Главные вкладки

    Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
    проект по рисованию (старшая группа) на тему

    галимова Юлия Сергеевна

    Проект в старшей группе

    «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития

    творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx28.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект в старшей группе

    «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития

    творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Воспитатель МБДОУ №24 Галимова Ю.С.

    Актуальность проекта

    Изобразительная деятельность  является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

    Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в изодеятельности, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

    Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. В процессе его реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

    Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

    Задачи:

    Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования, аппликации, лепки. Прививать интерес к изодеятельности нетрадиционными способами.

    Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

    Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования, лепки, аппликации и умело его использовать.

    Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность.

    Побуждать детей  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)

    Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.

    Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками изодеятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.

    Срок реализации проекта: Февраль 2017 – май 2017гПроект краткосрочный.

    Вид проекта: творческий.

    Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

    Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки, кисти разной жёсткости, губки, вата, цветная бумага, цветной картон, трубочки для коктейля, ватные палочки, сухие листья деревьев и др.; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, мультимедийное оборудование.

    Используемые в проекте виды деятельности:

    1. Продуктивная
    2. Игровая
    3. Коммуникативная
    4. Трудовая
    5. Познавательно- исследовательская
    6. Чтение

    Нетрадиционные техники используемые в работе с детьми старшей группы.

    1. Монотипия пейзажная.
    2. Рисование зубной щеткой.
    3. Набрызг.
    4. Кляксография с трубочкой.
    5. Фотокопия – рисование свечой.
    6. Рисование нитками.
    7. Рисование солью.
    8. Пластилинография.
    9. Оттиск поролоном.
    10. Рисование жесткой кистью
    11. Аппликация крупой

    Формы работы с детьми.

    1. Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.
    2. Чтение загадок.
    3. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
    4. Чтение художественной литературы.
    5. Тестовые задания (дорисовывание кругов).
    6. Беседы.
    7. Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной  изотехнологии.

    Формы работы с родителями.

    Консультации.

     «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии

    креативности детей».

    «Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию».

    Беседы.

    Наглядная информация: буклеты, памятки.

    Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).

    Участие в конкурсах, выставках.

    Ожидаемые результаты реализации проекта:

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах изодеятельности;

    Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;

    Умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликаци.

    Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники изодеятельности;

    Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

    Создание детского альбома рисунков

    Реализация проекта:

     1 этап – подготовительный.

    Изучение методической литературы. Создание развивающей среды, материальной базы.       Подобрать систему игр, упражнений. Разработать план занятий. Создать выставочную зону для готовых работ – детских рисунков, поделок. Подготовить необходимый для изодеятельности материал, различную бумагу, краски, карандаши, а также нетрадиционный материал для рисования и аппликации - свечи, трубочки, нитки, зубная щетка, ватные палочки, соль, манная крупа. Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий.  Анкетирование родителей «Умеет ли ваш ребенок рисовать»

    2 этап – основной.
    Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник изодеятельности и различных нетрадиционных материалов.

    Использование разнообразных методов и приемов (беседы, показ, объяснение, указание, напоминание, поощрение, игровые приемы)

    Использование мультимедийного оборудования, иллюстративного материала.

    На занятиях по художественно-эстетическому развитию  познакомить с такими техниками: раздувание краски, рисование ватными палочками, рисование манкой, солью, поролоном. Также познакомить с рисованием по сырой бумаге, по мокрой бумаге, проводились эксперименты с разными материалами (соль, крупа, крахмал и т.д.). Учить рисовать клеевой кистью, по картону восковыми мелками и пастелью, мыльной пеной. С помощью оттиска рисовать различные узоры, цветы, звезды.

    3 этап.

    Выявить уровень творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками.

    Оформление выставки детских работ.

    Оформление детского альбома.

    На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.
    1. Праздник рисования.
    Цель: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.
    2. Выставка детских рисунков нетрадиционными методиками для родителей
    .  

