Тема самообразования «Развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - ритмической деятельности»
методическая разработка

Сачавская Светлана Анатольевна

Одним из самых привлекательных видов деятельности для детей старшего  дошкольного возраста является движение под музыку.

         На танцевальных занятиях дети не только развивают пластику, выразительность движений, жестов, им предоставляется возможность для творческого самовыражения.

         Исходя из вышесказанного - одним из главных условий развития у детей старшего дошкольного возраста творческого самовыражения в танцах, пластических этюдах, играх является развитие двигательного опыта, движения детей под музыку, осознанное отношение детей к исполнению танцевальных движений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад  комбинированного вида № 6 «Рябинка»

 Тема самообразования

«Развитие музыкальных и  творческих способностей

детей старшего дошкольного возраста

средствами  музыкально - ритмической деятельности»

                                                                                                          Подготовила:

Сачавская С.А.,

педагог дополнительного образования

 

Моршанск

2020

                                                                        Дети должны жить в мире красоты, игры,   сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

 

В.А.Сухомлинский  

                                                             «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку.

                                                                     И научиться этому можно у ребёнка и вместе с ним»

                                                                                                                                           А.И.Буренина

        Актуальность

        Проблема  развития музыкальных и  творческих способностей ребенка была и остается актуальной всегда,  ведь от того, как эти способности будут развиваться в нем с детства, зависит его успешная самореализация в будущем.

        Всестороннее развитие средствами музыки, ритмических движений и пластики играет немаловажную роль в развитии творческой, гармонично развитой личности ребенка.

        Одним из самых привлекательных видов деятельности для детей старшего  дошкольного возраста является движение под музыку.

        На танцевальных занятиях дети не только развивают пластику, выразительность движений, жестов, им предоставляется возможность для творческого самовыражения.

             Исходя из вышесказанного - одним из главных условий развития у детей старшего дошкольного возраста творческого самовыражения в танцах, пластических этюдах, играх является развитие двигательного опыта, движения детей под музыку, осознанное отношение детей к исполнению танцевальных движений.

        Дети должны  понимать значение этих движений, уметь с их помощью выражать настроение свое собственное или изображаемого персонажа.

        Изучив труды ведущих педагогов по музыкальному воспитанию дошкольников -  Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», Т.Э.Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», Программу по музыкальному образованию детей раннего и дошкольного возраста «Ладушки» под редакцией И.М. Каплуновой, определила цель своей работы.

           

        Цель: развитие музыкальных и  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами  музыкально - ритмической деятельности.

 

        Для достижения цели в работе по данному направлению, я определила следующие задачи:

 

        

Образовательные:

  • приобщать  детей к танцевальному искусству, расширять знания о танцах;
  • научить детей свободному естественному и выразительному движению в разных жанрах танца;
  • обучать  навыкам основных танцевальных движений;
  • побуждать  к импровизации под музыку, сочинению собственных композиции из знакомых движений.

Развивающие:

  • развивать музыкально-ритмические   движения  и пластику детей с помощью упражнений, этюдов, творческих игр, танцевальных композиций в непосредственно образовательной деятельности, на развлечениях, праздниках, концертах;
  • развивать творческую  самостоятельность в создании художественного образа танца;
  • развивать координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность движений;
  • развивать  чувство ритма, темпа, координации и свободы движений;
  • развивать  творческое воображение, фантазию, умение  самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к занятиям хореографии  путем создания положительного эмоционального настроя;
  • формировать  нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми;
  • обучать  приемам самостоятельной и коллективной работы, создавать  атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.

Реализуя в своей работе дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу художественной направленности «Танцевальная мозаика», я пришла к выводу о необходимости разработки собственных комплексов занятий, упражнений, этюдов, игр, танцевальных композиций, в дополнение  к  предлагаемому материалу.

        Для занятий записываю фонограммы ярких музыкальных произведений, красивой, запоминающейся музыки, которая будет способствовать  формированию осознанного отношения у детей к средствам танцевальной выразительности, совершенствованию умения самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание музыкального произведения, песни, обогащению детей разнообразными музыкальными впечатлениями.

        Стараюсь подбирать и  использовать самые разнообразные произведения как по жанру: плясовые, колыбельные, песни, марши,  так и по характеру: веселые, задорные, изящные, грустные, шутливые и т.д.

        Для своих танцевальных постановок подбираю музыку со словами, это дает мне возможность применить элементы  логоритмики,  то есть, дети выполняют танцевальные движения одновременно проговаривая слова песни, что облегчает сам процесс разучивания танца.

        В музыкальный репертуар включаю такие произведения, как:

- классические произведения: «Вальс цветов» П.Чайковского, «В пещере горного короля» Э.Грига, «Аквариум» К. Сен-Санса, «Менуэт» Л.Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта, «Итальянская полька» С.Рахманинова и др.

-  народные мелодии: «Калинка», «Барыня» и др.;

- эстрадные мелодии: «Цыганские напевы», «Фламенко», пьесы Петрова из кинофильмов, музыкальные произведения в исполнении оркестра Поля Мориа и  др.;

- детские песни современных российских композиторов: Г. Струве, В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова, В. Пипекина и др.

        Учитывая тот факт, что танцевальные разработки, предлагаемые в сборниках зачастую однообразны и в них описан минимальный объем движений, я придумываю танцевальные композиции самостоятельно: 

        - Подобрала  и разработала этюды, творческие задания, игры на развитие пластики и творческого самовыражения: «Великаны и карлики», «Ель, ёлка, ёлочка», «Весенняя капель», «Зайчики и белочки», «Пробуждение», «Угадай, кто я», «1, 2, 3 - замри», «Бабочки и цветы»,  «Осеннее настроение (листочки клёна и берёзы)», «Снежная королева», «Заморожу» и другие.

