Доклад из опыта работы « Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме

ШУТКЕВИЧ ЕКАТЕРИНА ОЛЕГОВНА

 Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет свои восприятия, знакомится с окружающим миром, учиться чувствовать и любить красоту, учиться выражать свои эмоции, учиться понимать творчество других людей – и все это легко, радостно в игре.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_-_dizayn.docx76.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное  образовательное  учреждение  центр развития ребенка детский  сад   № 1 «Глория»

Описание  опыта работы

Шуткевич Екатерины Олеговны

по  теме:

« Дизайн –

как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

 

 

                

г. Новошахтинск,

2014г

Содержание

Введение

3

 ГЛАВА I.  Теоретические основы  дизайн деятельности.

1.1Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность………………………………………………………………….

1.2 Детский дизайн, его особенности, типы и виды………………………

ГЛАВА II.   Проблемы обучения    и организация  элементам  дизайна детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Проблема обучения элементам дизайна детей дошкольного возраста

2.2 Организация обучения элементам дизайна как условие развития художественного  творчества детей старшего дошкольного возраста….

ГЛАВА III.   Система работы по ознакомлению дошкольников  старшего дошкольного возраста с дизайн деятельностью   

3.1. Содержание и методы работы с детьми……………………………...

3.2. Содержание и методы работы с родителями………………………...

3.3 Оценка эффективности системы работы……………………………..

Заключение …………………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………….

Приложение ………………………………………………………………………..

6

8

12

12

13

 17

  17

   23

24

26

27

29

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который  даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

     Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.

    Наш многолетний опыт работы по программе «Радуга», под  редакцией Т.Н Дороновой  художественно-эстетической направленности,  показал, что программа больше ориентирует педагогов дошкольного учреждения на формирование изобразительных и технических умений детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности. В программе не достаточно акцентируется внимание на задачах, направленных на развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных форм обучения.  

Перед нами встала проблема - создать такой проект, который соответствовала бы запросу общества, социальному заказу, специфике детского сада,  индивидуальным особенностям детей.  

      Однако, подходя к изучению данной темы, мы столкнулись с проблемой полного отсутствия методической литературы по данному вопросу. Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольного образовательного учреждения занимаются отдельные педагоги, такие как Пантелеев Г.Н., Кузнецова О.В., Валиулина Е.А., Ярыгина А., Широкова С.  представляющие свои мысли и наработки в небольших статьях некоторых периодических изданиях.

     Поэтому целью нашего исследования  является: определение возможности обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна.

    Задачи нашего исследования:

1. Выявить сущность понятия «детское изобразительное творчество» и раскрыть его виды и условия развития.

2. Изучить понятие «детского дизайна», выделить его виды.

3. Раскрыть возможность обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста элементам дизайна с условием развития  художественного творчества.

4. Разработать  проект  по обучению детей элементам дизайна, направленного на развитие детского   творчества.

     Гипотеза исследования: Обучение детей  старшего дошкольного возраста элементам дизайна будет эффективным, при соблюдении следующих требований:

- цикл занятий будет строиться последовательно и включать в себя разные виды дизайн-деятельности, такие как: графический дизайн, фитодизайн, моделирование одежды, декоративно-пространственный дизайн;

- донесение до детей смысла и значения дизайн-деятельности, ее практической направленности;

- практического использования продуктов детской дизайн - деятельности в детском саду.

- организации восприятия детьми образцов дизайн искусства;

- организации взаимодействия ДОУ с семьей (задания на дом, объясняя родителям важность занятий дома, консультации для родителей);

- а также наличия необходимого материального оснащения занятий по детскому дизайну (бумага разной фактуры, различный бросовый материал, ткани, краски, большой картон и др.)

Объект изучения: развитие детского  художественного  творчества.

Предмет исследования: обучение элементам дизайна детей старшего дошкольного возраста как условие развития  художественного  творчества.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный и апробированный проект по обучению детей элементам дизайна, направленного на развитие детского   творчества,  может быть рекомендован к использованию в практике работы дошкольного учреждения.

Глава 1. Теоретические основы  дизайн деятельности.

 1.1 Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность.

      История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, ее флоры и фауны, и даже планетарных объектов. Данный нам природой механизм восприятия «красиво-некрасиво» является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной.

      В русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. «Disegno» - это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн - это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

      В истории нашей страны встречались также и такие обозначения дизайна, как «Декоративное искусство» или «Техническая эстетика». Восприятие и разнообразное использование термина «дизайн» в разных странах говорит об уникальности каждой из культур и об их особом отношении к этому виду искусства.  

      Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует:

  • дизайн интерьера
  • дизайн одежды
  • дизайн книги
  • ландшафтный дизайн
  • предметный дизайн
  • выставочный дизайн.

     Известный исследователь детского дизайна Пантелеев Г. Н., дает свое определение этого понятия: дизайн - это «конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты». Ярыгина А. в статье «Графический дизайн» дает несколько иное определение данного понятия - «это вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом».

      На сегодняшний день приобретают особую роль визуально-информативные системы: компьютерная графика, телевидение, фото-, поли- и голография, глобальная сеть Интернет. И дизайн культура в этом аспекте является интегративным способом познания мира.

    Анализируя различные работы исследователей дизайна мы выяснили, что сегодня мнение специалистов, является ли дизайн искусством, сходится в том, что дизайн-продукт может быть произведением искусства, поскольку имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ.

     Также дизайн нельзя рассматривать вне архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства (интерьер, мебель, посуда, одежда, ландшафтное озеленение и др.).

      В искусстве дизайна наличествуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность - все средства, которыми мастер достигает выразительности.

      Таким образом,  в  сфере изобразительно пространственных искусств дизайн не имеет никаких границ. Дизайн постоянно расширяет и укрепляет свои позиции, происходит разделение дизайнеров по специальностям: одни проектируют игрушки, другие мебель, одежду и посуду и т. д. Сегодня для дизайна характерны тенденции интеграции искусств: живописи, графики, скульптуры, фотографии, литературы, музыки.

      Понимая декоративность как форму выражения красоты, как особый тип художественного мышления следует признать правомерность использования индустрии дизайна для детей и в детском творчестве.

2.1 Детский дизайн, его особенности, типы и виды.

      Элементарные подделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, ткачеством и др.

          Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики. Детская дизайн деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее называют дизайн - рукоделием в таких странах как Япония, Италия, США, Франция. В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитекртурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн).

       Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Также автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Типов детского дизайна он выделяет три - плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный), пространственный (архитекртурно-художественный). По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).

       Первое направление - «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, б бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.

          Второе направление - «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков - эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя - одежды повседневной и праздничной.

            Третье направление - декоративно-пространственный дизайн - ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

      Таким образом, искусство дизайна активно входит в жизнь.   Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников.  

         Из занятий они черпают знания и уже по одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей.  Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.

     Старший дошкольник в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.

      В процессе обучения детей элементам дизайна О. В. Кузнецова также советует знакомить их с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема «набрызг»; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи. Ведь введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.

     Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: «Театр мод», «Праздник шляп», «Бал в сказочном королевстве». Дети проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.

       Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

      И вот, уже к старшему дошкольному возрасту дети, имея опыт изобразительной деятельности, могут стать неплохими дизайнерами.  В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогами они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами .

ГЛАВА II.   Проблемы обучения    и организация  элементам  дизайна детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Проблема обучения элементам дизайна детей дошкольного возраста

             Обращаясь к теме нашего исследования мы столкнулись с проблемой полного отсутствия научной литературы по данному вопросу. И хотя многие педагоги считают необходимым введение обучения дизайн-деятельности в дошкольных учреждениях и представляют свои мысли в различных статьях в Интернете и журналах «Дошкольное воспитание», однако, книг по детскому дизайну практически нет. Некоторые педагоги отдельных детских садов представляют свой опыт на сайтах всемирной сети для заинтересованных лиц и мы не могли не воспользоваться этим опытом.

         Воспитатель Кузнецова Ольга Валентиновна в своей статье «Работа с дошкольниками»  говорит о том, что в современном мире возрастают культурные потребности людей, а, следовательно, и меняется концепция дошкольного образования «которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности - как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка». Ссылаясь на авторов программы «Истоки» Кузнецова О. В. говорит о том, что, занимаясь с детьми основами дизайн-деятельности можно сформировать у дошкольников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя элементы дизайн-культуры.

