Главные вкладки

    Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
    статья (старшая группа) на тему

    Фадеева Ольга Николаевна

     Материал будет интересен для музыкальных руководителей. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, под влиянием которых ребёнок может испытать глубокие эмоциональные переживания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Структурное подразделение детский сад общеразвивающего вида      "Буратино" государственного бюджетного общеобразовательного      учреждения Самарско й области средней общеобразовательной школы №2

    с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский

                                            Доклад на тему:

    «Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста»

                                                     

                                                             

                                                              Музыкальный руководитель: Фадеева О.Н.

    Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

    Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /

                      Успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жизни складывается на «отлично». Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.  Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может  в жизни быть успешным человеком.  Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.

             Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим         собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.

             Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Окружающая действительность в какой-то мере либо тормозит развитие эмоционального мира ребенка, либо искажает этот процесс. В настоящее время существует большое количество программ для развития эмоционального интеллекта взрослых. Однако эта проблема наиболее актуальна для дошкольного возраста.

                Музыка – прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в направлении совершенства. Именно она даёт то, что не может дать ничто иное. Ведь уже установлено, что эмоциональное влияние музыки втрое большее, чем от литературы, и в пять раз большее, чем от изобразительного искусства, а ум стимулируется даже пассивным представлением музыки. Музыка стимулирует все биологические функции человека и в большей степени, чем другая деятельность, воспитывает чувства, формирует эстетический вкус. 

                  Музыка – самое действенное средство в природе для воспитания любви людей, а также побуждения выполнять полезную и хорошую работу. Под действием музыки воспитывается сердечность, чувствительность, благородство, достижение красоты. Развитый музыкальный слух помогает общению с другими людьми. Только правильно услышав интонации речи другого человека, различные её нюансы, можно правильно оценить душевное состояние партнёра по общению, его хорошие или плохие намерения. Музыка влияет на духовную жизнь ребёнка и помогает распространять добро и красоту. 

         Одна из важнейших воспитательных задач музыки – пробуждать положительные эмоции. Положительные чувства поощряют, пробуждают положительные мысли, а положительные мысли – положительные действия. Музыка – это возбудитель хорошего настроения и наилучший успокоитель, снимающий нервное напряжение. Учёными установлено, что искусство влияет на разных уровнях: на физиологическом (замечаем изменения в сердце, дыхании), на психологическом (внимание, эмоции, понимание, мышление), на социальном и духовном плане. Музыка быстрее всего может пробудить эмоции ребёнка, достичь его души. Ведь ребёнок реагирует на окружающий мир в первую очередь через эмоции. Значит, музыка – это пища для сильных эмоциональных потребностей. Наука психология доказала, что музыка очень значима тем, что взращивает духовные силы маленьких детей – интеллект, благородство, эстетические чувства.

              В последнее время я работаю над проблемой развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. На моих музыкальных занятиях музыка является одним из источников воспитания благородных чувств. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, под влиянием которых ребёнок может испытать глубокие эмоциональные переживания. 

           Классика (от лат. classikus - «образцовый») - образцовые классические произведения, золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов прошлых столетий. Классическая музыка гармонически сочетает в себе правдивое и эмоциональное содержание с совершенством формы, величайшее мастерство с простотой и доступностью. Она охватывает не только профессиональное творчество композиторов-классиков, но и образцовые произведения народного творчества.

    Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка. Чтобы сделать общение детей с музыкой радостным и увлекательным нужно взыскательно подходить к подбору музыкального репертуара для слушания. Эта музыка должна привлекать детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности. Индивидуальная работа через игру, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности.

    Первая стадия музыкального восприятия наступает при первом (а иногда и последующем) прослушивании музыкального произведения и отличается целостностью, нерасчлененностью впечатлений. Малоподготовленный слушатель, в том числе дошкольник, получает лишь общее впечатление о музыкальном образе, улавливает отдельные яркие детали музыки. У детей этого возраста при первом знакомстве с музыкальным произведением возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. Довольно часто эмоциональная реакция является положительной. Музыка волнует маленького слушателя, рождает определенные ассоциации.

                     Например, ритмичный «Марш деревянных солдатиков», из «Детского альбома» П. И. Чайковского, вызывает у детей радость, хорошее настроение, эмоциональный подъем, а пьеса «Болезнь куклы», из того же альбома, заставляет грустить, переживать, жалеть. Однако бывает и так, что из-за неполноценного первого восприятия ребенок остается равнодушным к музыкальному произведению. Образ, возникающий у дошкольников при первом прослушивании, может быть разным по своей глубине. Главное, чтобы дети почувствовали характер и настроение музыки, проявляли к ней эмоциональное отношение, понимали музыкальный образ. На этой стадии музыкального восприятия дети достаточно точно могут выразить характер прослушанной музыки в жестах, мимике, моторно-двигательных проявлениях, а также в словесных оценках. Занятие по слушанию музыки должно быть построено таким образом, чтобы дети могли услышать данное музыкальное произведение не менее двух раз, что позволяет углубить его восприятие. Глубина восприятия музыки на первой стадии зависит от разных причин: привлекательности для детей музыкального произведения, их общего развития и индивидуальных особенностей. Задача педагога здесь - помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка.

                       Вторая стадия представляет собой процесс углубления в содержание произведения, который характеризуется способностью вслушиваться, выделять наиболее яркие и интересные его особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс может происходить при повторном восприятии музыкального произведения. При этом закрепляются полученные ранее и наслаиваются новые положительные впечатления от музыки. Повторное слушание обычно вызывает у дошкольников «привыкание» к музыкальному произведению и порой меняет отношение к услышанному в положительную сторону. На второй стадии целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному и осмысленному. Педагоги могут предложить детям найти ответ на вопрос: «С помощью каких средств выразительности композитор передает содержание произведения?» Дети отмечают контрастность музыкальных образов (ласковое, мягкое или торжественное, энергичное звучание музыки), различают простейшую структуру произведения (запев песни и припев, две или три части инструментального произведения, тембровое звучание музыкальных инструментов: фортепиано, баян, скрипка, флейта, кларнет и т. д.). Постепенно накапливается запас любимых музыкальных произведений, которые дети слушают с большим удовольствием. Все это закладывает предпосылки для дальнейшего формирования музыкального вкуса.

                   Третья стадия - это последующее восприятие уже хорошо изученного и усвоенного музыкального произведения, обогащенное новыми музыкально - слуховыми представлениями. На этой стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыкального произведения и осмысленное его восприятие, связанное с анализом средств музыкальной выразительности. Это создает особую и очень ценную возможность творческого восприятия музыки. Слушая уже знакомое произведение, ребенок по - своему представляет музыкальный образ, передавая его в игре, пении, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характеризующие тяжело ступающего медведя, хитрую лису, подвижных зайцев и т. д.

               Восприятие музыкальных образов происходит в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. На основании этого музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы по-настоящему слышать ее, - это напряженная работа ума и сердца и особое творчество. Воздействуя на слушателя, музыка способна вызывать радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание. Всю эту гамму человеческих чувств, которые передает музыка, педагог должен помочь детям услышать, осознать и пережить. Он создает надлежащие условия для проявления эмоционального отклика ребенка на нее. У детей формируются навык слушания музыки (сосредоточенно от начала до конца, в полной тишине), умение рассуждать о ней, давая эмоциональную оценку ее содержанию. Если с детства ребенок растет в "немузыкальной" среде, у него может сформироваться негативное отношение к "серьезной" музыке, что в дальнейшем отрицательно скажется на его музыкальных предпочтениях, музыкальном вкусе, а прочувствованное, осмысленное восприятие музыки может уступить место ее поверхностному слушанию. В старшем дошкольном возрасте дети любят слушать классическую музыку разных эпох и направлений.

                  Дети с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы - Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма - Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т. д. Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты, важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков XIX века - М. И. Глинки, П.1 И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов XX века - С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Г. В. Свиридова и др.

    Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка, на его эмоциональный интеллект. Дошкольникам понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди «Времена года», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Подснежник» (апрель), «Белые ночи» (май), «Баркарола» (июнь), «Осенняя песня» (октябрь) из фортепианного цикла п. И. Чайковского «Времени года», «Океан-море синее» - вступление к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и т. д.). Прекрасно воспринимают детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей («В пещере горного Короля» и «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Султане» Н. А. Римского-Корсакова, «Гном» и «Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Кикимора» А. К. Лядова и т. д.). Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Султане», «Песня жаворонка» (март) из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года» и т.д.). Важно, чтобы дети, слушая программную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный опыт дошкольников - способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении. Для восприятия детям доступна музыка, выражающая настроение, например, веселое («Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Полька» М. И. Глинки), грустное («Первая утрата» Р. Шумана, «Жалоба» А. Т. Гречанинова).

                Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. Одно и то же музыкальное произведение часто действует на людей по-разному. Во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран.
                Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В этом возрасте развивается способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

    Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

    Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

    Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

    Диагностика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

    Одним из приоритетных направлений в образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» вступивших в силу ФГОС является развитие эмоционального интеллекта.Представленная диагности...

    Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

    Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

    План инновационной деятельности "Театрализованная деятельность как средство формироания эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14815805","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 500px; height: 688px;","width":"349"}}]][[{"type":"media","view...