Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи средствами хореографии. Построение занятий. виды упражнений.
учебно-методический материал по музыке

Миасипова Олеся Сергеевна

Работа с дошкольниками с речевой патологией имеет свои особенности. Дети с нарушениями речи отличаются пониженной наблюдательностью, вниманием, неумением вслушиваться в инструкцию, плохой переключаемостью, координацией, памятью ,что сказывается на протекании их двигательных актов. Развивая систему движений, мы влияем и на психические процессы, а так как речь не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт, то, развивая двигательную систему, мы развиваем и речь. Ритм речи, в свою очередь, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, используемых на занятиях ритмикой, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания, развивает двигательную память. Таким образом, особенностями занятий ритмикой с детьми с нарушениями речи являются: создание благоприятных условий для тренировки или процесса возбуждения, или процесса торможения у детей с речевой патологией; благотворное влияние точной дозировкой раздражителей - темпа, ритма, динамики музыки, слова; выявление индивидуального ритма ребенка и ритма коллектива, установление соответствующего ритма ребенка с возрастными и половыми особенностями, упорядочение и усовершенствование протекающих двигательных, ритмических процессов у детей, развитие умения сосредоточения; методика работы и ее содержание зависят от возраста, речевого нарушения, состояния двигательных функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhnenie.docx18.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Целью занятий ритмикой и хореографией является развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмичных движений разнообразных умений и качеств личности, творческих способностей. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений чувственного опыта, тем более гармоничным, успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности, тем меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки.

Оздоровительными задачами занятий ритмикой являются:

-укрепление у детей с речевыми нарушениями костно-мышечного аппарата

-развитие дыхания, моторных функций, правильной осанки, грации движений

-формирование ловкости, силы, выносливости, координации движений.

Образовательными задачами являются:

-формирование двигательных умений и навыков, пространственных представлений, способности произвольно передвигаться в пространстве, относительно других людей и предметов

-содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Воспитательными задачами являются:

-воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность

-воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично двигаться в соответствии с данным образом (умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности )

-воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, подтверждает необходимость  дифференцированного проведения занятий и помогает выявить специфику коррекционной работы с детьми, которая заключается в следующем:

1.Увеличивается индивидуализация занятий

2.Применяется подетально расчлененная подача материала с демонстрацией отдельных элементов упражнений

3.В целях развития двигательной сферы  больше внимания уделяется усовершенствованию координации  и переключений с одного движения на другое, с постепенным усложнением заданий, переход к новым упражнениям только при четком выполнении ранее разученных

4.Ввиду повышенной утомляемости детей, следует чередовать статические и динамические упражнения, материал преподносить в расчлененном виде

5. Проводится работа на развитие мелкой моторики

6. Показ упражнений всегда сочетается со словесным объяснением педагога

7.На каждом занятии проводится работа по развитию слухового внимания и восприятия

8.Постепенное усложнение заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений)

Построение занятий. Виды упражнений.

Для достижения оптимальных результатов занятий, целесообразно их строить в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:

1 часть - подготовительная (вводная). Включает в себя разнообразные ритмические разминки (так называемый, разогрев), занимает  3 – 5 минут и подготавливает орган к основной двигательной нагрузке.

                                           Ритмическая разминка

Целью ее является внесение дисциплины и организованности. Этой цели служит соблюдение четкой линии построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки. Разучивается ходьба с носочка, с высоким подниманием колена, на носках и пятках, отрабатываются элементы танцевальных движений.

Упражнения вводной части воспитывают координированные движения рук и ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, формируют навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориентировку в пространстве. Необходимо учить детей непринужденным, свободным, выразительным движениям в соответствии с характером музыки, темпом.

2 часть – основная. Занимает 20 минут  и включает в себя этюдную работу, ритмические комплексы, разучивание, закрепление, отработка танцев с использованием некоторых видов музыкально – ритмических упражнений:  

         2.1.Упражнения для развития чувства темпа и ритма

На занятиях разучиваются различные движения под музыку, построения , упражнения с предметами, этюды, пляски. Все это служит цели развития чувства темпа и ритма. Постоянно ведется работа над различением темпов медленного и быстрого, постепенного замедления и убыстрения, словесное объяснение, отстукивание ритмов, проговаривание слов на заданный ритм. Необходимо начинать тренировку с простейших ритмов и постепенно усложнять ритмические задания, вводить различные смены темпа и ритма.

         2.2.Упражнения, регулирующие мышечный тонус

Целью этого вида упражнений является устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий. Предлагаются отдельные задания на расслабление или напряжение мышц. Например,  поочередное раскачивание,  потряхивание рук и ног,  вращение кистями,  наклоны туловища под музыку,  а также имитационные движения:  «полоскание платочков»,  «тряпичные куклы»,  «самолеты летят»  и т.д. Используются специальные упражнения на смену напряжения и расслабления, состоящие из серии последовательных действий. Например, руки в стороны, сжать в кулак, бросить руки вверх, в кулак, бросить, наклон (руки свободны) и др.

                         2.3.Упражнения для развития координации движений

Эти упражнения дают навык точного совмещения разнородных в направлении,  скорости, напряженности движений. Это могут быть упражнения с предметом, а также  пляски и импровизации.

Детям с нарушениями речи необходимо сначала разучивание простых, затем более сложных по содержанию и структуре упражнений. Отдельные движения разучиваются изолированно, а потом соединяются. Систематически используется наглядный показ и словесное объяснение.

                       2.4.Упражнения для развития основных сторон внимания

Упражнения на переключение внимания включают смену движений, сопровождающуюся разными музыкальными отрывками. Например, предлагается на торжественную музыку идти, на звучание в низком регистре идти, подражая движениям «медведя», на звуки среднего регистра изображать ходьбу «цирковых лошадок»,  на высокие звуки прыгать как «зайчики». Развитие устойчивости состоит в наблюдении ребенка  за рядом движений педагога и самостоятельном, последовательном повторении их.  Упражнения на объем внимания включают воспроизведение ребенком несложных движений после одновременного их показа  двумя детьми. При выполнении движений на распределение внимания дети должны выполнить сразу два  и более  действий. Например, под музыку на сильную долю такта ребенок делает шаг и одновременно  подбрасывает мяч.

3 часть – заключительная. Занимает 5 минут и включает в себя музыкальные игры. Музыкальные игры подбираются с таким расчетом, чтобы в них участвовали все дети. Музыка помогает преодолевать скованность, движения становятся более ритмичными, четкими, координированными. Игры вносят разнообразие и эмоциональность в занятия. Соответственно психофизическому развитию, дети легко поддаются воздействию посредством игр. Для детской практики не подходят игры со сложной методикой, с движениями, требующими большой затраты сил, сложной координации. Физическая и эмоциональная нагрузка зависит от ее продолжительности, условий проведения, от степени реакции детей, от возраста и пола играющих, от двигательной культуры и предыдущих занятий и т.д. В конце занятия можно использовать  упражнение на релаксацию. Цель – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования

Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития лич...

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные воп...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования...

Методическая разработка "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии в работе по программе А.А. Матяшиной "Путешествие в страну "Хореография" - 2016

Методическая разработка тематического плана по хореографии в детском саду для  для включения его в образовательную деятельность с детьми (дополнительное образование)....

Учебно-методическая разработка "Развитие творческих способностей детей и эмоционально-познавательной среды через различные виды музыкальной деятельности"

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется...