Главные вкладки

    Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"
    материал по теме

    Якимова Любовь Вячеславовна

    Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon аналитическая записка262 КБ
    Файл приложение212.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №414

    Юридический адрес: г. Екатеринбург, Верх- Исетский район, ул. Юмашева 4а

    Тел.  368-42-81, 368-41-64, Е-mail: MBDOU 414@mail.ru

    Аналитическая записка

                                                                     Воспитатель: Якимова Л.В.

    г. Екатеринбург, 2013

    Аннотация

    Дети дошкольного возраста – самые маленькие жители земли. Они определяют вокруг себя очень много взрослых (родителей, родственников, воспитателей), творческие задатки закладываются в детстве и  у разных детей они  разные.

    Поэтому я считаю, что у каждого человека внутри заложен творческий потенциал. Творчество отражает внутренний мир людей, их стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. В.В.Давыдов пишет: «Творчество является уделом всех, ... оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

    Основы творческой активности закладываются в дошкольном возрасте, являющимся более сензитивным для формирования данного качества личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, И.В. Страхов, Е.И. Флерина).

    В своей профессиональной деятельности я выявила следующие противоречия:

    -  между необходимостью, важностью, целесообразностью творческого развития и недостаточной профессиональной компетентностью;

    -  между  требованиями к умениям и навыкам детей при поступлении в школу и недостаточностью социального приспособления детей друг к другу (умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать) и, как следствие, трудностями в овладении навыками чтения и письма, а так же позитивном отношении к природе, к окружающему миру;

    - между необходимостью единства усилий по развитию творчества педагогов и родителей и недостаточностью знаний последних в данном вопросе.

           Из выявленных противоречий возникает проблема: творческое развитие детей старшего дошкольного возраста невозможно без ознакомления с декоративно-прикладным искусством, а так же без своевременного устранения пробелов в формировании личностного роста взрослых.

    Поэтому целью моей работы  стало рассмотрение вопроса развития творческих способностей детей через ознакомление детей с русским народным декоративно-прикладным искусством.

    Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

    1.  Рассмотреть специфику и психологические механизмы творческой деятельности.

    2. Определить влияние декоративно-прикладного искусства на  развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    3.        Разработать и внедрить  рабочую программу по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством.

    4.  Установить тесную взаимосвязь с родителями детей и педагогами МДОУ.

    Работа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным творчеством предусматривала:

    • ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием русского народного  декоративно-прикладного искусства;
    • создание такой развивающей среды, которая способствовала бы реализации творческих замыслов, развитию творческих способностей личности ребенка на основе народного декоративно-прикладного искусства с опорой на краеведческий материал (музей народной игрушки, мини-музей русских головных уборов, предметы декоративно-прикладного искусства и др.), позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира;
    • привлечение в работу по обучению детей родителей;

    В работе с дошкольниками по ознакомлению их с русским декоративно-прикладным искусством я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности.

    Для реализации выше указанной цели мною  была разработана и апробирована рабочая программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» , состоящая из нескольких блоков по каждому виду народных промыслов (Волшебная Дымка, Русская народная игрушка, Филимоновская свистулька, Веселый Городец, Золотая Хохлома, Сине-голубая  гжель, Жостово, Русская вышивка, Народные промыслы родного края.)

    В своей деятельности по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством мною были  использованы следующие формы и приемы организации занятий:

    • теоретические занятия  (беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы  об историческом, культурном наследии, о людях, создающих красоту, о декоративно-прикладном искусстве).
    • практические занятия (изготовление с детьми наглядных пособий, изготовление мелких поделок – салфетки, открытки, картинки-аппликации и т.п., используя различные материалы, проведение творческих выставок.).
    • комплексные занятия.
    • экскурсии (на природу с целью любования, привития чувства прекрасного и т.д.; в музей детского сада для приобщения детей к прошлому русского народа, привития чувства гордости за свой народ и т.д.);
    • игровые занятия (включение в учебный процесс самых различных видов игровой деятельности – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и т.п.),праздники, участие в выставках, конкурсах, творческих проектах.
    • коллективное творчество. Эти работы использовались в основном для украшения интерьера группы и детского сада.

