Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через изобразительное искусство
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Романова Вероника Владимировна

В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и  нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина и др). Даже беглый обзор функций и процессов, участвующих в становлении изобразительной деятельности показывает ее значимость для развития личности ребенка, раскрытия его индивидуального восприятия мира, формирования представлений о предметах и явлениях, расширения знаний об их взаимосвязи и взаимодействии.
 В процессе работы по восприятию и отображению окружающего мира ребенок с нарушениями зрения может испытывать определенные трудности. А.Г.Литвак, В.А.Феоктистова, О.И.Егорова, В.А.Бельмер и др. отмечают, что у данной категории детей наблюдается обедненный запас представлений, возникают нарушения формы, пропорций, умения выделять характерные информативно важные детали и признаки, как в конструктивном, так и в цветовом решении. Кроме того, отмечаются проблемы, связанные с недостаточно развитой мелкой моторикой, двигательной координацией, нарушения зрения проявляются в несовершенстве работы такими традиционными изобразительными материалами, как кисти, краски и карандаши, требующими четкости и точности руки и глаза. 
 Для детей с нарушениями зрения изобразительная деятельность, прежде всего, является средством познания. В ходе овладения изобразительной деятельностью решается целый ряд проблем: объект изучается в целом; подробно, на оптимальном расстоянии рассматриваются характерные особенности; многократные повторы позволяют отрабатывать графические навыки, развивать формообразующие движения, совершенствовать мелкую моторику. Использование различных графических и изобразительных материалов ползволяет расширить и сенсорную сферу ребенка.
 Задача педагога заключается в том, чтобы не отпугнуть слабовидящего ребенка от процесса рисования, не поддерживать настроения, связанные с состоянием зрения, а вводить его постепенно в яркий мир, рассматривая даже самый маленький шаг в мир искусства как огромное достижение.  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_0.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей
детей с нарушением зрения через изобразительное искусство

Изобразительное творчество – это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения со взрослым, владеющим языком искусства, ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное – это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок как бы «примеряет» себя к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению разнообразных идей и фантазий, которые могут проявляться в значимой для ребенка и, возможно, необычной для всех остальных форме

Рисование, лепка, аппликация и конструирование имеют важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служат важным средством коррекции зрительной недостаточности. Приведу пример нескольких коррекционных задач, решаемых при проведении занятий по изобразительной деятельности:

  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие зрительно – моторной координации (глаз – рука);
  • Развитие глазодвигательных функций, фиксации взора;
  • Развитие глазомера, умения соотносить размеры объектов, расстояние между ними;
  • Развитие пространственных представлений и т.д.

Наши занятия можно определить как совместную творческую деятельность взрослого и ребенка, так как самостоятельно дети не всегда могут придумать сюжет, способ изображения. И, безусловно, главную роль играет атмосфера увлеченности, игры.

Проще всего обучать ребенка на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день. Такой предмет можно представить в необычном для него ракурсе – например его ладошка и пальчики. Эту «пальчиковую» или «ладонную» технику я начинаю использовать с младшей группы: в раннем возрасте пальчиком рисуем цветочек, дождь, снег; украшаем тарелку, платье, а в старших группах уже обводим ладошку карандашом и дополняем ее деталями для создания образа (корзина с грибами, ежик, рыбка, одуванчик).

Следующая техника, которую я использую в работе, это рисование методом тычка жесткой полусухой кистью. Данная техника позволяет имитировать фактурность различных поверхностей (колючая, пушистая и т.д.).

Также интересна техника создания клеевых картин: ребенок по контуру обводит рисунок клеем ПВА, а затем, когда клей высохнет, раскрашивает его акриловыми красками.

Очень нравиться детям  рисование восковыми мелками и акварелью: рисунок получается ярким и необычным, т. к. акварель не закрашивает мелки.

В аппликации также проводятся интересные занятия с использованием разнообразных техник и материалов:

  • аппликация из бумаги (вырезывание и обрывная);
  • аппликация из ваты;
  • аппликация из бумажных салфеток (комочки);
  • аппликация из круп (манка, гречка, рис);
  • аппликация из ткани.

Коллективные работы часто выполняются в комбинированной технике.

В конструировании предпочтение отдаю созданию поделок в стиле оригами и поделкам из полосок.

В лепке очень часто использую технику налепа.

Говоря о развитии творческих способностей детей, нельзя не затронуть следующие аспекты.

Во–первых, использование игровых приемов в работе с дошкольниками. Необходимость их применения уже ни у кого не вызывает сомнения. Именно на игровой основе можно сформировать способность видеть образ в рисунке, развить интерес к деятельности, закрепить элементарные технические навыки. Например, используя потешки, загадки, сказки, мы делаем более близкими к пониманию образы петрушек, матрешек, клоунов  и других персонажей. Другой пример: песня «В лесу родилась елочка». В начале создаем силуэтное или полуобъемное изображение. Затем можно предложить детям составить рассказ от имени елочки: как ей, елочке, хочется, на праздник, а вот нарядов у нее нет. Дети рисуют украшения, а затем и гостей, которые могли бы прийти. В конце занятия можно поводить хоровод или инсценировать песню.  Таким образом, вы не только начнете, но и закончите занятие игрой.

Во–вторых,  для детей с нарушением зрения очень важен вопрос цвета. Необходимо не просто рассказывать им о цветах, но и вовлекать в творческий процесс создания цветовых комбинаций. Ребенка следует научить:

  • постепенно вводить цветовые сочетания (начать лучше с комбинации черного и белого);
  • использовать сочетания ярких цветов (стараться, чтобы цвета были разные по тону);
  • сочетать яркие, «открытые» цвета, чтобы добиться цветовой гармонии.

Хочу отметить, что в зависимости от возраста, интеллектуального и физического развития детей, способы выполнения работ могут быть различными по своей сложности. А чтобы ребенок получил удовлетворение в результате своей деятельности, нам, педагогам,  необходимо в своей работе иметь чуть–чуть терпения, чуть–чуть фантазии и огромное желание доставлять радость нашим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через изобразительное искусство

В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и  нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева,...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Как развивать у ребенка творческие способности, научить системно думать, решать задачи творческого характера, освобождаясь от стереотипов мышления?...

Проект: Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста посредством чувашских дидактических игр и упражнений.

в первые годы жизни дошкольник активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем оп...

Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей с нарушением зрения средствами нетрадиционных техник рисования».

В проекте обозначены цель, задачи, выделены основные направления работы по развитию художественно-творческих способностей...

Развитие познавательных способностей детей с нарушением зрения через развивающие игры математического содержания в контексте проектной деятельности.

В основе проекта лежит проблема. Для её решения необходим познавательный поиск в различных направлениях, результаты которого обобщают и объединяют в одно целое. Все проекты реализуются по пяти направл...

Развитие творческих способностей детей с нарушением речи через театральную деятельность

Статья посвящена развитию творческих способностей детей с различными нарушениями речи через театральную деятельность. Театрализованная деятельность, интегрированная в образовательный процесс, способст...