        - Внедрила свои авторские танцевальные постановки, разнообразила и обогатила музыкальный репертуар для танцевальной импровизации. Это самые разнообразные по тематике и содержанию танцы: «Дружные пары», «Солнечные лучики», «Куклы», «Маленькие феечки», «Цветные горошины», «Маленькие Модницы», «Замечательный гламур», «Осенний вальс», «Ангелочки», «Ягодки - малинки», «Лесовички», «Поварята», «Лесное лукошко», «Веселые мышата», «Звёздочки», «Новогодняя пляска», «Метелица», «Валенки», «Новогодние игрушки», «У моей России», «Веселая полечка», «Ламбада», «Банана мама», «Разбойники», «Гномы - лилипутики», «Ромашки и бабочки», «Весенняя фантазия», «Весёлые морячки», «Наша армия», «Дюймовочка», «Ладошки», «Мы маленькие звёзды», Флешмоб «Давайте вместе с нами» и др.

Разрабатывая комплексы занятий, стараюсь максимально полно раскрывать пластику детей, учитывая в работе индивидуальные способности каждого ребенка.

В занятия входят такие упражнения, как развитие пластики рук, построенные на основах движений классического танца (основные позиции), а также движения рук к народным танцам.  

Развитие пластики ног: полуприседания, притопы, «каблучки», «ковырялочка», «гармошечка», присядка для мальчиков «мячик» и др.; развитие пластики корпуса в исполнении упражнений в положении стоя, сидя, лежа. Все упражнения связаны между собой, и впоследствии дети могут их легко включать  в танцевальные композиции.

Использование на занятиях раздаточного материала (ленты, шарфы, ткань, варежки, обручи, колокольчики, деревянные ложки, цветы, флажки, воздушные шарики, мягкие сердечки, шляпки, тросточки, музыкальные инструменты, корзиночки,  маски, игрушки и др.), способствует развитию образного мышления и помогает детям в перевоплощении, в создании того или иного музыкального образа.

         

В своей работе также использую словесные, наглядные, игровые и другие методы и приемы.

        1. Показ выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;

        2. Выразительное исполнение движения под музыку;

        3. Словесное пояснение выполнения движения;

        4. Внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;

        5. Творческие задания.

           Прослушивая с детьми новое музыкальное произведение, стараюсь почувствовать эмоциональное отношение детей к данному материалу.         Обсуждаем с детьми образы, которые они представляют, когда звучит музыкальное произведение.

        Затем переходим к практической части, когда дети самостоятельно, без показа педагога пытаются отобразить в  музыкально - ритмических  движениях, пластике музыку.

        В процессе занятия необходимо дать возможность каждому ребенку для творческого самовыражения в раскрытии музыкального образа.

        Стараюсь проявлять интерес к любым находкам и задумкам детей в исполнении самостоятельно придуманных движений, поощряю оригинальность и необычность в исполнении какого-либо творческого задания.    

        Наиболее интересные движения, упражнения, перестроения в будущем ложатся в основу танцевальной композиции. Так, совместно с детьми были придуманы творческие игры как «Осеннее настроение», «Пробуждение», танцевальная композиция «Цветные горошины», «Ангелочки», «Новогодние игрушки -  роботы», «Веселая полечка» и другие.

        С танцевальной композицией «Веселая полечка», «Ягодки малинки», дети принимали участие на фестивале «Пасхальный фестиваль», а с танцевальной композицией «Цветные горошины», выступали на конкурсе «Воспитатель года», танец «Веселых поварят» -  на городском конкурсе «День питания»  и на отчетном концерте для родителей.

         

        Результат:

        У детей сформированы навыки выразительного  движения под музыку различного характера, воспитанники умеют выполнять танцевальные движения, отображающие характер музыкального произведения, самостоятельно, инсценировать игровые песни, придумывать самостоятельно варианты образных движений в играх и хороводах.

        Дети умеют выступать сольно, исполнять танцы в парах и в ансамбле, они эмоционально реагируют на музыку, испытывая при этом радость, активно участвуют в выполнении творческих заданий.

        Регулярно принимают участие в танцевальных постановках на утренниках, творческих отчетах, интегрированных занятиях, развлечениях  ДОО.

Вывод:

Таким образом,  музыкально - ритмическая   деятельность  у   детей  старшего дошкольного возраста является эффективным средством развития музыкальных  и  творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Реализуя развитие творческих способностей у ребенка, в будущем мы обеспечим становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство и высокий творческий потенциал.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайнерской деятельности"

материал из опыта работы представлен на городском методическом объединении по дизайн – деятельности - особому виду художественной деятельности, объединяющей в себе различные виды творчества: рис...

Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста"

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе....

Материалы по теме самообразования: «Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Обращенность современной системы образования к культурным ценностям актуализирует проблему приобщения к культуре и искусству уже в дошкольном возрасте. Российский национальный проект «Образовани...

Статья "Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения"

Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения...

Интерактивный модульный комплекс «Музыкальная радуга» для развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Авторы Чернышева Н.Б,, Сапелкина Н.Ю.

Образовательно-игровой комплекс «Музыкальная радуга» - это обучающая модель, создающая  интегрально-обучающую среду для развития музыкально-творческих способностей, как детей старшего...