    Основное внимание уделялось работе с семьей, поскольку приобщение к национальному декоративно-прикладному искусству должно, прежде всего, закладываться в семье.

    Эта работа предусматривала  следующие формы работы с родителями:

    •   родительские собрания («Приобщение детей к истокам народного искусства», «Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики»);
    • консультации для родителей («Из истории головных уборов», «Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью», «Как посещать музей», «Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры»;
    • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления заинтересованности родителей  по приобщению детей к данной работе, выяснения необходимости проводимой работы. («Народное искусство в жизни Вашей семьи», «Приобщение ребенка к народной культуре»);
    • презентации выставок творческих работ детей «Наша Вообразилия», «В гостях у народных мастеров», «Бумага, клей и краски – красота как в сказке» и т.п.; тренинги, демонстрация дидактических игр, литературы изобразительному искусству, семейному воспитанию;  показ информационных стендов для родителей «Игра - дело серьезное», «Это вы можете», «Сделайте вместе с детьми» и т.п.
    • совместные с родителями мероприятия (организованы экскурсии в Краеведческий музей,  музей изобразительного искусства, музей «Камни Урала», участие в конкурсе детского творчества «Ай, да мы!», участие родителей  в различных конкурсах и проектах («Во саду ли в огороде», «Мы любим цирк», «На лучшую новогоднюю поделку из бросового материала», «Вторая жизнь вещей»…).

    Моей главной задачей было умение заинтересовать детей и активизировать родителей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Я стремилась пробудить в  ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

    Оглавление

    Аннотация………………………………………………………………….. 2

    Оглавление…………………………………………………………………. 5

    Введение……………………………………………………………………. 6

    Основная часть……………………………………………......................... 8

    Заключение…………………………………………………………………. 11

         Приложения………………………………………………………………… 12

    Введение

    Современный период кардинальных изменений жизни нашего общества требует от каждого человека проявления гибкости, не шаблонности мышления, инициативы, способности продуцировать новые идеи, то есть реализации творческого потенциала своей личности. Проблема творческой самореализации человека в XXI веке становится одной из важнейших в философии, психологии, педагогике.

    «Концепция дошкольного воспитания» выделяет формирование творческих способностей как важнейшую задачу дошкольного воспитания. В частности, отмечено, что «вся организация жизни ребенка должна стимулировать творчество». Необходимо создавать «атмосферу раскованности и свободы самовыражения, побуждать детей к инициативности и самостоятельности, одобрять оригинальные творческие решения».

    Творческие задатки закладываются в детстве и  у разных детей они  разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья.

    В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания мы, воспитатели должны поставить в центр внимания всей педагогической деятельности  удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развивать у детей чувство прекрасного, формировать эстетический вкус и творческие способности. Эти задачи подтолкнули меня разобраться в проблеме формирования творческих способностей детей дошкольного возраста, направили на поиск путей решения этой проблемы.

     Творческая деятельность детей связана с другими видами детской деятельности и зависит от накопленного опыта для общего развития ребёнка.

    Одним из действенных средств развития творческих способностей  детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры.                                                                                                

    Исходя из выше изложенного, можно сформулировать тему моей педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством».

    В своей работе я испорльзовала труды таких авторов как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Л.И. Айдарова, О.В. Боровик, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, О.М. Дьченко, Т.С. Комарова,  И.А. Лыкова,  Аверьянова, Скоролупова, С.М. Бондаренко, Соломенникова, Князева и др.

    В профессиональной  деятельности я опиралась на нормативно - правовую базу дошкольного образования, представленную: Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребёнка, Законом Российской Федерации  «Об образовании», Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования», Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.1.2660-10 с изменениями), Уставом МБДОУ,  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Документы чётко регламентированы и определяют перспективу деятельности воспитателя  в реализации задач дошкольного образования.

    Вся деятельность детей строилась от простого к сложному, очень нравилась детям и вызывала у них массу положительных эмоций. Перед изучением каждого блока в группе совместными усилиями педагога и родителей организовывались выставки произведений народных мастеров (экспонаты, фото, иллюстрации, альбомы) и многое другое.

    В своей работе я использую коллективную, индивидуальную и фронтальную форму проведения занятий, употребляю следующие методы и приемы работы:

     1. Игровой метод – игра естественное состояние детей познающих окружающий мир. Игра дает удовлетворенность от деятельности, удовольствие в момент творчества, радость общения.

     2. Словесные методы: метод творческой беседы, тактика ведения диалога.

     3. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия); косвенные (побуждает к самостоятельному действию)

     4. Здоровьесберегающие технологии: использование различных физкультминуток, музыкальных пауз.

     5. Метод моделирования ситуации, который является инновационным. Это создание вместе с детьми сюжетов – моделей, ситуаций - моделей, этюдов в которых дети осваивают различные способы творческой деятельности.

     Кроме того инновации касаются и содержания занятий.

     1.Практически каждое игровое занятие, вне зависимости от направления деятельности, содержит элементы творчества и может включать в себя как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям самостоятельные импровизации, на темы, взятые из жизни.

     2. Все элементы творчества на занятиях являются авторскими.

     3. Привлечение родителей к участию в таких совместных импровизированных игровых занятиях.

    Основная часть

    Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей.

    Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии, диапозитивы). Отбираются доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки, которые имеются в дошкольном учреждении. Узоры на них должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. Воспитатель в каждой последующей группе возвращается к знакомому виду. Затем к работе привлекаются предметы и игрушки с растительным узором (городецкая, хохломская, гжельская, жостовская, урало-сибирская роспись). Задача педагога – показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие композиции.

    Работа строится в трёх направлениях.

    Первое направление. Знакомство с определённым видом народно-прикладного искусства. Детям даются некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, из которых они сделаны, характерных признаках. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на предмете), связь формы предмета и узора с его назначением.

    Второе направление. Обучение декоративному рисованию на основе народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приёмами народных мастеров в рисовании.

    Третье направление. Формирование детского декоративного творчества. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно-прикладного искусства вариативности элементов, сочетаний цветов, композиций, умения мастера создавать новый, неповторимый узор, не выходя за пределы вида, традиций росписи. Формирование на основе этого декоративного творчества умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания цветов, композицию в зависимости от назначения узора, формы предмета, материала.

    Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию при создании предметных, сюжетных композиций покажет, насколько осознано дети понимают принципы и закономерности в декоративном искусстве.

    Опыт работы был представлен мною на педагогических советах МБДОУ («Ознакомление детей подготовительной группы с русским народным творчеством», «Формирование чувсв патриотизма, любви к родному городу, к России у дошкольников», «Нетрадиционная техника рисования с детьми», «Приобщение старших дошкольников к искусству урало-сибирской росписи через нетрадиционную технику рисования»).  

    В педагогической деятельности реализую современные программы и технологии с учётом  возможностей  и условий образовательного учреждения. 

    В своей работе применяю  разнообразные  формы обучения: интегрированные, комплексные,  художественно - изобразительные занятия, занятия с элементами психогимнастики, ИКТ  и разнообразные методические приёмы: использование видеоматериала, нетрадиционную технику рисования, слушание  музыки, продуктивная  деятельность: аппликации, поделки народного промысла, рисование,  ручной труд, чтение  стихов, дидактические  игры, театральная деятельность, ролевые игры  и т.д.

    В период с 2008 по 2012 учебные годы проводила мониторинг по развитию творческих способностей дошкольников, отслеживая его динамику ( Приложение 1 ). За этот период удалось добиться положительной динамики в отношении воспитанников к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

    Стараюсь  систематически повышает свою квалификацию через семинары, курсы повышения квалификации, делится опытом работы с педагогическим сообществом, регулярно размещая информацию о своей деятельности на официальном сайте дошкольного учреждения.

    Участник семинаров:

    1. «Работаем в соответствии с ФГТ. Реализация образовательной области «Социализация» через художественно-эстетическое восприятие дошкольников». 23 марта 2012 г. МБДОУ – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 51.
    2. «Комплексно-тематический принцип  организации учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ» (в соответствии с ФГТ». Районный семинар. 27.02.12 МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 205.
    3. «Волновые технологии воспитания» (26-27 мая 2012)

    Педагогические чтения:

    1. «Качество, инновации, творчество – составляющие Верх – Исетского образования» 25.03.2008 МУ ИМЦ «Развивающее образование».
    2. «Воспитание и социализация подрастающего поколения: проблемы и решения» 26 марта 2013г. МУ ИМЦ «Развивающее образование». (Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

    Курсы повышения квалификации:

    1. «Полихудожественное развитие дошкольников» 88ч., ИРРО 14.01 – 25.01. 2008г.

