Главные вкладки

    Развитие познавательных способностей детей с нарушением зрения через развивающие игры математического содержания в контексте проектной деятельности.
    статья

    Васильева Татьяна Геннадьевна

    В основе проекта лежит проблема. Для её решения необходим познавательный поиск в различных направлениях, результаты которого обобщают и объединяют в одно целое. Все проекты реализуются по пяти направлениям, в соответствии с ФГОС: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное. Я хочу поделиться опытом своей работы по развитию элементарных математических представлений

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya-finalnaya-versiya.docx411.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие познавательных способностей детей с нарушением зрения через развивающие игры математического содержания в контексте проектной деятельности.

    Васильева Т.Г.

    Воспитатель

     

     

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом). Развивать познавательные способности нужно посредством доступной для их возраста деятельности.  Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, поэтому развивать познавательные процессы эффективнее через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают. Нашу группу посещают дети с различными нарушениями зрения: астигматизм, сходящееся и расходящееся косоглазие, амблиопия средней степени, близорукость, дальнозоркость. У таких детей возникают сложности при овладении счетом, выполнении действий наложения и приложения, составление целого из частей, ориентировки в микро-пространстве, обобщении и сравнении, развитии мыслительной деятельности, развитии зрительного восприятия.

    Так как в современной дошкольной педагогике приоритетным направлением является проектная деятельность, мы в течении учебного года разработали несколько проектов:

    • «Здравствуй осень золотая»;
    • «Дикие звери»;
    • «Космос»;
    • «Крылатый, мохнатый, да масленый».  

    В основе проекта лежит проблема. Для её решения необходим познавательный поиск в различных направлениях, результаты которого обобщают и объединяют в одно целое. Все проекты реализуются по пяти направлениям, в соответствии с ФГОС: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное. Я хочу поделиться опытом своей работы по развитию элементарных математических представлений

    Математическое развитие ребёнка - это не только умение дошкольников считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность детям познавать мир на каждом этапе его взросления. Это действительно, реально, если правильно, грамотно организовать педагогическую работу с детьми.  

    В работе с детьми нашей группы, большое место занимают развивающие игры математического содержания. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Развивающие игры математического содержания выполняют функцию средств развития – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, считать, уравнивать предметы различными способами, ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей.   Так, например, в познавательном проекте «Космос» были использованы такие игры, как:

    «Палочки Кюизенера» -   Цель игры: Развивать логическое  мышление, зрительное восприятие, умение складывать предмет по образцу и придумывать самостоятельно, развивать ориентировку в микро-пространстве.

         

    «Сложи узор» - Цель: Развитие способности детей к анализу и синтезу. Развитие мыслительной деятельности, способности к комбинированию. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.

    «Геоконт» - Цель:  Развивать пространственное мышление, воображение, логику, мелкую моторику, внимание, усидчивость. Развивать умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути и способы её решения, планировать свои действия. С помощью этой игры ребёнок может «нарисовать разноцветными резинками», геометрические фигуры, узоры, цифры,  

    D:\Все фото\Новая папка (2)\Фото0775.jpg     D:\Все фото\Новая папка (2)\Фото0773.jpg

    «Галактика» (блоки Дьенеша) - цель: Формировать представления детей о звездном небе. Закреплять и расширять сведения детей о символах, знаковых системах. Формировать умения классифицировать блоки по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них. Развивать логическое мышление, зрительное внимание.

         

    В познавательном проекте «Дикие звери» - игры:

    « Танграм» - Цель: Развивать умение детей  выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые разные силуэты. Закреплять представление детей о геометрических фигурах, развивать зрительное внимание, ориентировку в микро-пространстве.  

    C:\Users\Андрей\Documents\Фото0956 - копия (2).jpg     C:\Users\Андрей\Documents\Фото0955.jpg

    «Орешки для белочки» - Цель: Развивать  зрительное внимание, закреплять умение соотносить  оттенки серого цвета (8 цветов).    

    C:\Users\Андрей\Documents\Фото1151.jpg

    «Кто в лесу живет?» - лабиринт Цель: Формировать умение детей ориентироваться в микро-пространстве (право, лево, верх, низ). Развивать прослеживающую и глазодвигательную  функцию глаза, моторно-двигательную координацию.

    C:\Users\Андрей\Documents\Фото0931.jpg

    В познавательном проекте «Крылатый, мохнатый, да масленый» - игры:  

    Лабиринт: «Кто, чем занимается?» Цель: Формировать умение детей ориентироваться в микро-пространстве (право, лево, верх, низ). Развивать прослеживающую и глазодвигательную  функцию глаза, моторно-двигательную координацию.

     «По сюжетам сказки» (кубики 12 частей ) - Цель: Развитие аналитико-синтетической деятельности, логического мышления, ориентировки в микро-пространстве, зрительного внимания.

    « Разрезные картинки» - Цель: Развивать умение определять местоположение картинки в рядах и столбиках, аналитико-синтетическую деятельность, зрительное внимание и память.

    C:\Users\Андрей\Documents\Фото1051.jpg

    В познавательном проекте «Здравствуй осень золотая» были использованы такие игры, как: «Грибочки под елочкой»; « Разноцветные листочки». Цель: Развивать умение детей уравнивать предметы разными способами. Закреплять навыки  количественного счёта.  

    D:\Все фото\Новая папка\Фото0536.jpg

    Таким образом, можно сказать, что игры математического содержания, реализуемые в проектной деятельности, положительно влияют на развитие познавательных способностей детей. Благодаря использованию развивающих игр в совместной деятельности  можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.  

    Используемая литература:

    1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для слабовидящих детей) (ясли – сад – начальная школа) / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М., 1997.
    2. Рудакова Л.В. Программа по развитию зрительного восприятия детей с недостатками зрения // Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением / Под ред. Л.М. Шипицыной. – спб., 1995.
    3. Б. П. Никитин  Развивающие игры М., «Педагогика» 1981.
    4. З. А. Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников М., «Просвещение» 1990.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через изобразительное искусство

    В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и  нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева,...

    Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность /Методическая разработка/

    Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастачерез изобразительную деятельность/Методическая разработка/  Программные задачи:-продолжать формировать интерес детей ...

    Развитие навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения через подвижные игры

    Материал будет полезен педагогам групп коррекционной направленности для систематизации работы по данному направлению, как основа выступления на метод.объединениях, для защиты на категорию...

    Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через изобразительное искусство

    В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и  нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева, Е.И.Игнатьев...

    Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения через дидактическую игру.

    Познавательная деятельности у детей с нарушениями зрения протекает при совместной деятельности недостаточного зрения и сохранных анализаторов. Однако не все анализаторы задействованы в полной мере. ...

    "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания"

    С помощью математических игр развивается избирательное восприятие, которое направлено, прежде всего, на такие специфические для математики характеристики внешнего мира, как форма, пространственное рас...