Главные вкладки

    Классическая музыка как средство развития музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста
    статья по музыке на тему

    Онищенко Динара Рагимовна

    Релаксация как основной вид восприятия классической музыки

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Классическая музыка как  средство развития музыкальных и творческих способностей  детей дошкольного возраста»

    Начало изучения темы - сентябрь 2017г.

    Окончание изучения темы - май 2018г.

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

    Ф.И.О. педагога:   Онищенко Динара Рагимовна

    Дата рождения:         05.05.190г.

    Педагогический стаж работы : 7 лет

    Образование: выссшее         Луганский Национальный Университет им.Тараса Шевченка,         специальность-учитель музыкального искусства, этики и эстетики ,преподаватель фортепиано,концертмейстер,хормейстер

       

    АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

     2017 - 2018    УЧЕБНЫЙ ГОД

             Так как я работаю в селе  в детском саду и школе- имею возможность наблюдать как ребёнок «мызыкально растёт» с 1.5 до 16 лет. Вносить свой вклад в развитии ребёнка, прививать музыкальный вкус, вырабатывать чувство ритма - главная цель моей работы.Заинтересовать ребёнка слушать не современную поп-музыку, звучащую на радио и ТВ-каналах, а классическую, полифоническую, глубокую.

    Для себя я открыла такой вид деятельности, как –релаксация в конце музыкальных занятий. 

    Ребенок растет и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном детстве приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.

           Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная моя задача - увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на ее классических образцах. Для того, чтобы дошкольники могли воспринять музыкальную классику, у них должны быть сформированы интерес к музыке и умение ее слушать. К сожалению, практика показывает, что работа с детьми по этому разделу программы очень часто проводится «по остаточному» принципу. В стремлении обеспечить проведение очередного праздника музыкальный руководитель старается за счет слушания «выкроить» на занятии дополнительное время для повторения песен, танцев и т.д. В результате, слушание музыки проводится от случая к случаю, и у детей не происходит накопления музыкальных впечатлений и знаний, не формируется культура слушания, необходимая для восприятия музыкальной классики.Но праздники заканчиваются и я стараюсь больше выделять времени для слушания произведений великих композиторов: И.С.Баха, Л.В.Бетховена,П.И.Чайковскова,Г.В.Свиридова и т.д.

    На своих занятиях последний завершающим блоком я использую –релаксацию.После интесивного ритмически и вокально занятия слушание музыки ,лёжа на ковре, с закрытыми глазами, расслабляет детей, настраивает на глубокое восприятие классической музыки, создание образов в фантазии каждого ребёнка. Данную разновидность деятельности в музыкальном образовании  я использую с возраста 4х лет детей.

    Актуальность этой темы определяется ролью искусства в воспитании личности ребенка. Искусство развивает эмоционально-ценностное отношение к миру, которое является «универсальной человеческой способностью... и реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (О.В. Ильенков). Среди всех видов искусств музыка занимает особое место, поскольку она обращена непосредственно к чувствам человека и предоставляет возможности для развития его эмоциональной сферы в наиболее восприимчивом из всех возрастов – детстве (Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина,  О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова, К.А. Тарсова  и др.).

    Классическая музыка - это образцовые, совершенные (классические) произведения, сохраняющие непреходящее значение и силу воздействия на слушателя вне существующего времени.

             Определяя  основные  подходы к организации музыкального воспитания детей до школы, как помощь ребенку в понимании музыкальной интонации, обучение восприятию музыкального языка, создание условий для проживания разнообразных впечатлений и переживаний;  иначе говоря, помощь в  понимании и восприятии музыки, я убеждена, что наша задача – раскрыть детям язык музыки, язык, наиболее полно выражающий чувственный мир человека. 

             В ряде исследований последних лет (О. П. Радынова, Е. В. Боякова, И. В. Груздова, С. А. Фадеева) показана возможность музыкального развития детей дошкольников на произведениях классического наследия и в условиях организации музыкально-игрового взаимодействия педагога с детьми. Исследователи отмечают, что при создании игровой ситуации и определенном педагогическом руководстве процессом восприятия музыки дошкольники способны эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства и адекватно воспринимать их художественное содержание.

