Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства
статья (старшая группа) на тему

Как развивать у ребенка творческие способности, научить системно думать, решать задачи творческого характера, освобождаясь от стереотипов мышления?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

средствами изобразительного искусства»

Махонова С.А. –

воспитатель МБДОУ № 31 г.Павлово

Творческие способности во все времена вызывали огромный интерес у людей. Они проявляются в создании нового, оригинального, в умении быстро ориентироваться, выдвигать нестандартные  идеи, избегая традиционных решений, а так как мы живем в стремительно меняющемся мире, то творческие способности человека следует признать самой существенной  частью развития личности, а задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Как развивать у ребенка творческие способности, научить системно думать, решать задачи творческого характера, освобождаясь от стереотипов мышления?

С психологической точки зрения дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление ребенка более свободно и независимо, оно еще не задавлено шаблонами и стереотипами, которые присущи взрослым. Любой ребенок может быть творческой личностью, т. к. от рождения является потенциально талантливым. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать творческое (дивергентное) мышление, которое характеризуется преодолением мыслительных шаблонов, стереотипов, снятием ограничений, большой свободой в решении проблем. Оно направлено на порождение новых идей и самовыражений ребенка в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной, художественно-продуктивной деятельности, которая является одним из важнейших средств познания мира и самореализации.

Вопрос о развитии творческих способностей детей в изобразительной деятельности волновал меня с тех пор, как я начала заниматься изобразительной деятельностью. Я не раз задавала себе вопрос, почему на занятиях по изобразительной деятельности дети не могут себя раскрыть? Технически рисунки выполняются правильно, а творчества, искренности, «восторга души» в их работах не видно. Почему в свободной деятельности дети подолгу сидят над раскрасками или самостоятельно создают какие-либо свои «произведения»,  не испытывая при этом  никаких затруднений, а на занятиях иногда,  не могут самостоятельно приступить к работе, боясь, что выполнят «не так, не правильно», ждут указаний. Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что для развития творческих способностей детей нужна иная методика общения с ними, отличная от привычного всем нам показа, рассказа, объяснения, т. е.  необходимо менять формы, методы и подходы к работе. Причем, совсем необязательно отказываться от существующей программы, по которой работает детский сад, а нужно внедрять в практику работы более эффективные приемы развития творческого воображения детей.

 Наш детский сад много лет работает по программе «Развитие», которая, по сравнению с другими,  направлена не только на развитие знаний, умений и навыков, а также способствует развитию интеллектуально-познавательных, интеллектуально-личностных способностей, что позволяет ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых, неожиданных ситуациях, осознанно относится к собственной деятельности.

Программа удобна тем, что при соблюдении технологии, можно вносить свое содержание. Воспользовавшись такой возможностью я разработала рабочую программу «Дети и творчество» для работы с детьми старшего возраста, взяв за основу логику задач развития изобразительной деятельности дошкольников, предложенной авторами программы «Развитие» под редакцией Л.А. Венгер.  Я дополнила содержание раздела задачами по аппликации, лепке и ознакомлению детей с искусством, построив систему работы с детьми по принципу тематического подхода к организации воспитательно-образовательного процесса,   используя элементы ТРИЗ-РТВ технологий.

Цель  программы - развитие творческого потенциала каждого ребенка  через формирование дивергентного мышления, воображения, поисковой деятельности по выбору выразительных художественных средств в своей продуктивной деятельности для выражения своего отношения к миру. Таким образом, обучение должно быть направлено на развитие любознательности, наблюдательности, творческой активности и самовыражений ребенка в своей продуктивной деятельности.

Работа с детьми представляет собой систему занятий, где большое внимание уделяется созданию сюжетно-образных  композиций  передающих взаимоотношения разного типа: человек – предмет, человек – животное, животное – животное и т. д., используя при этом различный художественный материал, выразительные средства, а также нетрадиционные способы изображения для реализации своих замыслов.  Созданы ситуации, которые позволяют развивать творческую индивидуальность каждого ребенка, свое творческое «Я», способность модифицировать, усовершенствовать идеи и на основе этого создавать новые, оригинальные образы и ситуации, изменяя их привычные характеристики. Работа с детьми направлена на развитие самостоятельности, активности, развитие индивидуально-личностных качеств:

       -положительная мотивировка и устойчивый интерес к творческой деятельности;

-умение «держать удар», т.е. продолжать работу, несмотря на неудачи и трудности в работе;

 

Кроме основополагающих, традиционных методов, таких как   информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод

использованы элементы ТРИЗ, которые позволяют решать творческие задачи проблемным методом. Суть  заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска или «открытия» новых для него явлений.

Ведущим на занятиях является игровой метод, т.к. игровое взаимодействие дошкольников способствует нарастанию эмоций, включению умственных способностей, внимания, памяти, воображения детей, усиливает их мотивацию, активизирует процесс создания идей. В основном используется игровая ситуации, которая вытекает в игровую проблему.

На занятиях применяется прием «дорисовывания» с использованием  стимульного материала, на основе которых каждый ребенок путем добавления необходимых деталей создает свой оригинальный образ или замысел. Такие задания способствуют развитию у ребенка образной беглости, гибкости мышления, оригинальности. Кроме того, дети осваивают новые понятия, необходимые для участия в развивающем процессе: «идея», «оригинальная», «необычная».

Большая роль отводится методу «мозгового штурма» и используется, как основной метод при организации занятия.  Это не только метод активизации воображения, а и способ генерации самых разнообразных идей:

   -каждый участник обсуждения должен высказаться, предложить свой   вариант решения проблемы;

   -принимаются любые идеи, даже если они кажутся абсурдными;

 -из множества вариантов выбирается один и обсуждается более детально.

Метод проб и ошибок это метод поиска  нового, стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.

Метод противоречий не только развивает у детей мышление, но и учит активно защищать свои позиции. Чаще всего используются различные варианты игры «Хорошо - плохо», «Удобно - неудобно», «Нравится - не нравится», «Наоборот», «Опасно - не  опасно».

Приемы фантазирования, такие как «оживление», «объединение», «универсализация», «увеличение – уменьшение», формируют  у детей умение наделять предметы и явления необычными качествами и свойствами.

Метод контрольных вопросов (МКВ) подталкивают ребенка к поиску новых вариантов, идей, стимулируют, не дают остановиться, тем самым способствуют развитию творческой активности.

Используются нетрадиционные способы изображения, которые позволяют в работе отойти от условных рамок, ограничений и применять необычные способы работы, для создания неповторимы, индивидуальных замыслов.

Большим подспорьем ребенку в приобретении навыка смешивания цветов красок, последовательности изображения или действий выполнения, или исследования предмета является «волшебная дорожка», которая учит ребенка мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Более сложные методы и приемы ТРИЗа, такие как метод фокальных объектов, метод системного анализа, синектика, прием эмпатии, используются чаще не на занятии (т. к. требуют много времени), а в предварительной работе или по завершению, во время анализа.

Метод фокальных объектов хорошо действует при усовершенствовании предметов, деталей.

Метод системного анализа развивает у детей умение анализировать, сравнивать, классифицировать, рассматривать происходящее в прошедшем и настоящем времени.

Синектика или прием аналогии (на кого похож, что напоминает) развивает у детей умение находить различия и схожесть между объектами.

Прием эмпатии развивает воображение, ребенок представляет себя на месте какого-либо предмета: «А что, если ты превратишься в листик с дерева, которое ты нарисовал? О чем бы ты подумал?....»

Таким образом, такая система работы  с использованием принципа тематического подхода, а  также с использованием элементов ТРИЗ и РТВ развивает фантазию ребенка, учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, активизирует детей, раскрепощает, учит общаться, придает уверенность, помогает раскрыться в продуктивной творческой  деятельности.

Особое внимание  следует уделять анализу детских работ, который можно проводить не только в конце занятия, а перед началом следующего или в индивидуальной форме. При этом необходимо оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его прежними работами, придавая ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.

Результативность работы проявляется как в качественных, так и в количественных показателях.

Качественная результативность проведенной работы состоит в отслеживании продвижения ребенка в выполнении творческих заданий по отношению к самому себе, но не в сравнении с успехами других детей.

Количественная результативность работы, получается, по итогам контрольных диагностических занятий, которые я попыталась разработать на старшую и подготовительную группу. Показателями, характеризующими творческие способности ребенка являются четыре  свойства творческого (дивергентного) мышления, которые выделил Дж Гилфорд:

      1. продуктивность – количество выполненных заданий;

      2.оригинальность – способность создавать необычные, новые, непохожие на  другие образы;

      3. разработанность – способность прорисовывать детали, для наиболее полного раскрытия замысла или образа;

      4. гибкость мышления – способность высказывать многообразие идей, дополнять, комбинировать, модифицировать идеи сверстников.

        Технология проведения диагностики.

Контрольные диагностические занятия проводятся 3 раза в год: в сентябре, феврале, мае.

Оценка деятельности детей идет по 3-х бальной системе.

Шкала оценок:

Высокий уровень - 2,5 – 3 б

Средний уровень - 1,9-2,4 б

Низкий уровень – 1- 1,8 б

Вариант таблицы для записи результатов в старшей группе

ФИ ребенка

1 занятие

2 занятие

3 занятие

Итог

Продук

тивность

Оригина

льность

Разрабо

танность

Итог

Гибкость

мышления

Оригина

льность

Разрабо

танность

Итог

Продук

тивность

Оригина

льность

Разрабо

танность

Итог

Вариант таблицы для записи результатов в подготовительной группе

ФИ ребенка

1 занятие

2 занятие

3 занятие

Итог

Продук

тивность

Оригина

льность

Разрабо

танность

Итог

Гибкость

мышления

Оригина

льность

Разрабо

танность

Итог

Гибкость

мышления

Оригина

льность

Разрабо

танность

Итог

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах наших детей в изобразительном искусстве.

  За время проведения работы у детей ярко выражены изменения в интеллектуальном  развитие: речь стала более яркой, развернутой, они стали более смело и активно высказываться при анализе, сравнении, установлении аналогий и последовательности событий, действий. Дети стали более эмоционально устойчивы: способны управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение, выражать свои мысли,  желания, давать адекватную оценку своей и чужой деятельности. Дети легче входят в контакт со взрослым и принимают педагога как партнера, с  которым можно обсудить свои действия или проблемную ситуацию, а не как проверяющего или оценивающего. В детских работах видно, как каждый ребенок стремится выразить свою индивидуальность, оригинальность и  непохожесть – свое «Я».   А самое главное  видно, как изменилось отношение детей к выполнению заданий любого характера: каждый ребенок чувствует себя успешным участником, что особенно важно, для поддержания познавательной активности.