Методическая разработка "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии в работе по программе А.А. Матяшиной "Путешествие в страну "Хореография" - 2016
методическая разработка

Методическая разработка тематического плана по хореографии в детском саду для  для включения его в образовательную деятельность с детьми (дополнительное образование).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие музыкальных и  творческих способностей детей

дошкольного возраста средствами хореографии

в работе по программе А.А. Матяшиной

«Путешествие в страну «Хореография».

(тема)

Методическая разработка

(Тематический план)

Гусевой М.А.

Музыкального руководителя МДОУ Д/С № 42

                             

    г. Ярославль    2016

                

Программа «Путешествие в страну «Хореография» А. А. Матяшиной

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства.

Пояснительная записка

Программа вводит в большой и удивительный мир хореографического искусства, посредством игры знакомит с жанрами, видами, стилями хореографии. Помогает дошкольникам влиться в огромный мир музыки от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики, близкой детям дошкольного возраста.

Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развиваются способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передавать услышанный музыкальный образ пластическими движениями. Дети знакомятся со сценическими костюмами.

Предполагаются обязательные выступления (занятия) с присутствием родителей, воспитателей и их непосредственным участием. При этом ставится цель единения творческих начал взрослого и ребенка.

Главная цель программы А. А. Матяшиной «Путешествие в страну «Хореография» - привить интерес дошкольников к хореографическому искусству; развить их творческие способности посредством танцевального искусства.

Структура программы

Программа состоит из трех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста (от 4 до 5 лет; от 5 до 6 лет; от 6 до 7 лет), учитывающим особенности и динамику развития годичного цикла ребенка.

В каждом основном разделе выделено по 5 подразделов:

  1. Экзерсис: у опоры или в середине зала.
  2. Партерная гимнастика.
  3. Танцевальный образ.
  4. Слушаем и фантазируем.
  5. Танец.

Программа предусматривает не только обучающую цель, но и развитие творческих способностей

Средняя группа (4-5 лет)

Задачи:

  1. Пробуждать интерес к танцевальному движению.
  2. Формировать интерес к элементам классического экзерсиса.
  3. Приучать детей следить за осанкой.
  4. Развивать наблюдательность и любознательность, знакомя детей с окружающей природой, с предметами и явлениями жизни. Учить выделять характерные признаки предметов и живых объектов, развивать умение сравнивать и группировать их по общим признакам.
  5. Воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества.
  6. Учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников.
  7. Формировать умение слушать музыку, понимать настроение, ее характер.

Старшая группа (5-6 лет)

Задачи:

  1. Развивать интерес к хореографическому искусству.
  2. Развивать музыкальность (внимание, память).
  3. Формировать интерес к выполнению элементов классического экзерсиса и пластических движений.
  4. Развивать умение чувствовать характер музыки, передавать его в движении.
  5. Развивать индивидуальное исполнительское мастерство в танцах.
  6. Воспитывать интерес к танцам народов разной национальности.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Задачи:

  1. Развивать музыкальные способности (музыкальное мышление, творческое воображение, внимание, память).
  2. Совершенствовать интерес к хореографическому искусству.
  3. Развивать познавательные интересы.
  4. Воспитывать положительное отношение к систематическому выполнению экзерсиса.
  5. На основе расширения знаний об окружающей действительности показывать танцевальные образы под выбранную музыку.
  6. Уметь слушать и повторять за педагогом элементы танцев с последующим самостоятельным показом.
  7. Формировать умение импровизировать под музыку. Развивать способность к анализу, самооценке при выполнении работ.
  8. Воспитывать организованность, заботливое отношение друг к другу и желание объединяться для коллективных композиций.

Тематический план

Сентябрь – октябрь

Тема: «Танец».

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная группа

(6-7 лет)

Разделы

Содержание

Танцы и ритмические композиции

«Кузнечик» муз. В. Шаинского, «Разноцветная игра» муз. Б. Савельева, «Плюшевый медвежонок», «Веселые путешественники», «Чебурашка», «Маленький танец», «Рыбачок» (из «Ритмической мозаики»), «Птички и Ворона», «Неваляшки», «Белочка», «Лошадки».

«Хоровод» (р.н.м.), Пляска «Калинка» - русская народная песня в обр. Д. Ласта (С. Д. запись 1990 г).

Повторение материала предыдущего года, а так же: «Кораблики», «Красная шапочка», «Антошка», «Волшебный цветок».

«Красный сарафан» муз. Варламова (хоровод), «Калинка» (р.н.м.) – пляска.

«Ливенская полька». Повторение материала предыдущего года. Новый репертуар – по выбору педагога из программы «Ритмическая мозаика», А. И. Бурениной – 2й и 3й уровень сложности. Упражнения с осенними листьями Вальс «Осенний сон».

Экзерсис

I, II позиции ног, прыжки на носках. Деми-плие из I позиции муз. «Вальс» Грибоедова.

Позиции ног и рук (I, II, III, V) «Петушок» (упражнение).

Позиции ног и рук. Батман – положение работающей ноги. Батман девлопэ.

Танцевальные образы (слушаем и фантазируем)

Кто в лесу живет? (инд. показ), «Осенний лист» (инд. показ).

«Кто в лесу живет?», «Бабочки» муз. Б. Савельева, М. Дунаевского.

Е. Дога «В лесу», «Птица», «Лист».

Ноябрь - декабрь

Тема: «Сколько танцев на белом свете!»

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная группа

(6-7 лет)

Разделы

Содержание

Танцы и ритмические композиции

«Неваляшки», «Лошадка», «Едем к бабушке в деревню», «Белочка». Повторение: «Кузнечик», «Разноцветная игра» (программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»). Повторение ранее разученных композиций.

Полька – «Кремена» муз. А. Арскос. «Все мы делим пополам» муз. В. Шаинского (см. репертуар из программы А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» (приложение), «Снегопад и вьюга» муз. Ф. Шопена, «Вальс».

«Мячик», «Кошка и девочка», «Веселая пастушка», «Птичка польку танцевала», «Пляска парами муз. Дунаевского..

«Танцевальные вариации» муз. Кулау (приложение), «Белая метель» Ф. Шопен «Вальс».

«Осенний парк» (Вальс Е. Дога). «Голубая вода», «Красный сарафан», «Полкиз» (программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»).

Экзерсис

Деми-плие из I позиции. Батман тандю.

Деми-плие – полуприседание, не отрывая пяток от пола (по I, II позиции). Гранд-плие – сгибание колена до предела с отрывом пяток от пола. Релеве (подъем на полупальцах)».

Деми-плие, гранд-плие. Батман тандю – нога скользящим движением отводится на носок вперед, назад, в сторону.  Релеве по I, II позиции.

Танцевальные образы (слушаем и фантазируем)

«Что зимой бывает?»

«Песенка рыжехвостенькой» - муз. Шаинского, «Антошка»,  «Песня Красной Шапочки» муз. В. Шаинского.

Из сказки-балета «Щелкунчик», Мари и принц» П. И. Чайковский, «Баркарола» П. И. Чайковский.

Январь - февраль

Тема: «В гостях у сказки».

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная группа

(6-7 лет)

Разделы

Содержание

Танцы и ритмические композиции

«Маленький танец» муз. Кулау, «Мячик», «Антошка», «Поросята», «Кот Леопольд», «Красная Шапочка» (программа  «Ритмическая мозаика). Повторение разученных композиций.

Музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» муз. Ю. Чичкова.  «Танец солдатиков и кукол»  -  музыкальная пьеса Яна Янтера (программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»).

«Кукляндия» муз. Овсянникова, «Цирковые лошадки», «Финская полька» (старинный танец), «Танец солдатиков и куколок».