    Другой автор, Ярыгина А. представляющая свои статьи на страницах журнала «Дошкольное воспитание» считает наиболее приемлемым для детей видом детского дизайна это фитодизайн и графический дизайн. В статье «Дети и дизайн» она предлагает педагогу с детьми создавать объемно-художественные композиции из растений (аранжировки растениями) и представляет несколько вариантов таких композиций: «Пустынный ландшафт», «Японский садик», «Рябиновые бусы», «Мышка в норке», «Зеленая лягушка».  

      В статье «Графический дизайн» , выше приведенный автор, указывает на ту серьезную роль, которую играет графический дизайн в нашей жизни, а также на доступность его для детей дошкольного возраста. Здесь она предлагает детям на занятиях изготавливать различные коробки и упаковки на разную тематику: «Новогодний сапожок», «Дизайн новогодних коробок», «Нарядные пакеты», «Коробка для торта», «Веселые ведерки», «Коробочки для карандашей» и др.  

   Что касается современных образовательных программ, то только в одной - программе «Истоки» - обращается внимание на новое направление - детский дизайн в старшем дошкольном возрасте. В программе «Радуга» существует раздел «Художественный труд», основу которого составляет народное творчество; в программе «Детство» в разделе «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки» раскрываются задачи приобщения ребенка к искусству, эмоционально-эстетическому отношению к окружающему.

      Таким образом, можно сказать, что под давлением времени, вопрос обучения детей элементам дизайна стала невероятно актуальным, изучение его только-только начинается, возможно, уже на подходе несколько серьезных трудов по этой проблеме. Но сейчас объем источников невероятно мал, хотя по имеющемуся передовому педагогическому опыту уже можно и нужно использовать дизайн-деятельность в детских садах. Ведь мы хотим, чтобы наши дети понимали красоту и умели создавать ее, так как это очень важно для всестороннего развития ребенка.  

2.2 Организация обучения элементам дизайна как условие развития  художественного  творчества детей старшего дошкольного возраста.

        Новая концепция детства и художественного образования повышает сегодня ответственность семьи и педагога, формирующих у детей эстетическое отношение к миру. Развить эти природные задатки призван взрослый: научить ребенка «активно» видеть красоту действительности, природного окружения и произведений искусства, научить «изображать, украшать, строить и творить», знакомить с богатством и разнообразием произведений культуры и искусства.

Как мы уже выяснили ранее, детский дизайн является одним из тех видов деятельности, который наиболее полно способствует развитию  художественного  творчества у детей.

     Поэтому одним из важнейших условий при организации занятий по обучению детей элементам дизайна является организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обеспечение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Здесь немаловажна работа с родителями их активном взаимодействии их с педагогом.

Также одно из важнейших условий развития детского творчества - единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.

     Освоение художественно-творческой деятельности, а соответственно и обучение детей элементам дизайна, немыслимо без общения с искусством, в данном случае - дизайн-искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

    Поскольку творчество - это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном обучению детей подобной деятельности необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит данная творческая работа.

       Непременным условием при организации занятий по детскому дизайну должна быть атмосфера творчества. То есть стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда они чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить.

          Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов.

      Мотивация задания - существенное условие творческой активности ребенка.

      Другое условие - бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.  

       В обучении детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна используется следующий художественный материал:

1. Бумага и картон: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона.

2. Природный материал: аппликации из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.

3. Бросовый материал: аппликации из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т.д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы).

4. Ткань и другие волокнистые материалы: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись.

Очень важно, чтобы предъявляемые взрослыми творческие задания были приняты ребенком. Поэтому все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.

Комарова говорит о том, что детское  художественное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Такое руководство возможно в том случае, когда педагог знает, чему и как учить детей, имеет необходимую подготовку в области искусства, сам владеет изобразительными навыками и умениями.

       Для художественного творчества детей характерен поиск, непосредственность и яркость передачи впечатлений. Они любят экспериментировать с художественным и бросовым материалами, перестраивают свою деятельность в зависимости от получаемого результата, который могут сами оценить и при необходимости находят пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, малыш приходит к решению поставленной задачи. Это все могут дать ребенку занятия дизайном. В художественной дизайн-деятельности ребенка формируется его психика, интеллект, развиваются новые формы общения и возникают новые виды   творчества.

        Таким образом, детский дизайн - новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

На   шестом - седьмом  году жизни интенсивно развиваются художественное восприятие и творческие способности детей, повышается стремление к самостоятельному творчеству, формируется оценочное отношение к окружающему, поэтому именно этот возраст очень благоприятен для занятий по дизайн-деятельности. Дети уже согласованнее могут выполнять общие работы, и боле качественно - индивидуальные. А при соблюдении выше перечисленных условий будут достигнуты очень хорошие результаты.

ГЛАВА III.   Система работы по ознакомлению дошкольников  старшего дошкольного возраста с дизайн деятельностью  

3.1. Содержание и методы работы с детьми 

       Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено  диагностическое исследование детей среднего дошкольного возраста. В процессе нашего исследования на этапе проведения  констатирующего эксперимента нами была поставлена следующая цель: выявить исходный уровень развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста (приложение 1).

       Проведенный нами анализ   развития художественного  творчества детей  среднего  дошкольного возраста   показал необходимость повышения уровня и качества  дизайн деятельности детей в дошкольном учреждении, а также результаты констатирующего эксперимента, позволили нам перейти к формирующему эксперименту. Целью его явилось: развитие у детей старшего дошкольного возраста художественного  творчества средством обучения детей элементам дизайна.

    Для реализации выше указанной цели нами была разработан и апробирован проект «Юный дизайнер» (приложение 2).   Занятия с детьми, в процессе реализации проекта «Маленький дизайнер», позволяют приобщать их к наблюдению за действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества умения, видеть мир глазами художника, формировать наблюдательность и внимательность, предоставлять свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

     Цель проекта «Маленький дизайнер»: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности  посредством обучения детей элементам дизайна.

         Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Обучение детей элементам  дизайн-деятельности.
  2. Развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
  3. Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных   замыслов;
  4. Формирование навыков детей  в работе с разнообразными материалами;
  5. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников, через дизайн – деятельность.

 

Обучение  дизайну осуществляется поэтапно.

 

      В детском  возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводила игры: «Юный дизайнер», « Укрась костюм» « Придумай интерьер», « Замени предметы», « Веселый цвет», «Художественный салон» и т.д.  Знакомила  дошкольников с различными новыми  методами и технологиями  используемыми в дизайне: «Скрепбукинг», «Римейка», «Декупаж», «Пескография». Обучала  умению моделировать одежду, при этом идет формирование эстетического вкуса, художественного кругозора, понимания проектирования одежды, как творческого процесса, приобретение знаний и навыков создания моделей одежды.   

     Наблюдая за детским творчеством видно,  какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т.д.).  На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном  мы используем на занятиях детским дизайном.

    В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. В процессе дизайнерской деятельности дети  и родители знакомились с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и  новыми технологиями. Тематика  занятий с детьми была очень разнообразна. Это:

  • архитектурно–художественное моделирование;
  • дизайн интерьера;
  • дизайн одежды и украшений;
  • дизайн посуды.

   При восприятии конечного результата своего творчества старшие  дошкольники проявляли активный, ярко выраженный интерес к дизайну. Дети давали оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества.  

Рассмотрим каждое из них.

  • Архитектурно-художественное моделирование:

    Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.

    Данную задачу решаю через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества. Дети знакомились с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками. Для воплощения своих идей  на клубных занятиях дети создавали проекты на темы:

  • «Фонари на улицах города»;
  • «Детский сад мы строим сами» ( изготовление макета );
  • «Домики трех поросят»;
  • «Дом для птиц».

Данные работы были выполнены из разного материала ( картон, бумага, пластиковые флаконы , коробки, бросовый и природный материал).    

  • Дизайн интерьера:

       В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно - развивающая среда, поэтому особое внимание детей я обращаю на украшение интерьера. В данном случае интерьер выступает эталоном эстетического воспитания, в котором ребенок черпает безграничное море фантазии и творчества. Дети обращают внимание на  окружающие объекты, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, фактуры, величины, пропорций.

        Для дизайнерской деятельности дети  собирали растения и минералы, использовали бумагу, ткани, природные материалы, создавали из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта:

  • «Дары осени»;
  • «Кудрявые деревья»;
  • «Весенний лужок»;
  • «Наш аквариум».