    1.«Открытый урок чтения в 2009 г.» ( Стихотворения С.Я. Маршака и К.И. Чуковского КВН)(грамота отдела образования В-И района».

    2. Мастер –класс для педагогов Верх-Исетского района (создание мини музея головных уборов).

    3.Участие в выставке детского творчества «Семейный вернисаж» МОУ ДОД Центра «Семья и школа» 16.05.2008г. (Благодарность).

    4.Участие в конкурсе «Я люблю цирк» 2009г. (Диплом )

    5.Участие в конкурсе «Ай, да мы!.» 2010г., 2012

    6. Участие в первенстве  по ОФС  среди воспитанников образовательных учреждений В-И района Фестиваль «Здоровье - 2010»(грамота отдела образования района).

    7. Участие в отборочном туре  районного фестиваля «Здоровье» март 2012г.

    8. Участие в заочном конкурсе Городского экологического центра «Вторая жизнь вещей» (грамота).

    Разработка рабочей программы по декоративно-прикладному искусству.

    Творческие проекты:

    1.«Мини-музей головных уборов» 2008

    2. «Предметно-развивающая среда» 2009

    3. «Во саду ли, в огороде» 2009

    4. «Интересная бумага» 2010

    5. «Мастерская Деда Мороз» 2012

    6.«Ложковый театр»  в проекте.

    За долголетний и  добросовестный труд имею благодарности и почетные грамоты:

    -  грамоты администрации дошкольного учреждения,

    - отдела образования администрации Верх – Исетского района (2006-2010),

    - МОУ ДОД Центр Семья и Школа,

    -  дипломами за участие в районных  и городских конкурсах «Зеленый огонек», «Ай да мы», «Я люблю цирк!», «Вторая жизнь вещей».

    - благодарственное письмо Управления образования Администрации г. Екатеринбурга.

    Таким образом, считаю, ознакомление детей с русским народным декоративно-прикладным искусством  развитие положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо образовательных знаний и умений развивает художественную и творческую деятельность  дошкольника, воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотичности, воспитывает гуманную личность.

    Заключение

    Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством в дошкольном возрасте.

     Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию творческих способностей.

    Дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Дети научились планировать свою работу, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. Все чаще в высказываниях детей стало звучать местоимение «Я»: «Я нарисую так…, Я сделаю это по-своему…, Я думаю…, Я видел…, Я чувствую…, Я могу…». Это говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в своем мире.

    У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

    В ходе проведенной работы автором была поставлена цель: развития творческих способностей детей через ознакомление детей с русским народным декоративно-прикладным искусством, а также разработка программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским нарордным декоративно-прикладным искусством»» направленной на развитие изобразительного творчества.

    Таким образом, результаты  подтверждают выдвинутую гипотезу и доказали, что в результате ознакомления детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством  повышаются творческие способности.

    Считаю, что предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов-специалистов в качестве методического пособия для работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Приложения

    Приложение 1 «Результаты мониторинга по развитию творческих способностей дошкольников».

    Приложение 2   «Грамоты, дипломы, благодарности».

    Приложение 3  «Печатные материалы»



    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Результаты мониторинга по развитию творческих способностей дошкольников

    Уровень развития творческих способностей определялся по следующим критериям:

    1. воображение;
    2. мышление;
    3. внимание и память;
    4. зрительно-двигательная координация.

