Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов России
статья

Звонкова Елена Александровна

Статья о приобщении старших дошкольников к восприятию людей другой культуры и других традиций, о воспитании в детях общечеловеческих ценностях (доброты, дружбы, честности, любви, справедливости, взаимопомощи).  А так же о формировании осознанного применения полученных знаний об объектах социальной действительности в различных видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной, двигательной, музыкальной и в самостоятельной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

Э.К. Суслова

Наша страна относится к поликультурному сообществу, что обеспечивает существование в ней больших и малых народов  и создает потребность в поликультурном воспитании, как взрослых,  так и детей. Эту идею подтверждают многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов (Т.Г. Казакова, Л.С. Выготский).

В течение трех лет в МБДОУ «Детский сад № 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по2 художественно–эстетическому развитию детей» г. Арзамаса, начиная со среднего дошкольного возраста осуществлялась реализация инновационной деятельности по теме «Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с культурой народов России» - народов севера(чукчей) и народов Поволжья (мордвы).

Используя метод исследовательского поиска, была поставлена цель, разработано содержание работы по данному направлению и созданы условия для их реализации.

Освоение детьми общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных посредством ознакомления с культурой народов севера и народов Поволжья, которые лежат в основе национальной культуры и не чужды другим народам, было положено в основу инновационной деятельности

        Для нас стало важно не только научить  ребенка  понимать богатое многообразие культур  народов России, но  и приобщать к восприятию людей другой культуры и других традиций, одновременно воспитывая в детях общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

 А так же формирование осознанного применения полученных знаний об объектах социальной действительности в различных видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной, двигательной, музыкальной и в самостоятельной деятельности.

До начала реализации нашего проекта, дети в основном проявляли свое отношение к культуре народов севера и народов Поволжья по  внешним характеристикам людей той или иной национальности, лишь выделяя яркость и наличие узоров на одежде, и не отличались способностью к созданию нового, оригинального продукта (в рисовании, лепке, аппликации), инициативностью в деятельности. Поэтому мы разработали план ознакомления дошкольников с культурой народов Поволжья (мордвы) и севера(чукчей), и начали осуществлять его поэтапно, последовательно через обогащение познавательной и эмоциональной сфер детей в разнообразных видах деятельности.

Исходя из этого, в первую очередь, решили уделить внимание доступности при отборе материала национального содержания  (национальная одежда, быт, традиции, устное и изобразительное народное творчество) с учетом эмоционального отклика со стороны детей и позитивного отношения к представителям других национальностей.  а также использование традиционных методов, методов проблемно-творческого характера; методов создания специальных эстетических ситуаций - «погружение в среду» (окружение предметами быта народов, элементами национального костюма, звучанием в течение дня национальных мелодий), а также применять методы организации творческой художественно-эстетической деятельности (творческая работа дошкольников по изготовлению декоративных изделий, выставки детских работ, конкурсы, игры).

Система знаний о народах России была выстроена в определенной последовательности: сначала познавательная затем творческая (изобразительная конструктивная, музыкальная, художественно-речевая), в которой дети отражали качество полученных знаний. На наш взгляд, эта форма имеет ряд преимуществ: воспитатель мог сам вызывать активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрировать свою увлеченность и глубину знаний и интересов, подключаться к детской деятельности, направляя ее ход изнутри, ставя себя в роль равного партнера, обеспечивать в ряде случаев условия для творческой деятельности и предоставляя детям возможность продолжить ее самостоятельно, пока к ней не угаснет интерес.

Цель нашей работы предполагала создание условий для приобщения старших дошкольников к народной культуре народов севера и народов Поволжья в условиях детского сада.        А именно:        

 • «Уголок ряженья» в группе ДОУ

• «Художественно – эстетический центр»,  с наличием  различных видов театра.

•медиатека с записями народных песен и мелодий, сказок.

• сценарии народных праздников, праздников народного календаря5 .

• организация выставок произведений декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта, мини-музей народного костюма.

• «Книжный центр» с  произведениями устного народного  творчества, малыми фольклорными жанрами народов севера и народов Поволжья, художественные произведения писателей.

• картотека народных подвижных и хороводных игр.

• народные музыкальные инструменты и национальные куклы Мазява и Марьям.

• продукты творческой деятельности детей и взрослых (педагогов, родителей).

Развивающая предметно - пространственная среда предоставляла детям возможность действовать индивидуально или со сверстниками, создавала условия для художественно – эстетического развития. Предметная среда со сменяющимися материалами (книги, альбомы, раскраски, куклы в национальных костюмах, макеты, копии настоящих предметов и пр.), связанными с темой деятельности, которые можно потрогать, подействовать, примерить - поддерживали у детей интерес к изучаемым народам .

Для плодотворного воспитания и развития детей, гармонизации отношений в группе,  регулярно создавались игровые моменты и ситуации общения воспитателей с детьми, которые включались во все виды детской деятельности.  Ведь в игре возникают и отрабатываются жизненные ситуации в общении детей, закладываются основы поликультурного образования,  что способствует развитию творческих способностей. Во время проектной деятельности я использовала дидактические игры, например: «Мордовский орнамент», «Народы России», «Найди отличия», «Путешествие по сказкам»; «Угадай орнамент», «Собери платье», «Узнай куклу по описанию», «Подбери узор», «Собери целое», «Одень Машу и Агашу», «Парные картинки»; народные игры: русские, мордовские (хороводные, подвижные и пр.), игры севера.

На музыкальных занятиях знакомили детей с национальными танцами, используя просмотр видеозаписей танцев в национальных костюмах (видео записи просматриваем на мультимедийной установке или ТВ), также с национальными музыкальными инструментами (мордовские - шавома, байдяма, люляма, инструмент народов севера –бубен, варган).

Работа по реализации данной темы предполагала совместную деятельность детей, воспитателей и родителей, что обеспечивало прочность усвоения дошкольниками знаний о культуре разных народов России (севера и Поволжья).

Завершающим моментом инновационной деятельности стали итоговые мероприятия «Мордовский лес – хранитель тайны», «Волшебный огонь Севера», где дети показали все свои знания и навыки, полученные в процессе работы по теме «Развитие художественно – творческих способностей детей в процессе ознакомления с культурой народов России».

Теперь мы можем говорить  о том, что есть целый комплекс педагогических условий, в котором одно дополняет другое и в совокупности является   эффективным способом приобщения детей  к культуре народов России,  способствуя достижению высокого воспитательного эффекта.   Поэтому  активно используя в своей работе все условия приобщения детей к культуре разных народов,  можно сформировать уважение к представителям других культур и к самим культурам.

В результате проделанной работы было определено, что познания в области национальной культуры народов севера и Поволжья способствуют воспитанию интереса дошкольников к региональной культуре, ее фольклору, поэзии, изобразительному искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайнерской деятельности"

материал из опыта работы представлен на городском методическом объединении по дизайн – деятельности - особому виду художественной деятельности, объединяющей в себе различные виды творчества: рис...

Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Доклад из опыта работы « Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в...

Технология тестопластики в развитии художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность в современный период нашла свое место и в детских дошкольных учреждениях. В презентации описание опыта работы: реализация проекта по создания Дымковской игрушки детьми из с...

Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем «КРАСКИ СЕВЕРА»

Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохра...

Творческая работа РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИОННЫМИ ГЛИНЯНЫМИ ИГРУШКАМИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Я посвятила свое исследование развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края, так как с...

Статья "Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения"

Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения...