Развитие творческих способностей детей с нарушением речи через театральную деятельность
статья (подготовительная группа)

Статья посвящена развитию творческих способностей детей с различными нарушениями речи через театральную деятельность. Театрализованная деятельность, интегрированная в образовательный процесс, способствует развитию творческих способностей, межличностному общению, выразительности связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей с нарушением речи через театральную деятельность»

Аннотация

Статья посвящена развитию творческих способностей детей с различными нарушениями речи через театральную деятельность. Театрализованная деятельность, интегрированная в образовательный процесс, способствует развитию творческих способностей, межличностному общению, выразительности связной речи.

Ключевые слова

театрализованная деятельность, обучение, воспитание, коммуникация, дети, творческие способности, связная речь, нарушения речи

Система образования в нашей стране на всех образовательных уровнях особое внимание уделяется коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако, наиболее важным, сензитивным периодом для «особенных детей» является дошкольный возраст. Именно тогда специалисты выявляют имеющиеся осложнения и предпринимают первые шаги для наиболее благоприятного освоения детьми образовательных программ и успешной адаптации их в обществе. Поэтому необходим комплексный и системный подход к решению проблем во всех сферах воспитания и обучения детей с ОВЗ. Каждый ребенок индивидуален и поэтому ежедневно в дошкольных учреждениях проводят работу не только педагоги сопровождения - логопеды, психологи, дефектологи, а также, воспитатели, музыкальные руководители, как активные участники образовательного процесса[1].

   Здесь на помощь приходит театральная деятельность, которая создает благоприятные условия для развития творческих способностей детей, влияет на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; помогает становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

С давних пор именно театр являлся средством познания жизни, эстетического и нравственного воспитания детей. Он сочетает в себе целый спектр видов искусств: литературу, танец, актерскую игру и музыку. С помощью всего этого театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка и обогащает этот мир, учит ребенка преобразовывать окружающую среду, задействовать свою фантазию и воображение, помогает общаться с людьми, развивает творческие способности. Всё это в дальнейшем поможет социализироваться нашим воспитанникам в современном обществе[2].

Театр доставляет детям большую радость. Психологи отмечают, что ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Большое влияние театра на личность ребенка позволяет раскрыть его индивидуальные способности. Театр решает такие проблемы, как: проблемы развития творческой активности ребенка, его эмоций, чувств, речи через создание максимально комфортной ситуации общения детей и педагога в процессе организации театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность является эффективным средством воздействия на детей с общим недоразвитием речи. Заучивание, проговаривание, проживание театральных текстов помогают в коррекционной работе: активизации, расширении и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, автоматизации звуков, выразительности речи, формирование связной речи.

Каждый этап в работе над инсценировкой позволяет решать сразу несколько воспитательных и образовательных задач. При знакомстве со сказкой, на этапе её прочтения, педагог знакомит воспитанников с героями, образом их жизни, то есть расширяет знание воспитанников об окружающем мире. Дети только с помощью взрослого могут определить характер героев («плохой – хороший») и устанавливать правила общения. В результате у детей возникают: симпатии в виде улыбки по отношению к хорошему, доброму герою (к Курочке, Собачке и т.д.), жалость и сострадание - к беззащитному Зайке; осуждение - по отношению к хитрой Лисе, злому Волку. Игровая обстановка создает для детей психологическую защиту и комфорт, а сама театральная деятельность помогает маленькому человеку более успешно и спокойно преодолеть свои личностные проблемы[3].

Театрализованная игра выступает методом обучения творческому мышлению и культуре общения. Во время таких занятий педагог вместе с ребенком может решать различные проблемные ситуации, вступать во взаимодействие со сверстниками: «Дедушка один не может вытянуть репку. Что нужно сделать?»; вступать в речевое общение: детям трудно самостоятельно позвать героя, и педагог приходит на помощь: «Давайте позовем помощников: «Бабка! Иди к нам!», а герою подсказывает, как ответить или показать с помощью жеста: «Иду». После таких игровых моментов ребёнок получает эмоциональную поддержку, образец для подражания в лице взрослого, опыт творческого самовыражения.

Театральная деятельность требует помощи родителей. Объединение усилий устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. С родителями ребенок учит текст, проговаривает диалог, мастерит костюмы, атрибуты. Включение родителей в процесс — это как создание единого пространства развития ребенка в семье и дошкольном учреждении.

Таким образом, использование театральной деятельности в работе с детьми с ОВЗ в детском саду, безусловно, способствует общему развитию малышей, раскрытию потенциала их фантазии и воображения, развитию речевого общения и психологическому раскрепощению и является частью механизма адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Приобретенный опыт в театрализованной игре позволяет детям применять его и в самостоятельной деятельности (игра с куклой, с мишкой, просмотре книжки). Дети используют знакомые им уже слова и фразы[4].

Организация комплекса занятий по развитию речи должна включать в себя следующие этапы:

1. Создание материально-дидактических условий речевого взаимодействия с детьми с ОВЗ.

2. Разработка системы работы по освоению ребенком способов художественно-речевой деятельности человека.