Музвкально-ритмическая композиция «Дворцовый танец» муз. С. Никитиной. «Менуэт» муз. Поля Мориа.

«Танец троллей» (сюжетный танец). Старинные бальные танцы: «Менуэт» (Л. Боккерини «Полонез»).

Экзерсис

I и II позиции ног и рук. Прыжки на одной ноге из I позиции (темп леве)

Деми-плие по I, II, III позиции. Релеве в I, II позиции. Гранд-плие… Сотэ – прыжок с двух ног на две ноги.

Батман тандю крестом из I позиции. Батман тандю жете – активное выбрасывание ноги. Деми-плие релеве – полуприседание и последующий подъем на полупальцы.

Танцевальные образы (слушаем и фантазируем)

Мои любимые сказочные герои.

Слушаем и фантазируем. «Снежинки спускаются с неба».

Музыкальная сказка «Кто сказал «Мяу?» муз. С. Кац.

«Мои превращения»:

  1. то, что в небе;
  2. то, что на земле;
  3. то, что вокруг меня, муз. Е. Дога, Д. Ласт.

Март – Апрель – Май

Тема: «Музыка и природа».

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная группа

(6-7 лет)

Разделы

Содержание

Танцы и ритмические композиции

«Песенка о лете»,  «Веселая пастушка», «Кошка и девочка»,  «Волшебный цветок» (программа «Ритмическая мозаика».) Повторение ранее разученных композиций.

«Разноцветная игра» муз. Б. Савельева. «Кукляндия» муз. Овсянникова. «Танец цветов и бабочек» муз. Шуберта, «Вечерняя серенада» (программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»).

«Песенка о лете». Повторение всех ранее разученных композиций. «Дети и природа», «Танец цветов и бабочек», «Танец мотыльков», «Итальянская полька» муз. С. Рахманинова.

«Цыганочка» (музыка народная, авторская композиция).»Восточный танец (диско-танец, авторская композиция). «Аквариум» муз. К. Сен-Санса фантастическая картина из сюиты «Карнавал животных» (программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»).

«Танцуйте сидя», «Сиртаки», «Старинная полька», «цыганские напевы».

Экзерсис

Позиции рук и ног: I, II, III. Деми-плие.  Батман тандю. (муз. М. Глинки «Полька»). Батман тандю жете (отведение ноги броском назад).

Позиции ног I, II, III, V). «Петушок». Деми-плие,  гранд-плие,  релеве.

Батман тандю,  батман девлопэ, батман тандю жете,  гранд-плие.

Танцевальные образы (слушаем и фантазируем)

«Песенка рыжехвостенькой» муз. В. Шаинского.

«В лесу» муз. Е. Дога, «Одинокий пастух» муз. Д. Ласт, «Цветные огоньки» муз. П. И. Чайковского.

«Здравствуй, солнышко» муз. Э. Григ, «Радость», «Дети и природа» - пластическая картина, муз. О. Юдахиной.


Литература

  1. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-метод. Пособие / Под. Ред. С. И. Мерзляковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. Образование детей).

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве программно-методического пособия.

  1.  Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) – 2-е изд., испр. и доп. – С.П.б.: лоиро, 2000 – 220 с.

Рекомендовано Министерством образования российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития для детей дошкольного возраста. Адресовано данное издание музыкальным руководителям ДОУ, руководителям детских хореографических студий… и др. специалистам.

  1. С. Л. Слуцкая «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду. – М.: линка-пресс, 2006. – 272 с.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ, ФОТОГРАФИИ С УТРЕННИКОВ, СКАЗОЧНЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПОСТАНОВОК, ГДЕ АРТИСТЫ - ДЕТИ....

Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности

Обучение музыкальных руководителей использованию педагогической технологии по развитию музыкально-театрализованной деятельности детей дошкольного возраста...

Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности"

Презентация сопровождает проведение   мастер класса по теме:"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности"...

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Доклад на тему "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"...