          Интересен и полезен  детям дизайн композиций из даров природы (зелень, сухостой, овощи, фрукты). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте, познают удивительный и необъятный мир природы. Ведь природный материал- кладовая для фантазии и игры воображения. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, что приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Так маленькими дизайнерами были созданы  прекрасные композиции:

  • «Старичок – лесовичок»;
  • «Черепаха»;
  • «Золотая осень»;
  • «Золотой петушок»
  • «Сказочный павлин». 
  • Дизайн одежды и украшений: 

      Особое внимание уделяю ознакомлению  детей с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Игры художественного содержания и сюжетно- ролевые игры побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки), декора к спектаклям. На своих занятиях я знакомлю детей с костюмами разных народов мира, а они в свою очередь дают толчок для творчества, созданию новых коллекций одежды, которые отображают яркий колорит, национальные мотивы и традиции. Дети,  полюбившие народную культуру, всегда будут чтить традиции своего народа, а значит любить, уважать и сохранять то, что было накоплено веками и  тысячелетиями. Так дети с удовольствием создавали головные уборы, выполненные по мотивам  мордовского, татарского, русского  костюмов. 

        Направление «Моделирование и декор одежды» -  позволило ознакомить детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов. Работа в этом направлении формировала у дошкольников внимание и интерес к своему внешнему виду, кукольно-игровому гардеробу. Дети узнали, что одежда может многое рассказать о человеке: например, о его художественном вкусе, о чувстве меры в следовании моды. На основе эскизов одежды, вместе с педагогами и родителями дети создавали предметы объемного дизайна: модели головных уборов, платья, костюмы из бросового материала.

     Дети  придумывали новые  и удивительные коллекции одежды:

  • «Галстук для папы»;
  • «Шляпы, короны, кокошники»;
  • «Красивые бусы и браслеты»;
  • «Платье для мамы».
  • Дизайн посуды:

        В  старшем дошкольном возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня, столовая), но и наблюдая и оценивая убранство комнат, дети переносят доступные им принципы эстетического единства  в свое творчество. Дошкольники знакомятся с различной посудой  (столовый сервиз, чайный сервиз)  и вносят красоту художественной образности, убранства в собственную практику создания культурно – игрового интерьера.

     Маленькие дизайнеры научились видеть и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Так дети придумывали новую посуду, сервизы, чайные наборы:

  • «Стаканчики для карандашей»;
  • «Вазу для мамы»;
  • «Посуду для кукол».

        Маленькие дизайнеры участвуют в персональных выставках, где представляют свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала.   Тематика выставок  достаточно разнообразна: « Овощной калейдоскоп», «Мастерская Деда Мороза », «День Защитника Отечества », «Весенние букеты » и др.

 

 

3.2. Взаимодействие с родителями

   В процессе работы  с  воспитанниками  я почувствовала стремление родителей к совместному творчеству с детьми и стала вовлекать их в совместную деятельность. Родители  стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформлении выставок, посещать  занятия т. к. увидели, что дети посещают их с большим желанием, учатся фантазировать, творить, создавать прекрасные произведения искусства.

    В течение  двух лет  родители помогали нам в работе. Приносили совместно созданные поделки, композиции, панно, украшения для группы, плакаты.  Показывали свое мастерство в создании весенней коллекции. Ими были придуманы модели одежды из бросового материала: « Радуга »,   «Рыцарь», « Карамельная принцесса », « Жемчужная ночь »и др.  К подготовке конкурсов приобщали активных бабушек. В результате проведенных мероприятий дети и родители получили положительные эмоции, проявили творчество и фантазию, показали хорошие умения и навыки дизайнерской деятельности.

     Возрос неподдельный интерес  родителей к творчеству своих детей, появился соревновательный момент. Выставки всегда оформлялись торжественно. Все «шедевры» оценивались по достоинству и не оставались незамеченными. Посмотреть их могли все желающие. Сколько разнообразных тайн открывали дети, изучая мир природы. Душа ребенка необыкновенно открыта в такие минуты. Он начинает понимать, что конечный результат зависит  от него. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время.

   За активное участие в конкурсах и подготовку замечательных поделок группам вручаются благодарственные письма с указанием имен родителей и детей. Организация таких выставок стала нашей хорошей традицией.

3.3. Оценка эффективности системы работы

    Проведя сравнительный  анализ  усвоения   проекта «Юный дизайнер» на начало 2010 – 2011  и 2011 – 2012 учебного года (приложение3), можно отметить, что уровень усвоения детьми данного материала, а именно развитие художественно-творческих способностей, повысился  на 25%.