Осуществляя любую деятельность, ребенок, прежде всего, должен хорошо представить ее конечный результат. И, не только понимать коллективную цель, но и принимать, осознавать, озвучивать ту индивидуальную цель деятельности, которая отводится ему. На практике хорошо видно, что, если ребенок не проговорил, значит, он не понял, что от него требуется в совместной деятельности. «Театральная гостиная» имеет большое значение для развития творческих художественно-речевых способностей. «Театральная гостиная» преобразуется то в репетиционный зал, то в театральную сцену.

1. Поэтому, на первом этапе работы дети учились принимать цель:

Сначала индивидуально, через игры «Измени голос», «Узнай животного», детям индивидуально даются задания – изобразить животного.

Далее дети должны объединиться в пары, педагог дает задание, например, изобразить «Дерево и кошку», «Птичку и собаку», «Цветок и бабочку». И дети, договаривались друг с другом, кто, что будет изображать. Используя речевые формы: «Что ты хочешь показать: бабочку или цветок? Можно я покажу цветок?». Дети проговаривали друг другу цель своей деятельности. Моменты, когда обоим хочется играть одну роль решаются с помощью считалки.

В играх «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем», «Воображаемое путешествие» и др., дети в группе сверстников учатся договариваться о предстоящей деятельности: необходимо выслушать предложения участников группы, выбрать одно из предложенных, обговорить деятельность показа.

2. Следующий этап работы – это планирование процесса и распределение ролей, который строится на театрализации известных детских сказок «Колобок», «Теремок», «Репка». Возможность самовыражения детей: имеется необходимые атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, различные виды театров, одежда для ряженья детей, костюмы разных профессий и т.п.) Дети должны научиться планировать свою деятельность, определяя, что будут делать сначала, что потом. Объединяясь в пары (позже в тройки), договариваться о распределении роли, подбирать материал (костюм или музыкальный инструмент) для осуществления деятельности, осуществлять саму деятельность[5].

3. Активные дети при распределении ролей, чаще всего высказываются: «Я буду!». Педагогу необходимо с помощью ключевых фраз: «Кем ты хочешь сегодня быть? Давай, сегодня будешь ты, а завтра я», учить активных детей выслушивать, прислушиваться, считаться с мнением более молчаливого и застенчивого партнера по совместной деятельности, выражать свое желание и договариваться о предстоящей деятельности с партнером по игре. Выстраивали деятельность так, чтобы каждый ребенок побывал в разной социальной роли. И положительно оценивать деятельность ребенка, сравнивать его результат с его же результатом, тем самым оказывать поддержку в его саморазвитии.

Театрализованная деятельность является благодатной почвой для развития детского сотрудничества и творчества, потому что сам характер деятельности предусматривает взаимодействие большого количества людей, и даже в театре одного актера важны совместные действия нескольких человек. Поэтому, формировать навыки умения детей работать в группе сверстников, и в равной мере отвечать за общий результат деятельности, является одной из приоритетных задач дошкольного образования[6].

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности можно включать: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение.

Развитие театрализованной деятельности в детском саду, развитие связной речи и накопление эмоционально-чувственного опыта детей - длительная работа, которая требует совместного взаимодействия педагогов, детей и родителей. Этот союз способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Список литературы

  1. Акулова, О. В. Театрализованные игры. //Дошкольное воспитание, №4, 2005. – 120 с.
  2. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] - М. – 250 с.
  3. Иванова Г.К. Музыкально-театральные игры. – М., Владос, 2005. – 290 с.
  4. Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С. 65-67.
  5. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. - СПб.: Речь, 2010. – 178 с.
  6. Цеева Л. Х., Ситкова А. В.  Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников // Концепт. 2014. С. 2. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-teatralizovannoy-igry-na-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov (дата обращения: 28.10.2022).


[1] Акулова, О. В. Театрализованные игры. //Дошкольное воспитание, №4, 2005. С. 45.

[2] Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] - М. С. 102. 

[3] Иванова Г.К. Музыкально-театральные игры. – М., Владос, 2005. С. 34.

[4] Цеева Л. Х., Ситкова А. В.  Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников // Концепт. 2014. С. 2. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-teatralizovannoy-igry-na-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov (дата обращения: 28.10.2022).

[5] Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С. 65-67.

[6] Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. - СПб.: Речь, 2010. С. 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через изобразительное искусство

В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и  нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева,...

Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи средствами хореографии. Построение занятий. виды упражнений.

Работа с дошкольниками с речевой патологией имеет свои особенности. Дети с нарушениями речи отличаются пониженной наблюдательностью, вниманием, неумением вслушиваться в инструкцию, плохой переключаемо...

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через изобразительное искусство

В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и  нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева, Е.И.Игнатьев...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности

Ребенок всегда стремится проявить творчество, поэтому педагогу очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить их фантазию и реализовать способности....

Проект "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности"

Существует проблема, которая волнует множество педагогов, психологов, родителей. У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто ...

Статья «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность в ОУ и семье»

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....