зарецская Н.В. «Календарные музыкальные праздники», М., «Айрис пресс», 2006
  5. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольные театр», М., «Просвещение», 2000
  6. Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей у дошкольников, автор-составитель Корчаловская Н.В., М., «Аркти», 2008
  7. Орлова Ф.М., Соковнина Е.Н. «Нам весело», М., «Просвещение», 1865
  8. Петрова М.И., Сергеева Е.Л. Петрова Е.С. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», М., «Школьная пресса», 2003
  9. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика», С-Пб, 2004
  10. Программа воспитания и обучения в детском саду, М., «Просвещение», 1985
  11. Шорохова О.А. «Играем в сказку», М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на свирели - как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.

Конспект содержит материалы  опыта работы по обучению детей логопедической группы игре на свирели....

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...

Презентация на тему: «Развитие творческих музыкальных способностей через театральную деятельность»

Формирование всесторонне развитой  личности средствами музыкально - театрального искусства....

Консультация для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи, через использование кинезиологических игр и упражнений»

Работая с детьми, приходиться наблюдать, что дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавш...

Развитие творческих способностей детей с нарушением речи через театральную деятельность

Статья посвящена развитию творческих способностей детей с различными нарушениями речи через театральную деятельность. Театрализованная деятельность, интегрированная в образовательный процесс, способст...