    Динамика повышения уровня творческих способностей у дошкольников по критериям показана в таблице в %:

    Критерии оценки творческих способностей

    Начало проекта

    Конец проекта

    Низкий уровень

    Средний уровень

    Высокий уровень

    Низкий уровень

    Средний уровень

    Высокий уровень

    воображение

    30%

    60%

    10%

    7%

    60%

    33%

    мышление

    47%

    47%

    6%

    7%

    66%

    27%

    внимание и память

    40%

    54%

    6%

    0%

    73%

    27%

    Зрительно-двигательная координация

    40%

    48%

    12%

    7%

    60%

    33%

    Результаты проведенного эксперимента представлены в виде диаграмм:

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Грамоты, дипломы, благодарности

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Печатные материалы

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №414

    Юридический адрес: г. Екатеринбург, Верх- Исетский район, ул. Юмашева 4а

    Тел.  368-42-81, 368-41-64, Е-mail: MBDOU 414@mail.ru

    ВЛИЯНИЕ РУССКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Из сборника  научных трудов

    «Наука в современном мире»

    (материалы

    X Международной

    научно-практической конференции

    31 мая 2012г.)

    Г. Екатеринбург, 2012

    Якимова Л.В., Елисеева С.Л.

    Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение – детский сад комбинированного вида № 414

    Современный период кардинальных изменений жизни нашего общества требует от каждого человека проявления гибкости, не шаблонности мышления, инициативы, способности продуцировать новые идеи, то есть реализации творческого потенциала своей личности. Проблема творческой самореализации человека в XXI веке становится одной из важнейших в философии, психологии, педагогике, что обусловило необходимость целостного педагогического осмысления действенных путей ориентации системы образования на формирование творческой активности личности.

    У каждого человека внутри заложен творческий потенциал. Творчество отражает внутренний мир людей, их стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. В.В.Давыдов пишет: «Творчество является уделом всех, ... оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» [6].

    Творческие задатки закладываются в детстве и  у разных детей они  разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья.

    Одним из действенных средств развития творческих способностей  детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению, представляется вполне закономерным.

    Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

    Авторы считают, что требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания активности творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями. «Концепция дошкольного воспитания» выделяет формирование творческих способностей как важнейшую задачу дошкольного воспитания.

    В частности, отмечено, что «вся организация жизни ребенка должна стимулировать творчество». Необходимо создавать «атмосферу раскованности и свободы самовыражения, побуждать детей к инициативности и самостоятельности, одобрять оригинальные творческие решения».

    Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.

    Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции  (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

    В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

    • способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);
    • способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;
    • способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;
    • способность оценивать перспективные сокращения.

    Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

    • в предварительном создании эскизов на бумаге;
    • в продумывании элементов узора;
    • в расположении их на объемах;
    • в создании предметов декоративного характера;
    • умения найти способ изображения и оформления предмета;
    • в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

    Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

    В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

    Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.

    По мнению авторов, при знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством Урала.

    Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о художественных достопримечательностях уральского региона и их особенностях. Также дети учатся включаться в различные формы коллективного художественного, литературного творчества, связанного с жизнью уральского региона.

    У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

    И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.        

    В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

    При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

    Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

    Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №414

    Юридический адрес: г. Екатеринбург, Верх- Исетский район, ул. Юмашева 4а

    Тел.  368-42-81, 368-41-64, Е-mail: MBDOU 414@mail.ru

    Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Педагогические чтения

    «Воспитание и социализация подрастающего поколения:

    проблемы и решения»

    г. Екатеринбург, 2013

    Л.В. Якимова,

    воспитатель МБДОУ детского сада

    комбинированного вида №414

    Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

     Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их творческие способности, формируются интегративные качества эстетической направленности.                 

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок,» - утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они позволяют научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

    Работая в детском саду, я наблюдала, что на занятиях изобразительным искусством, все дети работают только по образцу, не решаются проявить своё неповторимое видение; многие дети быстро утомляются, теряют интерес к личной изобразительной деятельности. Передо мною встала актуальная проблема: Каковы способы раскрепощения детей в процессе изобразительной деятельности, формирования у них устойчивого к ней интереса и интегративных качеств эстетической направленности?

    В педагогической литературе я нашла путь решения этой проблемы и стала применять наряду с традиционными и  нетрадиционные техники рисования.

    Работая в этом направлении,  я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.   Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и  напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

    Цель моей работы:  выявить эффективность применения нетрадиционных техник рисования в формировании  интегративных качеств эстетической направленности.