           Среда детского сада – это то место, где для процесса развития творческих  способностей детей созданы все условия.В центре педагогического процесса всегда имеются настоящие музыкальные инструменты: фортепиано, колокольчики, бубны  и т.д.. В детском саду информация приобретает наглядность,  образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

            Именно на базе дошкольных учреждений возможно организовать содержательное общение детей с носителями музыкальной культуры: профессиональными исполнителями классической музыки: инструменталистами, вокалистами, артистами балета и др., преподавателями  и учащимися  музыкальных учебных заведений, учащимися и преподавателями учреждений дополнительного образования: детских музыкальных школ, домов и студий детского творчества.  Это возможно осуществить в рамках проекта  «Классическая музыка в детском саду».

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

    Цель: Художественно - эстетическое воспитание   дошкольников через восприятие классической  музыки.
    Задачи:  1. Составить фонотеку к режимным моментам МДОУ.
                   2. Разработать  конспекты НОД  по данной теме.

                    3. Составить каталог аудио и видеоматериалов по слушанию музыки для детей дошкольного возраста.

    1.Основные вопросы, намеченные для изучения

    Этапы разработки:

    1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной      проблеме. Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы

    2.Разработать  конспекты НОД по данной теме.

    3. Пополнить  консультационный материал по  данной теме для родителей и педагогов.

    4.Составить аудио и видеотеку по слушанию музыки.

    Литература по теме:

    • «Радуга» Программа воспитания и развития детей от 2-х до 7-и лет в условиях детского сада. С.Г.Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, - М. «Просвещение», 2014 г.
    •  «Музыкальные шедевры»  Авторская программа и методические рекомендации, О.П. Радынова- М.,2000г.
    •  «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников» Учебник для педагогических вузов. Радынова  О.П., Комиссарова Л.Н. -М., 2011г.
    • «Танцевальная ритмика для детей» Учебное пособие выпуск 1-3. Суворова Т.  – С/Пб Музыкальная палитра, 2005г.
    •  «Синтез» Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. и др. - М., 1999г.
    • «Дети слушают музыку» Тарасова К.В., Рубан Т.Г.  – М., 2001г.
    • Журналы для музыкальных руководителей.

    Творческое сотрудничество по теме самообразования -  педагоги, и родители МБДОУ «Детский сад с.Чапаево»,ученики  сельской школы МБОУ СОШ с.Чапаево, руководители сельского клуба

    Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие) – выступить с опытом по данной теме на городском методическом объединении музыкальных руководителей, обобщить  опыт работы и представить в виде методических рекомендаций, игрового материала.

    ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

    НА 2017 -2018    УЧЕБНЫЙ ГОД

    Этапы

    самообразования

    Содержание работы

    Сроки

    выполнения

    1 этап

    2 этап

    Составить перспективный план, который включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Восприятие классической музыки осуществлять через: музыкальное творчество, слушание музыкальных произведений, художественно творчество под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, музыкально - ритмическую деятельность.

          Подбор музыкально-дидактического материала для образовательной деятельности. Изготовление  музыкально-дидактических игр: музыкально-дидактическая игра на восприятие музыки «Ромашки  настроения», «Цветик-семицветик», «Что звучит, а что шумит?», «Угадай настроение», «Весело-грустно»,  пигтограммы «Эмоции»; игра для развития тембрового слуха «Новый дом», игра для знакомства с инструментами симфонического оркестра «Угадай, что играет», «Собери инструменты по группам».

          Составление картотеки портретов композиторов,  аудио и видеоматериалов по слушанию  музыки композиторов классиков и композиторов Мордовии.

         Разработка консультативного материала для родителей и педагогов ДОУ.

        Проведение семинара-практикума «Музыкальный калейдоскоп» (по творчеству композиторов ).

    Сентябрь

    В течение учебного  года


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Компьютерно-игровой комплекс (КИК) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

    Цель внедрения КИК  не только обучение детей основам информатики вычислительной техники, а создание новых доступных средств развития, оснащение предметно - развивающей среды, способствующей расши...

    Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

    Материал будет интересен для музыкальных руководителей. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, ...

    Педагогический проект "Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников"

    Музыкальная сказка  развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций...

    Тема проекта:Конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста

    На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц рук и технических умений. ...

    "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии в работе по программе А.А. Матяшиной "Путешествие в страну "Хореография" - 2016

    Методическая разработка тематического плана по хореографии в детском саду для  для включения его в образовательную деятельность с детьми (дополнительное образование)....

    Педагогический проект «Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»

    Педагогический проект«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»...

    Статья "Классическая музыка как средство формирования музыкальной культуры и социальной компетентности детей дошкольного возраста"

    В статье описвыается проэтапное формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста....