Статья "Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения"
статья (подготовительная группа)

Шошина Елена Владимировна

Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения

Автор: Шошина Елена Владимировна

Организация: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»

Населенный пункт: Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки

       Многолетний опыт работы музыкальных педагогов - новаторов В. Жилина, Т. Тютюнниковой и Т. Боровик, основанных на современных концепциях и теоретических трудах Б. Асафьевой, К. Орфа, В. Келлера, З. Кодия, К. Тарасовой, О. Леонтьевой свидетельствует о большом значении вокально – хорового пения в ДОУ.  

        Практика показывает, что значительная часть детей приходит в школу из ДОУ практически непоющей. Из этого следует, что дети дошкольного возраста не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно, не показывают необходимых навыков слухо - вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилеты и т.д.

       В связи с этими факторами, актуальным становится вопрос о создании и реализации педагогических условий, способствующих развитию музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения, используя игровой метод обучения пения О.В. Кацер.

         Основываясь на положениях теории Б. Астафьева о внутреннем органическом родстве музыки и речи, общих закономерностях речевой и музыкальной интонации, мы вели на музыкальных занятиях речевой этап как подготовительный к певческому.  Отсюда появились изменения в последовательности и системе приобщения детей к искусству пения.

        Важно сделать обучение детей пению увлекательным и эффективным, для этого необходимо изменить методику обучения детей пению.

        Игровая методика создавалась на основе многолетней опытно – экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста. Практический материал оказался не только доступным всем детям, независимо от их возможностей и способностей, но главное – очень эффективным при оформлении певческой интонации детей.

        Однако надо отметить, что пение, музыкальное интонирование – явление очень непростое, и зависит оно от нескольких факторов.

        Во – первых, это наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребенку от родителей (у большинства детей наследственные способности очень скромны, или их нет).

        Во – вторых, это окружающая музыкально – певческая среда, в которой живут традиции семейного пения, сопровождающие ребенка с рождения.  Музыкальное окружение, когда в семье кто - нибудь играет или поет, является особенно благополучным условием развития музыкального слуха и укрепление музыкальной памяти.

        Наличие музыкально – певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка. В это время формирование голоса и речи ребенка полностью зависит от окружающих его взрослых.

        Если дома музыкально – певческая среда, по каким-либо причинам не сложилась, то необходимо ее организовать в ДОУ: музыка и пение должны стать частью жизни детей в группе.

        Для этого необходимо, прежде всего, желание воспитателей и наличие у них обыкновенного мелодического слуха, а также согласованные совместные действия воспитателей и музыкального руководителя.

         Очень хорошо, если воспитатель любит и умеет петь хотя бы простейшие песенки, попевки, колыбельные, хороводы.

        Но часто бывает так, что воспитатель, по каким - либо причинам не может создать музыкально- певческую среду в группе.  В таких случаях процесс обучения пению полностью будет зависеть от бережного и заинтересованного отношения музыкального руководителя, а также от профессионализма его действий (к сожалению, только на музыкальных занятиях).

        В – третьих, сам процесс обучению пению, который являет в себя формирование и развитие певческих навыков и певческого голоса. Если развитию голоса ребенка помогают полученные по наследству от родителей певческие и музыкальные способности, а также благоприятная окружающая певческая среда в семье, то наличие третьего фактора (процесса обучения) решающего значения иметь не будет.   При таких условиях голос ребенка все равно будет развиваться.    Специалисты музыкального воспитания знают, что таких детей очень мало, поэтому их сразу определяют в солисты.

        К сожалению, очень часто окружающая музыкально – певческая среда дома и в ДОУ не складывается и, как следствие, в памяти таких детей почти нет музыкальных впечатлений.  Такие дети часто не интересуются музыкой, не пытаются петь, а если начинают петь, то поют фальшиво. Для них процесс обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важен, так как помогает догнать пропущенное:

  • накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух;
  • научиться петь, то есть пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом;
  • приобщиться к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности.

        Кроме того, сам процесс формирования и развитие певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

  • способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др.;
  • активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшения настроения, активизации внимания;
  • развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;
  • естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
  • улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;
  • расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;
  • приводит к тому, что и речевой голос ребенка более устойчивым и выносливым, то есть не срывается, не дрожит и выдерживает длительную речевую нагрузку;
  • создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.

Литература

  1. И. Каплунова, И. Новоскольцева Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Издательство «Композитор» САНКТ - ПЕТЕРБУРГ, 2015г.;
  2. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов. Как воспитать в ребенке творческую личность? М., 2003г.;
  3. А.И. Буренина, Л.И. Колунтаева. Проектирование интегративной программы пред школьные образования. Санкт – Петербург 2007г.;
  4. О.В. Кацер. Игровая методика обучения пению. Санкт – Петербург, 2008 г.;
  5.  Н.В. Карчаловская. Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей у дошкольников. М., 2008г.;
  6.  М.В. Межиева. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. М., 2005г.;
  7.  М.А. Михайлова. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка. Ярославль, 2008г.;
  8.  М.С. Осенева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова. Методика работы с детским вокально – хоровым коллективом. М., 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....

Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов России

Статья о приобщении старших дошкольников к восприятию людей другой культуры и других традиций, о воспитании в детях общечеловеческих ценностях (доброты, дружбы, честности, любви, справедливости, взаим...

Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем «КРАСКИ СЕВЕРА»

Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохра...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр с пением

Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. Народные игры – это яркое выражение народа в них ...

Интерактивный модульный комплекс «Музыкальная радуга» для развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Авторы Чернышева Н.Б,, Сапелкина Н.Ю.

Образовательно-игровой комплекс «Музыкальная радуга» - это обучающая модель, создающая  интегрально-обучающую среду для развития музыкально-творческих способностей, как детей старшего...