    Моей главной задачей было умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Я стремилась пробудить в  ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

    Работа  по применению нетрадиционных способов изодеятельности предусматривала:

    • создание такой развивающей среды, которая способствовала бы реализации творческих замыслов, развитию творческих способностей личности ребенка (дополнение уголка продуктивной деятельности различными средствами для рисования: мелки, сангина, тушь, воск, гелиевые ручки, различные трафареты для печатания, т.п.; выставки произведений художников-иллюстраторов, мини-музей трафаретов, применяемых в рисовании, тематические выставки рисунков и др.);
    • ознакомление дошкольников с различными техниками рисования;
    • разработку комплекса конспектов по художественно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных способов рисования.
    • включение в работу детей родителей;

    При организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Совместными с детьми и родителями усилиями был создан мини музей (трафареты для печатания из различных подручных средств). Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» - можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

    В процессе художественно-творческой деятельности дети осваивали разнообразные техники. В образовательную деятельность были включены упражнения, позволяющие экспериментировать с различными материалами. В работе с дошкольниками я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности (театральной, музыкальной, литературной, игровой, экспериментальной,  экологией), что раскрыло широкие возможности  для раскрепощённого мышления и творческого самовыражения детей, способствовало гармоничному развитию личности.

    Большое внимание уделялось работе с родителями. Мною было осуществлено анкетирование и тестирование родителей с целью выявления заинтересованности данной темой. Проводились открытые мероприятия, презентации выставок творческих работ, консультации, совместные с родителями мероприятия. Работа с родителями способствовала повышению их самостоятельности и активности, развитию художественного вкуса.

    В своей работе я использую многие способы нетрадиционной техники рисования. Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удаётся взрослым. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев). В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создать более выразительный образ.

    Большое значение имеет коллективная форма творчества, которая сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.

    В процессе своей работы проводила диагностику по развитию эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, отслеживая ее динамику. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников по следующим показателям: умение отличать красивое от обыденного; заинтересованное участие в изобразительной деятельности, любознательность в изобразительной деятельности, эмоциональная отзывчивость на красоту. Анализ диагностики показал положительную динамику развития интегративных качеств (см. таблицу).

    Интегративные качества

    Начало проекта

    Конец проекта

    Низкий уровень

    Средний уровень

    Высокий уровень

    Низкий уровень

    Средний уровень

    Высокий уровень

    умение отличать красивое от обыденного

    30%

    60%

    10%

    7%

    60%

    33%

    заинтересованное участие в изобразительной деятельности

    47%

    47%

    6%

    7%

    66%

    27%

    любознательность в изобразительной деятельности,

    40%

    54%

    6%

    0%

    73%

    27%

    эмоциональная отзывчивость на красоту.

    40%

    48%

    12%

    7%

    60%

    33%

    На основе проделанной работы я увидела, что дети стали лучше воспринимать произведения разных видов искусств, использовать средства выразительности для образности рисунка, воплощать в художественной форме свои чувства, представления, мысли, переживания.  Я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. В настоящее время дети  владеют многими нетрадиционными техниками рисования, создают новое и оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. И это не могло не сказаться на результатах работы - рисунки детей стали интереснее, разнообразнее, содержательнее, замысел богаче и украшают выставки не только в нашем детском саду, но и участвуют в различных конкурсах. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. 

    Секция № 6

    Якимова Любовь Вячеславовна, MBDOU_414@mail.ru

    тел.8-902-87-54-790


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научно-исследовательская работа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги"

    Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:•  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, скл...

    Проект  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию и постановку мюзикла».

    «мюзикл» (англ. Musical) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография....

    Презентация опыта работы на тему «Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем бол...

    Рабочая программа по теме: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и ознакомление с природой села Родино».

    Аннотация к рабочей программе.Рабочая программа разработана Дедовой П.И, воспитателем старшей группы МКДОУ д.с. «Теремок».Срок реализации программы – 1 год.  Программа предназначена  для зан...

    Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»

    Опыт работы  по теме:  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»...

    на Тему:Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Проект «Пластилиновые фантазии: пластилинография». Пластилинография – это   создание на основе пластилина лепных  картин с изображением выпуклых,   полуобъемных объектов ...