    Перспективное планирование

    октябрь
    1. «Беседа  о нетрадиционных  техниках  изображения». 
    Задачи: Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами.
    2. «Матрешка»(рисование рисом и ватными палочками)
    Задачи: Формировать навыки работы с бумагой , клеем. Учить наносить клей на отдельные участки бумаги и обильно посыпать крупой, аккуратно окрашивать рис Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Развивать художественное творчество, эстетические чувства. 
    3. «Люблю березку русскую» (отпечатки листьями)
    Задачи: Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы.
    4. «Дуб» ( аппликация из сухих листьев)
    Задачи: Формировать навыки работы  с природными материалами (засушенными листьями). Развивать интерес к художественной деятельности; мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
    5. «Цыпленок» (аппликация из ватных дисков)
    Задачи: Познакомить детей с техникой наклеивания ватных дисков. Учить аккуратно наклеивать ватные диски и раскрашивать их гуашью. Формировать практические навыки работы с ватными дисками. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. 
    Ноябрь
    1. «Птичка клюют ягодки на веточке»  аппликация из мятой бумаги)
    Задачи  Развивать интерес к художественной деятельности. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Закреплять умение скатывать в комок кусочки бумаги, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Развивать художественного творчества, эстетических чувств. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желания доводить начатое дело до конца.
    2. «Осенний день» (акварель + восковые мелки).
    Задачи: Учить передавать в рисунке приметы надвигающейся зимы: отлет гусей на юг. Учить изображать птиц в полете. Передавать голубыми, синими, фиолетовыми цветами спектра наступающие холода. Учить новой технике рисунка: восковые мелки и акварель.

    Поощрять проявление творчества при передаче полета птиц. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
    3. «компот из яблок» (оттиск печаткой)
    Задачи: Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Развивать чувство композиции. Воспитывать художественный вкус.

    4. «Роспись барышни дымковскими узорами» (рисование на мятой бумаге)
    Задачи: Учить детей расписывать узором по дымковским мотивам, используя разные элементы дымковской росписи на мятом листе; совершенствовать технику выполнения дымковского узора; развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров. 
    Декабрь
    1. "Шишки на ветке" (рисование жесткой кистью)
    Задачи: Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.
    2. «Маленькой ёлочке холодно зимой» (рисование жесткой кистью)
    Задачи: Закреплять умение детей рисовать жесткой кистью. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки), рисовать елочку. Развивать художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
    2. «Зимний пейзаж» (рисование зубными щетками)
    Задачи: Познакомить  с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; дать представление о зимнем пейзаже; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать  усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели; прививать  любовь к природе. 
    3. «Снеговик» (рисование смятой бумагой)
    Задачи: Закреплять навыки рисования гуашью. Познакомить детей с новым способом изображения – рисование смятой бумагой. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.
    4. «Ёлочные украшения». (Рисование манной крупой)

     Задачи: Закреплять у детей навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Поддерживать интерес к ручному труду.

    Январь
    2. «Снежинки» (рисование восковыми мелками и солью)
    Задачи: Продолжать знакомить детей с новыми нетрадиционными техниками: рисование восковым мелом и солью. Развивать фантазию, воспитывать эстетическое восприятие.
    3. «Сказочный зимний лес» (рисование жесткой кистью )
    Задачи: Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники рисования. Совершенствовать умение рисовать тычком; выполнять изображение в определённой последовательности. Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции. 
    4. «Узоры на окнах» (раздувание капли)
    Задачи: Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, развитию дыхательного аппарата. Направлять на формирование воображения и культуры цветоведения. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. 
    5. «Медвежонок» (рисование поролоном)
    Задачи: Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида. Продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Воспитывать любовь к животным.
    Февраль
    1. «Огонь» (аппликация из бросового материала)
    Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из природного материала -макарон, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.
    2. «Валентинка» (аппликация из гофрированной бумаги)
    Задачи: Познакомить с выполнением цветов - розочек из гофрированной бумаги. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание доставить радость близким в праздник.
    3. «Открытка к 23 февраля» (аппликация из ткани)
    Задачи: Учить детей составлять изображение самолета из ткани. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Развивать умение выполнять рамку из элементов, вырезанные фигурным дыроколом. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, художественный вкус.
    4. «Зимняя картина» (аппликация из салфеток, макарон и ваты)
    Задачи: Учить детей создавать на картоне зимнюю композицию Дополнять изображение, используя нетрадиционные материалы – макароны, крупу, вату, салфетки. Развивать меткую моторику, согласованность в движении обеих рук.
    Март
    1. «Подарок на 8 марта» (аппликация из гофриров. бумаги)
    Задачи: Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; учить располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию, Воспитывать любовь к маме.
    2. «Березовая роща» (аппликация из трубочек)
    Задачи: Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – скручивание в трубочки. Упражнять в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, учить делать объемную поделку, закреплять знания детей о деревьях. Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
    3. «Ёжик» (аппликация из семечек)
    Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом аппликации - вклеивании силуэта семечками, передовая эффект иголок; дополняя свою работу различными деталями. Учить передавать особенности строения животных. Развивать у детей наблюдательность, зрительную память, интерес к окружающему, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
    4. «Аквариум» (аппликация из бумаги)
    Задачи: Учить детей составлять образы рыбок техникой оригами. Развивать воображение и чувство композиции. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения.  Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

    Апрель
    1. «Грачи прилетели» (Техника оригами)
    Задачи: Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами, используя словесное описание и показ; учить детей замечать и устанавливать причинно-следственные связи. Обогатить игровой опыт детей и создать условия для самовыражения. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения. Уточнить и расширить знания детей о признаках весны и о птице грач. Упражнять в развитии силы голоса. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе, Углубить впечатления, связанные с приходом весны.
    2. «Ракета» (пластилинография)
    Задачи: Заинтересовать детей рисованием ракеты ко дню космонавтики. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.
    3. «Пингвин» (оригами)
    Задачи: Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги. Закрепить последовательное сгибание сторон заготовки угла к средней линии, получаемой после складывания квадрата пополам по диагонали. Воспитывать усидчивость, аккуратность в выполнении работы. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
    4. «Ночной город»(аппликация из ткани)
    Задачи: Учить детей выполнять аппликацию из ткани. Продолжать учить детей вырезать из ткани дома различных размеров, изображать предметы ближнего и дальнего плана; Развивать фантазию, воображение, художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
    5. «Веточка сирени» (аппликация из мятой бумаги)
    Задачи: Учить составлять выразительный образ ветки сирени, видеть красоту и разнообразие цветов, подбирать сочетания цвета и его оттенка, продолжать учить вырезать несколько одинаковых листьев из бумаги, сложенной гармошкой; учить наклеивать объемные цветы. Закрепить способ обрывания и сминания бумаги, вырезать листья из бумаги, сложенной гармошкой. Воспитывать бережное отношение к природе, воображение. 
    Май
    1. «Салют» (набрызг)
    Задачи: формировать умение работать с нетрадиционными материалами-зубной щеткой и расческой. Развивать умение располагать композицию  на листе бумаги; художественный вкус.

    Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

    2. «Бабочка» (монотипия)
    Задачи:. Развивать интерес к художественной деятельности, мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

    3. «Ваза с цветами» (аппликация из макаронных изделий)
    Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из природного материала — макарон, фасоли, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.
    4. «Подсолнух» (аппликация из крупы)
    Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из нетрадиционного материала – крупы, семечек. Развивать чувство ритма и композиции.

    Список используемой литературы:

    • Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
    • Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
    • Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.
    • Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
    • Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.
    • Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.
    • Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.
    • Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.
    • Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
    •  Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
    • Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)

    Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....

    Проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста».

    Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у н...

    Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Данная консультация поможет родителям в воспитании творческого потенциала ребёнка....

    Проект "Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста"

    Музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности....

    «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

    Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает ли...

    Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

    «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....

    Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

    «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....