       На протяжении двух  лет  мы знакомили детей с разнообразием  прикладного искусства, учила сочетать цвета, использовать разнообразные материалы и всю цветовую гамму, учила создавать прекрасное своими руками, видеть    восхитительное  в том, что нас окружает в повседневной жизни.  В результате занятий по детскому дизайну  дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Творческая активность проявилась также в способности планировать свою работу. Дети научились замысливать образ, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата.  

     У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

 Все это позволило детям  ежегодно   участвовать в   Международном конкурсе «Марш парков», где занимали призовые места; в 2009 году заняли 1 место в городском конкурсе рисунков и плакатов «В защиту хвойных деревьев»; в 2011 году получили диплом участника 1 городского фестиваля творчества в номинации «Русь мастеровая».  Коллективный плакат на тему: «Огонь - друг, Огонь - враг! » был оценен жюри по достоинству. И в этом конкурсе маленькие дизайнеры  тоже заняли 1 место. За плакаты по правилам поведения на дорогах дети были награждены  почетными грамотами и призами.  

Таким образом, гипотеза оказалась верной: обучение детей  старшего дошкольного возраста элементам дизайна  является эффективным, при соблюдении   требований:

- цикл занятий   строиться последовательно и включать в себя разные виды дизайн-деятельности;

- донесение до детей смысла и значения дизайн-деятельности, ее практической направленности;

- практического использования продуктов детской дизайн - деятельности в детском саду;

- организация восприятия детьми образцов дизайн искусства;

- организация взаимодействия ДОУ с семьей ;

- а также наличия необходимого материального оснащения занятий по детскому дизайну.

      Таким образом, художественно - эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения детей к основам дизайнерской деятельности я рассматриваю как основу деятельной и саморазвивающейся, творческой личности. Поэтому я считаю эту работу необходимой, системной и целенаправленной и планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью. Данный проект можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      На основании вышеизложенного,  можно сказать, что под давлением времени, вопрос обучения детей элементам дизайна стала невероятно актуальным, изучение его только-только начинается, возможно, уже на подходе несколько серьезных трудов по этой проблеме. Но сейчас объем источников невероятно мал, хотя по имеющемуся передовому педагогическому опыту уже можно и нужно использовать дизайн-деятельность в детских садах. Ведь мы хотим, чтобы наши дети понимали красоту и умели создавать ее, так как это очень важно для всестороннего развития ребенка.  

      Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.

    Поэтому в своей работе мы обратились к этой новой на сегодняшний день деятельности - детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию  художественного творчества.

        Таким образом, результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и доказали, что старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами, а в результате занятий этой деятельностью повышается художественное творчество. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, помогая друг другу, с помощью педагога, они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры.

 

Использованная литература:

  1. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн», М., 2006г.1, 2 часть.
  2. «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. - М.,2003
  3. Лыкова И.А.Цветные ладошки: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.-М.2003.
  4. Лялина Л. А  Дизайн и дети: из опыта методической работы.- М., ТЦ Сфера, 2006.
  5. Евстигнеева Н.В.Изобразительное искусство и художественный труд.-М.. 1998.
  6. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников.- М., 2004
  7. Лялина Л.А.Дизайн пришел в детский сад. // Методист дошкольного образовательного учреждения№2.2009.
  8. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.2007.
  9. Дорожин Ю. « Искусство – детям »: Первые уроки дизайна.- 2005, № 1
  10. Рыжова Н. Букарева А. Необычное  в обычном .// Обруч – 2008, № 6
  11. Логинова Л. Дизайн – премьера. // Обруч -2008, № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайнерской деятельности"

материал из опыта работы представлен на городском методическом объединении по дизайн – деятельности - особому виду художественной деятельности, объединяющей в себе различные виды творчества: рис...

Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Технология тестопластики в развитии художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность в современный период нашла свое место и в детских дошкольных учреждениях. В презентации описание опыта работы: реализация проекта по создания Дымковской игрушки детьми из с...

Презентация опыта работы на тему «Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем бол...

«Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна»

От природы каждый ребенок талантлив, одарен, но развитие одаренности в дошкольном возрасте имеет скрытый характер, который необходимо раскрыть, развернуть, развить. Художественная одаренность ярч...

Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...