Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы.
материал

Авраменко Светлана Викторовна

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                         Авраменко С.В

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна

              «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения.

        Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»

                                                                                Выготский Л.С.

Современная ситуация развития диктует необходимость проявления творческих способностей человеком уже в период становления личности. Интенсивность изменений настолько высока, что для того чтобы идти в ногу со временем, необходимо обладать способностью переносить имеющиеся знания и умения в различные ситуации, творчески комбинировать знакомые элементы деятельности и создавать качественно новые.

Поэтому с самого рождения ребенка необходимо создавать условия для развития у него творческих способностей, реализации его творческого потенциала.

На современном этапе развития системы дошкольного образования в России наиболее важными задачами образования дошкольников являются задачи, направленные на развитие детского творчества и продуктивной деятельности. Предполагается, что ребенок сможет самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач, в зависимости от ситуации сможет преобразовать их. Обладая такими умениями, дошкольник сможет предложить собственный замысел и воплотить его в различных видах деятельности.

На сегодняшний день внимание педагогов все больше обращается на новое направление художественного воспитания дошкольников – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.

        Дизайн для детей – это создание для ребенка комфортной, материальной среды.

Детский дизайн  это непосредственно выполнение работы самими детьми.    

В совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме.

        Наблюдая за детьми на занятиях по художественно-эстетическому развитию, анализирую детские работы, был выявлен достаточно низкий уровень умений и навыков в овладении различных технологий, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Также заняться проблемой творческого развития, меня подтолкнуло особенное отношение детей к обычным вещам.  Я замечала, какое значение дети придают своим «драгоценностям» (камешкам, бусинкам, коробочкам, пуговицам и т.д). Поэтому я приняла решение учесть это при разработке плана для создания   нашего проекта. Ведь именно то, что ближе к ребенку, помогает раскрыть ему свои творческие возможности.

Проводить обучение детей детскому дизайну для успешного развития творческих способностей детей на основе существующих программ  затруднительно, так как недостаточно материала по данной теме. Исходя из этого, мы поставили перед собой задачу разработать творческий  проект «Маленький дизайнер», включающий комплекс мероприятий  по развитию художественно творческих способностей детей старшего дошкольного и реализовать его в течение учебного года.

 Проект, рассчитан на один учебный год, включает совместную деятельность с детьми 5-6 лет, состоящий из 36 занятий в год продолжительность 25-30 минут во вторую половину дня.

    Особенность  нашего  проекта   заключается в том, что наряду с традиционными видами декоративно – прикладного искусства, включенных в основную общеобразовательную программу для детей дошкольного возраста, предлагается ознакомление детей с дизайном, в процессе чего дошкольники раскрывают и развивают в себе творческий потенциал с помощью новых техник и материалов.

Цель нашего проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна.

Достижение цели возможно через реализацию следующих задач:

  • Обучение детей элементам дизайн – деятельности.
  • Развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного  творчества взрослых и детей;
  • Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
  • Формирование навыков детей в работе с разнообразными материалами;
  • Повышение уровня компетентности родителей  в вопросах развития творческих способностей дошкольников,  через дизайн – деятельность.

Для реализации проекта нами были учтены следующие необходимые условия:

  • Организация предметно – развивающей среды в группе;
  • Подбор традиционных и нетрадиционных инструментов и материалов;
  • Сезонность;
  • Праздничные даты;
  • Взаимодействие с родителями воспитанников.
  • Результаты наблюдения уровня развития художественно-творческих способностей детей.

Совместную работу с детьми мы строили  на следующих принципах:

  1. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.

  2. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

  3. Принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

  4. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

      Детский дизайн рассматривается как элемент общей воспитательной работы, направленной на развитие гармонично развитой личности. На занятиях мы знакомим детей с понятием «Дизайн». Каждое последующее занятие опирается на предыдущее и способствует развитию представлений у воспитанников, воображения, эмоциональных переживаний, собственного видения окружающего мира. Знания и умения детей становятся постепенно полными, разнообразными.

           Детский дизайн ориентируется на создание оригинальных игрушек, поделок, подарков, сувениров, аксессуаров, интерьеров. Создавая наш проект, мы включили для знакомства основные виды дизайна: Аранжировка, дизайн одежды, декоративно-пространственный дизайн. Но в своей работе мы внедряли декоративно-пространственный дизайн, который включает в себя все виды художественного творчества: рисование, лепку, аппликацию, конструирование, ручной труд. 

Декоративно-пространственный дизайн позволил нам вместе с детьми украсить группу к  таким праздникам, как «Новый год», «Осенины», «8 Марта», а также создать ландшафт нашей клумбе «Альпийская горка»,  предметно-развивающую среду группы. Для того, чтобы   занятия носили творческий характер, мы давали  детям возможность работать самостоятельно, используя    различный материал и технологии (природный и бросовый материал; квиллинг, бумагопластика, декупаж, торцевание, обрывная аппликация, оригами, роспись, тестопластика).

       В своей работе мы использовали разные  формы работы с детьми: совместная деятельность взрослых и детей,  самостоятельная деятельность детей, беседы, выставки, конкурсы, наблюдения, творческие проекты, эксперименты, знакомство с  иллюстративным материалом. Элементы дизайна использовали  во всех видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).

В ходе реализации проекта  была осуществлена работа с родителями. Мы отобрали самый интересный и необходимый материал, стараясь разнообразить формы и заинтересовать их. Мы активно вовлекали их в творческую деятельность. Нами предлагались  задания для совместного творчества, например, изготовление новогодних игрушек, атрибутов для игр, осенних поделок и т.д. Также предлагали  поучаствовать в оформление клумбы и участка. Взрослые здесь выступают не только в роли советчиков, но и в роли  участников действия. Были проведены тематические  консультации «Дизайн в семье», «Как развить художественно-творческие способности у ребенка 5-6 лет».

            После проделанной работы мы прогнозировали положительный результат. Занятия с детьми дизайнерской деятельностью, позволяют сделать вывод о том, что в процессе овладения ребенком навыками дизайна, он формируется как творческая личность. Таким образом,  наблюдение  за детьми  показало увеличение количества воспитанников, способных проявить художественно-творческий потенциал. У детей повысилась творческая активность, инициативность и самостоятельность, ребята научились задумывать образ и искать средства воплощения, продумывать последовательность и добиваться результата.         Систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Занимаясь дизайном, дошкольники раскрывают и развивают в себе творческий потенциал с помощью новых техник и материалов.

       Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению. Применяя опыт дизайна, украшая мир вокруг себя, у детей развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус, Создавая дизайнерские работы, дети учатся благоустраивать быт в детском саду и дома.

Список литературы:

  1. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников.- М., 2004
  2. Лялина Л. А  Дизайн и дети: из опыта методической работы.- М., ТЦ Сфера, 2006.
  3. Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.
  4. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 65-71
  5. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Занятия с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  6. От рождения до школы: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-М.: Мозаика-Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

«Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна»

От природы каждый ребенок талантлив, одарен, но развитие одаренности в дошкольном возрасте имеет скрытый характер, который необходимо раскрыть, развернуть, развить. Художественная одаренность ярч...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию художественно-творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Мастерская Незнайки»

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-разви...

Доклад " Формирование интереса к родному городу у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности." ( из опыта работы)

Мы живем в большом и прекрасном городе - Москве. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с ...